101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Кратчайший путь к офсетным формам

  • Андрей Лыгун
  • 5 ноября 2007 г.
  • 9415
Выбор системы прямого вывода форм для офсетной печати.

Технология прямого экспонирования форм становится всё популярнее. В конце прошлого года в редакции Publish прошёл круглый стол для поставщиков CTP-систем. Совместными усилиями удалось оценить состояние рынка систем прямого вывода форм. Все подробности в статье «Российский рынок CTP: поставщики раскрывают карты» (Publish ? 1, 2007), а сегодня сосредоточимся на новостях с рынка и технологических вопросах, важных при выборе CTP.

Новости

Со времени предыдущего справочника по CTP-системам (Publish ? 8, 2006) случилось многое. Начнём с лидера российского рынка — Kodak. В июне она отпраздновала выпуск 10 000-й CTP-системы под собственным брендом, а в ассортименте появилось очередное поколение систем Trendsetter (моделей 400, 800 и VLF). Изменения связаны со сменой электроники и привели к увеличению скорости работы. Например, модель 400 стала быстрее на 16% (50 пластин B1 в час при разрешении 2400 dpi и с опциональной автозагрузкой), 800 и VLF стали быстрее в отдельных модификациях. В этом году был выпущен 5000‑й аппарат серии Trendsetter. Михаил Кувшинов («Нисса») заметил, что с учётом 1100 устройств, изготовленных по OEM-контрактам под другим именем, и 1100 устройств Trendsetter VLF, каждое 5-6-е CTP-устройство в мире относится к семейству Trendsetter. Линейка Kodak Magnus также обновилась. Для небольших предприятий предложен Magnus 400 E – бюджетное CTP-устройство формата B2. Magnus VLF приобрёл возможность установки перфоратора пластин и опцию повышенной скорости X: 2 метра/мин. Наряду с мультикассетным автозагрузчиком предложена опция загрузки пластин прямо на паллете с помощью вилочного погрузчика. Максимальный объём — 3600 пластин 6-ти разных форматов.

А что у других компаний из «большой тройки»? Fujifilm разработала для своих аппаратов оптику высокого разрешения HD, обеспечивающую воспроизведение диапазона 1–99% при линиатуре 200 lpi. Полностью обновлён модельный ряд 8-полосных CTP и теперь состоит из моделей Luxel V8 и Luxel V8-HS. Формат и производительность Luxel V8 те же, что у Luxel V-9600, все изменения конструктивные: внутренний барабан, система транспортировки пластин в экспонирующем модуле, компоненты оптической системы. Аппарат готов к работе со свободными от химии пластинами Fujifilm PRO-V. Вторая новинка, как можно догадаться из названия, отличается повышенной скоростью. Производитель отмечает, что благодаря экспонирующей системе с двумя лазерами и зеркалу, вращающемуся со скоростью 1000 об/с, Luxel V8HS является самым быстрым CTP для коммерческой печати: 50 пластин B1 при разрешении 2400 dpi (или 70 при 1200 dpi). Аппарат оснащён автоматической системой загрузки/выгрузки пластин.

Юбилей с некруглым, но интересным числом отметила в сентябре Dainippon Screen, изготовив 11 111 CTP (а во время подготовки номера пришла информация о 12 тысячах устройств). Около полугода назад в её ассортименте появились несколько новых моделей. 8-полосный бюджетный PlateRite 8200 (единственный в модельном ряде Screen получивший собственное имя — Niagara) экспонирует 11 форм/ч при разрешении 2400 dpi. Изменения коснулись и флагмана модельного ряда 8‑страничных систем CTP PlateRite 8800II: теперь предлагаются три модификации — E, S, Z и ZX с производительностью 24, 32, 42 и 50 пласт./ч соответственно. Во всех моделях 8800 установлены экспонирующие головки GLV последнего поколения на 512 линий, а в модели 8800ZX головка экспонирует 1024 линии одновременно. Обновлены и системы сверхбольшого формата — PlateRite Ultima 36000SX и 24000SX (2100в1600 мм и 1750в1400 мм соответственно). В них также использована новая записывающая головка, управляющая 1024 экспонирующими каналами одновременно.

