2008.03.04, Автор: Дмитрий Старцев2673 прочтений

Трудно быть всем

Теги: Послепечать Publish

В полиграфической среде нет особой тяги к партнёрским отношениям, типографии не очень-то "дружат" между собой. Но иногда не остаётся другого выхода, как обратиться за помощью. Если нет оборудования или времени, чтобы закончить тираж в срок, на помощь прих

Услуги послепечатной обработки продукции — весьма развитое направление на Западе. Группа специализированных предприятий (т. н. binderies) обеспечивает большой поток работы, освобождая типографии от необходимости приобретать и осваивать послепечатное оборудование. Огромный опыт в своей области и большие производственные мощности позволяют сотням подобных «послепечатных типографий» успешно конкурировать с типографиями «полного цикла».

Например, в Rickard Bindery (США) круглосуточно работают 80 фальцевальных машин всевозможных размеров и разновидностей (23 под малоформатные заказы типа фармацевтических вкладышей), 22 машины склейки, 5 ВШРА (до 12-ти станций) и 2 кассетных фальцевально-клеящих агрегата. Работают буквально со всем — от миниатюрных сфальцованных вкладышей до сброшюрованных книг сверхбольшого формата со сложными вклеенными корешками, индексной вырубкой и разнообразными вставками и вклейками.

Специализируйся или умри

В Москве не наберётся и десятка специализированных предприятий послепечатной обработки. Некоторые даже не рекламируют свои услуги, поскольку недостатка в заказчиках не испытывают. «Таггерт-Полиграф» специализируется на ламинировании, припрессовке к листовой печатной продукции различных плёнок. Сайт компании с гордостью подчёркивает, что они не типография полного или частичного цикла и не имеют печатного оборудования. Для «Таггерт-Полиграф» отсутствие в парке печатных машин — дополнительное конкурентное преимущество: ни одной типографии не угрожает, что у них переманят клиента. При этом гарантируется конфиденциальность и отсутствие стремлений получить информацию о конечных заказчиках продукции. Компания предлагает, кажется, все виды припрессовки — ламинирование рулонное, горячее и холодное, одностороннее и двухстороннее, металлизированные, голографические и другие материалы, изготовленные методом холодного ламинирования.

В парке машин предприятия с говорящим названием «Постпринт» только техника для послепечатной обработки. Правда, стремясь к росту, минувшей осенью здесь установили новую и единственную печатную машину Komori. Оставаться прибыльным можно, но только оставаясь маленьким. Пока предприятие небольшое — мощностей хватает, чтобы с избытком загружать себя круглый год, но в сезон предновогодней лихорадки их может катастрофически не хватать. Логично приобрести дополнительное послепечатное оборудование с большей производительностью и автоматизацией. Однако тут скрывается серьёзный подвох. «Семь тигелей, 6 промышленных ламинаторов, 5 станков трафаретной печати и 120 человек персонала. Для меня основная проблема — загрузить производство, особенно в низкий сезон», — говорит директор типографии «Постпринт» Борис Левицкий. Для выхода из этой ситуации пришлось отойти от исключительной специализации на послепечати и стать настоящей типографией с печатным оборудованием.

Борис Левицкий не собирается делать из Даже перестав быть предприятием по уникальной послепечатной обработке, «Постпринт» верен основному принципу — специализации. «Располагая большими возможностями и отлаженной технологией отделки полиграфической продукции, мы задумались о собственном печатном оборудовании, — поясняет Левицкий. — Когда поняли, что настало время приобрести печатную машину, встал вопрос: какую. Она должна обеспечить загрузкой наше послепечатное оборудование. Именно поэтому выбрали машину, печатающую на пластиках, лентикулярах, самоклейке, других невпитывающих материалах. Их не фальцуют и не брошюруют, по ним делают тиснение, вырубают, покрывают УФ-лаком, то есть делают то, на чём мы специализируемся. И мы предупреждаем заказчиков, что не планируем покупать фальцовки, ВШРА и становиться типографией полного цикла, печатающей какие-нибудь каталоги». В типографии хотят сделать акцент на производстве высококачественной упаковки и рекламных материалов, поэтому приобретённая Lithrone S29 может печатать УФ-красками по пластику и металлизированным материалам и оснащена дополнительной лаковой секцией. Насколько это оправдано, покажет время.

Сложности производства

Для успешной деятельности предприятия по специализированной послепечатной обработке необходимы:

  • постоянная загрузка производства в течение всего года;
  • возможность оперативного выполнения заказов: круглосуточная работа на высокопроизводительном оборудовании;
  • площади для хранения и обработки большого количества продукции разных заказчиков;
  • удобство расположения: равноудалённость от всех потенциальных заказчиков-типографий.

Последние два пункта в современной Москве реализовать практически невозможно: большие площади в центре города арендовать не под силу ни одной, даже самой прибыльной типографии. А если производство расположено в Московской области, где арендная плата за помещения невелика, то отсекается большинство потенциальных клиентов: время доставки от заказчика и обратно может в разы превышать время на обработку тиража.

