101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Контролируем по шкалам

  • Сергей Сергеев
  • 9 февраля 2008 г.
  • 7900

Сергей Сергеев

Контроль растискивания | Назначение — определить изменения площади печатных элементов оттиска по сравнению с аналогичными, заданными на фотоформе и воспроизведёнными на печатной форме. Растискивания не избежать, с каким декелем ни работай, но можно компенсировать (например, функцией Dot Gain в Photoshop). Насколько увеличивается растровая точка при копировке и печати, настолько и уменьшают её значение ещё на стадии формирования файла. Есть разные тесты на растискивание, самый распространённый — 40% и 80% растровые точки (тест повторяется на шкале для каждой секции). Можно мерить денситометром или визуально. Если 40% точка не переходит в шахматную клетку, а 80% — в плашку, значит, растискивание в норме.

Контроль скольжения | Назначение — определить изменение конфигурации печатных элементов оттиска. В качестве контрольного используется радиальная мира. Если её графические элементы воспроизведены без искажения, то скольжение отсутствует. Появляющаяся «восьмёрка» характеризует наличие скольжения, а ориентация — его направление. Точка в месте схождения всех лучей миры говорит ещё и о растискивании. Тест повторяется для каждой секции.

Оценка точности градационной передачи | Градационная характеристика — важнейший показатель растрового оттиска. Если учесть, что интервал оттиска — 1,8, а слайда — 4,2, очевидно, что градация репродукции задаётся с намеренным искажением. Искусство оператора, например, сканера, в том, чтобы внести эти искажения с учётом информационного содержания оригинала. Если сюжетно-важные детали оригинала расположены в полутонах, именно их следует воспроизвести максимально приближенно к оригиналу, намеренно исказив информацию в полутонах и светах. Но для этого оператор должен точно знать градационную характеристику печатного процесса и быть уверенным в том, что дополнительных искажений он в градацию оттиска не вносит. В качестве контрольного элемента может использоваться растровая шкала 5–95% с шагом в 20-25% (возможны варианты). Если на оттиске сохраняется заданное печатной формой соотношение растровых элементов шкалы, то градация репродукции, заданная в допечатных процессах, не нарушается. Тест повторяется для каждой секции.

Оценка чёткости воспроизведения мелких элементов оттиска | Контрольные элементы — растровые элементы минимальной (2%) и максимальной (98%) относительной площади. Являются элементами сквозного контроля копировально-формных и печатных процессов, т. е. должны присутствовать как на печатной форме, так и на оттиске. Если на оттиске 2% точки обращаются в ноль, а 98% — в плашку, то мелкие элементы в сюжете оттиска также будут отсутствовать, т. е. исказятся высокие света и глубокие тени репродукции. Тест повторяется для каждой секции.

Контроль равномерности наката краски на плашку | 100% плашки, имеющие размеры сканирующего пятна денситометра, располагаются в ряд вдоль «хвоста» запечатываемого листа, чтобы контролировать равномерность наката с учётом потребления краски конкретной печатной формой. Денситометрические плотности для каждой краски, бумаги и типа машины заданы технологическими инструкциями для каждого вида печати. Тест повторяется для каждой секции.

Контроль двойного и тройного наложения красок | В зависимости от цели, поставленной перед данным контрольным элементом, представляют собой простые плашки, как в предыдущем случае, или более сложные элементы для контроля треппинга (об этом — не сейчас). Дают представление об истинных цветах синих, красных и зелёных участков оттисков, полученных данной триадой красок на тиражной бумаге.

Контроль баланса по серому | Если немного упростить, то наложение растровых элементов на оттиске в соотношении 40%Ж + 40%П + 50%Г должно дать цветовое ощущение нейтрально-серого цвета. Поэтому данный контрольный элемент на шкале располагается рядом с 50%Ч. Если цвета похожи, то печатник выдержал заданную толщину слоёв цветных красок. Если цветовой оттенок Г+П+Ж не серый, а цветной, то цвет оттенка подскажет недостаток или избыток какой-либо триадной краски на оттиске.

