101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Скриптинг в InDesign, или Вёрстка для ленивых

  • Михаил Борисов
  • 20 декабря 2007 г.
  • 11011
В предыдущих статьях (в 2004 г. — «Скрипты под Illustrator: долой рутину!», № 7, с. 92; «Визитки на конвейере», № 8, с. 80; «Мал золотник, да дорог», № 10, с. 88; 2005 г. — «Календарь на автопилоте», № 6, с. 72) мы на примерах из практики разбирались со скриптингом под Illustrator. Теперь на очереди InDesign — количество операций, ждущих своей автоматизации, при вёрстке не меньше, чем в векторном пакете.

Скриптинг как средство быстрого выполнения большого объёма рутинной работы — вещь незаменимая. Разумеется, в дизайнерских программах, например, Photoshop и Illustrator CS, она не может проявить себя в полной мере: дизайн — процесс творческий, рутины в нём не так уж много. Зато верстальный пакет, такой как InDesign, — прекрасный кандидат для применения скриптов. Большие объёмы текста и иллюстраций, многочисленные графические элементы оформления, связи с внешними источниками — всё это диктует автоматизацию задач именно при сборке публикаций. Можно смело утверждать, что поддержка скриптинга — одно из главных преимуществ InDesign перед QuarkXPress, сыгравшее немаловажную роль при переходе верстальщиков в лагерь Adobe.

Документацию по скриптам для InDesign см. http://partners.adobe.com/public/developer/ indesign/devcenter.html и http://www.adobe.com/products/indesign/pdfs/ indesign_cs_scripting_guide.pdf. По полноте описания объектов последний документ несколько уступает описанию Illustrator. Это осложнит написание первого скрипта, но свойства и методы работы описаны очень подробно. На базовом уровне функциональность скриптинга в InDesign вполне адекватна Illustrator — тот же объектно-ориентированный подход, полный набор операций со своей спецификой, та же гибкость, позволяющая оперировать элементами публикации и текстом. Чтобы не возвращаться к основам скриптинга в продуктах Adobe, сошлюсь на Publish № 7, 2004, с. 92. Но скриптинг в InDesign продвинулся далеко за рамки базовых возможностей автоматизации дизайнерских приложений.

Во-первых, значительно расширены интерфейсные возможности. В Illustrator нельзя создать пользовательские окна диалога, и выход из положения — использовать ограниченные возможности JavaScript. А в InDesign создаются диалоговые окна любой сложности (даже с подгруппами элементов). В них присутствуют разные типы кнопок (в т. ч. радио), всплывающие списки и прочие элементы «красивой» жизни, упрощающие дизайнеру управление скриптом. Но диалоговыми окнами целесообразно пользоваться только в сложных скриптах, требующих массы параметров. В большинстве же задач достаточно стандартного окна запроса, знакомого по JavaScript и подробно описанного в той же статье. Упрощается сам скрипт, повышается его читабельность.

Во-вторых, в InDesign адекватно решаемым задачам развит механизм автоматического переноса публикации на другую платформу — например, для размещения в Сети (через XML), в т. ч. с сохранением интерактивности (за счёт поддержки событий типа mouseIn и mouseOver). Это реализация концепции Create once, ready everywhere — однажды созданный документ без проблем адаптируется к любому виду.

Как и для Illustrator, для InDesign можно писать скрипты на любом из трёх языков — Visual Basic (для почитателей продукции Microsoft), AppleScript (Mac OS) и платформенно-независимом универсальном JavaScript, хорошо известном веб-мастерам. Для двух первых в InDesign есть дополнительное удобство: для любого объекта выбирается желаемое действие из списка операций. При ориентации же на JavaScript вам придётся основательно изучить справочное руководство. Если никогда не занимались программированием, ознакомьтесь с основами скриптинга в упомянутой выше статье. Хотя в ней рассматривается механизм Illustrator, неспециалист легко разберётся в базовых понятиях, что облегчит миграцию на InDesign.