С этого года компания Presstek, помимо офсетных печатных машин, предлагает термальные системы CTP серии Dimension. Аппараты этой серии ориентированы на коммерческий сегмент рынка и исполняются в форматах от 2-Up до 8-Up. Производительность машин колеблется от 11 до 17 пластин в час с максимальным разрешением вывода до 2540 dpi.

Но самые свежие новости — не технические, а маркетинговые. Пришли они во время подготовки статьи с выставки IFRA-2007 в Вене. В ассортименте Kodak появились «фиолетовые» аппараты. Руководство компании решило не разрабатывать новую систему, а воспользоваться готовым решением. Теперь под брендом Kodak будет поставляться устройство от ECRM (эта компания занимает 2-е место в России по количеству инсталляций). Интересно, что предвестником события ещё за несколько месяцев стала локальная новость: у ECRM опять только один российский поставщик — «Терем», а «Нисса» предпочла сосредоточиться на бренде Kodak.

С IFRA пришло и сообщение о сотрудничестве между FFEI (выпускает CTP для Fujifilm) и DotLine. Результат — новый газетный CTP Alinte News, поставки которого начнутся в феврале. На прошедшей выставке «Полиграфинтер-2007» мы пообщались с представителями FFEI и DotLine, пытаясь понять перспективы этого устройства в России. Мы выяснили, что FFEI планирует поставлять его под собственным брендом, но вопрос с поставщиком и планом вывода на российский рынок нового имени пока не решён.

Светит, но не греет. Или наоборот

Основное деление по технологическому признаку — спектр экспонирующего излучения. Один лагерь представлен термальными системами с ИК-лазерами. Другой — CTP с фиолетовыми лазерами видимого диапазона.

Чувствительность «фиолетовых» пластин на 3-4 порядка выше, чем термальных. Соответственно, для обеспечения той же производительности термальные устройства должны использовать излучение мощностью в несколько тысяч раз больше, чем «фиолетовые» CTP. Типичная мощность фиолетового лазера 50‑60 мВт (хотя бывает и 100 мВт, как в аппаратах DotLine). Следовательно, мощность ИК-лазера должна быть 50-100 Вт или даже больше. Такие лазеры существуют, но остальные параметры делают их непригодными для CTP. Поэтому вместо одного мощного излучателя здесь установлены «батареи» из нескольких десятков полупроводниковых лазеров мощностью 0,5‑2 Вт каждый. Немного, но достаточно, чтобы разогреть полупроводник до значительной температуры, что повышает вероятность выхода лазера из строя. Это один из основных пунктов в критике термальных устройств сторонниками «фиолетовых»: теоретически затраты на замену лазеров в термальных CTP могут быть значительными. Метод решения проблемы у всех производителей схож: несколько десятков лазеров в экспонирующем блоке — не только повышение суммарной мощности, но и многократное резервирование. А вот реализация метода отличается. Например, в системах Kodak и Agfa :Avalon в обычном режиме лазеры работают на половине номинальной мощности. При выходе из строя одного из них мощность каждого из оставшихся увеличивается так, чтобы общая мощность экспонирующего блока не изменилась. Так удаётся поддерживать заявленную постоянную скорость даже при выходе из строя половины лазеров. Аппарат может работать даже при больших потерях, но за счёт снижения производительности, поэтому рано или поздно придётся менять весь лазерный блок. В термоголовке аппаратов AGFA :Acento и младших моделей Screen лазеры объединены в две группы, при выходе из строя одного лазера отключается вся группа, а аппарат продолжает работать с половинной мощностью, что снижает производительность примерно на 30-40%.

А вот владельцы «фиолетовых» систем могут не беспокоиться (теоретически) о надёжности лазеров.

