2007.07.16, Автор: Стефен Билз6291 прочтений

Настройся на качество *

Теги: Допечатные процессы Общее Формные материалы Автоматизация Формные процессы Publish

Контроль качества для CTP: стабильность плюс инструменты для слабоконтрастных печатных форм.

Контроль качества для CTP: стабильность плюс инструменты для слабоконтрастных печатных форм.

Технология «компьютер–печатная форма» прочно вошла в нашу жизнь, упростив обработку пластин. CTP доминируют в формных процессах специализированных (книжных, журнальных, газетных) и универсальных коммерческих типографий.

Последний не взятый бастион — небольшие предприятия, до сих пор изготавливающие малоформатные офсетные формы с помощью аналоговых ФНА и копировальных рам. «Маленьким» на выбор предлагается широчайший спектр решений — от настольных лазерных и интегрированных полиэфирных систем до малоформатных металлических CTP, работающих по термальной и фиолетовой технологиям.

Теперь в Barnhart Printing беспроцессные термальные пластины Fujifilm Graphic Systems Brillia HD экспонируют на 4-полосной термальной системе Dart. Устройство обслуживает три листовые офсетные машины формата 65 см

С переходом на CTP изменились и устрой-ства, контролирующие изготовление печатных форм. Вместе с плёнками исчезла масса переменных (читай — проблем), ассоциировавшихся с экспонированием и финишной обработкой. Как сейчас обстоят дела с контролем печатных форм? Оказывается, не все спешат воплощать рекомендации производителей.

Поставщики всегда рекомендуют линеаризацию CTP, исходя из того, что 50% точка растра в файле макета должна остаться той же в момент нанесения краски с печатной формы на материал. Поскольку при печати растровые элементы увеличиваются, «набирая» размер, растискивание компенсируют построением кривой для уменьшения оригинальной точки.

Линеаризация становится фундаментом условий печати. На растискивание влияют влажность, температура, подбор декеля и другие переменные, поэтому имеет смысл зафиксировать точку отсчёта, к которой всегда можно вернуться, отбросив прочие влияющие на печать факторы. А вот совладелец Mercer Color Пэт Бергер придерживается иного мнения: «Всё это бессмысленно. Достаточно, ориентируясь на настройки экспонирования, понять, какую точку наносит на пластину устройство — и кривые не понадобятся». Он считает, что с учётом стабильности CTP-процесса сосредоточиться стоит на эмульсии пластины: «Мы заказываем по 1000 штук с одинаковым номером эмульсии. Качеством готовых форм управляем, руководствуясь здравым смыслом при настройке параметров экспонирования и полностью игнорируя рекомендации производителя».

Малоформатные CTP: настольная лазерная система Xantе Platemaker 5 (слева) работает без химии. Kodak Magnus 400 Quantum (центр) экспонирует традиционные и беспроцессные пластины, в т. ч. 4-полосного формата. Компактная DPX 4 от Mitsubishi Imaging (справа) с автоматизированной сдвоенной ванной — это интегрированная химическая обработка пластин

Мы ни в коем случае не советуем игнорировать рекомендации производителей, а точку зрения Бергера разделяют немногие — слишком велик риск потери права на гарантийное обслуживание, не говоря о проблематичности технической поддержки при подобном подходе. Но даже производители отмечают, что контроль качества выводимых на CTP форм необоснованно усложняют добавлением процедур, не влияющих на результат.

Фантастический инструмент — на самом деле Techkon SpectroPlate от GripDigital, проверяющий растры всех типов и размеров (традиционные, стохастические, гибридные) и любые пластины, включая беспроцессные Fujifilm Brillia. Показания можно использовать для линеаризации CTP. Штопор и ножницы — опции

«Избыточные меры по диагностике перерастают в проблемы, выливаются в лишние простои и негативно сказываются на производстве», — замечает Кен Паркер, технический вице-президент Xantе, выпускающей малоформатные системы для металлических и полиэфирных пластин. Разработанная компанией технология Z7 упрощает контроль качества, направляя пользователей в процессе калибровки через веб-интерфейс. Технология More X-Act корректирует отклонения в шестернях, моторах, барабанах и валиках. ПО на базе браузера ориентируется на данные, снятые с тестовых элементов, которые выводятся на формах с помощью специальной линейки. Программа рассчитывает компенсацию для выравнивания по горизонтали и вертикали, корректирует деформацию сдвига.

