101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Картон меняется меняем картон?

  • Игорь Терентьев
  • 9 января 2008 г.
  • 5253
Какие новинки нам приготовили производители упаковочных мелованных картонов?

Мелованные упаковочные картоны — консервативный сектор, бренды здесь формируются и внедряются в сознание заказчиков годами. Но известные производители постепенно улучшают хорошо знакомые марки, а раз в один-два года даже выводят на рынок новые. Мы постарались узнать, что порадовало российские типографии за последний год, а также ознакомились с особенностями выбора материалов для некоторых эксклюзивных упаковочных проектов.

International Paper

В начале 2006 г. на фабрике Квидзин (Польша) был прекращён выпуск макулатурного картона Baltika. Компания сосредоточилась на выпуске картонов, не содержащих макулатурного сырья — Arktika (GC1) и Alaska (GC2). После завершения летом прошлого года модернизации картоноделательной машины PM4 свойства обоих картонов существенно улучшены (особенно показатели гладкости и жёсткости), а годовая мощность выпуска к концу 2006 г. будет доведена до 200 000 т. Как объяснила продукт-менеджер по мелованному картону европейского офиса International Paper Елена Лавренёва, обновлённые спецификации для Arktika и Alaska появятся осенью. В апреле запущено производство Arktika с массой 1 м╡ 180 г, в прайс-листах поставщиков он появится в ближайшее время.

Обновлено руководство пользователя по мелованным картонам от International Paper. 32-страничная брошюра формата А4 содержит подробное описание картонов, глоссарий, рекомендации по хранению, акклиматизации и устранению проблем в печати

Heinzel

В ноябре 2005 г. начались поставки в Россию макулатурного мелованного картона GrunoPlus (GD2) с фабрики De Eendracht karton (Голландия), которая входит в Heinzel group, плотности — от 225 до 325 г/м╡. С мая выпускается картон 350 г/м╡, а с августа планируется производство новой марки GrunoLiner от 180 до 225 г/м╡. По словам директора по продажам «Петробумага» Алексея Ермакова, за прошедший период компанией достигнута устойчивая положительная динамика поставок картона GrunoPlus. Среди первых потребителей упаковки, изготовленной из картона GrunoPlus, — производители кондитерской и фармацевтической продукции, фасовщики чая, каш и т. п. «Переход на новый картон для любого крупного производителя и поставщика – длительный процесс, занимающий 3-4 месяца, период, пока упаковка не пройдет по всей цепочке, вплоть до продаж товара в розничной сети», — отмечает Ермаков. Уже осенью планируется начать поставки и другого картона от De Eendracht karton – NovoPac (GT1; белый оборот; 225—350 г/м╡).

M-real

Коен Верпланчке, технический менеджер подразделения упаковочных материалов M-real: «Растёт спрос на мелованный лайнер для гофрокартона — он позволяет создавать транспортную тару, которая по качеству печати на ней не отличается от красочной упаковки продуктов, напечатанной на «плоском» мелованном картоне. Такую тару можно размещать прямо в торговых залах, не рискуя отпугнуть покупателей»

В подразделении «Потребительская упаковка» в этом году осуществляется два важных инвестиционных проекта. На комбинате фабрики Simpele инвестированно 60 млн евро в производство картона и листорезку. Объём выпуска будет увеличен со 170 000 т до 215 000 т в год (производство листорезки – со 120 000 т до 175 000 т в год), модернизированная картоноделательная машина была запущена 6 апреля 2006 г. В результате картоны Simcote (GC2) и Simwhite (GC1) будут выпускаться с более высокой жёсткостью и пухлостью, что позволит дополнительно сэкономить 5-6% на плотности картона при сохранении жёсткости. Также будут улучшены внешний вид и стабильность характеристик картона. По словам Игоря Семёновых (представительство M-real в Москве), официальные спецификации на обновлённые Simcote и Simwhite появятся в августе.

Развивается новая концепция экспресс-доставки (Express Board) – 3-7 дней доставки картона Simcote в любую точку Европы из специальных центров по экспресс-доставке, организованных в Европе. Благодаря увеличению мощности, будут сокращены также сроки поставки по стандартным заказам.

Запланирована серьёзная модернизация в конце июля, начале августа фабрики Kemi (производство мелованного крафт-лайнера). Впервые в Европе там будет введена в эксплуатацию новая система формирования верхнего мелованного слоя крафт-лайнера.

