101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Лаковый мой, ВД, УФ да масляный...

  • Сергей Сергеев
  • 13 августа 2008 г.
  • 5860

На хорошие вещи у нас никогда нет денег, зато на блестящие находятся. Этим пользуются все, в т. ч. полиграфия: глянец наводят везде — даже там, где он и не понадобится. Так появилась привычка к лакированию, подкреплённая технологией и добавившая проблем заказчикам, исполнителям и потребителям. А начинаются сложности уже при выборе лака…

Конечно, лакирование отпечатанной продукции имеет и огромные перспективы, ведь ассортимент лаков позволяет решать разно-
образные задачи. Это защита красочного слоя от истирания и царапанья, придание оттиску глянца или наоборот (в зависимости от дизайна), местное или общее лакирования с дополнительными эффектами, грунтовка оттисков, создание на поверхности оттиска блистерного или термоустойчивого покрытия.

«Дёшево и сердито» лакировать «масляным» офсетным лаком — он справляется отменно, не слишком заметен на изделии. Используется и в декоративных целях, например, если отпечатанный на глянцевой бумаге тираж покрыть матовым лаком, в т. ч. локально, для устранения блеска бумаги там, где это нужно. Но чаще в таком случае применяют выборочное покрытие УФ-лаком, контрастнее выделяющимся на бумаге. От глянцевого УФ-лака получается блестящая поверхность, а матовый даёт ощутимый «бархатистый» слой.

Сложность объективной (да и субъективной) оценки результатов лакирования в том, что она проводится не ранее, чем через 2 часа после печати. Ведь до завершения плёнкообразования глянец свежеотпечатанного оттиска корректно не оценишь.

Масляные лаки

Просты в применении, лакируют ими через красочный аппарат сразу после печати («по сырому») либо вторым прогоном, после закрепления краски на оттиске («по сухому»), в зависимости от красочности печатной машины. Закрепляются, как и краски, но лак может лечь на участок с суммой относительных площадей печатных элементов до 320%, поэтому после лакирования нужно применять противоотмарывающий порошок. При покрытии хорошо впитывающих марок бумаги, чтобы повысить глянец, увеличивают скорость первоначального закрепления лаковой плёнки. Только помните — масляные лаки приводят к определённому пожелтению оттиска: используйте их, когда дефект не столь заметен, например, для местного лакирования.

Перед лакированием очистите печатную секцию, через которую будет наноситься лак. В первую очередь — валики красочного аппарата, поскольку лак проникает в поры резины и «вытаскивает» наружу накопившиеся в них частицы пигментов от предыдущих тиражей.

Сплошное лакирование масляными лаками аналогично печати красочной плашки и производится при отключённом увлажняющем аппарате. Для выборочного изготавливается специальная форма или используется форма жёлтой краски. Тогда лакирование происходит как печать с офсетной формы при включённом увлажняющем аппарате (характеристики увлажняющего раствора те же, что для красок).

При печати с последовательностью красок KCMY масляный лак можно вводить в последнюю (жёлтую) краску, но не более 10%, чтобы не изменить цветовое содержание оттиска.

Масляный лак увеличивает прочность оттиска к истиранию. На матовой мелованной бумаге краска закрепляется хуже, чем на глянцевой; чтобы повысить механическую прочность оттисков, для них рекомендуется лакирование.

Степень глянца лакового оттиска зависит от толщины слоя лака и характера запечатываемой поверхности. Глянец масляного лака меньше глянца воднодисперсионного (ВД) и УФ-отверждаемого. Это не компенсируешь повышением подачи лака при печати, поскольку его можно наносить на оттиск максимум 2 г/м2. При большем количестве лак будет хуже сохнуть и склеивать оттиски в стопе. Кроме того, лаковая плёнка приобретёт желтоватый оттенок.

И уж если всё так непросто, используйте ВД-лаки, обеспечивающие глянец на 60-75% выше масляных и имеющие более прозрачную плёнку. Это позволит быстрее передать отпечатанную продукцию для обработки.

Воднодисперсионные лаки

Дисперсия из высокомолекулярных полимеров, смол, воска, смачивателей, пеногасителей в воде закрепляется за счёт испарения растворителя и частичного впитывания в бумагу; определённое количество влаги остаётся в лаковой плёнке. Скорость закрепления инициируется обдувом стопы тёплым воздухом и ИК-сушкой. Эти технологии реализуются в удлинённых сушильных устройствах.

