Хотя IPEX пока не снискала славу олимпийских игр полиграфии, но это крупнейшая европейская полиграфическая выставка в текущем году. Десятки тысяч посетителей, сотни экспонентов. Самым крупным станет Xerox, которая займёт площадь хорошего футбольного поля и покажет более 70-ти единиц оборудования. Мы расскажем о некоторых новинках в области препресса и цифровой печати, которые будут представлены на IPEX-2006 (к сожалению, на момент публикации не все основные игроки объявили о своих премьерах).
Новый бизнес в печати
Концепция современного полиграфического бизнеса всё чаще связана с качественной цифровой печатью. На фоне сокращающихся тиражей и роста количества наименований она приобретает всё большее значение. По мнению известного эксперта Стефана Стефанова, именно цифровая печать произвела революцию в полиграфии, поскольку кардинально изменила идеологию технологической структуры изготовления печатных изданий. В «цифре» исчезает основа старой полиграфии — печатная форма и даже печатная машина (в традиционном понимании).


О гибридной офсетно-цифровой машине говорят и Kodak с Muller-Martini. Речь о гибридной машине Concepta, в основе которой лежит технология струйной печати Kodak. Секция цифровой печати печатает переменные данные в линию с 4-красочной офсетной машиной на скорости до 1000 футов в минуту. На рынке цифрового офсета выступают и Presstek совместно c KBA. На выставке будет 4-красочная 46 Karat Plus. Машина DI формата A3 печатает 14 000 листов A4 в час, а время на экспонирование формы и приладку машины для каждого заказа всего 10 минут. В машине, созданной KBA, используется технология экспонирования Presstek ProFire Excel, в которой 16-микронные лазерные точки создают изображение с разрешением 2540 dpi.
Следуя заявленной стратегии на укрепление позиций в цифровой печати, Canon представит новый флагман цифровой многокрасочной печати под названием imagePRESS «X». Система разрабатывалась с учётом требований цифровых типографий и препресс-бюро. На стенде компании пройдут презентации, на которых будут разъясняться преимущества новой технологии, лежащей в основе новинки. Другая новинка (под стать таинственному «иксу») — цифровая система imagePRESS «Y». Она может использоваться дизайнерами и специалистами допечатной подготовки как устройство для изготовления цветопробы, компании применят её в качестве системы печати по требованию (POD), а типографии — как машину для печати малых тиражей. В Canon обещают, что новый тонер и технология формирования изображения обеих систем создадут на оттиске впечатление офсетного качества. Обе системы управляются контроллером DFE/Controller, разработанным совместно с EFI. Покажет Canon и системы цифровой чёрно-белой печати iR125VP и iR150VP.
HP Indigo представит ЦПМ HP Indigo press 5000 с различными усовершенствованиями, включая ускоренную монохромную печать (до 16 000 отт./ч). Для рынка «этикетки по требованию» предлагается HP Indigo press ws4050, которая также может использоваться для печати на гибкой упаковке и усадочной оболочке. Печать коммерческой продукции, брошюр и буклетов будет демонстрироваться на HP Indigo press 3050. На IPEX состоится европейская премьера HP Indigo press w3250, печатающей материалы прямой почтовой рассылки со скоростью 136 цветных стр./мин, что приближает её к заветному рубежу — офсетной печати. Высокопроизводительная система струйной печати HP mPrinter 4000 предназначена для печати переменных данных маркировки и кодов.
Kodak покажет свои машины цифровой полноцветной печати NexPress 2100 plus и NexPress 2500. Среди ЦПМ Kodak — известные машины Digimaster, Versamark D-Series, системы струйной печати Versamark VX5000 и VX5000e (модель с повышенным разрешением). В зависимости от конфигурации Versamark VX5000 и VX5000e печатают переменные данные черной, специальными или триадными (CMYK) красками.
Струйная система Kodak Matchprint Inkjet Proofing Solution, работающая по технологии «drop-on-demand», предназначена для цифровой цветопробы. Системы цифровой цветопробы Kodak будут также представлены новым поколением Veris. В основе — струйная технология Kodak Multi-Drop Array, обеспечивающая разрешение 1500×1500 dpi.