Практически все, с кем мы беседовали, уверены, что «линеаризация» CTP — первый шаг в области контроля качества, поскольку стабилизирует техпроцесс в целом и служит точкой отсчёта для условий печати. Впрочем, гораздо важнее постоянство самого контроля и проверка стабильности CTP-системы.

К счастью, в наши дни качество и стабильность представленных на рынке решений выше всяких похвал. Менеджер допечатной подготовки LT Litho Джон Бринк выводит пластины Kodak Sword на Kodak Trendsetter из RIP Xitron Xenith Xtreme. Готовые формы проверяются с помощью X-Rite/GretagMacbeth ICPlate 2. «Они практически идеальны даже без линеаризации Trendsetter, но мы дополнительно обрабатываем их на RIP с учётом заданных параметров растров», — рассказывает Бринк.

 

Инициатива RIT

Для оценки уровней серого в тесты включают различные миры, но результаты измерений легко сбиваются при изменении времени экспонирования или мощности лазера. Вместо решения проблем с отклонениями в техпроцессе параметры экспонирования постоянно подстраивают, пока пластины внезапно не теряют тиражестойкость, замечает Франц Зигг, член группы по разработке тестовых шкал при Рочестерском технологическом институте (RIT): «Производители комплектуют оборудование тестовыми шкалами с инструкциями — как правило, качественными, но не всегда оптимальными». Совместно со специалистами по пластинам он разработал шкалы для контроля качества печатных форм. Любимое детище — обманчиво простая «шахматка». На грейферный край каждой формы система наносит шахматный рисунок и прочие компоненты шкалы, становящиеся источником базовой информации. С их помощью оператор выявит любые потенциальные проблемы — шахматная шкала «заливается» при малейших отклонениях в техпроцессе. При работе с экспонирующими системами высокого разрешения для считывания показаний не понадобится даже измерительный прибор.

Отклонения по качеству на беспроцессных CTP можно практически исключить. 4-полосная фиолетовая система ECRM Mako 4x работает с новейшими версиями пластин

Цель контроля качества в CTP-процессе — стабильность. «Именно повторяемость интересует нас в первую очередь», — объясняет Зигг. Институт предлагает шкалы разных типов для оценки равномерности тоновоспроизведения, приводки, калибровки, контроля техпроцесса и тиражестойкости формы.

Стабильная тонопередача — непростая задача для производственного директора Arrow Printing Билла Чегвиддена: «Сложнее всего сбалансировать все 16 лазерных зон по площади пластины. При воспроизведении полутоновых переходов и однородных участков приходится их постоянно отслеживать. Единственный способ — отпечатать тестовый тираж и визуально оценить оттенки». Типография работает с CTP Presstek 800 DI.

CTP-системы существенно различаются по требованиям к подаче, утилизации и очистке воды, а ведь эти факторы также влияют на контроль, сказываются на качестве и затратах. Самая распространённая причина вывода некачественных форм — игнорирование процедур техобслуживания.

С некоторыми беспроцессными CTP-системами возникает ещё одна проблема. «Беспроцессные» пластины типа Presstek Anthem и Heidelberg Saphira — неаблативные термальные с достаточной контрастностью для чтения денситометром, а вот пластины с «допроявкой» в машине типа Kodak Thermal Direct и Fujifilm Brillia Pro-T не дают достаточно чёткого латентного изображения для проверки. Оценить качество формы можно, только нанеся краску. Впрочем, наши собеседники большой проблемы в этом не видят. Основное преимущество подобной продукции — снижение затрат за счёт исключения обработки. Изображение просматривается достаточно, чтобы правильно монтировать цвета, а большего, как правило, и не нужно. Если вариант с монтажом без предварительной проверки не подходит, есть альтернативное решение.

