101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Новые рубежи УФ-красок <i><A HREF="#vr"><SUP>*</SUP></A></i>

  • Дейв Аткинсон
  • 14 мая 2007 г.
  • 4210
УФ-отверждаемые краски прекрасно зарекомендовали себя в производстве этикеток. Именно они позволили флексографии в кратчайшие сроки завоевать этот рынок.

Без УФ-отверждаемых красок флексография вряд ли вышла бы на современный уровень качества и равной конкуренции с другими способами печати на этикеточном рынке. Для производителей УФ-красок он многие годы оставался прибыльным и привлекательным. Теперь всё изменилось, и выгодная когда-то для поставщиков индустрия страдает от перепроизводства. Виной тому, не в последнюю очередь, количество высокоскоростных этикеточных машин с увеличенной шириной полотна. В некотором смысле УФ-печать этикеток пала жертвой собственного успеха, став визитной карточкой УФ-флексографии. Но при всех достоинствах последняя за 10-15 лет в других направлениях так и не двинулась…

С ужесточением конкуренции и падением прибылей на фоне кризиса перепроизводства этикеточные типографии стали экономить на расходных материалах, включая краски. Их поставщикам приходится прикладывать больше усилий к освоению новых рынков, а работающим с этикеточными типографиями — мириться с сокращением прибылей и повышать уровень сервиса. Например, английский производитель УФ-красок из Paragon Inks наряду с интересными техническими решениями предлагает программу минимизации затрат для узкорулонных производств.

 

Альтернативные рынки

Десять лет назад казалось, что новым крупным рынком для УФ-флексографии станет картонная тара. Перспективность направления доказала типография Carton Master, завоевавшая не одну полиграфическую награду за печать УФ-красками Intercolor. Ожидания не оправдались потому, что активно не развивалась флексопечать по картону. Новые универсальные узкорулонные машины в большинстве своём, наряду с самоклеящимися этикеточными материалами и плёнками, запечатывают лёгкий картон: УФ-флексография по-прежнему представлена в сегменте, хотя темпы роста намного медленнее, чем ожидалось.

Новое веяние — стерилизуемая картонная упаковка для пищевых продуктов. Картоны похожи на сорта для упаковки молока и соков, уже много лет запечатываемой флексографией (хотя и не УФ-отверждаемыми красками). Подходят катионные УФ-краски, выдерживающие стерилизацию без дополнительного лакирования и ламинирования. Здесь флексография делает первые шаги, но при условии серьёзного сокращения доли 3-компонентных (тубус, дно, крышка) жестяных банок это реальный потенциал для её долгосрочного роста.

Наибольшим интересом пользуются УФ-краски для печати на усадочных рукавных этикетках. Рынок бурно развивается несколько лет, в чём несложно убедиться, пройдясь по любому супермаркету и подсчитав на полках количество упакованного в них товара. Уровень заинтересованности наглядно продемонстрировала прошедшая LabelExpo, где на стендах нескольких производителей узкорулонного оборудования печатались именно рукавные этикетки.

Это традиционная вотчина глубокой печати, но, как и в случае с гибкой упаковкой, ей сложно конкурировать с флексо на коротких тиражах. Количество товаров с усадочными рукавными этикетками увеличивается, становится больше коротких тиражей — у флексографии появляются перспективы. Новым это направление назвать сложно: один из крупнейших производителей в Европе Decorative Sleeves выпускает их уже 10 лет.

Типичные примеры флексопечати УФ-красками

Количество типографий, печатающих усадочные рукавные этикетки УФ-способом, растёт за счёт дополнительного сервиса, недостижимого в глубокой печати. Компании не просто отвоёвывают у неё рынок, но и формируют собственный. Поскольку цены на усадочные этикетки рассчитываются с прицелом на глубокую печать, стоимость красок для этого сегмента — не проблема.

Потенциально самый перспективный, но и самый сложный для УФ-флексографии рынок — печать по плёнкам для первичной пищевой упаковки: с каждый шагом вперёд индустрия делает два назад. Печать по упаковке, напрямую контактирующей с пищевыми продуктами, всегда проблематична из-за остаточных и несвязанных элементов в красочной плёнке.

Аналогичные сложности возникают при работе с сольвентными красками, виной чему остаточные растворители. Складывается впечатление, что типографии стремятся переложить ответственность на производителей красок. Безусловно, от поставщика требуется соответствие продукции поставленным задачам, а сертификаты Федерального Союза оптовой и внешней торговли (BGA), Управления по контролю за продуктами и лекарствами США (FDA) и Международного сертификационного центра ЕС (ISEGA) станут дополнительным плюсом, но характеристики готовой продукции определяются не только формулой краски, но и технологией печати.

Об этом хорошо осведомлены работающие с сольвентными составами, где всегда есть риск остаточных растворителей, но никто не думает обвинять в этом поставщика красок, зная, что многое зависит от техпроцесса. То же верно и в отношении УФ-отверждаемых красок: независимо от качества и сертификатов, при недостаточном контроле в готовой красочной плёнке могут остаться несвязанные элементы. Это не значит, что изготовителю или клиенту придётся отказаться от печати заказа УФ-красками — просто типография берёт на себя дополнительную ответственность и тщательнее контролирует процесс. Качественные краски сводят проблемы к минимуму, поэтому важно, чтобы поставщик понимал требования рынка (момент важный, но не единственный).

 

Катионные или свободно-радикальные

Независимо от области применения, при флексографской УФ-печати всегда есть выбор: доступные много лет краски свободно-радикальной или катионной полимеризации. Первые — основа УФ-индустрии. Выбор сырья для производства стал шире, а цена на них ниже, чем на катионные составы. Поэтому они оптимальны для этикеток и картонной тары, но в сложных ситуациях (стерилизуемые коробки) лучше зарекомендовали себя катионные решения.

