101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Цифровое мышление в упаковке и этикетке

  • 7 октября 2021 г.
  • 5339
Аналитические исследования и опыт типографий, перешедших на цифровые технологии изготовления упаковки и этикетки, говорят о том, что перспективы на этом рынке очень велики. А производители готовы предоставить типографиям лучшие инструменты — ЦПМ и расходные материалы для них.

16 июня 2021 г. в рамках выставки RosUpack 2021 прошла организованная редакцией Publish конференция «Цифровая трансформация во флексографской типографии: эффективное производство этикетки и гибкой упаковки любыми тиражами». С материалами конференции (видеозаписями выступлений, презентациями и фотографиями) можно ознакомиться здесь.

Взгляд отраслевого журналиста

Главный редактор Publish Игорь Терентьев привёл данные отчёта исследовательского агентства Smithers о том, что количество малых и персонализированных тиражей растёт в целом, а в секторе печати упаковки и этикетки рост цифровой составляющей происходит опережающими другие направления темпами. Так, по прогнозам, рынок печати этикетки до 2024 г. продолжит расти примерно на 4% ежегодно и достигнет объёма 49,9 млрд долл. При этом с 2019 по 2024 гг. выпуск этикетки цифровыми способами вырастет в денежном выражении с 12,1 до 16,5 млрд долл., а в количественном — до 14,7 млрд м2, т. е. в среднем на 9,6% в год. Рынок гибкой упаковки, куда цифровая печать только начинает проникать, за период с 2009 по 2019 г. удвоился, достигнув в 2019 г. 228 млрд долл. Прогноз на период до 2024 г. — ежегодный прирост на 3,3% до объёма 269 млрд долл. И во многом за счёт цифровых технологий.

Опираясь на прогнозы агентства Keypoint Intelligence, Игорь отметил, что в секторе узкорулонной печати этикеточные ЦПМ обогнали по уровню продаж флексографские машины, а к 2023 г. ежегодный рост количества инсталляций этикеточных ЦПМ составит 12%. Доминирующие сейчас на рынке электрографические этикеточные машины с жидким и сухим тонером продолжат удерживать первенство, но уступят по темпам роста (10%) гибридным (18%) и струйным (17% — промышленные и 16% — начального уровня) машинам. Аналитики прогнозируют, что конкуренция между способами цифровой печати будет обостряться.

Цифровое мышление в упаковке и этикетке

По словам Игоря, в 2019 г. накануне LabelExpo Europe 2019 в мире по количеству инсталляций с большим отрывом лидировали три компании: HP Indigo, Xeikon (с учётом самой большой базы установленных струйных ЦПМ направления EFI Jetrion, приобретённого Xeikon) и Konica Minolta. Однако на выставке тогда этикеточные и гибридные ЦПМ представили более 30 компаний, среди которых были практически все известные производители узкорулонных флексографских машин. По оценкам Publish, инсталлированная база этикеточных ЦПМ в России осенью 2021 г. преодолеет первую сотню — по состоянию на июнь в нашей стране было установлено 96 машин, а поставщики уже заявили о нескольких грядущих инсталляциях. Отрадно, что увеличивается не только количество машин, но и разнообразие представленных в нашей стране производителей — уже запущены первые этикеточные ЦПМ Domino и Gallus.

С точки зрения технологий возможности узкорулонных флексографских машин расширяются за счёт секций цифрового облагораживания (нанесения фольги и лакирования) и впечатывания белил. Уже сейчас значительная доля ЦПМ также предлагается в 6–7-красочных конфигурациях для печати с расширенным цветовым охватом, что позволяет увеличить количество воспроизводимых смесевых цветов. Производители также выпускают всё больше специализированных рулонных решений (автономных и в линию c ЦПМ и послепечатными комплексами) для цифрового облагораживания. Среди них: MGI, HP Indigo GEM, Kurz DM-liner, Xeikon FEU (OEM MGI), ABG. HP Indigo, Durst, Uteco и Xeikon развивают также направление ЦПМ, ориентированных в первую очередь на печать гибкой упаковки. Безусловный лидер здесь — HP Indigo, которая может похвастаться трёхзначным числом инсталляций.