MM-Karton

По информации менеджера по региональным продажам ООО «ММ Картон Раша» Николая Толстова, с начала 2006 г. в Россию поставляются марки Linoplex, Lino-Freeze и Lino-Freeze GR KIT 7-9, производимые фабрикой Eerbeek (Эрбек, Голландия). Она входит в концерн MM-Karton.

Linoplex (GC2) — мелованный картон из первичных волокон. Его основа из механической древмассы обеспечивает отличные показатели толщины и жёсткости, гарантирует высокую прочность упаковки. Предназначен для производства высококачественной картонной упаковки для чая, кофе, конфет, подарочных бутылок, видеокассет, компакт-дисков и т. д.

Lino-Freeze (GC2) — мелованный картон из первичных волокон специально разработан для производства упаковки для продуктов глубокой заморозки. Возможен прямой контакт с пищевыми продуктами. Низкий уровень абсорбции воды (пропитан в массе). В отличие от картона с полиэтиленовым покрытием полностью и легко утилизируется.

Lino-Freeze GR KIT 7-9 (GC2; 215—450 г/м╡) — новый мелованный картон из первичных волокон. Производится с начала 2006 г. Те же характеристики, что и у Lino-Freeze, но подходит для прямого контакта с жирной пищей (чипсы, кальмары и пр.).

Ещё одна новая марка, выпускающаяся с июня 2006 г., — мелованный картон из первичных волокон Lino-Freeze GR KIT 9-11 (GC2). Имеет те же характеристики и то же назначение, что и Lino-Freeze GR KIT 7-9, но подходит и для упаковки кормов для домашних животных. Более высокие показатели жиростойкости, поскольку жир, содержащийся в кормах для животных, агрессивнее, чем в обычных пищевых продуктах.

В июне 2006 г. на фабрике установлен новый янки-цилиндр (yankee cylinder) диаметром 5,5 м. Это позволит улучшить показатели глянца и гладкости у перечисленных марок.

Sappi

По словам главы представительства Sappi Fine Paper Europe Александра Колкова, назвавшего картон Algro Design «нашим единственным и неповторимым» (обладает одним из самых высоких показателей белизны среди аналогов на европейском рынке), поставки в Россию начались весной 2006 г. Это сульфатный, чистоцеллюлозный картон (SBS; 160–350 г/м╡) одностороннего мелования, оборот — покрытие пигментом для улучшения внешнего вида и печатных свойств. Сферы применения: упаковка косметики, парфюмерии, кондитерских изделий, CD и DVD и другой высококачественной упаковки, печать рекламной продукции.

Umka

На фабрике в Белграде прошла плановая реконструкция. Первый этап завершился в январе, второй — в июне. Мощность повышена до 75 000 т картона в год, а до конца года планируется довести её до 100 000 т. Возобновлены поставки в Россию UMKA Special NEW (GT2). Макулатурный «триплекс» картон «эконом-класса» с трёхкратным мелованием лица и однократным мелованным оборотом предназначен для промышленной упаковки: стиральный порошок, зубная паста, кондитерские изделия, пищевые продукты, косметика и личная гигиена, бытовые товары, фирменные папки, постеры, обложки для тетрадей. Благодаря трёхкратному мелованию, возможна многоцветная печать с хорошей цветопередачей. Разрешён для контакта с пищевыми продуктами.

Тенденции рынка

По данным «Аберкейд консалтинг», в 2005 г. упаковочный картон занимал 17% рынка пищевой упаковки (один из главных потребителей мелованного картона), вслед за лидирующей плёнкой — 61%. Но галопирующие цены на нефть в первую очередь влияют на стоимость синтетических материалов, поэтому в ближайшие годы стоит ожидать повышения интереса к картону. Хотя в России по-прежнему сильны позиции европейских производителей, многие участники рынка отмечают повышение конкуренции со стороны Азии, прежде всего — Китая.