Взаимные связи между типами объектов хорошо согласуются с отношениями в Illustrator, но имеют специфику. Объект высшего уровня — сам InDesign, в нём может быть открыто одновременно несколько документов, один из которых — активный (activeDocument). Затем градация идёт по объектам, расположенным непосредственно на страницах (или разворотах) и отдельно — на монтажном столе (pasteboard). Многие объекты InDesign существуют в двух ипостасях: связанные с текущим документом (набор образцов цвета, стили абзацев, отдельных символов и печати, шрифты) и имеющие более высокий уровень — приложения, не зависящие от конкретного документа. К последним относятся настройки отображения публикации на экране, язык и др. Интересно, что с внешними источниками можно работать, как с Image (если растровый объект) либо EPS и PDF.

Механизм скриптинга позволяет обращаться к любому месту в публикации, причём не только в текстовом контейнере, но и в таблице, к графическим элементам, направляющим. Это снимает ограничения на управление некоторыми объектами, существующие в Illustrator CS. Разработчики уделяют скриптингу именно под InDesign много внимания, отсюда меньше недочётов по сравнению с векторным редактором. А вот подключить библиотечные файлы, как в Illustrator, к сожалению, нельзя.

Цель статьи — не научить скриптингу, а заинтересовать написанием собственных скриптов. Лучший способ — рассмотреть несколько типовых задач верстальщика. Выберем относительно несложные — на них вы прочувствуете, как это делается, а позже, освоившись с механизмом скриптинга под InDesign, вам будет легче перейти к сложным вопросам.

Удаление неиспользуемых цветов, стилей символов и абзацев

В принципе, такую очистку перед передачей публикации на вывод делать необязательно, но это свидетельствует о высокой культуре рабочего процесса и в цеховом сообществе считается хорошим тоном. Попутно очистим публикацию от пустых текстовых фреймов и содержащих только пробел либо абзац.

Разумеется, в конце работы скрипт должен выдавать отчёт о внесённых изменениях. В первоначальный момент их нет (CS — сокращение от characterStyles, PS — paragraphStyles, TF — textFrames):

deletedCS=0; deletedPS=0; deletedSwatches=0; deletedTF = 0;         

Для сокращения размера скрипта будем использовать ссылку на родительский объект для всех участвующих элементов — на открытый документ:

aD = app.activeDocument;        

К неиспользуемым цветам в скриптовой модели InDesign можно добраться через специальный объект unusedSwatches. Таким образом, нам достаточно сначала проверить, присутствуют ли такие цвета в публикации (свойство length «количество» > 0), и если да, то по очереди их удалять и заодно вести учёт:

uSw = aD.unusedSwatches; if (uSw.length > 0) { for (i=0; i    

С цветами разобрались. Искать неиспользуемые стили текста будем иначе: для таких элементов в InDesign нет метода, подобного рассмотренному выше. Используем возможности поиска стилей, существующие в окне поиска/замены (Find/Change), — в скриптовой модели для этого есть специальный объект findPreferences. Все стили публикации можно узнать через aD.characterStyles; по очереди будем их перебирать и параллельно искать отформатированный ими текст. Если поиск ничего не дал, значит, стиль в публикации не используется, и его нужно удалить. Для отчётности ведём подсчёт удалённых стилей.

for (i=1; i        

Строчка app.findPreferences = null необходима для сброса предыдущих параметров поиска, иначе могут остаться значения в тех полях, которые в новом поиске не используются. Аналогично действуем, удаляя неиспользуемые стили абзацев:

for (i=1; i        

С первой частью скрипта разобрались. Что касается второй (поиск пустых текстовых контейнеров), то воспользуемся методом «contents», позволяющим работать с содержимым textFrames. Если контейнер пуст и не имеет цвета (это проверять обязательно, поскольку часто цветные текстовые фреймы используются в дизайнерских целях), он удаляется; заблокированный придётся предварительно разблокировать.

tF = aD.textFrames; for (i=0; i        

Вместо конструкции if ((tF[i].contents == "")||(tF[i].contents == " ")) и т. д. с длинным перечислением условий проверки воспользуемся упрощённым способом — через оператор switch / case, а служебный символ «\r» обозначает символ абзаца.