Производители беспроцессных пластин рекомендуют придерживаться надлежащих процедур производственного контроля, чтобы исключить потенциальные проблемы при печати. Региональный технологический директор Kodak Дэвид Мэстас отмечает: «Основная часть возникающих с беспроцессными пластинами Kodak проблем — избыточное воздействие дневного света до монтажа формы и недостаточное предварительное увлажнение при запуске печатной машины».

Риск работы без визуального анализа форм на качество экспонирования отчасти компенсируется исключением переменных химической и механической обработки. Чем меньше переменных в системе, тем стабильнее результат, — в этом уверены все пользователи передовой техники.

Термальные и не требующие химии CTP-пластины от Presstek предлагаются в 2- и 4-полосном форматах

При работе с CTP-технологиями также возникают вопросы с загрязнением и истечением срока годности химикатов (в проявителе и устройстве финишной обработки), некорректной работой или отказом лазера. Избежать проблем сложнее, чем кажется. Химикаты и лазеры ухудшаются поэтапно — это сложно обнаружить без специальных инструментов. Система Heidelberg systemservice 36 в удалённом режиме отслеживает состояние плейтсеттеров и заранее предупреждает о снижении мощности диодов и возможном выходе оборудования из строя.

Среди устройств для считывания информации с печатных форм — Tobias PlateCheck, iC Plate II и PlateScope от X-Rite. Они варьируются от ручных модификаций до систем сканирования, не только оценивающих качество печатных форм, но и преобразующих данные в предварительные настройки красочных зон машины. В новых версиях есть облегчающие работу автоматическая калибровка и выбор спектра.

Оценка остаётся частью процесса: традиционные пластины проверяют перед монтажом, беспроцессные — по печатным листам.

Практически все полиграфисты, с которыми мы встречались при подготовке статьи, тем или иным способом проверяют качество на местах. Но меры эти необходимы, только если ситуация выходит из-под контроля, что бывает нечасто. Гораздо важнее, что на выводе печатных форм операторы постоянно фиксируют и анализируют предоставляемые системой данные, а значит, контроль качества печатных становится проще и надёжнее.

Об авторе: Стефен Билз, менеджер цифровой допечатной подготовки Finger Lakes Press.


* Журнал Graphic Arts Monthly, май 2007. Copyright © 2007, Reed Business Information, a Division of Reed Elsevier Inc. All rights reserved.


 

Шахматная калибровка

Первый шаг при калибровке CTP — построение кривой линеаризации, компенсирующей растискивание и корректирующей размер элементов растра или количество точек в изображении, чтобы точно воспроизвести нужные площади растра на запечатываемом материале. Специалисты из RIT разработали тестовые шкалы, по их мнению, обеспечивающие более стабильный результат, чем предложения некоторых производителей. Один из макетов в статье «Как калибровать и линеаризировать CTP с помощью цифровой шкалы UGRA/FOGRA» представил преподаватель института Франц Зигг (fxsppr@rit.edu).

Шкала состоит из расположенных в шахматном порядке растровых элементов 1х1, 2х2, 3х3 и 4х4 пикселя, сопоставляемых с 50% растровым участком. При равномерном затемнении, т. е. оттенке (одинаковой оптической плотности), параметры экспонирования заданы верно. На иллюстрациях фрагменты тестовой шкалы с увеличением шахматных элементов. Присутствуют также радиальные линейки и градуированные тона.


 

Наши

CTP-системы завоевывают всё большую популярность не только в крупных и средних типографиях (хотя и среди них немало «староверов»). С новыми технологиями можно добиться нового уровня качества печати по сравнению с плёночной технологией, а это привлекает клиентов и позволяет увеличить прибыль. Но лучшее качество, как и в любом технологическом процессе, требует большего и серьёзнейшего контроля на всех этапах производства.

Методов и способов контроля много, но основные — симбиоз электронных шкал и контрольно-измерительных приборов. Технологии совершенствуются, и сейчас в большинстве случаев достаточно визуального контроля с применением электронных шкал: с их помощью можно самостоятельно оценить качество процесса изготовления пластин.

