2008.01.312496 прочтений

UVакуация?

Теги: От редактора От редактора Publish

Терентьев Игорь Погубит ли «сольвент» борьба за экологию? Сольвентная технология цифровой широкоформатной печати за относительно недолгий период интенсивного развития (лет 15) успела стать доминирующей в широкоформатной рекламе, пережила период бурного роста… Но сейчас рынок уже настолько насыщен решениями любого класса, что снижение темпов роста очевидно для всех. Своё дело сделали и усилия организаций, занимающихся охраной труда. Принимаются всё более жёсткие ограничения на использование агрессивных сольвентных чернил. А кто знает, когда и как оно аукнется у человека, поработавшего пару лет с сольвентом? Никто. Слишком коротка история вопроса…

Конечно, поставщики решений тоже об этом думают — создано множество эковерсий, существенно снижающих потенциальный вред здоровью операторов. Однако! Похоже, слишком серьёзно противоречие между необходимостью сохранить главное достоинство сольвента — способность чернил намертво «въедаться» в материал, растворяя его поверхность (или хотя бы просто закрепляться на ней с достаточной прочностью), и обеспечить их безвредность в технологическом процессе. Устраивающего всех решения нет…

Другое дело — УФ-печать. Это широко не афишируется, но сами УФ-чернила — штука весьма ядовитая. К счастью, только если их пить. Но с этой напастью даже в России на производстве уже давно научились успешно бороться, поэтому прочие аспекты перехода на УФ-печать выглядят весьма радужными. Чернила прочно закрепляются почти на любой поверхности, не выделяют вредных испарений, продукцию можно использовать и в помещениях — она не имеет запаха. Возможна УФ-печать и по жёстким поверхностям (хотя никто не мешает сделать подобную сольвентную машину, только выбор материалов для неё будет ограничен). Уже есть версии УФ-чернил настолько гибких, что подходят для последующей вакуумной формовки.

Похоже, неотразимость этих аргументов понимают все игроки широкоформатного рынка. Когда-то стоявшая у истоков рынка сверхширокоформатной печати NUR Macroprinters пару лет назад почти отказалась от сольвентных машин, сосредоточившись на УФ. Она же стала первооткрывательницей рулонного направления, выпустив чисто рулонный УФ-принтер и снабдив его собственными чернилами по весьма привлекательной цене. Вслед за NUR подтянулись и самые крупные игроки: HP Scitex, Gandiinnovations, а последней недавно присоединилась EFI VUTEk с рулонной УФ-машиной.

Не менее перспективен и сектор машин меньшего формата. Неслучайно в сентябре HP приняла решение приобрести MacDermid ColorSpan, лидера на этом рынке. Уже до сделки струйное портфолио HP выглядело самым всеобъемлющим, а теперь в нём почти не осталось свободных ниш. Разве что HP пока не располагает собственной струйной машиной для транзакционной печати, подобной Kodak Versamark или InfoPrint 5000. Надолго ли? Технология Edgeline может стать хорошей базой для такого решения…

Совсем недавно мы обсуждали это поглощение с управляющим директором EFI Europe Полом Криппсом. И я спросил его, собирается ли EFI двигаться в этом направлении — закрыть нишу УФ-принтеров меньшего формата? Как и положено менеджеру высокого ранга, он ответил, что EFI изучает все возможности развития. Настоящий ответ пришёл только что — EFI инвестировала в Raster Printers, выпускающую гибридные и планшетные УФ-принтеры, стоимостью от 80 000 долл.

Не заметить столь ясно подаваемые индустрией знаки невозможно. Вот и в России, куда обычно новейшие тенденции доходят с изрядным опозданием, уже появилась, как минимум, одна компания, делающая ставку исключительно на УФ-технику. Как отметил её генеральный директор, одна из главных причин — экологичность технологии.

Так что же, грядёт немедленная и полная эвакуация, или (если так можно сказать про переход на УФ) UVакуация? Не думаю. Предстоит долгий переходный период. Ведь при тщательном подходе к организации техпроцесса для его основной сферы применения — наружной рекламы — сольвент ещё долго будет вполне оправданной и самой экономичной технологией. Но говорить о его жизнеспособности в долгосрочной перспективе уже не приходится…

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Секрет бестселлера

    Самая быстро продаваемая книга этого года в категории небеллетристической литературы в Великобритании — Pinch of Nom (чтобы перевести правильно название, надо бы почитать саму книгу) — родилась из страницы в Facebook с более чем 1,4 млн подписчиков, посвящённой недорогим рецептам здоровой пищи. Итог: за первые три дня в мае распродано 210 506 экземпляров!

     

  • Игры экспоцентров

    Уже десятки лет выставки являются для производителей и поставщиков полиграфической отрасли важнейшим инструментом продвижения своих решений. Расчёт на то, что выставки, как магнит, привлекают целевую аудиторию — полиграфистов. Постепенно сформировалась определённая иерархия выставок, однако этот ландшафт не высечен в камне — даже самые успешные выставки не застрахованы от потери авторитета, а затем — экспонентов и посетителей. И порой здесь происходили перемены, достойные самого захватывающего сериала.

     

  • Чего хотят полиграфисты?

    Каждый раз, затевая очередной опрос, мы пытаемся хотя бы чуть-чуть влезть в головы наших читателей, чтобы понять, чего они хотят, — подобно тому, как это удалось Мелу Гибсону в фильме «Чего хотят женщины», но без ужасных последствий… Наш очередной опрос в номере с темой «FESPA для всех» был, конечно, посвящён широкоформатной печати. И на этот раз вопрос был сформулирован предельно прямо: «Какого прогресса в широкоформатной печати вы больше всего ждёте?»

     

  • Четвёртая промышленная для полиграфистов, или На пути к «бесчеловечному» производству

    Четвёртая промышленная революция (она же Индустрия 4.0) всё чаще упоминается производителями решений для полиграфистов. Если заглянуть в «Википедию», то там это понятие объясняют так: «Прогнозируемое событие, массовое внедрение киберфизических систем в производство и обслуживание человеческих потребностей, включая быт, труд и досуг.

     

  • Без повторов

    Этот номер посвящён цифровой упаковке и этикетке. Важными движущими силами этого рынка являются персонализация и вариативность. И мы подумали, почему бы не продемонстрировать это на примере обложки номера, являющейся нашей упаковкой в глазах читателей. Пусть каждая обложка будет вариативной и уникальной. Задумано — сделано. В этом сложном проекте объединили свои усилия несколько компаний и много людей.

     

  • Будничные достижения

    Тема этого номера — «Достижения года». В заглавной статье мы попросили представителей производителей и поставщиков рассказать о том, что они считают своими достижениями в ушедшем году. В опросе номера о своих победах рассказывают типографии. В статье «Итоги 2018 года в полиграфии» мы вспоминаем о самых важных событиях для нашей индустрии, произошедших в России и мире. Пожалуй, и нам стоит рассказать о том, чего удалось добиться за год небольшой редакции Publish.

     


comments powered by Disqus