Этикетка — «цифрой»

Сергей Щёголев: «Такой интересной и востребованной на рынке ЦПМ Konica Minolta Accurio Label 230 сделали: компактная конструкция, стабильное продаваемое качество печати, возможность печати на большинстве традиционных материалов для флексографии без предварительной обработки, простое управление»

Ориентируясь на результаты работы клиентов Konica Minolta в период пандемии, продукт-менеджер Konica Minolta Сергей Щёголев в своём выступлении «Готовые решения для цифровой печати этикетки» упомянул небольшой спад в мае 2020 г. из-за резких ограничений в работе типографий и удвоение за год среднего объёма печати в пересчёте на одного клиента. Сергей отметил, что всего в России установлено 20 узкорулонных ЦПМ линейки Konica Minolta с сухим тонером, большинство из которых — модели AccurioLabel 230. По словам Сергея, популярной эту машину сделала комбинация механизма печати Konica Minolta из листовых машин, адаптированного под рулонную печать, и механизма размотки/намотки Grafisk Maskinfabrik. Последний гарантирует равномерность натяжения материалов разных типов и постоянство скорости прохождения их через механизм печати. Среди наиболее важных отличий серии Accurio Label 230 от предшественников Щёголев назвал увеличение до 1000 м длины печати с гарантированной точностью цветопередачи, рост скорости печати с 13,5 до 23,4 м/мин на большинстве материалов и общего ресурса машины — до 2600 км при ежемесячном объёме печати от 10 тыс. до 60 тыс. погонных метров. Время переналадки существенно сократилось. Кроме того, после остановки машина довольно долго остаётся в рабочем состоянии, поэтому нет задержки начала печати. Accurio Label 230 может работать с материалами двух вариантов ширины. Опционально в этой модели появился датчик чтения метки, позволяющий печатать вторым прогоном на предварительно запечатанном материале, встроенные ионизатор и воздушный компрессор, система очистки полотна, нож для продольной резки. «Такой интересной и востребованной на рынке машину сделали: компактная конструкция, стабильное продаваемое качество печати, возможность печати на традиционных материалах для флексографии без предварительной обработки, простое управление», — подчеркнул Сергей.

Помимо ЦПМ собственного производства, Konica Minolta предлагает этикеточным типографиям отделочные модули Grafisk Maskinfabrik для выполнения выборочного лакирования, фольгирования, высечки, продольной резки, а также машины MGI Jetwarnish 3D Web для цифрового облагораживания и ПО Accurio Pro LabelImpose для подготовки спуска полос и файлов для высечки, фольгирования и лакирования. «Единый программный пакет обеспечивает идеальное совмещение с печатным изображением», — подчеркнул Щёголев.

От цифровой этикетки к упаковке

Михаил Кувшинов: «Судя по “кликам” российских владельцев ЦПМ HP Indigo, в секторе листовой коммерческой продукции в I–III кв. 2020 г. наблюдался спад по сравнению с I–III кв. 2019 г., при этом этикеточный сегмент вырос более чем на 20%»

Директор по развитию «НИССА Центрум» Михаил Кувшинов проиллюстрировал своё выступление «Прибыль в цифре: от этикетки — к упаковке» очень наглядно: извлёк из портфеля бутылки с водой и тремя сортами пива с этикетками, отпечатанными цифровым способом, и арахис в упаковке, изготовленной в ярославской типографии azimutprint на машинах HP Indigo и Karlville. «На эти этикетки с помощью технологии HP SmartStream Mosaic нанесена переменная информация красками, светящимися в УФ-лучах. Их изготовила типография Glloss Label на ЦПМ HP Indigo 6800», — пояснил Михаил. Основываясь на «кликах» российских владельцев ЦПМ HP Indigo, он отметил, что в секторе листовой коммерческой продукции в I–III кв. 2020 г. наблюдался спад по сравнению с I–III кв. 2019 г., а этикеточный сегмент вырос более чем на 20%. Примеры отдельных типографий ещё более впечатляющие. В частности, по словам Михаила, объёмы цифровой печати этикетки в «Оптифлекс» выросли примерно двое. За год типография полностью загрузила ЦПМ HP Indigo 6900 и купила вторую. «Мы гордимся тем, что по количеству инсталляций HP Indigo занимает 60% российского рынка цифровой этикеточной печати. И практически все владельцы ЦПМ HP Indigo купили вторую и последующие машины», — сказал он.

Михаил уверен: если типография хочет инвестировать в самое активное направление, то это — цифровая этикетка и машины HP Indigo, а если стремится попасть в ту часть сегмента, которая только начинает расти, то инвестировать надо в цифровую упаковку. Она способна принести возврат инвестиций на уровне двузначных или даже трёхзначных показателей.