Например, Fujifilm предоставляет 5‑летнюю гарантию на лазерные блоки в своих CTP. Кроме того, «фиолетовые» системы дешевле (примерно на 20-40% при одинаковом формате и производительности, хотя прямо сравнивать аппараты, работающие по разным технологиям, практически невозможно) и работают быстрее (вспомним о более высокой чувствительности пластин для них). Но за рубежом термальные устройства популярнее. Летом консалтинговая компания Vantage Strategic Marketing опубликовала очередное исследование Direct-to’ Technologies Report, посвящённое технологиям прямого вывода изображений: термальные устройства занимают около 70% рынка, а по количеству изготовленных форм разница ещё больше — пластин видимого спектра (в т. ч. «фиолетовых») потребляется почти в 4 раза меньше, чем термальных.

Главная причина популярности последних — высокое качество форм и меньшая его зависимость от условий изготовления. Впрочем, «фиолетовые» утверждают, что при правильной организации производства отличие в качестве форм будет незаметно.

Упомянем и о небольшом ответвлении «фиолетовой» технологии — экспонировании серебросодержащих пластин, сочетающих высокие чувствительность и качество конкурентов. Многие участники рынка считают путь тупиковым, а инвестирование в него — неразумным. С ними не согласны поставщики таковых устройств и пластин. Михаил Шпилькин («Терем») сообщил, что количество систем, установленных в России его компанией за 2007 г., вырастет как минимум на треть, благодаря активному спросу на устройства ECRM. Стабильна в продажах «Терем» доля серебросодержащих пластин.

Назад — к ультрафиолету

Спор сторонников термальных и «фиолетовых» устройств утихает (поиски единственной истины всем надоели), но появляется новый повод: CTP-системы для экспонирования «обычных», т. е. аналоговых, пластин для УФ-излучения. Идея не нова — устройства давно предлагают basysPrint и не представленная в России AlfaQuest (США). Технология не совершила переворота на рынке — нам известно всего о двух работающих в России системах basysPrint. Масла в огонь подлила Luescher, представившая CTP-устройства XPose! UVconventional, экспонирующие «обычные» пластины. Главное отличие от basysPrint –полупроводниковые лазеры вместо УФ-лампы, что принципиально улучшило качество изготовляемых пластин. Лазеры работают в фиолетовом диапазоне, но их мощность значительно повышена по сравнению с «фиолетовыми» CTP — производитель сообщает о 200 мВт. В спектре этих лазеров в небольшом количестве присутствует и УФ-излучение, которого хватает для «засветки» пластин. КПД системы «фиолетовый лазер–ультрафиолетовая пластина» невысок, поэтому для повышения производительности в XPose! UVconventional установлено несколько десятков лазеров. Стоимость мощных фиолетовых лазеров пока относительно велика, поэтому цена УФ-аппарата выше, чем аналогичного по производительности термального. Если когда-нибудь обычные пластины станут дороже цифровых, можно преобразовать систему в обычный термальный XPose!, заменив фиолетовые лазеры на инфракрасные. Возможна и обратная операция — выпущенные после 2002 г. термальные XPose! можно превратить в ультрафиолетовые, заменив ИК-лазеры на фиолетовые.

Споры сторонников новой технологии (читай — продавцов систем) и её противников (в основном продавцов цифровых пластин) сводятся к таким тезисам:

ЗА: «Выгоды очевидны: хотя само устройство дороже, разница в цене быстро окупится за счёт экономии на пластинах и химии: они практически вдвое дешевле, чем термальные. При производительности 5000 м?/месяц потребуется всего несколько месяцев».

ПРОТИВ: «Срок жизни мощных фиолетовых лазеров относительно невелик, а стоят они дорого. Затраты на их замену съедят значительную часть экономии на расходных материалах».

ЗА: «Не беспокойтесь: производитель предоставляет гарантию на лазеры. Её продление до пяти лет будет стоить чуть больше 20 000 евро».

ПРОТИВ: «УФ-пластины только сейчас называются «обычными». По мере роста популярности CTP-решений и цифровых пластин их производство будет расти, цена снижаться, и «обычными» будут называться именно они. А цена УФ-пластин будет расти».