В конце выводим отчёт о работе:

alert ('Deleted:\n' + deletedCS+ " unused CharacterStyles\n" +deletedPS+ " unused paragraphStyles\n"+deletedSwatches+ " unused swatches\n" +deletedTF+ " deleted empty text frames").

Как видите, всё просто. Скрипт remove_unused.js можно загрузить с сайта: www.publish.ru. Чтобы InDesign его распознал, поместите в папку C:\Program Files\Adobe\Adobe InDesign CS\Presets\Scripts.

Что дальше?

Одна из задач, где также в полной мере проявляется польза от скриптинга, — создание каталогов с продукцией, когда из заранее подготовленной и тщательно выверенной базы данных скрипт берёт информацию и вставляет в соответствующие места в публикации (контейнеры с определёнными идентификаторами). Всё выполняется очень быстро, и риск получения ошибки по сравнению с обычным способом сведён к минимуму. Аналогичный подход можно использовать и при печати переменных форм, экономя на приобретении специализированных решений от Datalogics, Em Software, Sansui Software или XMPie. Другая сфера использования скриптинга — форматирование: например, оформление некоторым образом первого слова во всех статьях публикации (например, всеми заглавными) либо вставка определённого значка в конце.

Автор недавно автоматизировал задачу сложного форматирования списков использованной литературы в одном научном журнале — номер источника должен был быть выполнен обычным начертанием, авторы — курсивом, а всё остальное — опять обычным. Раньше подобная задача решалась написанием соответствующего макроса в Word с последующим внедрением уже подготовленного текста в XPress, теперь же всё делается прямо в пакете вёрстки. А вообще, задач, решаемых с помощью скриптинга, множество. Человек создан для творчества, а не для рутины. Давайте поручим её компьютеру.

Об авторе: Михаил Борисов (mikeb@ukr.net), пишет для Publish полезные советы по допечатной подготовке и обзоры ПО.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Простой запрос в непростое время, или Кому флаер по рупь сорок?

Печать флаеров 10x21 см (1/3 листа А4), 4+4, 130 г/м2, мелованная глянцевая, 5000 и 10 000 экз. Есть готовый макет. Просьба указать сроки.

Адаптация к новой реальности

Тяжёлая в этом году выдалась весна. Хотя ожидания в год drupa были совсем другие, оптимистичные. Но не задалось…

Canon imagePRESS C165

Заключение: «лёгкая» цветная ЦПМ с высоким качеством печати для средних и небольших цифровых типографий.

Прощание с «сольвентом»

Для очень многих компаний, занимающихся широкоформатной печатью, до сих пор основным рабочим инструментом остаются сольвентные принтеры шириной 1,6 метра — настоящие рабочие лошадки на этом рынке.


Новый номер

Тема номера – «Спецэффекты». Опрос про загрузку типографий. Например об опыте типографий «Бронепоезд» (Железнодорожный) и Printovo (Краснодар) с новыми ЦПМ. «Детали» про Mimaki UJV100-160, обзор Canon imagePRESS C165. Тайный Покупатель флайеров.


Голосование
Используете ли вы небольшие послепечатные устройства с несколькими функциями (биговка, перфорация, высечка и т.п.)?
Да, это хорошее решение для малой типографии и по качеству продукции, и по производительности
66%
66 %
Да, такое устройство особенно выгодно в период кризиса
10%
10 %
Нет, у нас производство гораздо большего масштаба
10%
10 %
Нет, универсальное устройство никогда не сравнится со специализированным по качеству продукции и производительности
15%
15 %
Проголосовало: 41