Поскольку трудно напрямую рассчитать количество нанесённого на запечатанную поверхность ВД-лака, пользуются косвенным способом, учитывающим рабочую вязкость лака при температуре 20°С. Она должна соответствовать маркировке на упаковке — 35-45 с. Повышенная вязкость приводит к образованию неравномерной лаковой плёнки, пониженная — к уменьшению её толщины. Если вязкость лака высокая, его разбавляют в соответствии с рекомендацией фирмы-производителя. Малая вязкость лака вызывает снижение глянца/матовости и проблемы при лакировании и сушке, ухудшая защитные свойства лака.

При лакировании оттисков «по сырому» время закрепления 15-35 с. Оно увеличивается при плохой впитывающей способности лакируемого материала, слишком больших толщине красочного слоя и подаче лака. При двухстороннем лакировании лак должен сначала закрепиться на «лице», после чего допускается лакировка «оборота».

Бумага должна быть массой 1 м2 менее 130 г, а повышенная температура ИК-модуля сушки и в стапеле может вызвать слипание оттисков. Предпочтительнее обдув стопы тёплым воздухом и обязательная его циркуляция, поскольку проникающее в неё довольно глубоко ИК-излучение аккумулируется и долго сохраняется.

Перед печатью и лакированием оборотной стороны листа следует выдержать оттиски, чтобы они остыли, и контролировать состояние листов в стопе первые часы после лакировки. Поскольку оттиски приобретают устойчивость к впитыванию влаги, при лакировании оборотной стороны листа используйте водонерастворимый противоотмарывающий порошок.

ВД-лакирование выполняется в сплошном и выборочном режимах. В любом случае это предполагает самостоятельную печатную форму — офсетную резину с вырезанными во втором случае участками пробельных элементов. Подготовка лаковой секции к выборочному лакированию — трудозатратный процесс именно из-за ручной вырезки пробелов на офсетной резине (машина-то простаивает). Впрочем, есть технология, подтверждённая конструкцией замков крепления «лаковых» форм. Она заключается в использовании специальной формной резины для выборочного лакирования, предварительно очувствлённой диазослоем. Если скопировать на него «лаковую» фотоформу, то изготовление печатной лаковой формы можно вести вместе с основным комплектом офсетных форм «вне» машины, не уменьшая время её полезной нагрузки ручной вырезкой пробелов по красочному оттиску.

Окончание следует…

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Творческая трансформация в стиле ConceptD

Каков в деле ноутбук-трансформер Acer класса рабочей станции с сенсорными экраном и пером Wacom? Впечатления цифрового иллюстратора.

ТЕСТ: Второй раз — в премиум-класс

Вы знали, что каждая тонна переработанной бумаги, картона и гофрокартона сохраняет примерно 17 деревьев, 26 тонн воды и 11 баррелей нефти? А ведь в процессе переработки есть ещё много всего таинственного и интересного.

Используете ли вы небольшие послепечатные устройства с несколькими функциями (биговка, перфорация, высечка и т. п.)?

Большинство участвующих в опросе согласно с тем, что небольшие универсальные послепечатные устройства являются хорошим решением для малых типографий.

Универсальные «солдаты» послепечати

Выбираем универсальное компактное послепечатное устройство, сочетающее в различных вариантах функции резки, биговки, перфорации и фальцовки.

Лак и фольга на «цифре» как символы яркой перспективы

Цифровая типография «Гуд Принт» (Екатеринбург) — одна из крупнейших на Урале — первой в регионе приобрела в феврале 2020 г. цифровую машину MGI JETvarnish 3DS & iFoil S для выборочного лакирования и фольгирования. Директор предприятия Алексей Сосновских считает установку этого оборудования полезной и перспективной и намерен формировать под него местный рынок.


Новый номер

Тема номера — «Универсальная печать». Запуски в пандемию: CTP Amsky в Ульяновске и ЦПМ Heidelberg в ПСП. MGI в «Гуд Принт». Инновации Koenig & Bauer к drupa. Обзор Mimaki UJV100-160. Тайный Покупатель о книгах в интегральном переплёте.


Голосование
Считаете ли вы перспективным переход на светодиодное отверждение в широкоформатной печати?
    Проголосовало: 45