Он привёл данные агентства Smithers о росте рынка потребительской упаковки в целом и особенно пластиковой. По словам Михаила, в России в 2020 г. из общего уровня продаж гибкой потребительской упаковки в размере 1,593 млн долл. 1,480 млн приходится на пластик, 106 млн — на бумагу и 7 млн — на фольгу. Причём потребление фольги по отношению к 2019 г. не увеличилось, пластика — выросло на 2,2%, а бумаги/картона — прибавило 4,7%. «Это не просто гигантский, но и растущий даже в пандемию рынок», — сказал Михаил и подчеркнул, что для рынка гибкой упаковки всё более важными становятся вопросы устойчивого развития, которые до последнего времени во внимание не принимались. «Сейчас вопросы перерабатываемости, повторного использования и биоразлагаемости выходят на первое место из-за экономики, а не из-за заботы об окружающей среде. Пищевая промышленность ищет лучшее соотношение массы продукта и тары, и оно — в пользу дой-пака. Даже если пакет — неперерабатываемый (а перерабатываемые пакеты уже производятся), его экологический след соответствует следу стеклянной бутылки, если её повторно использовать 10 раз», — сказал Кувшинов.

Он обратил внимание гостей конференции на замену в гибкой упаковке полимеров перерабатываемыми или компостируемыми мономерами на основе полиэтилена. По словам Михаила, барьерные свойства полиэтилена достаточны для выполнения 80% задач гибкой упаковки. «Выбирая технологию печати гибкой упаковки, обязательно убедитесь, что она работает с полиэтиленом», — закончил он своё выступление.

От офсета — к цифровой этикетке

Павел Иванов: «Этикеточное направление типографии Moden DL даже в период стагнации показывало устойчивый, хоть и не такой высокий, как обычно, рост»

Директор типографии Moden DL (Таллинн, Эстония) Анатолий Пихла, который не смог присутствовать на конференции, попросил хорошо с знакомого с проектом Павла Иванова рассказать о том, как типография переориентировала своё производство с офсетной акцидентной продукции на цифровую этикетку.

Moden DL основана в 1996 г. и была типичной для маленькой европейской страны типографией, работавшей на традиционном для того времени рынке листового офсета. Поиск путей развития проходил через листовую «цифру», широкоформатную печать, разнообразные варианты отделки. В 2008 г. предприятие начало осваивать рынок этикетки и гибкой упаковки с покупки рулонной ЦПМ HP Indigo и машины Cartes для лазерной высечки. Приобретая этикеточную ЦПМ, руководство Moden DL не рассчитывало на печать в больших объёмах, так как рынок не предполагал такой бизнес-активности. В 2010 г. на замену была приобретена узкорулонная ЦПМ HP Indigo 6000. В 2014 г. на рынке Эстонии произошли серьёзные перемены, приведшие Moden DL в 2015 г. к необходимости оставить только два прибыльных направления — листовой офсет и цифровую этикетку. Эти выводы позволила сделать эксплуатировавшаяся на предприятии с 2007 г. система управления производственно-технологическим циклом ASystem. До 2017 г. оба направления развивались примерно одинаково, а с 2018 г. офсет стал отставать. В 2019 г. темпы роста и прибыльность цифрового направления стали ещё выше. В 2020 г. в период европейского локдауна из-за пандемии коронавируса офсетный сегмент не просто снизил обороты и прибыль, но и оказался на грани работы в убыток. При этом этикеточное направление даже в период стагнации показывало устойчивый, хоть и не такой высокий, как обычно, рост. Тогда типография приняла решение о приоритетном развитии этикеточного направления и переориентации акцентов развития предприятия.

«Оказалось, что при снижающейся загрузке офсетное направление потребовало пристального внимания к расчётам фактических производственных затрат. В этой ситуации мы приняли решение оптимизировать затраты на офсетном производстве и все сэкономленные ресурсы направлять на развитие цифровой этикетки, — сказал Павел. — Точный и корректный расчёт плановой себестоимости производства продукции, а также постоянный контроль за фактическими затратами и максимально оптимизированный процесс прохождения заказов от обращения клиента до отгрузки готовой продукции были достигнуты за счёт эффективного использования возможностей АСУ ТП ASystem. Были внедрены дополнительные подсистемы AsystemMail, AsystemIMap, AsystemTouch. Персонал типографии, включая операторов ручного производства, был переориентирован на работу в режиме компьютерного управления производством. За счёт этого и сегодня офсетный сегмент постоянно приносит прибыль, которая вкладывается в развитие цифровой печати этикетки».

