101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Оптимальный растр для тампонной печати

  • Алексей Сорокин, Оксана Сапронова
  • 26 марта 2007 г.
  • 7680
Интерес к тампонной печати растёт пропорционально потребности в представительской продукции и бизнес-сувенирах. А как быть с проблемами при воспроизведении полутоновых изображений?

Классические способы печати не годятся для нанесения изображений на изделия объёмные, со сложной геометрией и труднодоступные места. Господствующая здесь тампонная печать постоянно совершенствуется, а области её применения расширяются. Зачастую дело осложняет отсутствие чётких инструкций и технологических рекомендаций, особенно при печати полутоновых изображений, всё более востребованных на рынке рекламной продукции.

Рис. 1. Экспериментальная тест-форма

Цель исследования — оценить влияние на качество оттиска линиатуры изображения, характера запечатываемой поверхности и давления тампона. Критерий — анализ воспроизведения специально разработанной контрольной шкалы (градационной растровой шкалы-диапозитива), используемой на всех этапах печатного процесса — при подготовке станка к работе, получении контрольных оттисков, печати тиража. Для проведения эксперимента были изготовлены диапозитивы (рис. 1) с линиатурой 24, 36, 48, 60, 72 лин./см и растровой шкалой с относительной площадью растровых точек 2, 4, 6, 8, 10, 40, 60, 80, 90, 92, 94, 96, 98 и 100%.

Печатные формы — спиртовымывные пластины STM-52 с толщиной фотополимерного слоя 0,2 мм и толщиной стальной подложки 0,3 мм. Для повышения устойчивости пробельных элементов к истиранию, перед печатью они были дополнительно экспонированы.

Для моделирования поверхностей различного типа печатали на бумаге четырёх типов:

  • офсетной № 1 (100 г/м2), имитирующей сильно впитывающую шероховатую поверхность;
  • мелованной глянцевой (120 г/м2), имитирующей шероховатую невпитывающую поверхность;
  • полипропиленовой матовой плёнке, имитирующей матовую невпитывающую поверхность;
  • полиэфирной глянцевой плёнке, имитирующей глянцевую невпитывающую поверхность.

Печать — на полуавтоматическом однокрасочном станке МТМ 100 красками Ruco Т-45, тампон Morlock, 6 ед. по Шору А, при двух величинах давления тампона: оптимальном (минимально необходимом для передачи картинки без искажений) и повышенном.

Результаты предварительных замеров глубины печатающих элементов на микроскопе K. Walter представлены в таблице.

Зависимость глубины печатающих элементов (мкм) от относительной площади растровых точек на печатных формах с разной линиатурой

С увеличением линиатуры глубина печатающих элементов падает, что можно объяснить большим рассеянием света. Зато, чем больше относительная площадь растровой точки, тем глубже элементы на пластине.

С помощью работающего на отражение денситометра были троекратно измерены и усреднены оптические плотности оттисков. Анализ показал, что на всех запечатываемых материалах при всех линиатурах растра с увеличением относительной площади растровой точки оптическая плотность возрастает. Более высокая линиатура печатной формы снижает оптическую плотность оттиска. На офсетной бумаге увеличение линиатуры с 24 до 72 лин./см на участке 40% площади снижает плотность с 0,249 до 0,100, на полипропиленовой матовой плёнке — с 0,386 до 0,247. На мелованной бумаге оптическая плотность не меняется.

Стартовая точка воспроизведения высоких светов на офсетной и мелованной бумаге — 10% при линиатурах до 60 лин./см; при 60 и 72 лин./см светлые тона различимы с 12%. На полиэфирной глянцевой и полипропиленовой матовой плёнках света при 24 и 34 лин./см стартуют с 8%, для 48, 60 и 72 лин./см — с 10%.

С ростом линиатуры диапазон воспроизведения светов укорачивается: при 24 лин./см относительная площадь растровой точки колеблется в пределах 8%, при 72 лин./см — 10-12%.

С помощью микроскопа была оценена печать глубоких теней, которые воспроизводятся на всех запечатываемых материалах до 94% при 24, 34 и 48 лин./см, для 60 лин./см — до 92%, для 72 лин./см — до 90%.

Макс. оптическая плотность была получена на мелованной бумаге — 2,2 ед. при 24 лин./см, её наи-больший рост наблюдается с 20%, для полиэфирной глянцевой плёнки — с 50%, для полипропиленовой матовой плёнки и офсетной бумаги — с 60% растровой точки. Для мелованной бумаги отмечен скачок оптической плотности в диапазоне относительных площадей 10-45%. Для офсетной бумаги, напротив, характерен её пропорциональный рост.

Наименьшая оптическая плотность в исследуемом диапазоне у оттисков на офсетной бумаге, по сравнению с которыми плотность изображений на полипропиленовой матовой и полиэфирной глянцевой плёнках заметно выше.

Анализ влияния давления тампона на оптическую плотность показал, что его рост при запечатывании мелованной бумаги не влияет на передачу тонов. Для офсетной же бумаги его роль значительна.

При работе с полипропиленовой матовой и полиэфирной глянцевой плёнками для всех линиатур до 40% заполнения давление не играет роли, но в интервале 40-85% его увеличение даёт рост оптической плотности.

 

Резюме

Тампонная печать способна воспроизвести далеко не все полутоновые изображения. Наибольшие потери в высоких светах (особенно для высоколиниатурных растров), заметно меньшие — в глубоких тенях.

Выбор оптимальной линиатуры зависит от наличия в изображении мелких деталей и характера запечатываемой поверхности. Используемые для изготовления печатных форм цветоделённые диапозитивы должны иметь ограниченный интервал относительных площадей растровых точек: в высоких светах от 8-15%, в глубоких тенях до 90-94%.

Алексей Сорокин, студент 3 курса МГУП; Оксана Сапронова, студентка 6 курса МГУП.


Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Путеводитель по Printech 2021

Представляем структурированный перечень оборудования и решений для полиграфии, представленных на главной российской выставке 2021 г. Все экспоненты Printech расположены в зале № 2 павильона № 1 МВЦ «Крокус Экспо». Выставка пройдёт с 15 по 18 июня. Наиболее полную версию путеводителя с последними дополнениями можно найти в официальной газете выставки. Мы пометили решения, которые ранее не показывались на выставках в России.

Зачем вы в первую очередь идёте на Printech 2021?

На этот раз решили уточнить планы руководителей типографий относительно посещения выставки. И обнаружили, что некоторые из них даже не помнят, что за выставка такая ожидается в июне. Похоже, очные мероприятия просто выпадают из кругозора многих полиграфистов.

История освобождения от «цепких объятий» CMYK

Часть первая. Одна из проблемных тем в современной полиграфии — технологии многоцветного растрирования для печати с расширенным цветовым охватом.

Konica Minolta AccurioPress C4080

ЦПМ начального уровня для широкого круга типографий — от малых и средних цифровых до офсетных.

Раскройные «байки»: уши Микки Мауса и прочие неприятности

Мы завершили обзор режущего инструмента, но следует сказать, что очень трудно давать практические советы, кроме тех общих, которые опираются на обобщённый практический опыт.


Новый номер

Тема номера – Printech 2021. Антимикробная защита. Обзор Konica Minolta AccurioPress C4080. Репортажи из ISCB, с конференции AVTOVAZ Smart Factory 2021, интервью с Tech-ni-fold. Планшетные режущие плоттеры с автоподачей. Тайный Покупатель «зинов». 


Голосование
Был ли у вас опыт модернизации уже установленного оборудования с помощью поставщика или стороннего подрядчика?
    Проголосовало: 4