101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

И вместе им не сойтись

  • 5 марта 2007 г.
  • 2080

Александр Шнайдер

Пять лет назад в статье «Технологизация и дивергенция» я рассуждал о том, что типографии стремятся повысить технологичность заказов, а клиенты требуют разнообразия, и противоречие это решат время и рынок. Время прошло, многое изменилось, но различие интересов лишь усугубилось.

Два тренда

На полиграфическом рынке выделяются два разнонаправленных тренда.

Разумеется, стандартизация неизбежна. Разница между 2002 г. (по крайней мере в моей интерпретации) и сегодняшним днём в том, что тогда типографии хотели технологичности и стремились к ней, а теперь это — вопрос выживания.

При нынешних ценах на печать единственный способ для типографии оставаться прибыльной — максимизировать выработку в условиях полной загрузки. Другого пути нет. Следовательно, неизбежно сокращение ассортимента, более или менее узкая специализация, ориентация на стандартный заказ.

Но клиенты всё настойчивей требуют чего-то особенного, нестандартного. Откройте любую книгу, пособие, учебник по рекламе и маркетингу — там обязательно говорится про оригинальные креативные решения, нетрадиционные подходы, новые технологии воздействия на потребителя… Посмотрите структуру запросов любой тендерной площадки и увидите, что нестандартные заказы гораздо многочисленнее типовых. А вот стандартных предложений типографских услуг, наоборот, куда больше.

Две тенденции налицо, хотя кажется, ситуация противоречит здравому смыслу. Есть несомненный спрос на нестандартную продукцию, а типографии в массе своей не стремятся его удовлетворить, соперничая на всё сужающемся поле типовых заказов. А как же известная максима «Спрос диктует предложение»?

Эксклюзив по бросовой цене

Объяснение простое — нестандартными все эти многочисленные заказы являются лишь в глазах типографий. Клиенты вовсе не воспринимают их как необычные и — это очень важно — совершенно не готовы платить за «нестандартность».

Отчасти это происходит по вине дизайнеров-дилетантов, которые зачастую так реализуют абсолютно типовые идеи, что продукцию вообще невозможно напечатать! Вот и удивляется клиент: мол, не собирался печатать ничего особенного, а тут за сложность доплачивать предлагают…

Но главная причина, конечно, не в этом. Пресловутая диверсификация (специализация по типам заказов), по поводу отсутствия которой я так сетовал пять лет назад, по-прежнему не характерна для нашего рынка. Сказать, что типографии отказываются от сложных заказов, будет преувеличением. На одну типографию, чётко понимающую свою специализацию и не берущуюся за нестандартный заказ (или, что гораздо лучше, умеющую выразить эксклюзивность в денежном эквиваленте), пока ещё приходится несколько тех, что возьмутся. Причём за обычную цену! Либо по незнанию (потому как не видят разницы), либо от безнадёжности (других-то заказов нет).

И что ж тут плохого, если типография имеет широкий ассортимент и готова удовлетворить любое пожелание клиента? Разве не в этом смысл адаптации к веяниям рынка?

Проблема в том, что стремление взяться за любой заказ при сохранении конвейерного подхода к производству, увы, не идёт на пользу ни типографии, ни её заказчикам.

Универсальная типография по определению не может быть столь же эффективна, как специализированная, — ни в чёткости технологического процесса, ни в качестве, ни в надёжности. Поток разнородных заказов неизбежно «разбалтывает» производственную цепочку, ведёт к ошибкам и срывам. А перейти на «штучное» исполнение сложных заказов нельзя — уровень цен не позволяет. Плюс очевидное нежелание заказчика доплачивать за сложность, встречающее пусть невеселое, через силу, но согласие исполнителя.

Где же выход?

Жаль только, жить в эту пору прекрасную…

Рынок всё расставит по местам.

Непростая и медленная процедура диверсификации и специализации типографии идёт не сама по себе, а параллельно другому болезненному процессу — постепенному исчезновению аутсайдеров. Об этом говорилось неоднократно — слабые должны уйти. И уже уходят. И это будут (и есть) именно те типографии, что так и не поняли своей специализации, не научились видеть разницу в сложности и технологичности заказов, которым не хватило ума (или смелости) правильно оценивать свою работу.

Сокращение предложения, причём в наиболее «кривой» его части, при хоть и медленном, но повышении спроса, постепенно оздоровит рынок. Типографии, выбравшие специализацию, будут меньше страдать от недозагрузки мощностей. Извечный вопрос «взять невыгодный заказ или простаивать?» перестанет их беспокоить. Тогда они будут смело называть реальную цену сложности, нестандартности, нетехнологичности.

Постепенно это изменит и психологию заказчика. Он поймёт — должен понять! — что «оригинальные креативные решения» и «нетрадиционные подходы», повышающие отдачу от рекламы, требуют дополнительных затрат. А поняв, будет принимать взвешенное решение — идти или нет на эти затраты.

Вот тогда, может быть, на рынке появится новый продукт — штучное исполнение. Его предложат типографии, которые смогут позволить себе не гнаться за валом, не максимизировать выработку, а тщательно и скрупулёзно, не считаясь с временными и трудозатратами, работать над самой необычной, креативной и нетрадиционной продукцией. Опорой им будут очень высокая цена, которую они за эту продукцию объявят, и готовность клиента платить. Профессионализм исполнения подразумевается по умолчанию.

И когда же всё это случится? Ведь пять лет назад я наивно полагал, что к 2007 г. проблема будет решена…

Похоже, что у нас впереди есть ещё пять «спокойных» лет.

Об авторе: Але­к­сандр Шнай­дер (alex@printing.ru), генеральный директор ООО «Ти­по­гра­фия “Арес”».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Путеводитель по Printech 2021

Представляем структурированный перечень оборудования и решений для полиграфии, представленных на главной российской выставке 2021 г. Все экспоненты Printech расположены в зале № 2 павильона № 1 МВЦ «Крокус Экспо». Выставка пройдёт с 15 по 18 июня. Наиболее полную версию путеводителя с последними дополнениями можно найти в официальной газете выставки. Мы пометили решения, которые ранее не показывались на выставках в России.

Зачем вы в первую очередь идёте на Printech 2021?

На этот раз решили уточнить планы руководителей типографий относительно посещения выставки. И обнаружили, что некоторые из них даже не помнят, что за выставка такая ожидается в июне. Похоже, очные мероприятия просто выпадают из кругозора многих полиграфистов.

История освобождения от «цепких объятий» CMYK

Часть первая. Одна из проблемных тем в современной полиграфии — технологии многоцветного растрирования для печати с расширенным цветовым охватом.

Konica Minolta AccurioPress C4080

ЦПМ начального уровня для широкого круга типографий — от малых и средних цифровых до офсетных.

Раскройные «байки»: уши Микки Мауса и прочие неприятности

Мы завершили обзор режущего инструмента, но следует сказать, что очень трудно давать практические советы, кроме тех общих, которые опираются на обобщённый практический опыт.


Новый номер

Тема номера – Printech 2021. Антимикробная защита. Обзор Konica Minolta AccurioPress C4080. Репортажи из ISCB, с конференции AVTOVAZ Smart Factory 2021, интервью с Tech-ni-fold. Планшетные режущие плоттеры с автоподачей. Тайный Покупатель «зинов». 


Голосование
Был ли у вас опыт модернизации уже установленного оборудования с помощью поставщика или стороннего подрядчика?
    Проголосовало: 4