Даже самые «крутые» приборы и шкалы не помогут, если нестабильна технология изготовления пластин. Современные устройства экспонирования достигли такого уровня, что достаточно одного процесса линеаризации для стабильного экспонирования в течение длительного периода времени. Химия и проявочные процессоры — вот основные дестабилизаторы техпроцесса! Конечно, можно и здесь добиться хороших результатов, но какой ценой…

Исследования говорят о ряде недостатков «химических» технологий. Необходим постоянный контроль состояния химии, продукты которой осаждаются на рабочих поверхностях проявочного процессора, что влияет на качество обработки — необходимы регулярные остановки производства для очистки процессора. Не говоря уже о проблеме грамотной утилизации химии.

Выход есть — привлечение в полиграфию новейших технологий CTP без применения химии. Таких решений несколько. От простейших малоформатных на базе систем с нанесением тонера на пластины от Xante: PlateMaker, Impressia. До серьёзных высококачественных, профессиональных решений с автоматизацией от Presstek: Vector 52TX, Dimension 450/800, построенных по термальной технологии. В любом случае, здесь контролировать и калибровать приходится только экспонирующее устройство. — Анатолий Микитюк, ведущий специалист отдела маркетинга ГК «Комлайн»


 

Проверка слабоконтрастных форм

Печатные формы с плохо просматривающимся (нечётким) изображением перед монтажом в машину проверяют с помощью специального устройства. Два спектрально сбалансированных источника света в решении Techkon SpectroPlate от GripDigital исключают ошибки, свойственные предшественникам. Внедрённые в портативный микроскоп стандарты экспонирования (от европейской исследовательской ассоциации Fogra Graphic Technology Research Assn.) гарантируют совместимость с ISO при калибровке пластин традиционным и стохастическим растрами.

«Наше решение единственное, одобренное Fujifilm Graphic Systems для проверки слабоконтрастных печатных форм. Agfa Azura и другие пластины — тоже не проблема», — рассказывает президент GripDigital Грег Имхофф.


 

Наши

В принципе, нынешняя ситуация с контрольными приборами для CTP в точности повторяет бывшую в 90-х годах: типографии приобретали фотовыводные устройства (предлагалось оптическую плотность на фотоплёнке оценивать глазом на просвет и только). Все уповают на стабильность работы CTP.

Однако, зная, в каких условиях порой эксплуатируется CTP, можно говорить о том, что проблемы всё-таки возникают (сбои в системе охлаждения записывающей головки, пыль на оптике, температурные колебания проявителя, его свежесть и т. п.). Как правило, это ведёт к изменениям растровых значений на печатной форме, следовательно, изменению цвета в печати. Чаще всего его связывают с печатной машиной именно из-за того, что нет прибора для контроля работы CTP. Таким образом, значительно увеличивается время решения проблемы, возрастают производственные затраты.

Линеаризация CTP — одна из составляющих успеха типографии, точность работы CTP при вводе компенсационной кривой, которая обеспечивает одинаковые растровые значения и одинаковый цвет для изданий и рекламы, печатающихся в разных странах мира. Некоторые RIP в дешёвых CTP не позволяют отдельно производить линеаризацию и вводить компенсацию. Правда, это решения для газетной печати, где позволительно вводить компенсацию по тестовому оттиску. Разрабатываемые и уже имеющиеся визуальные средства контроля линеаризации лишь подчёркивают, сколь она необходима для выводного устройства!

Наличие в типографии прибора для измерения контрольных элементов на печатной форме позволяет отюстировать и поддерживать на должном уровне выводное устройство при помощи линеаризации, а также обеспечивает условия для стандартного воспроизведения изображений в офсетной печати. А контроль печатных форм посредством измерений позволит оперативно определить участие CTP в отклонениях технологии офсетной печати.— Александр Кушнаренко, технический директор «Центр HGS»


 