О европейской премьере цифровых технологий переноса изображения на ткань на IPEX-2006 объявили Xeikon и датская DST (Digital Screenprinting Technologies Aps), предоставляющая технологию, сочетающую лучшее в цифровой и трафаретной печати. Её применение на цифровых машинах Xeikon позволяет переносить изображение на ткань в виде переменных данных, т. е. создавать индивидуальные рисунки, имена и т. п.
Delphax Technologies, разработчик ионографической технологии EBI (Electron Beam Imaging), продемонстрирует на Ipex 2006 цифровую печать книг. Цифровая машина Delphax CR2000, впервые представленная на Drupa-2004 как самая быстрая монохромная рулонная печатная машина, и поныне остается венцом творения компании (скорость 137 м/мин, разрешение 600×600 dpi). Компания намерена наглядно подтвердить преимущества технологии EBI для издания книг, прямой почтовой рассылки и печати информационных листков о лекарствах.
CTP: всё шире
Из появляющейся информации обо всех производителях CTP, участвующих в выставке, можно заключить, что на рынке расширяется предложение устройств CTP с фиолетовым лазером. Производители стремятся охватить все возможные форматы пластин — от сверхбольшого до малого.

12-красочной машины изготавливается всего за 15 минут.
Производительность PlateRite Ultima 36000 — 29 пластин 2100Ё1600 мм в час и более 50 при одновременном экспонировании двух пластин B1. Обе системы обладают высокой степенью автоматизации и используют технологию экспонирования GLV (Grating Light Valve) последнего поколения с применением 512-канальной экспонирующей головки. В стандартной конфигурации встроенная пробивка формных пластин, что экономит время при установке на печатную машину.
В среднем формате Screen продемонстрирует своё первое 4/6-страничное устройство CTP PlateRite 6600 для экспонирования термопластин формата B2+ (от 304×370 до 980×685 мм). Выпущены две модели: PlateRite 6600E с 32-мя лазерными диодами и производительностью 18 пласт./ч; PlateRite 6600S с 64-мя лазерными диодами, экспонирующая 30 пластин формата B2 в час при разрешении 2400 dpi. PlateRite 6600 работает с разрешением 1200, 2400, 2438 и 2540 dpi. Наряду с традиционными термопластинами, система экспонирует и беспроцессные формные пластины, позволяя потребителю выбирать оптимальное решение. На мировом рынке ожидается в июле.

Heidelberg покажет новое устройство CtP Suprasetter A105 для экспонирования термопластин. В нём сочетаются преимущества модульного построения и термального экспонирования. Prinect Hybrid Screening — гибридный растр для CtP Suprasetter, Prosetter и Topsetter.
Для газетного рынка предназначается и система CTP NEWSmatic от ECRM. Полностью автоматизированное устройство разработано специально для типографий местных и региональных газет, пока использующих ФНА. Устройство производительностью до 80 пластин полнолистного формата (broadsheet) облегчит переход небольших газет к технологии CTP по цене, незначительно превышающей стоимость фотонабора.
Среди других систем ECRM — 4-страничная Mako System4x, 2-страничная Mako 2 и 8-страничная Mako 8. По данным производителя, Mako 8 обеспечивает максимум возможностей для владельцев, поскольку экспонирует формные пластины для 2-, 4-, 6- и 8-страничных печатных машин.

Для рынка узкорулонной флексографской печати и не только Kodak приготовил универсальное устройство CTP — Thermoflex. Наряду с формами и плёнками для флексографии и высокой печати экспонирует и офсетные формные пластины. Использует растрирование Hyperflex для флексографии и Staccato FM для офсета. Оператор легко загрузит формные пластины любого формата до 762Ё762 мм (30Ё30 дюймов) для флексопечати и до 762Ё744 мм (30Ё29 дюймов) для офсетной печати. Новая опция — экспонирование нескольких пластин одновременно. Устройство компактно и занимает небольшую площадь.
Позитив и негатив | Luescher AG покажет свои устройства CtP для офсета: XPose! 75, 130, 160 и 190. Серия XPose! охватывает форматы от 4 до 32-страничного и обеспечивает различные скорости экспонирования. Для флексографии Luescher представит на выставке две системы CtP: FlexPose! Direct («цифровой позитив») и FlexPose! («цифровой негатив»). Обе системы предназначены для лазерного гравирования форм флексографской, высокой печати и сухого офсета.