Такой бизнес по объективным условиям не может быть большим. Путей для роста совсем немного: приобретение мощного оборудования вызовет дисбаланс в годовом графике загрузки предприятия. Значит, остаётся единственный вариант — продолжать специализироваться. Самая приемлемая модель подобного бизнеса: 2–3 машины из каждого сегмента послепечатной обработки (высечка, ламинация, лакировка и т. д.). Такое сочетание оптимально для обеспечения плотной загрузки. Любая попытка расширения за счёт покупки дополнительных машин увеличит время простоев оборудования в течение года.

По мнению директора типографии «Арес» Александра Шнайдера, одна из причин неразвитости рынка специализированных услуг послепечати — отсутствие строгих стандартов в самой полиграфической отрасли: «Специалистов крайне мало, в каждой типографии свои правила подготовки макета (или даже отсутствие таковых), а расхлёбывать проблемы приходится на послепечати». В своей типографии наладить техпроцесс — задача реальная, но сделать это для всех сторонних типографий-клиентов невозможно. Кроме того, приёмка в работу срочных заказов чревата многими вопросами: а если число листов на технические нужды послепечати было рассчитано неверно; отпечатки не просохли перед ламинацией и плёнка отскочит вместе с краской; спуски сделаны так, что сфальцевать их правильно можно только вручную? Любая из таких проблем может быть фатальной для своевременного изготовления срочных заказов. Подрядчик по послепечатной обработке может оказаться «крайним» и легко потерять если не деньги, то репутацию, хотя объективно и не по своей вине.

Да и сами типографии, поставленные условиями рынка перед необходимостью срочного изготовления заказов, уже не могут позволить себе обладать только одной простой печатной машиной. Вынужденные сокращать сроки изготовления заказов, типографии постепенно обзаводятся послепечатным оборудованием, а стало быть, их потребность в стороннем специализированном предприятии послепечати резко сокращается. Ведь с самыми распространёнными видами работ в непиковые периоды они могут справиться и сами, а когда время поджимает, то даже на специализированном производстве не протолкнуться от желающих срочно (а лучше — вчера) обработать заказ.

Ещё одна проблема — послепечать в российских типографиях сильно недооценена. Отчасти виноваты сами типографии, привлекающие клиентов «бесплатной» допечатной и послепечатной обработкой. В ряде случаев так и бывает: заказы исполняются с меньшей нормой прибыли, и часть того, что будет заработано на печати тиража, уйдёт на оплату постпресса. Но чаще всего стоимость дополнительных работ прячется в стоимости отпечатка. В любом случае, это создаёт иллюзию у клиента, что послепечать ничего не стоит, значит, и в будущем нет смысла за неё платить…

Выживают только маленькие

Есть ли будущее у специализированных предприятий по послепечати? Сейчас в процессе создания или становления находятся ещё несколько небольших предприятий с основной специализацией в послепечатной обработке. Очевидно, рынок прокормит ещё много подобных фирм, пока рост не заставит их стать «настоящими типографиями» с печатным оборудованием.

Архив журналов в свободном доступе.

Купить номер с этой статьей в pdf

На ту же тему:
  • Зарабатываем на «металлах»

    Специальный обзор решений для цифрового нанесения фольги.

     

  • Дэвид Чен: «Для российских клиентов решения из Китая гораздо более приемлемы»

    Марка iEcho пока ещё не особенно известна в России, хотя партнёры этой компании сравнивают её промышленные планшетные режущие плоттеры, ни много ни мало, с такими лидерами этого рынка, как Kongsberg и Zünd. Мы встретились с директором по международным продажам iEcho Дэвидом Ченом на выставке «Реклама 2018» на стенде ГК «Терра Принт», где была впервые представлена модель iEcho TK3S, и задали ему несколько вопросов.

     

  • Защитники: варианты для листовых типографий

    Выбираем рулонный ламинатор для листовой продукции наиболее популярных в типографиях форматов — от SRА3 до B1.

     

  • Кратчайший путь к шикарному оттиску

    Выбираем производительные цифровые устройства для струйного УФ-лакирования и фольгирования.

     

  • Цифровые горизонты для офсетных типографий

    Совместная конференция Publish и «ITE Москва» продемонстрировала для представителей офсетных типографий разнообразные варианты развития с опорой на цифровые технологии — от внедрения цифровой печати и отделки до автоматизации и перехода к новым бизнес-моделям.

     

  • Прищурился и порезал

    На рынке цифровой промышленной планшетной резки уже сложилась определённая иерархия. Две самые известные марки — европейские Esko Kongsberg и Zünd — стали своего рода эталонами для индустрии. Но мир меняется, и, возможно, пришло время по-новому взглянуть на альтернативы. Во всяком случае разработчики китайской iEcho дерзко уверяют, что для них нет ни недосягаемых авторитетов, ни секретов в промышленной планшетной резке. А их новейшая серия TK3S предлагается в таком разнообразии форматов и с таким обилием функционала на выбор, что она способна удовлетворить практически любые пожелания полиграфистов. И не только их, но это уже история для другого журнала…

     


comments powered by Disqus