ЗА: «Переход на полностью цифровые технологии если и случится, то не скоро. Тогда можно будет переоборудовать XPose! UVconventional в обычный термальный XPose!».

ПРОТИВ: «Технология неизвестна, инвестировать в неё значительные средства неразумно. Вот появятся у нас работающие устройства, тогда посмотрим…»

ЗА: «Посмотрим…»

Кстати, Александр Малошинский («Легион») сообщил нам: по данным Luescher, количество уже установленных во всём мире устройств XPose! UVconventional к августу 2007 г. превысило 40 устройств, в производстве находится ещё 70. Неплохой показатель менее чем за год с начала официальных поставок.

Пластины

CTP-система — всего лишь инструмент для изготовления офсетных форм. В этой банальной фразе слова «всего лишь» усиливаются, если учесть стоимость обрабатываемых пластин. При нормальной загрузке годовые затраты на расходные материалы значительно превышают затраты на приобретение и установку оборудования.

Важных новостей по пластинам за год было немного. Самая интересная — появление пластин от Heidelberg под собственной маркой Saphira. Сейчас в этом семействе 4 вида: термальные, термальные не требующие химической обработки, фотополимерные и серебряные (Thermoplate P2, Chem-Free, Violet Photopolymer и Violet Silver). Отметим фантастическое разрешение Thermoplate P2: производитель сообщает о проработке растра в диапазоне 0,5–99% при линиатуре 450 lpi.

Небольшое обновление в ассортименте Fujifilm. Вместо «фиолетовой» Brillia LP-NNV выпущена Brillia LP-NNW, а вместо термальной LH-PIE — LH-PJe. Доступна для заказа беспроцессная термальная пластина Brillia HD Pro-T. Остальные производители, видимо, отложили анонсы новинок до приближающейся Drupa-2008.

Agfa решила заменить пластины :N91v на новые – :N92v. Среди изменений – увеличенная тиражестойкость и улучшенное разрешение. Они поступят в продажу в первой половине следующего года.

Presstek выпустил новые не требущие химической обработки пластины AnthemPro. По сравнению с предыдущими Anthem в них улучшена проработка высоколинатурного растра. Они не требуют гуммирования – гидрофильный слой изначально защищён от процесса окисления.

Без химии, без обработки

Разговоры об отказе от обработки пластины после экспонирования ведутся давно. Идея привлекательна — проявочный процессор не только стоит денег, но и занимает место. Отказ от химии (которую нужно утилизировать) упрощает организацию производства, а ликвидация нецифрового (химические процессы именно таковы) этапа при изготовлении пластины снижает вероятность брака. Конечно, просто так эти радости не получить — не требующие обработки пластины дороже стандартных приблизительно на 20% (даже с учётом необходимой для традиционных химии). Поэтому технология оправдана только для небольших типографий, где дополнительные расходы на пластины не слишком важны по сравнению с выгодами от упрощения техпроцесса.

Говоря о не требующих обработки пластинах, нужно помнить о различных подходах к этому вопросу. Первый (кардинальный) подразумевает полный отказ от обработки: сразу после экспонирования пластину можно устанавливать в печатную машину. До кондиции она доводится уже там (требуется напечатать 10‑20 листов). Таковые обычно называют беспроцессными. Представители — Kodak Thermal Direct (в России эти пластины уже используют около 10 типографий) и Fujifilm Brillia HD Pro-T. Другой подход — отказ только от химических процессов и промывка для удаления с пластины незасвеченных пробельных элементов. Сторонники оправдывают дополнительную операцию нежеланием использовать офсетную машину в качестве проявочного процессора. Обычное название пластин — свободные от химии, например, все Presstek, Heidelberg Saphira Chemfree и AGFA :Amigo или :Azura (для двух последних требуется добавление в воду небольшого количества специального раствора).