«Тенденция последнего времени — упаковочные картоны (макулатурные и из первичных волокон) производятся с качественным мелованным покрытием, белёной оборотной стороной. Этим спешат воспользоваться экономные потребители, используя подобные материалы как универсальные: и для производства упаковки (как защитной, так и высококачественной), и для создания рекламной полиграфии, — прокомментировала директор по закупкам «Регент-Арт» Елена Афанасьева. — Этим, в частности, объясняется сравнительно невысокий ежегодный прирост дорогого мелованного картона для ВХИ (graphic boards), который традиционно используется для рекламной полиграфии (папки, обложки, визитки, открытки) и высококачественной упаковки, несущей не защитную, а «маркетинговую» нагрузку». По оценке Елены Афанасьевой, объём рынка мелованного картона для ВХИ — 7500 т в год, а ежегодный прирост — около 10%.

Повышается интерес к комбинированным материалам с заданным сочетанием свойств. Привычная практика печати на мелованной бумаге с последующим кашированием на недорогой картон — не единственный путь. Мировые производители могут поставлять уже готовые «бутерброды» с самыми разнообразными поверхностными и внутренними слоями (см. врезку «Конструкторы картонов»). Преимущество — гарантированное качество материала, изготовленного промышленным способом.

Производители упаковочного картона чутко следят за рынком. Неудивительно, что среди последних инноваций International Paper и M-real по улучшению марок — повышение пухлости. Это позволяет заменять привычные марки картона другими, меньшей плотности, при сохранении жёсткости и прочности упаковки. За счёт меньшей массы достигается существенная экономия.

— Здравствуйте, у вас картон есть?
— Конечно, вам какой нужен?
— Нам бы подешевле.

Диалог между стендистом
и посетителем на «Росупак-2006»

Традиционный критерий выбора материала — минимальная цена — по-прежнему правит бал. Но по мере развития рынка его всё больше «догоняют» и другие критерии: по печатным и механическим свойствам, применимости для конкретных задач, надёжности и сервису поставщика. Это особенно характерно, когда решение о выборе материала принимают все заинтересованные стороны — заказчик, дизайнер, типография, поставщик и даже потребители. А производители картона чутко прислушиваются к мнению всех и предлагают оптимальные решения.


Международная классификация картона

Учитывает состав и особенности производства, стоимость материала.

SBB (преимущественно из химической целлюлозы):
GGZ
- литого мелования;
GZ - мелованный;
UZ - немелованный (без покрытия).
FBB (из первичных волокон разных видов):
GG1 - литого мелования с белёным оборотом;
GG2 - литого мелования с пропиткой оборота;
GC1 - мелованный, с белёным оборотом;
GC2 - мелованный, с пропиткой оборота;
GC3 - мелованный, с пропиткой оборота, повышенной пухлости;
UC1 - немелованный, с белёным оборотом;
UC2 - немелованный, с белёным оборотом.
WLC (макулатурный):
GT
- мелованный, с пропиткой оборота;
GD1 - мелованный, повышенной пухлости;
GD2 - мелованный;
GD3 - мелованный, пониженной пухлости;
UT1 - немелованный, с пропиткой оборота, повышенной пухлости;
UT2 - немелованный, с пропиткой оборота;
UD1 - немелованный, лицевой слой из белёной химической древмассы;
UD2 - немелованный, лицевой слой преимущественно из белёной химической древмассы;
UD3 - немелованный, лицевой слой с добавлением механической древмассы.


Золото, розы, Валерия…

Тиснение надписи «Валерия» и розы на рукаве упаковки делались на стоп-циллиндровой машине, чтобы из-за излишней глубины не повредилась фольга

Как рассказал коммерческий директор Expert.Print.Service Илья Родионовский, главная идея проекта — сделать эксклюзивную упаковку по доступной цене. И хотя в розницу набор из CD и DVD с песнями Валерии (тиражом 20 тыс. экз.) продаётся за 500 руб., его себестоимость намного ниже.

Рукав изготовлен из картона StoraEnso Tamwhite (GC1; 295 г/м╡). Снаружи — холодная припрессовка золотой фольги, печать трафаретным способом в два цвета. Выбор обусловлен тем, что картон имеет мелование оборота и хорошо знаком типографии, исполнявшей заказ. Для внутренней коробки, на которую тиснением нанесена золотая роза, выбрали более доступный StoraEnso Tambrite (GC2; 295 г/м╡) с белёным, а не мелованным оборотом, поскольку снаружи всегда показывается только «лицо» (внутри из-за этого пришлось делать вставку, прикрывающую дно). Для изготовления внутренней коробочки для дисков (didgi-pack), которая тиснилась золотой фольгой и запечатывалась в один цвет металлизированной золотой краской, выбрали чистоцеллюлозный StoraEnso Ensogloss (GZ; 300 г/м╡). Требовалось, чтобы лицо и оборот (виден на внутренних частях корешка) выглядели одинаково, а этот картон имеет двухслойное, двухстороннее мелование.