Контроль баланса краска/вода | Чем меньше воды и больше краски на форме, тем контрастнее оттиск. В связи с этим количество воды на форме держится минимальным — до первых признаков «тенения» пробелов. «Длинные» тиражи приводят к тому, что краска начинает эмульгировать, что приводит в т. ч. к изменению цветовых характеристик оттисков. Несмотря на разнообразие имеющихся и разрабатываемых тест-объектов контроля этого параметра, они не всегда объективно отображают реальную картину печати конкретного тиража, поскольку баланс зависит в т. ч. от соотношения площадей пробельных и печатающих элементов на печатной форме. Тем не менее, от того, насколько быстро выходит машина (точнее, весь технологический процесс печати) на устойчивый баланс краска/вода и удерживает его, зависит количество технических отходов на приладку и отбраковку по разнотону. Тест повторяется для каждой секции.

Контроль правильности работы самонаклада | При приладке требуется оценить, в т. ч. как точно работает самонаклад, поскольку от этого зависит качество продукции. Листовая составляет только часть заказов любой типографии, а все прочее нужно фальцевать, высекать и т. п. А если самонаклад «кидает», то, несмотря на присутствие всех прочих признаков качества оттисков, тираж придётся перепечатывать. Для контроля используют нониусную шкалу — «марку», расположенную на стороне работающего автомата бокового равнения. Контроль осуществляется по идентичности оттисков «марки» на не менее чем 10-ти листах, взятых подряд. Для верности можно отпечатать листы вторым прогоном. Если «марки» после обоих прогонов совпадают, всё ОК. Тест размещается на форме одной (чаще 1-й) секции.

Контроль совмещения по секциям | Здесь всё просто: метки (кресты, «глобусы» и проч.), придуманные человечеством за время развития цветной печати. Главное пожелание — толщина линий крестов должна быть равна разрешённому для данного вида работ несовмещению. Тогда печатник может визуально оценить, «входит» он в допуск или нет. Но само совмещение объективно зависит от описанных выше контролируемых параметров. Тест повторяется для каждой секции.

Нельзя объять необъятное | Контролировать хочется всё. Но большинство стандартных шкал содержат элементы, которые нужно и можно контролировать в течение печатного процесса. Поэтому шкалотворчество бесконечно.

Об авторе: Сергей Александрович Сергеев (sergeev@animar.ru), к. т. н., доцент МГУП, технический директор «Анимар».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Простой запрос в непростое время, или Кому флаер по рупь сорок?

Печать флаеров 10x21 см (1/3 листа А4), 4+4, 130 г/м2, мелованная глянцевая, 5000 и 10 000 экз. Есть готовый макет. Просьба указать сроки.

Адаптация к новой реальности

Тяжёлая в этом году выдалась весна. Хотя ожидания в год drupa были совсем другие, оптимистичные. Но не задалось…

Canon imagePRESS C165

Заключение: «лёгкая» цветная ЦПМ с высоким качеством печати для средних и небольших цифровых типографий.

Прощание с «сольвентом»

Для очень многих компаний, занимающихся широкоформатной печатью, до сих пор основным рабочим инструментом остаются сольвентные принтеры шириной 1,6 метра — настоящие рабочие лошадки на этом рынке.


Новый номер

Тема номера – «Спецэффекты». Опрос про загрузку типографий. Например об опыте типографий «Бронепоезд» (Железнодорожный) и Printovo (Краснодар) с новыми ЦПМ. «Детали» про Mimaki UJV100-160, обзор Canon imagePRESS C165. Тайный Покупатель флайеров.


Голосование
Используете ли вы небольшие послепечатные устройства с несколькими функциями (биговка, перфорация, высечка и т.п.)?
Да, это хорошее решение для малой типографии и по качеству продукции, и по производительности
66%
66 %
Да, такое устройство особенно выгодно в период кризиса
10%
10 %
Нет, у нас производство гораздо большего масштаба
10%
10 %
Нет, универсальное устройство никогда не сравнится со специализированным по качеству продукции и производительности
15%
15 %
Проголосовало: 41