Ставка на беспроцессные пластины | Presstek представит систему CTP Vector TX52 с пластинами Freedom. Это комплексное решение для малого формата (до 520 мм). После экспонирования свободные от химии формные пластины Freedom автоматически промываются водой внутри встроенной в CTP секции промывки. Они не требуют обжига, специальных очищающих жидкостей или защитного покрытия, что сокращает затраты на изготовление форм, количество отходов, делая предприятие экологичнее. Тиражестойкость 25 000 отт.
Средним и небольшим типографиям Presstek предлагает CTP-устройство Dimension 450 Excel. Серия Dimension Excel выпускается в 2- и
4-страничном формате стандартной (Dimension 225 и 425) и повышенной производительности (Dimension 250 и 450). Последняя экспонирует свободные от химии пластины Anthem и беспроцессные Applause от Presstek. Anthem не требуют после экспонирования никакой обработки, кроме промывки водой. Тиражестойкость 100 000 отт.
Автоматизация
Посетители увидят и новую версию ПО Kodak Upfront 4.0 для планирования производства. Пакет EyeMedia — программа управления цифровыми данными, расширение АСУ ТП Prinergy/InSite. ПО InSite, которое также будет представлено компанией, представляет собой интернет-портал для доступа к интерфейсам допечатной подготовки Prinergy и Brisque. АСУ Prinergy обеспечивает работу с файлами PDF. Кроме того, Kodak покажет свои АСУ ТП Prinergy Evo 3 (для малых типографий и дизайн-бюро), Prinergy Powerpack 3 (для производства упаковки), NewsManager (для газетного производства). Unified Workflow обеспечивает автоматизированные процессы с открытыми стандартами и интерфейсами. TeamWorks — решение для управления проектами в области создания контента, которое может использоваться отдельно и в составе InSite и/или EyeMedia.
Среди другого ПО Kodak — программы управления цветом Profile Wizard 3.1.100 (новая версия включает ПО Profile Wizard Digi для цифровой печати и Profile Wizard Mio для мониторов, устройств ввода и вывода; Spotless (для воспроизведения специальных красок триадными); виртуальная цветопроба Matchprint Virtual option; Prepare Software (для создания файлов PDF); PressProof Software (цветопроба); новая версия контроллера для системы цветопробы Matchprint Inkjet Proofing.
Heidelberg представит новинку из АСУ ТП Prinect Workflow — Prinect Integration System и Prinect Pressroom Manager. Первое решение обеспечивает централизованное управление данными в типографии на основе JDF; ПО Prinect Pressroom Manager — первая в мире цеховая система управления всеми данными исключительно на базе JDF. Позволяет пользователям системы Prinect, у которых наряду с офсетной машиной имеется ЦПМ, полностью интегрировать АСУ ТП Prinect для обоих способов печати.
Также Heidelberg представит шесть соединений на базе JDF/JMF для подключения информационно-управляющих систем к АСУ ТП Prinect. Будут представлены новые версии Prinect Printready System, Prinect Signa Station и Prinect MetaDimension, совместимые с новыми модулями Prinect Integration System и Prinect Pressroom Manager.
Screen представит Trueflownet на базе JDF, которая охватывает и интегрирует функционирование ПО Screen с ПО других разработчиков в единую систему. Теперь всё ПО Trueflownet делится на модули. На выставке будут представлены три: Rite Suite (ПО для менеджмента клиентов), Trueflow Suite (для управления производством) и Color Suite (для управления качеством).
MAN Roland представит системы printnet, printcom и printservices для оптимизации производственного процесса. Первая осуществляет учёт и оценку всех параметров операций, контроль печатного процесса, управление производством и качеством. Последняя поддерживает производственный процесс, включая управление проектом, обучение операторов и поставку запасных частей.

Вклад в автоматизацию полиграфии вносит и Enfocus Software, которая покажет АСУ ТП — Enfocus PitStop Automate и последнюю версию программы PitStop Professional 7.0.
С пакетом программных решений для управления цветом и цветопробы выступит GMG. Новинка — GMG ColorServer.
