2008.01.312069 прочтений

UVакуация?

Теги: От редактора От редактора Publish

Терентьев Игорь Погубит ли «сольвент» борьба за экологию? Сольвентная технология цифровой широкоформатной печати за относительно недолгий период интенсивного развития (лет 15) успела стать доминирующей в широкоформатной рекламе, пережила период бурного роста… Но сейчас рынок уже настолько насыщен решениями любого класса, что снижение темпов роста очевидно для всех. Своё дело сделали и усилия организаций, занимающихся охраной труда. Принимаются всё более жёсткие ограничения на использование агрессивных сольвентных чернил. А кто знает, когда и как оно аукнется у человека, поработавшего пару лет с сольвентом? Никто. Слишком коротка история вопроса…

Конечно, поставщики решений тоже об этом думают — создано множество эковерсий, существенно снижающих потенциальный вред здоровью операторов. Однако! Похоже, слишком серьёзно противоречие между необходимостью сохранить главное достоинство сольвента — способность чернил намертво «въедаться» в материал, растворяя его поверхность (или хотя бы просто закрепляться на ней с достаточной прочностью), и обеспечить их безвредность в технологическом процессе. Устраивающего всех решения нет…

Другое дело — УФ-печать. Это широко не афишируется, но сами УФ-чернила — штука весьма ядовитая. К счастью, только если их пить. Но с этой напастью даже в России на производстве уже давно научились успешно бороться, поэтому прочие аспекты перехода на УФ-печать выглядят весьма радужными. Чернила прочно закрепляются почти на любой поверхности, не выделяют вредных испарений, продукцию можно использовать и в помещениях — она не имеет запаха. Возможна УФ-печать и по жёстким поверхностям (хотя никто не мешает сделать подобную сольвентную машину, только выбор материалов для неё будет ограничен). Уже есть версии УФ-чернил настолько гибких, что подходят для последующей вакуумной формовки.

Похоже, неотразимость этих аргументов понимают все игроки широкоформатного рынка. Когда-то стоявшая у истоков рынка сверхширокоформатной печати NUR Macroprinters пару лет назад почти отказалась от сольвентных машин, сосредоточившись на УФ. Она же стала первооткрывательницей рулонного направления, выпустив чисто рулонный УФ-принтер и снабдив его собственными чернилами по весьма привлекательной цене. Вслед за NUR подтянулись и самые крупные игроки: HP Scitex, Gandiinnovations, а последней недавно присоединилась EFI VUTEk с рулонной УФ-машиной.

Не менее перспективен и сектор машин меньшего формата. Неслучайно в сентябре HP приняла решение приобрести MacDermid ColorSpan, лидера на этом рынке. Уже до сделки струйное портфолио HP выглядело самым всеобъемлющим, а теперь в нём почти не осталось свободных ниш. Разве что HP пока не располагает собственной струйной машиной для транзакционной печати, подобной Kodak Versamark или InfoPrint 5000. Надолго ли? Технология Edgeline может стать хорошей базой для такого решения…

Совсем недавно мы обсуждали это поглощение с управляющим директором EFI Europe Полом Криппсом. И я спросил его, собирается ли EFI двигаться в этом направлении — закрыть нишу УФ-принтеров меньшего формата? Как и положено менеджеру высокого ранга, он ответил, что EFI изучает все возможности развития. Настоящий ответ пришёл только что — EFI инвестировала в Raster Printers, выпускающую гибридные и планшетные УФ-принтеры, стоимостью от 80 000 долл.

Не заметить столь ясно подаваемые индустрией знаки невозможно. Вот и в России, куда обычно новейшие тенденции доходят с изрядным опозданием, уже появилась, как минимум, одна компания, делающая ставку исключительно на УФ-технику. Как отметил её генеральный директор, одна из главных причин — экологичность технологии.

Так что же, грядёт немедленная и полная эвакуация, или (если так можно сказать про переход на УФ) UVакуация? Не думаю. Предстоит долгий переходный период. Ведь при тщательном подходе к организации техпроцесса для его основной сферы применения — наружной рекламы — сольвент ещё долго будет вполне оправданной и самой экономичной технологией. Но говорить о его жизнеспособности в долгосрочной перспективе уже не приходится…

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Путеводитель по широкому формату

    Тема номера — FESPA 2018. Эта выставка, когда-то бывшая нишевой и нацеленной на специальные виды печати — трафаретную, тампонную и др., вместе с индустрией пережила успешную цифровую трансформацию и активно растёт. Теперь основу её экспозиции составляют широкоформатные принтеры, а также необходимые для их нормального функционирования решения — от RIP и полномасштабных систем автоматизации до послепечатного оборудования, запечатываемых материалов и чернил.

     

  • Самая личная полиграфия

    Четверть века назад, когда миру были представлены первые цифровые печатные машины, одной из главных сфер их будущего применения была заявлена персонализированная печать. Это было вполне разумно, ведь именно способность «цифры» свободно менять содержание каждого отпечатанного экземпляра являлась неоспоримым преимуществом новой технологии по сравнению с привычными аналоговыми способами печати, «отягощёнными» формными процессами.

     

  • Материализация «Матрицы»

    Упаковка считается тихой гаванью для полиграфии. Ей явно не угрожают опасности, которым подвергается издательская и рекламная печать. Все понимают, что упаковка часто оказывается для покупателей решающим фактором при выборе того или иного товара. Как следствие, владельцы брендов просто вынуждены увеличивать свои вложения в упаковку. Её сложность и разнообразие постоянно растут.

     

  • Открытия года

    Задумывая тему первого в этом году номера, мы не ожидали, что окажемся провидцами. То есть думали мы совсем о другом — о лучших продуктах, открытых нам за прошедший год различными международными конкурсами в области полиграфии. И статья в тему номера действительно про это — рекомендуем ознакомиться, если вы находитесь в поиске инновационных продуктов для развития своей типографии.

     

  • По восходящему мячу

    Это термин из моего любимого вида спорта — тенниса. Когда игрок бьёт по мячу после его отскока от корта, многое зависит от того, где находится точка удара. Современных игроков учат бить как можно раньше — пока мяч находится на восходящей траектории после отскока. Это требует хорошей координации, скорости реакции и отличной «физики» — вы должны быстрее и точнее подходить к мячу. Зато у вас появляется больше шансов завладеть инициативой — мяч возвращается на сторону соперника быстрее, к тому же на восходящей траектории энергия мяча, летящего к вам, больше. Значит, её можно использовать для более сильного ответа. Поэтому игра по восходящему мячу считается залогом победы и хорошо ложится в современную концепцию максимально агрессивного тенниса.

     

  • Цифровая этикетка: вопросы и ответы

    Готовил статью в тему номера и в последние два месяца с головой погрузился в происходящее в секторе цифровой этикетки. Там есть вещи очевидные, которые становятся понятны после анализа представленных за последний год решений. Но есть вопросы, на которые, вероятно, пока нет ясных ответов даже у лидеров рынка.

     


comments powered by Disqus