Содержание дисков на мини-буклете, вложенном во внутреннюю коробочку

Кроме фальцовки для дисков коробочки, все операции по сборке выполнялись вручную. А их было много — приклейка пластиковых держателей для дисков, вложение буклетов во внутреннюю коробку, её сборка и склейка, вложение ароматизированных искусственных лепестков роз (!) в упаковку под обёртку из кальки. Зато подарочный набор удался на славу!


Лягушка-застёжка

Любопытную идею реализовала в маркетинговых материалах Kappa Graphic Board. Хотя коробочка для образцов сделана не из упаковочного, а из переплётного картона Eska, решение застёжки получилось изящным — используется толщина и эластичность материала. Фигурка лягушки входит в высеченное точно по форме отверстие в крышке и удерживает её в закрытом состоянии. Препятствий к реализации подобных застёжек в коммерческой упаковке нет — нужно только использовать материал достаточной толщины.


Конструкторы картонов

Б. Блау: «Среди важнейших тенденций последних лет — увеличение объёмов прямой офсетной печати на картоне. Это удобно и экономически выгодно»

Среди производителей картона Smurfit Kappa стоит особняком. Формально, это новая компания, образованная при слиянии JSG и Kappa в декабре 2005 г. Её суммарный объём продаж (на 2004 г.) — 7,1 млрд долл., численность работников — 42 151, количество фабрик, филиалов и офисов по всему миру — 411. Но гигант создан не на пустом месте, картон Kappa Attica производится с прошлого века, а поставляется в Россию с 2000 г. Об этих и других интересных фактах директор по продажам Smurfit Kappa Attica Берт Блау рассказал на семинаре, организованном её российским партнёром «Европапир СНГ» 21 июня в Москве.

Расскажите о структуре компании и организации производства.

Группа Smurfit Kappa имеет три подразделения: бумажное, гофрокартон и спецматериалы (Specialities). Smurfit Kappa Attica входит в последнее, занимающее первое место в Европе по производству полиграфического картона, плоского и упаковки из него, второе — по выпуску бумажных пакетов, первое в мире по выпуску упаковки с водонепроницаемыми пакетами внутри (обычно это упаковка для вина).

Smurfit Kappa Attica имеет две фабрики в Оуде Пекела (Голландия), объём продаж более 60 млн евро, из них 80% — экспорт. Две машины типа «Фурдринье» производят до 120 000 т макулатурного картона в год. Такой способ производства однослойного и ламинированного картона обеспечивает наибольшую равномерность свойств (по сравнению с машинами ламинирующего типа и VAT). Однослойный картон выпускается с массой 1 м╡ 400–900 г и толщиной 0,7–1,4 мм, многослойный — 550–2000 г/м╡ (0,85–3 мм).

Какова нынешняя продуктовая линейка?

Мы продвигаем продукты под лозунгом «Special board for specialists» (Особый картон для специалистов). Лозунг отвечает нашим возможностям — помимо стандартных марок, всегда готовы прислушаться к мнению клиентов и создать что-то новое, для новых областей применения.

В стандартном ассортименте сейчас пять линий. Картон Luxline создавался специально для производителей высококачественной, «люксовой» упаковки, на которую должны наноситься этикетки. Это ламинированный и неламинированный картон 17-ти вариантов (от крафта до чистоцеллюлозной бумаги) для лица и оборота. Сторона, на которую будет наноситься этикетка или печататься изображение, отличается очень высокой гладкостью.

Displayline — самая современная линия для производителей наружной рекламы и элементов оформления магазинов (POS). Картон отличается высокой гладкостью, жёсткостью и устойчивостью к воздействию внешней среды; подходит для всех видов печати при производстве дисплеев (плакатов на твердой основе) — трафаретной, офсетной, цифровой; отлично переносит биговку, перфорирование и высечку. Предлагается шесть сочетаний лица и оборота: для трафаретной печати, офсета, двусторонний крафт, золотая/серебряная фольга, двусторонний полиэтилен и специальное мелованное покрытие. Специальная проклейка двух последних гарантирует устойчивость к воздействию погодных условий.