За счёт ресурсов на развитие были приобретены: рулонная высекальная машина WQM-420 и аппарат Cartes-500 для лазерной резки, ламинирования и лакирования этикеточной продукции; доработана АСУ ТП ASystem для оперативного оформления заказов на цифровую этикетку; запускается проект по «реавтоматизации» техпроцессов допечатной подготовки этикетки с использованием ПО Esko Automation; типография разрабатывает интернет-портал для работы с заказчиками и работает над созданием интернет-магазина крафтовой этикетки и упаковки для частных лиц и малого бизнеса.

«Мы видим, что на рынках небольших стран Восточной Европы спрос на полиграфическую продукцию переориентируется на производство этикетки, картонной и гибкой упаковки, печати по текстилю. Цифровое этикеточное производство, которое росло даже в условиях ограничений из-за пандемии, после такого долгого искусственного сдерживания будет развиваться ещё быстрее», — сказал Иванов.

Краски и лаки для печати этикетки

Алексей Анисенин: «В красках UVFlex частицы пигмента меньше, чем у выпускаемых в Европе, а по колористическим характеристикам они полностью совпадают»

Технический директор ГК «Танзор» Алексей Анисенин рассказал участникам конференции о запуске первого отечественного производства флексографских красок УФ-отверждения серии UVFlex.

В 2001 г. ГК «Танзор» первая в России открыла собственное производство воднодисперсионных и УФ-отверждаемых лаков, затем организовала четыре колористические лаборатории Dayamix в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре и Новосибирске. Сейчас компания вышла на международный рынок — располагает заводами в Белгородской области и на территории Латвии и сотрудничает с десятками дилеров по всему миру.

«Мы предлагаем комплексные решения для флексографской печати — грунты, краски, лаки, клеи и специальные покрытия. Наш давний партнёр — компания INX International — помогла нам реализовать проект производства флексографских УФ-красок в России», — сказал Алексей. Среди преимуществ отечественного производства он выделил повышение конкурентоспособности красок на российском рынке за счёт снижения себестоимости, снижение логистических и таможенных рисков (благодаря использованию максимально возможного количества производимых в России компонентов) и гибкость производства. «Новое предприятие оснащено лабораторией, способной разрабатывать новые материалы и модифицировать существующие по техническому заданию клиентов. Таким образом, значительно сокращается время от получения заказа до его исполнения, ведь раньше запросы российских клиентов выполнялись за границей», — отметил Алексей. Он привёл данные, согласно которым за последние 10 лет объём продаж флексографских УФ-красок в России вырос в 6,4 раза — с 42 т в 2011 г. до 268 т в 2019 г. Мощность нового производства — до 400 т в год на имеющемся оборудовании, что составляет порядка 25% российского рынка узкорулонной флексографской печати.

Краски UVFlex изготавливаются на основе сухого пигмента. Производственный процесс, включающий дозирование и загрузку сырьевых компонентов связующего, диспергирование, перемол красочного пигмента, промежуточный контроль качества, коррекцию технологических параметров и фасовку готовой продукции, полностью автоматизирован. Соблюдение качественных и количественных параметров контролирует электроника. Системы контроля температуры и влажности, очистки воздуха исключают попадание посторонних частиц в краску и паразитное отверждение.

«В красках UVFlex частицы пигмента мельче, чем в красках европейских производителей. Это наше решение для повышения качества и улучшения печатных характеристик красок. При этом по колористическим характеристикам UVFlex полностью соответствуют краскам INX европейского производства, чтобы нашим клиентам не пришлось перепрофилировать печатное оборудование при переходе с европейской серии на российскую», — подчеркнул Алексей.

В серию UVFlex входят стандартные триадные цвета, базовые «пантоны», стойкие цвета и белая кроющая краска. В ближайших планах ГК «Танзор» — разработка и выпуск высокопигментированной серии красок, а также флексографских УФ-красок с низкой миграцией для печати пищевой упаковки.

Дмитрий Токманцев: «Лаки и клеи для цифровых отпечатков должны обладать особыми свойствами»

С расходными материалами для отделки цифровых отпечатков из ассортимента ГК «Танзор» гостей конференции ознакомил директор по развитию Дмитрий Токманцев.

Он отметил, что для запечатывания некоторых видов бумаги и гибких синтетических материалов на этикеточных ЦПМ требуется праймирование, для чего ГК «Танзор» рекомендует водный праймер Labitex WB Digital Primer 20. По словам Дмитрия, этот грунт отличается низкой желтизной плёнки и может применяться для нанесения «в линию» после предварительного тестирования. В ассортименте ГК «Танзор» также есть праймер Labitex UV Digital для создания основы, восприимчивой к УФ-чернилам. Дмитрий отметил, что этот праймер особенно актуален при печати по труднозапечатываемым поверхностям. Оба не содержат летучих органических веществ и пригодны для печати пищевой упаковки без прямого контакта с пищей.