Об авторе: Михаил Бредис (briedis@yandex.ru), главный редактор журнала «Вестник технологии в области полиграфии и печатной рекламы».
Рынок прав, что бы он ни решил!

Какие изменения произошли в Kodak за последние месяцы?
Последние полгода мы уделяли много времени и энергии интеграции в полиграфическое направление Kodak Graphic Communications (KGC) компаний и решений, приобретённых в 2005 г. и ранее: KPG, Creo, Encad, Versamark и Nexpress. Как уполномоченный представитель KGC на территории России и всего постсоветского пространства считаю перемены очень интересными. Они открывают перспективы развития полиграфического бизнеса для нас и наших клиентов на стратегически важных для Kodak рынках России, Украины и Центральной Азии. Это позиция руководства компании, которая основывается на уже достигнутых беспрецедентных цифрах роста — от 15 до 30% по разным группам продуктов.
Каковы итоги прошедшего года?
Говорить об итогах 2005 г. не совсем правильно, он был очень непростым для нас. В его начале я работал в Creo и только летом оказался в Kodak. Тогда я отвечал только за продажи продуктов Creo, чуть позже в моё ведение поступили решения от KPG и Nexpress. И только в конце года к ним присоединились Versamark (нашим стратегическим партнёром в России по этому направлению недавно стала NISSA DigiSpace) и Encad. Мы потратили очень много времени и сил на интеграционные процессы. Нужно было определить приоритеты развития и найти концептуальные решения. Одно из них — совмещение продаж систем CTP и пластин для них. Мы будем продолжать поддерживать рынок аналоговых пластин и фототехнических плёнок, он остаётся для нас очень важным. Будем бороться, чтобы Kodak утвердился как полноценный игрок на рынке цифровой печати, — в России нас пока просто нет. Все задачи серьёзные, а как мы их решим, обсудим через год.
Интеграционные процессы изменили каналы продаж?
Мы адаптируем систему поставок к новой ситуации, когда на рынок вышла фактически новая компания. Цель — добиться гармонии между партнёрами, чтобы обеспечить процветание нам как производителю.
Kodak лидирует на рынке 8-полосных CTP и устройств большего формата, а каковы перспективы в 4-полосном секторе?
Сегмент уже вызывает повышенный интерес у производителей CTP, а в ближайший год конкуренция станет ещё острее, и здесь можно ожидать существенного рывка. В своё время Scitex, среди других моделей ФНА выпускавшая Dolev 450, имела отличные позиции, и далеко не все клиенты успели перейти на CTP. Это неплохой задел, поскольку мы уже заслужили доверие у потенциальных заказчиков. А решения у нас есть — уже показанная на «ПолиграфИнтер-2005» Magnus 400, пришедшая на смену Lotem 400. Есть и версия с термальной головкой SquareSpot — Magnus 400 Quantum.
Целенаправленно работая в этом важном сегменте, мы возлагаем большие надежды на беспроцессные пластины Thermal Direct. Теперь типографии получают возможность переходить на CTP, не покупая проявочной линии. Такой допечатный участок будет занимать меньше места и потреблять меньше энергии. Пластины уже поставляются в Россию и проходят тестирование у наших клиентов.
Каков должен быть объём вывода форм в типографии, чтобы переход на CTP был экономически целесообразен?
Я считаю такую постановку вопроса неправильной, поскольку подразумевается, что единственный критерий для перехода на CTP — объём вывода. Но это не так! Среди наших клиентов есть типография, печатающая на пластике. Объём вывода форм невелик, но качество необходимо такое, что достижимо только с помощью CTP.
Чтобы принять решение о переходе на CTP, нужно тщательно проанализировать всю информацию о типографии: от состояния печатного парка до требований к качеству продукции. Понять, в какой конкурентной среде эта типография существует. Если постоянство и стабильность качества обеспечат конкурентное преимущество — это весомый аргумент для перехода.
«Нисса», партнёр Kodak в России, недавно заключила соглашение с ещё одним производителем CTP — ECRM. Как вы к этому относитесь?