Разговоры о внедрении свободных от химии или полностью беспроцессных пластин пока интересны только для владельцев термальных CTP. Для «фиолетовых» устройств реальных продуктов так и не появилось. Основное достоинство «фиолетовых» пластин (высокая чувствительность) становится здесь большой проблемой: сложно разработать пластину, изменяющую свойства под воздействием маломощных фиолетовых лазеров. Впрочем, надежды на появление свободных от химии «фиолетовых» пластин есть. Полностью беспроцессной технологии ждать, видимо, не придётся — в любом случае после экспонирования потребуется некая операция «фиксирования», чтобы пластина перестала реагировать на обычное освещение в печатном цехе. Свободные от химии прототипы для этого промывают, удаляя с поверхности незасвеченные элементы. О разработке пластин по этой технологии сообщили и продемонстрировали на выставках Fujifilm (Brillia HD Pro-V) и AGFA (названия пока нет), но коммерческие поставки пока не начаты. Опять уповаем на Drupa-08?

Выдержки из спецификации

Устройства делятся на две группы — для газетной и коммерческой печати. Большинство производителей явно позиционируют свой аппарат для одного из рынков. Основные критерии — производительность устройства и качество выводимых форм. Для газетной индустрии важнее первый, для коммерческой печати — второй. Сравнивать производительность моделей непросто: в спецификации она указана для определённого разрешения экспонирования (1016 или 1200 dpi для газетных, 2400 dpi — для коммерческих) и формата пластины (не всегда полного). Производители используют разные единицы измерения (форм/ч, мм/мин или даже лин./с), влияет и тип пластины (точнее, чувствительность).

Конструкция

Ещё один способ классификации — по способу транспортировки формы при экспонировании. Там, где важна высокая скорость и/или простая конструкция (и невысокая цена), используется планшетная подача. Для перемещения пластины в аппаратах DotLine применяется линейный двигатель, а в планшетных моделях Agfa – винтовой механизм. В аппаратах ECRM транспортировка пластин осуществляется фрикционными роликами – стоимость этого механизма ниже, но точность подачи страдает из-за изменения свойства как роликов, так и пластин. Общая черта всех планшетных аппаратов — организация развёртки изображения: в одном направлении – за счёт перемещения пластины, а в другом — перемещения луча, отражающегося от вращающегося зеркала. Используется она только в «фиолетовых» CTP. Недостатки — увеличение длины луча и изменение угла его падения на пластину по мере перемещения от центра к периферии изображения, следовательно, нарушение фокусировки и формы пятна. Эта проблема решена в аппаратах DotLine, у которых стол имеет форму дуги, поэтому фокусировка и форма пятна остаются одинаковыми по всему полю экспонирования.

Системы посложнее закрепляют форму на барабане — на его внутренней («внутренний барабан») или внешней («внешний барабан») поверхности. В термальных системах в основном применяют внешний барабан (кроме Luescher), а для «фиолетовых» типичен внутренний (кроме AGFA :Avalon LF Violet на основе термальной модели).

Вспомогательные операции

Простейшая загрузка пластин в экспонирующее устройство — вручную. Достоинство — низкая цена: затраты на зарплату оператору CTP можно не учитывать, поскольку он получает её в любом случае. Главный недостаток — низкая производительность. Согласно спецификации, автозагрузка повышает производительность Kodak Trendsetter 400III на 16%: с 43 до 50 форм/ч. Для приверженцев автоматизации широк выбор подающих устройств (свой для каждой модели). Однокассетные механизмы работают с одной подающей кассетой, в которой хранится несколько десятков или сотен пластин (и до 1000 в модели DotLine NA55Vx). Многокассетные загрузчики упрощают работу с пластинами разного формата или просто увеличивают ёмкость подающего устройства. Упомянутый выше автоматический загрузчик с паллет для Kodak Magnus VLF вмещает многие тонны пластин.

Вопрос с выгрузкой пластины из экспонирующего устройства в проявочный процессор обычно решается в пользу автоматики, даже в системах начального уровня.