«Лакирование и ламинирование решают сразу две задачи — придают оттискам и защитные, и декоративные свойства», — сказал Дмитрий. При этом краски, используемые в ЦПМ HP Indigo, обладают гидрофобными и антиадгезионными свойствами, сильно затрудняющими дальнейшую отделку оттисков. Тонер для лазерной печати может содержать до 30% воска, гидрофобные термостабилизаторы и слои, что делает его поверхность сложной для дальнейшей обработки. А в УФ-чернила входят силиконовые добавки с антиадгезионными свойствами. Учитывая имеющиеся сложности, эксперты ГК «Танзор» разработали УФ-лаки «Графилак» для отделки цифровых отпечатков: суперглянцевый Digital Gloss с повышенной реактивностью и химической стойкостью и Digital Mat с глубокой матовостью и приятной на ощупь поверхностью.

Для ламинирования «Танзор» предлагает клей Purerad L7200E LM Lam Adh УФ-отверждения. По словам Токманцева, полностью отверждённая плёнка клея обладает низким запахом и не желтеет под воздействием УФ-излучения.

Факторы успеха

Участники круглого стола «Главные факторы успеха при внедрении цифровой печати во флексографской типографии» согласились с тем, что собственник любого полиграфического предприятия должен очень чётко понимать, что приносит ему прибыль, а что — убытки. Важно не только знать, что нужно клиентам сегодня и что будет востребовано завтра, но и иметь возможности соответствовать требованиям рынка. Для этого придётся менять мышление. Тем, кто хочет оставаться в тренде и успешно вести бизнес, полезно будет уже сегодня обратить внимание на возможности цифровой печати, всё внимательно просчитать и переосмыслить свой подход к бизнесу.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Рейтинг офсетных пластин 2024

В исследовании* термальных пластин приведена оценка некоторых формных материалов, которые широко используются в российских типографиях. Зачем это нужно и какую пользу это может принести, читайте прямо сейчас.

Сувениры — музеям

В 2019 году сёстры Анна Кистенева-Озтурк и Ксения Кистенева с подругой детства Екатериной Васильевой организовали мастерскую «Амма», где проводили мастер-классы. С 2020 года стали разрабатывать и производить сувенирную продукцию для самых разных компаний. Сегодня, как и пять лет назад, в команде — те же три человека.

Путеводитель по миру UV DTF-принтеров 2024

За последние три года технология UV DTF-печати прошла путь от чуть ли не экспериментальной до получившей широкое распространение на рынке рекламной и сувенирной продукции. Она предполагает ручные операции, поэтому не рассчитана на массовое производство.

Работать легко

Дима Барбанель — междисциплинарный дизайнер, креативный директор, издатель, методист, партнёр и сооснователь «Мастерской» и DesignWorkout. Учился в Академии им. Штиглица в России и Fabrica в Италии. Увлечён макетированием и проектированием медиа. В 2019 и 2024 годах вошёл в число выдающихся профессионалов, формирующих креативный сектор экономики: «Moscow. 100 Most Creative Russians»*. Дима рассказал Publish о творческом пути, издательской деятельности и планах на будущее.

Возможности и самоотдача

Несмотря на то, что впереди ещё целый квартал 2024 года, предварительные итоги профессионального года подводит руководитель направления индустриальной печати Konica Minolta Kazakhstan Михаил Тарновский.



Новый номер

Тема номера: Производительность труда в типографиях. Очередная модель в этикеточной линейке DARUI. LABEL SOURCE YTP-F6-370-10C. УФ-гибриды DOCAN. Прошлое и будущее G!DIGITAL. Путеводитель по миру UV DTF-принтеров 2024. «Новое всё» на PRINTECH 2024.



Что вы делаете для пожарной безопасности у себя на предприятии?
регулярные пожарные учения с сотрудниками
33%
33 %
проверка огнетушителей
67%
67 %
отделение склада бумаги и продукции от производства
17%
17 %
обучение персонала
33%
33 %
регулярное техническое обслуживание оборудования
50%
50 %
регулярный инструктаж персонала
50%
50 %
борьба с захламлением в цехах
75%
75 %
проведение внешнего аудита
25%
25 %
установка пожарной сигнализации
75%
75 %
использование огнестойких материалов
25%
25 %
Проголосовало: 12