Printline — относительно новая линия, специально разрабатывалась для прямой офсетной печати, поэтому во всех вариантах лицо картона ламинировано мелованной, чистоцеллюлозной бумагой. Диапазон толщины 0,67–1,26 мм, что согласуется с допустимыми величинами для специализированных вариантов офсетных машин, предназначенных для печати на картоне. 6 вариантов оборота. Область применения — практически все виды упаковки.

В линии Packline самый широкий ассортимент (28 наименований). Здесь можно найти подходящий вариант почти для любого типа упаковки со специфическими требованиями по прочности, влагостойкости и пр.

Название Foodline говорит за себя — это специальный картон для изготовления картонных тарелочек/подставок (рыба и другие продукты).

Что вы имеете в виду, когда заявляете возможность цифровой печати на картонах Kappa Attica?

Разумеется, по толщине и плотности наши материалы не предназначены для печати электрографическим способом. Речь идёт о широкоформатных струйных принтерах, печатающих УФ-чернилами на жёстких материалах. Мы протестировали картоны с наиболее популярными на рынке принтерами от Vutek, HP Scitex Vision, Zund, Inca, NUR и др. Неплохие результаты достигаются и при печати сольвентными чернилами, но качество изображения зависит от свойств покрытия картона.

В чём преимущества вашей продукции?

Прежде всего отмечу преимущества нашего картона перед другими видами упаковочных материалов.

Пластик — дороже, и цена особенно сильно растёт на фоне увеличения цен на нефть. Его сложнее запечатывать и обрабатывать. К тому же, материал неэкологичен. Любопытный пример: недавно мы заключили контракт в Великобритании, по которому поставляем около 1000 т картона Displayline. Он заменил стремительно подорожавший пластик в качестве материала для дисплеев на автобусах в Лондоне. Их моют дважды в день, но дисплеи гарантированно служат три месяца. В Западной Европе мы удерживаем 50% рынка картона для POS-материалов и наружной рекламы.

Другая альтернатива — микрогофра. Она доступнее, но не так прочна и красива, отличается худшими гладкостью и стабильностью параметров. Традиционный упаковочный картон (не предназначенный для прямой печати) уступает по стабильности параметров и жёсткости, равномерности поверхности и в большинстве случаев требует дополнительной ламинации. Есть ещё дерево, но мы не можем поощрять использование этого материала из экологических соображений, на нём трудно печатать, его сложно обрабатывать.

Что касается аналогов-конкурентов, то наши материалы выигрывают за счёт высоких жёсткости и гладкости, стабильности параметров. У нас очень жёсткие допуски по размерам и другим характеристикам. Например, мы тщательно контролируем состав макулатуры для производства картона — в ней всегда поддерживается определённое сочетание газет и журналов.

Как вам это удаётся?

В Голландии и соседних странах отлажена система сбора и сортировки макулатуры. Мы заказываем у поставщиков строго определённые виды макулатуры — газетную и журнальную.

В каком виде поставляется картон?

В листах стандартных форматов, но по заказу возможна поставка рулонов со втулкой диаметром 152 мм.

Какова динамика продаж в России?

Мы начали работать в 1997 г. с поставки около 100 т картона Foodline. К 2001 г. объём утроился, в 2004 г. было продано уже 991 т, а в прошлом — 1536 т. Прогноз на текущий год — до 2000 т. За организацию поставок в страны СНГ и Балтии отвечает наш агент — Atlantic Star (Рига, Латвия). С некоторыми крупными заказчиками работаем напрямую, с остальными — наши партнёры, среди которых «Европапир СНГ». Мы очень довольны сотрудничеством.


Календарь в конфетной коробке

Создатели календаря «Парадигма-2006» умело сочетали возможности переплётного картона, дизайнерской и традиционной мелованной бумаги

Не устаёт удивлять типография «Парадигма» (Ижевск). Её новый фирменный календарь помещён в треугольную коробку из дизайнерского картона Conqueror «Перламутр—золотой» (250 г/м╡) от ArjoWiggins. Как рассказала начальник отдела маркетинга Эльвира Косарева, необычная конструкция — все листы-месяцы календаря отдельные, после смены их закрепляют оригинальным держателем — определила и выбор материалов. Для листов — переплётный картон толщиной 0,9 мм от Kappa Attica (Нидерланды). Календарь должен обладать хорошей устойчивостью на поверхности, поэтому был нужен жёсткий и прочный материал. Чтобы без проблем запечатать листы в 4 краски и нанести выборочный лак, на картон кашировали матовую мелованную бумагу StoraEnso LumiSilk (Финляндия), 200 г/м╡.