Для изготовления офсетной формы её нужно не только экспонировать и проявить, но и подготовить к физическому закреплению на печатную машину — пробить отверстия для штифтов и загнуть край. Около половины моделей по заказу оснащаются перфоратором для выполнения операции внутри устройства. Это сокращает цикл изготовления пластин, одновременно снижая влияние человеческого фактора. Однако произвести перфорацию головы и хвоста пластины, как требуется в рулонной печати, а тем более загнуть пластину встроенным в CTP перфоратором невозможно. Для этой цели существуют специальные высокоточные устройства, например Nela RAO Evolution.

Программное обеспечение

Несмотря на важность ПО для бесперебойного производства и качественного результата, оно вряд ли серьёзно влияет на выбор устройства. У покупателя два варианта: приобрести фирменное ПО, управляющее всем техпроцессом, включая нормализацию и промежуточный контроль файлов PostScript или PDF, спуск полос, треппинг, получение экранной и печатной цветопробы, растрирование (в т. ч. со специальными типами растра) и вывод пластин. Такие системы есть у всех ведущих производителей: Agfa :Apogee, Fujifilm Celebrant или XMF, Heidelberg Prinect, Kodak Prinergy, Screen Trueflow. Достоинства — хорошая функциональность, надёжность и автоматизация процесса.

А можно распределить все операции между программами независимых поставщиков. Обязательный компонент системы — растровый процессор, преобразующий цветной макет в набор 1-битных TIFF-файлов, где каждая точка соответствует экспонированному пятну на форме. А единственная фирменная программа от производителя CTP — небольшой модуль, передающий файлы на экспонирующее устройство. Так можно сэкономить немало денег, но от сотрудников участка допечатной подготовки потребуются хорошие знания ПО, а ручные операции на некоторых этапах обработки могут привести к ошибкам.

Перед установкой

После подписания договора ответственность за своевременную поставку и запуск CTP-системы ложится на продавца. Но и покупатель должен серьёзно подготовиться к приёму оборудования. Скорее всего, в помещении с CTP потребуется установить систему контроля за температурой. Это важно для устранения температурного расширения пластин (если CTP не оборудован системой термокомпенсации, как Kodak Trendsetter/Magnus Quantum, или термостабилизации, как Heidelberg Suprasetter), так и для стабилизации процесса их проявки. Диапазон допустимых влажности и температуры для «фиолетовых» пластин обычно жёстче, чем для термальных. Прецизионная оптика CTP требует бережного обращения, поэтому перед запуском устройства должно быть подготовлено не только само помещение, но и соседние, чтобы избежать проникновения оттуда пыли. Многие аппараты требуют подачи сжатого воздуха, к чистоте которого также предъявляются жёсткие требования.

Цветопроба

Отсутствие в технологическом процессе цветоделённых плёнок — важная, хотя не единственная причина снижения популярности аналоговых цветопроб. Современная цифровая проба — это, как правило, профессиональный струйный принтер под управлением специализированного растрового процессора. Достоинств у системы много — доступная (практически незаметная в общей стоимости CTP-комплекса) цена, приемлемая стоимость расходных материалов, очень точная цветопередача, простейшее обслуживание и высокая надёжность. Выбрать систему будет несложно: производителей струйных принтеров всего три — Canon, Epson и HP. До недавнего времени фактический выбор растровых процессоров был также ограничен тремя: от EFI, GMG и CGC (остальные в России не представлены).

Цифровые цветопробы на базе струйной технологии печати не лишены недостатков. Они не могут имитировать растровую структуру изображения*. Те, для кого это важно, могут обратиться к другим решениям. Kodak Spectrum — опция для CTP линий Kodak Trendsetter 400 и 800 — позволяет загружать в CTP не только пластины, но и цветопробный материал. Лазерный луч CTP-устройства «точка-в-точку» экспонирует на нём цветовые сепарации, которые затем переносятся на подложку в ламинаторе, как при аналоговой цветопробе. Точная имитация растра позволяет выявить все типы муара, но решение значительно дороже (в т. ч. по расходным материалам), чем цифровая проба на основе струйных принтеров.