Наши

Малоформатные CTP составляют серьёзную долю продаж в РФ, поэтому тема статьи как никогда актуальна. Упомянуты различные технологии изготовления пластин, но мы видим наибольшие перспективы у термальной в сочетании с беспроцессными пластинами. Cразу после экспонирования их можно монтировать в печатную секцию. «Нисса Центрум» — пионер внедрения передовой технологии в РФ, несколько наших партнёров успешно печатают с беспроцессных пластин Kodak Thermal Direct, выведенных на CTP Kodak Magnus и Trendsetter. Их опыт совпадает с опытом сотен западных клиентов: беспроцессные пластины — стабильная промышленная технология. При необходимости переход к требующим проявления пластинам безрисковый — надо просто купить проявку. Конечно, опасения потенциальных покупателей естественны. Как контролировать, якобы, невидимое на формах изображение? Где взять шкалы контроля? Не вылезет ли дьявол в неприятных деталях? Хорошо, что статья американского автора даёт уверенные ответы на ряд вопросов. Приводится список устройств, измеряющих растр на беспроцессных пластинах; описание шкалы для безинструментального контроля. Вот только вряд ли она является новинкой, хотя бы потому, что шкала разработки Creo/Kodak ICS от 2002 г. как раз содержит описанные элементы и не только. Кстати, русскоязычная инструкция по применению шкалы — часть стандартной поставки CTP. Приятно сознавать, что отечественным авторам удаётся публиковать более информативные и практические материалы, чем вынужденным поминутно оглядываться на политкорректность американцам. — Михаил Кувшинов, директор по стратегии и маркетингу «Нисса Центрум»

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Мир графических открытий–2018

    Самый подробный обзор новых возможностей популярнейшего графического пакета CorelDRAW Graphics Suite 2018 и множество полезным советов по его освоению.

     

     

  • Apple iPad Pro 2017

    iPad Pro 2017, Pencil

    Заключение: хотя по производительности новый планшет iPad Pro может конкурировать с ноутбуками, полностью заменить рабочие станции планшетами в издательском деле пока не получится. Однако появление полнофункциональных приложений для создания и обработки изображений позволяет дизайнерам, иллюстраторам и фотографам уже сейчас сделать своим основным рабочим инструментом iPad Pro с Apple Pencil. Главные недостатки планшета — традиционно высокая цена и всё ещё недостаточное внимание к нему со стороны разработчиков приложений.

     

  • Вывод офсетных форм как услуга 3.0

    Ситуация в секторе коммерческого вывода форм за последние годы стала сложнее: офсетный полиграфический рынок находится явно не на подъёме, типографии стараются экономить каждый рубль, а собственные мощности для вывода форм у некоторых компаний даже выросли. Закономерно повысилась конкуренция.

     

  • Какую выгоду даёт внедрение АСУП?

    Занимаясь плотно темой автоматизации типографий, заметил интересный феномен: почти все руководители типографий думают и хотят двигаться в этом направлении, но мало кто делает практические шаги. В некоторых типографиях издавна и безрезультатно пишут своей софт, кто-то приобрёл лицензионный продукт и годами мучается с его внедрением и адаптацией под техпроцессы своего предприятия.

     

  • Мультипаспорт

    Региональный менеджер по продажам и технологиям GMG в странах EMEA Стивен Акку с инженером по печати отдела технического развития Анастасией Власовой во время выставки Printech 2017 объяснили нам, почему разработанные их компанией новейшие технологии мультикрасочного профилирования могут стать для типографий универсальным пропуском в мир гарантированно точного воспроизведения цветов.

     

    На фото — Стивен Акку и Анастасия Власова на стенде GMG на drupа 2016

     

  • CtFP c перспективой

    Система экспонирования флексографских форм Kodak Flexcel NX 3548/Wide-C — компактное и универсальное решение для различных объемов производства и форматов экспонируемых форм. Система состоит из экспонирующего устройства Trendsetter NX Wide, термочувствительной плёнки, ламинатора для прикатки маскирующего слоя на пластину, пластин Flexcel NX и программного обеспечения Kodak TIFF Front End с системой Kodak DigiCap NX Patterning, повышающей эффективность краскопереноса за счет создания микротекстур на поверхности пластины.

     


comments powered by Disqus