Мы не считаем ECRM в формате B2 и в определённом сегменте газетного рынка конкурентом. Их продукты по ценовым и техническим параметрам занимают ту нишу, в которой у Kodak предложений пока нет. Поэтому событие не влияет на наши отношения с «Ниссой», которая в 2005 г. установила 32 системы CTP! Являясь нашим партнёром по продвижению цифровых пластин, она сможет использовать новое соглашения для более успешных продаж «фиолетовых» пластин Kodak.
Одним из аргументов в продвижении CTP в Creo (а теперь в Kodak) считают повышение качества печати за счёт перехода на стохастические растры. Есть ли успешные примеры применения Staccato в нашем регионе?
Да, эти растры используют в типографиях «Принт-класс» в Москве и «Новый друк» в Киеве. В обеих работают со Staccato 20, а в украинской типографии для рулонной печати используют Staccato 36. Среди преимуществ технологии — повышенная детализация, отсутствие муара, уменьшенный расход краски, ровные плашки и расширенный цветовой охват.
Апологеты «фиолетовой» технологии заявляют, что качество, обеспечиваемое фотополимерными пластинами последнего поколения, практически сравнялось с термальными, долгое время считавшимися эталоном. Поэтому у термальной технологии больше нет перспектив.
Время подобных дискуссий прошло, они перестали быть принципиально важными. Статистика продаж говорит о другом — термальных устройств в формате B1 и B0 по-прежнему продаётся больше, а «фиолетовых» систем поставляется больше только в формате B2. Да, есть типографии, для которых постоянство и стабильность качества непринципиальны, — именно они покупают фиолетовые CTP. Это их решение, и мы его уважаем.
Считается, что термальный лазер невероятно дорог, а служит меньше фиолетового.
Это аргументация технических специалистов, которые не хотят взглянуть на проблему в целом. На фоне затрат типографии из-за несовмещения и другого брака допечатных процессов (макулатура, краска, рабочее время) стоимость замены лазера просто ничтожна.
Мы давно перестали тратить своё и чужое время на бесплодные споры о преимуществах и недостатках технологий. Рынок прав, что бы он ни решил! Мы уверены — для высококачественной печати в форматах B1 и B0 термальная технология имеет явное преимущество. Но решает всегда клиент, голосуя своими деньгами.
О «струйниках» больших и маленьких
Domino Printing Sciences, один из лидеров в производстве систем струйной непрерывной печати, объявила о выпуске бинарного принтера Bitjet+ для скоростной (до 4 м/с) печати переменных данных. По данным компании, он базируется на модели Bitjet 212 и может использоваться для печати этикеток, билетов, адресов в различных секторах рынка. Управляется непосредственно с внешнего PC через протокол Local Area Network (LAN) или с помощью других контроллеров Domino.
Vutek, подразделение EFI, представит на выставке семейство струйных плоттеров на УФ-чернилах, среди которых PressVu UV 200/600. Плоттер, выпускающийся в нескольких моделях (4, 6 красок, 4 краски + белая), печатает на материалах до 2 м шириной со скоростью до 33 м2/ч. Работает с твёрдыми материалами толщиной до 44,5 мм. Самый производительный в классе «планшетников» — PressVu UV 320/400. Ширина печати 3,2 м, скорость до 93 м2/ч (примерно 14 листов формата 2×3 м). Плоттер запечатывает и рулонные материалы.
Luescher покажет широкоформатный струйный плоттер JetPrint 3530 UV (формат до 3500Ё3000 мм). Красочность — от 4 до 8 цветов с возможностью использования белой краски. JetPrint 3530 UV оснащён печатными головками Spectra PIEZO с 8192 соплами (в 8-красочной конфигурации). Плоттер печатает УФ-чернилами на гибких и твёрдых материалах толщиной до 80 мм со скоростью до 200 м2/ч.
Пять лет до Победы, или Стратегия высокого разрешения
Пресс-конференции, предваряющие «программу выступления» крупной компании на выставке мирового масштаба, стали обычным делом. Вещь полезная, учитывая вал информации, накрывающий специалистов на технологическом форуме, и дефицит времени. Не стала исключением Fujifilm, в середине марта пригласившая журналистов в Лондон.