Полная замена

Судя по данным от поставщиков, продажи CTP в России стабилизировались. За 2007 г. будет продано около 100 устройств – практически столько же, сколько за предшествующий. Но инсталляционная база растёт (к концу года она, видимо, превысит 400 устройств), а доля полиграфической продукции, напечатанной с использованием цифровых пластин, неуклонно повышается. И никаких угроз технологии прямого вывода форм мы не видим – вплоть до того времени, когда офсет уступит место цифровым технологиям печати. Впрочем, это случится не скоро. Интересно, сможет ли к тому времени CTP полностью заменить традиционные плёнки, монтажные столы и копировальные рамы?


* Такие решения есть, но, по мнению автора, их качество далеко от приемлемого для офсетной печати. Ограничением выступает разрешение печати струйных принтеров, и ожидать прорыва не приходится: вряд ли потребности небольшого рынка цифровой растровой пробы будут интересны производителям струйных принтеров.


Cистемы CTP для офсета


Альтернативы

При стоимости CTP-системы в десятки и сотни тысяч долларов велик соблазн найти недорогую альтернативу (пусть даже качество форм будет ниже, а формат — меньше). Сторонники экономии возлагают надежды на две привычные технологии печати — лазерную и струйную. Представитель первой — принтер Xante PlateMaker 5, печатающий на полиэфирных формах Myriad от Agfa. Пластины готовы к использованию сразу после печати, а производитель обещает приемлемое для однокрасочной газетной печати качество и тиражестойкость до 25 000 отт. У Xante есть решения и для изготовления металлических форм — Xante Impressia и новинка этого года Impressia GTO. Здесь используются металлические пластины Aspen Plate, адаптированные под электрографию. Тонер на поверхности пластины закрепляется бесконтактным способом. Тиражестойкость — 25 000 оттисков и выше.

Струйная технология изготовления офсетных форм использует в своих устройствах американская JetPlate. Их основа — струйные принтеры Epson Stylus Pro формата А2+ или А1+. Отпечатанные пластины требуют обработки в процессоре и выдерживают тираж до 100 тыс. оттисков. Об установке в России подобных устройств нам неизвестно, но за рубежом у них немало поклонников.

Есть и третья альтернатива — не покупать CTP, а заказывать формы «на стороне». Преимущества очевидны, заметные недостатки — относительно высокая стоимость готовых форм (приблизительно вдвое больше, чем у неэкспонированных пластин) и увеличение времени на их изготовление. Но многие типографии склоняются к этому решению. В сентябре в одно из крупнейших московских препресс-бюро «Выражайтесь печатно» обратились 33 типографии (почти вдвое больше, чем год назад), объём заказов на изготовление офсетных форм составляет 1500-2000 м?/месяц, а для обеспечения надёжного вывода недавно установлен второй CTP Kodak. По мнению директора бюро Ольги Балан, для небольших типографий вряд ли оправдана покупка дорогостоящего оборудования и организация работы CTP-участка: «Гораздо удобнее и экономичнее воспользоваться нашей услугой, чем организовывать CTP-вывод на своём производстве».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Путеводитель по миру DTG-принтеров 2024

Прямая цифровая печать на текстильных изделиях (DTG — Direct-to-garment) является одним из быстрых и экономичных способов нанесения полноцветных изображений на предметы одежды (футболки, толстовки, рубашки, поло, свитшоты, шопперы и пр.) экологичными чернилами на водной основе.

Путеводитель по миру UV DTF-принтеров 2024

За последние три года технология UV DTF-печати прошла путь от чуть ли не экспериментальной до получившей широкое распространение на рынке рекламной и сувенирной продукции. Она предполагает ручные операции, поэтому не рассчитана на массовое производство.

Небольшие, но с широкими возможностями

Выбираем планшетный УФ-принтер для изготовления сувенирной продукции.



Новый номер

Тема номера: Бумага и картон в России. Детали: Ausje tech MFB. VIPColor VP660. Обзоры: LIYU Platinum Q-Cut. Sprinter TC -F2132. Отметка «1000» пройдена. «Реклама-2024». Цифровые перспективы России. Варианты будущего для этикеточных типографий.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59