Стойкие к усадке катионные краски успешно использовали в производстве термоусадочных рукавных этикеток, но в последние 2-3 года их теснят свободно-радикальные. Совместно с австралийским подразделением Macro компания XSYS Print Solutions разработала свободно-радикальную систему Flexocure XS с прекрасной адгезией к широкому спектру плёнок и без ограничений по усадке. Краски свободно-радикальной полимеризации для термоусадочных рукавных этикеток предлагает английская Intercolor. Sun Chemical продолжила работу в катионном русле, представив на LabelExpo краски Solarcat того же применения, пополнив серию Solaris для узкорулонной печати. Mirage Inks уже несколько лет успешно поставляет катионные УФ-краски для печати по рукавным этикеткам.

К краскам для печати на первичной пищевой упаковке особые требования. Для их выполнения при работе со свободно-радикальными составами необходим выбор адекватной системы отверждения. В атмосфере с пониженным содержанием кислорода (инертной) меньше помех отверждению, не так много фотоинициаторов в краске, почти нет отмарывания в рулоне.

Если краски на основе свободных радикалов отверждаются электронным излучением (EB-системы), фотоинициатор вообще не нужен. При этом плотность образования межмолекулярных связей выше, а риск неполного отверждения ниже. До сих пор эту технологию всерьёз не воспринимали из-за габаритов и стоимости, но теперь решения стали компактнее и дешевле. Устройства электронного отверждения устанавливаются в конце машины для печати «сырое по сырому» по аналогии с традиционными офсетными красками. Результатом активной работы Sun Chemical стала краска UniQure WetFlex для высоко-скоростной печати «сырое по сырому», предназначенная для технологически требовательной упаковки. Но отверждению катионных красок кислород не препятствует, а длительный период их окончательного отверждения сводит к минимуму количество несвязанных элементов в красочном слое.

 

Будущее

Печать этикеток остаётся бастионом УФ-флексографии, хотя и не столь прибыльным для поставщиков красок. Масса усилий вкладывается в разработку красок для термоусадочных рукавных этикеток, сулящих хорошие перспективы. Продолжается работа над красками для прямой печати на первичной пищевой упаковке. Хотя этот рынок всегда был самым проблематичным, но в долгосрочной перспективе остаётся наиболее привлекательным. Сейчас на рынке УФ-флексографии заправляет узкорулонная печать. Чтобы ситуация изменилась, необходимы прочные позиции и в других сегментах, помимо этикеток. Несмотря на сложности, перспективы у флексографской печати УФ-красками есть, и очень неплохие.


* Журнал FlexoTech, май/июнь 2006 г. © FlexoTech, Published by Whitmar Publications Ltd.


 

НАШИ

Российскому рынку флексопечати около 8 лет, и он находится на стадии развития: при ежегодном приросте 10-15%, в отличие от Европы, кризис перепроизводства нам не грозит. Наиболее перспективный сегмент — печать по термоусадочным плёнкам. Имеются у нас и качественные материалы для УФ-печати. Хорошо известная в Великобритании Intercolor, входящая в немецкий концерн Zeller+Gmelin и работающая на российском рынке с ГК «Дубль В», ежегодно выпускает новые серии УФ-красок.

Елена Ларкина (larkina@doublev.ru), руководитель отдела полиграфических красок ГК «Дубль В»


 

НАШИ

Автор верно подметил, что серьёзного движения на рынке УФ-красок в последнее время нет. Большинство производителей предлагают одинаковые по качеству и техническим характеристикам решения. Конкуренция сместилась в сторону маркетинговых ходов, гибкости сервиса и цены. Поставщики материалов оказались в сложном положении. Вряд ли можно серьёзно рассматривать катионные краски как перспективный путь развития. Сокращение до одного поставщиков компонентов для них не замедлит сказаться на цене и их наличии в ассортименте многих производителей. На мой взгляд, это вызвано тем, что большинство задач успешно решается последними разработками в радикальной технологии. Будем пристально следить за развитием рынка термоусадочной этикетки — похоже, это единственное направление, которое сулит радужные перспективы УФ-флексографии.

Андрей Комаров (akomarov@realine.ru), технолог компании «Реалайн»

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ricoh Ri 1000
Ricoh Ri 1000

Струйный принтер с белилами формата А3 для печати по футболкам и другим готовым изделиям из ткани будет хорош для печатных салонов среднего размера и цифровых типографий, которые хотят расширить своё присутствие в этом секторе рынка.

Итоги 2019 года в полиграфии
Итоги 2019 года в полиграфии

Год прошёл, самое время подвести его итоги. Давайте вспомним обо всех его важных событиях в мире и России в полиграфической отрасли — от слияний и поглощений до новых продуктов, выставок и кадровых перемен.

European Carton Excellence Award 2019
European Carton Excellence Award 2019

Лучшая европейская картонная упаковка 2019 года по версии ассоциации Pro Carton.

Рабочие лошадки для рекламных производств
Рабочие лошадки для рекламных производств

Выбираем универсальный рулонный принтер (принтер/каттер) для интерьерного оформления и наружной рекламы самых популярных в рекламной индустрии форматов — с шириной печати до 183 см.


Новый номер

Тема номера — «Мобильные приложения для полиграфистов». В номере — итоги 2019 года в полиграфии, интервью с Horizon International, встреча с RMGT. «Например» о типографии PMG и Design Studio 3D. Справочник покупателя по широкоформатным (до 1,8 м) принтерам для рекламных производств. Лучшая европейская картонная упаковка. Обзор Ricoh Ri 1000. Тайный Покупатель — о ценах и сроках изготовления журнала.


Голосование
Что сдерживает переход на цифровую печать упаковки и этикетки?
    Проголосовало: 57