Для маленького держателя со стразами в центре подобрали дизайнерский картон History — «Гравюра» из Тhe Treasure Collection от Gmund. Материал имеет благородную фактуру и блеск, а цвет отлично гармонирует с фонами каждого календарного листа.


Картон–упаковка–товар

Товары массового спроса (фармпрепараты, зубная паста и пр.) пакуются в недорогой макулатурный или целлюлозный эрзац-картон с небелёным крафт-оборотом. Примеры: Galerie Pack X (M-real) — чистоцеллюлозный упаковочный картон из первичных волокон с односторонним двуслойным покрытием лицевой стороны и пигментированным оборотом или картоны Tambrite или Tamwhite (Stora Enso) с двуслойным мелованием лицевой стороны, с содержанием древмассы.

Для продвижения более дорогих товаров (парфюмерия, косметика) требуется материал с более интересными оптическими и печатными свойствами. Это может быть белый чистоцеллюлозный картон с двуслойным мелованием лицевой стороны и белёным оборотом Galerie Vision (M-real). Он запечатывается с двух сторон, прекрасно держит краску, цвета. Как правило, пухлый — марки меньшей плотности не теряют качество.

Для печати полиграфической продукции с самыми высокими требованиями к качеству обычно используют чистоцеллюлозный полиграфический картон с двусторонним двуслойным мелованным покрытием (Galerie Image от M-REAL). Он обладает высокой жёсткостью и стабильностью размеров — при печати подойдёт и меньшая плотность, чем обычно. Высокая белизна и качество мелованного покрытия дают прекрасные результаты при полноцветной печати. — Ольга Бойко, «Александр Браун»

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ricoh Ri 1000
Ricoh Ri 1000

Струйный принтер с белилами формата А3 для печати по футболкам и другим готовым изделиям из ткани будет хорош для печатных салонов среднего размера и цифровых типографий, которые хотят расширить своё присутствие в этом секторе рынка.

Итоги 2019 года в полиграфии
Итоги 2019 года в полиграфии

Год прошёл, самое время подвести его итоги. Давайте вспомним обо всех его важных событиях в мире и России в полиграфической отрасли — от слияний и поглощений до новых продуктов, выставок и кадровых перемен.

European Carton Excellence Award 2019
European Carton Excellence Award 2019

Лучшая европейская картонная упаковка 2019 года по версии ассоциации Pro Carton.

Рабочие лошадки для рекламных производств
Рабочие лошадки для рекламных производств

Выбираем универсальный рулонный принтер (принтер/каттер) для интерьерного оформления и наружной рекламы самых популярных в рекламной индустрии форматов — с шириной печати до 183 см.


Новый номер

Тема номера — «Мобильные приложения для полиграфистов». В номере — итоги 2019 года в полиграфии, интервью с Horizon International, встреча с RMGT. «Например» о типографии PMG и Design Studio 3D. Справочник покупателя по широкоформатным (до 1,8 м) принтерам для рекламных производств. Лучшая европейская картонная упаковка. Обзор Ricoh Ri 1000. Тайный Покупатель — о ценах и сроках изготовления журнала.


Голосование
Что сдерживает переход на цифровую печать упаковки и этикетки?
Высокая стоимость печати и цифровой отделки
32%
32 %
Слишком дорогое оборудование
14%
14 %
Недостаточный формат ЦПМ
6%
6 %
Недостаточное качество цифровой печати на стандартных упаковочных и этикеточных материалах
4%
4 %
Не все упаковочные и этикеточные материалы хорошо обрабатываются на цифровом отделочном оборудовании
8%
8 %
Не хватает послепечатного оборудования, способного работать с короткими и сверхкороткими тиражами
6%
6 %
Не отработана система продаж цифровой печати упаковки и этикетки, трудно набрать достаточно заказов
15%
15 %
Заказов на цифровую печать упаковки и этикетки просто слишком мало
15%
15 %
Проголосовало: 79