Один из путей — наращивание производства цифровых пластин на поэтапно вводимых в строй 4-х заводах. Самый мощный уже работает в США, другой откроется в марте 2007 г. в китайском Сунжоу; вторая производственная линия откроется в сентябре в голландском Тилбурге; на японском предприятии Йошида-Минами будут выпускать анонсированные в сентябре беспроцессные пластины Brillia PRO.
Не менее важна активность в цифровой печати. В азиатско-тихоокеанском регионе и Китае усиливается совместная деятельность с Fuji Xerox, в других регионах намечены коллективные действия с Xerox. Перспективна промышленная струйная печать, за которую отвечает Fujifilm Sericol, поставляющая высокопроизводительные планшетные и рулонные плоттеры Inca Digital. Она разработает чернила для струйной печати с помощью недавно приобретённого подразделения английской Avecia, специализирующегося на выпуске пигментов для струйной и электрофотографической печати.
Подкрепить фактами заявку на мировое лидерство в области CTP было поручено Кейту Далтону, директору английского отделения Fujifilm Graphic Systems. На IPEX будет анонсировано комплексное решение с фиолетовым лазером, одна из задач которого (пусть и не заявленная официально) — конкуренция с термальными CTP на высоколиниатурных и стохастических растрах.

В основе нового решения технология High Definition (HD): Luxel V-8 оснащён оптической системой с двумя лазерами, создающими на пластине точку «повышенной жёсткости». Как подчеркнул Далтон, энергетический профиль избавлен от шумов и артефактов, успешно работает со стохастическими и гибридными растрами и оптимален для эмульсионного покрытия MultiGrain пластин HD со сложной ячеистой структурой.
Третий компонент — проявочный процессор FLP-1260 MKII (со II квартала) с интеллектуальной системой замены проявляющего раствора, анализирующей количество и размер загружаемых в аппарат пластин. Модифицирован тракт прохождения пластин, установлена новая секция щёточной очистки.
Было подчёркнуто что, компания продолжит развитие обоих направлений пластин для CTP — для систем с фиолетовым и термальным лазерами. Поэтому в семействе цифровых пластин HD теперь 4 наименования (беспроцессные PRO-V и PRO-T анонсированы в сентябре), последнее — Brillia HD LH-PJE (поставки с марта 2006 г., 120 мДж/с м2) для термальных CTP. Пластины HD обеспечивают воспроизведение точек традиционного растра в диапазоне 1–99% при 200 lpi и стохастического при 300 lpi. Для термальных — новые обрабатывающие составы DT-2 и DT-2R, для фиолетовых перечень химикатов известен — LP-DS, LP-DRC. Тиражестойкость при работе с УФ-красками до 100 000 отт., со спиртовыми — до 200 000. Обжиг пластин Brillia HD LP-NV2 поднимает тиражестойкость до 1 млн отт.

Завершили пресс-конференцию выступления представителей Fuji Hunt и Fujifilm Sericol. Крис Теммерман, менеджер Fuji Hunt Pressroom Chemicals, сообщил о разработке новых лаков (ждите на IPEX) на водной основе, уровень глянца которых сопоставим с показателями УФ-лаков. Будет представлено два вида продуктов: с глянцем 72–78 ед. (по шкале 1–100) для коммерческой печати и 80–86 ед. для упаковочной продукции. Как пояснил Теммерман, особенность разработок — синтез традиционных преимуществ УФ-систем (высокий глянец) и лаков на водной основе (экологическая чистота, простота использования, меньшая энергия отверждения).
Одна из перспективных областей — полиграфическое оформление упаковки, непосредственно контактирующей с пищевыми продуктами. Инвестиции сделаны крупные: мощность приобретённого завода фирмы DS увеличена вдвое (до 10 000 т в год). Запущено и производство УФ-лаков на нескольких европейских заводах.
Майк Баттерсби, менеджер Fujifilm Sericol по маркетингу широкоформатной продукции, сообщил о планах представления на IPEX двух планшетных плоттеров партнёрской компании Inca Digital — Columbia Turbo UV (до 160 м2/ч) с новой системой автоматической выгрузки изделий Autospeed и 6-красочного компактного Spyder 320+ (до 60 м2/ч).
Редакция Publish выражает благодарность эксклюзивному дистрибьютору Fujifilm в России YAM International за организацию поездки.