101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

За безопасный дизайн-3

  • Виталий Сенаторов, Екатерина Подобед
  • 5 марта 2007 г.
  • 7231
Как воплотить нетривиальные дизайнерские идеи без существенного увеличения бюджета? Знать достоинства и недостатки тонированного в массе картона!

Бумажная радуга

Любая уважающая себя компания имеет фирменные стиль и цвета, которые обычно описываются по шкале Pantone. Раньше, когда ассортимент цветов бумаги был скуден, дизайнеры и полиграфисты мучились, выкатывая плашки нужного оттенка Pantone по всему оттиску. Теперь благодаря поставщикам дизайнерских коллекций подобрать тон к фирменному цвету не составляет труда — тонированных в массе картонов на российском рынке предостаточно.

Кроме колоссального выбора цветов, поражает и выбор тиснения: классические «лён», «вельвет», «верже», «фетр» и нестандартные «мозаика», «нотные линии», «ящерица», «кожа антилопы» и др. Картон *, тонированный в массе, обычно поставляется плотностью 240–350 г/м╡.

Тонированный картон можно использовать для чего угодно: визитки, папки, обложки корпоративных буклетов, упаковка, открытки, приглашения — на что фантазии хватит. Стоимость, в сравнении с элитными дизайнерскими коллекциями, относительно невелика, а выглядеть продукт будет гарантированно лучше, чем на обычной мелованной бумаге или картоне, запечатанном «с ног до головы» фирменным «пантоном». Ведь даже печать в одну краску не гарантирует стабильность цвета плашки во всём тираже. Убедить заказчика использовать тонированный в массе картон несложно, т. к. несильно влияет на бюджет проекта.

Допечатное

Итак, заказчика убедили, подобрали идеальный цвет картона. Дальше начинается самое интересное… Как правило, картон имеет очень насыщенные оттенки. Поэтому забудьте про цветную картинку, если только не хотите довести типографию до истерики, заставив наносить белила в несколько слоёв и прогонами краски. Возможно, результат будет неплохим, но увеличение бюджета на дополнительных прогонах и злобные взгляды сотрудников типографии вам обеспечены. Если всё-таки решили напечатать российский флаг на зелёной бумаге, то печатайте шёлкотрафаретом.

Не задавить фактуру, а подчеркнуть: открытка (Elation с тиснением «змеиная кожа»)

Хотите на зелёной бумаге зелёную же травку или другое близкое по тону и не противоречащее законам колористики изображение? Учитывайте компенсацию цвета картона при подготовке макета. Есть несколько методов, остановимся на самом простом. Цветоделённые картинки из палитры CMYK переводим в палитру Multichanel с добавлением 5-го канала цвета картона. Получившаяся картинка даёт полное представление о том, как будет смотреться на цветном картоне. При необходимости можно скорректировать цвет оригинала, удалив 5-й канал и вернувшись обратно в CMYK.

Обязательно учитывайте фактуру бумаги. Глубокое тиснение усложняет печать больших плашек. Не всякая типография согласится это делать, ведь увеличенное давление плохо сказывается на состоянии печатной машины. Используйте в макете кроющие краски — «серебро» или «бронзу». Первая намного плотнее, чем офсетные белила, поэтому её гораздо лучше использовать в качестве грунта, если уж никак не обойтись без портрета президента на обложке.

Новогодняя открытка (бумага Eurocolor): тиснение голографической фольгой

Старайтесь подчеркнуть фактуру бумаги. Для матового шероховатого на ощупь материала лучше всего подойдёт контрастная глянцевая отделка: тиснение фольгой, шёлкотрафарет, глянцевый или фактурный УФ-лак. Почувствуйте бумагу — это поможет найти правильное решение.

Как на ней печатать?

Шёлкотрафарет идеально ложится на картон, как и на все прочие материалы. Выборочный УФ-лак смотрится ещё лучше — играет разница фактур. Цифровая печать проблем не доставляет, но так как цветной картон имеет большую плотность, среднестатистический владелец Xerox DC 12 или Canon CLC 3200 не рискует на нём печатать. Помните, что на «цифре» можно печатать только цветами, контрастными к цвету бумаги.

Представительская папка букинистического отдела магазина «Москва» (Couverture): офсетная печать, многоуровневое конгревное тиснение

Тиснение фольгой идеально на гладком картоне. Хорошо смотрится блинтовое и конгревное тиснение. Обратите внимание на жёсткость картона, ведь он не обладает эластичностью чистоцеллюлозной мелованной бумаги. Слишком глубокое или многоуровневое тиснение может не получиться — бумага рискует порваться при увеличении давления пресса. При вырубке проблем замечено не было. Офсетом печатать можно и нужно. Но если при вышеперечисленных печатных и послепечатных процессах картон ведёт себя схоже (и почти без проблем), то нюансы офсетной печати лучше учесть заранее.

Сохранится ли насыщенность цвета?

Иногда поведение офсетных кроющих белил непредсказуемо: открытки (Colorplan)

Картон хорошо сохнет. Краска проседает тоже хорошо, но на всех картонах по-разному — на одном в пастель, на другом офсетные белила сияют почти как шёлкотрафаретные.

Как уменьшить впитываемость краски? Сделать перед печатью один прогон ВД-лаком, заменить стандартные триадные цвета на более интенсивные (например, люминисцентная серия 800 по шкале Pantone).

Установить, как поведёт себя картон, можно только опытным путём, поэтому запросите у поставщика тестовые оттиски или посоветуйтесь с бывалыми коллегами. При подготовке макета учитывайте, что предпочтительнее работать с плашками, штриховыми изображениями или иллюстрациями, обработанными под гравюру. Краски выбирайте кроющие металлизированные.

Большая площадь оттиска

Частая проблема при печати на тонированном картоне с тиснением: не всегда удаётся задавить фактуру. А стоит ли это делать? Результат будет плачевным — плашка просто не пропечатается. Учитывайте это при подготовке макета, ведь ваша цель — не задавить, а подчеркнуть! Пусть красота фактуры сыграет на идею.

В следующем номере мы расскажем о работе с пастельной бумагой для корпоративного стиля — многообразие плотностей, цветов и тиснений, наличие в коллекциях конвертов облегчает задачу найти идеальную бумагу для корпоративной атрибутики.


* Граница между бумагой и картоном чётко не определена. Кто-то считает таковым все материалы на бумажной основе с массой 1 м╡ более 200 г, кто-то оперирует толщиной (более 0,25 мм), другие относят к картонам все многослойные бумажные материалы. В одной коллекции могут присутствовать тонированные в массе бумага и картон, но, поскольку в статье основное внимание уделяется материалам плотностью более 240 г/м╡, мы будем говорить о картоне.


План цветов

Самая большая коллекция тонированных в массе картонов Colorplan насчитывает 60 цветов! К ним прилагаются конверты тех же 60 оттенков. У одного оптовика в ассортименте около 200 сортов такого картона, только в Москве 6 крупных поставщиков.


Бумажная эклектика: цвет, фактура, запах

Дизайнерские коллекции — самый динамичный сектор бумажной отрасли. За последние полгода производители порадовали не только новыми оттенками и рельефами, но и бумагой спецназначения — тиснёной для струйной печати, с водяными знаками и ароматизированной.

Ассортимент «Комус ПБСК» пополнился марками чистоцеллюлозной бумаги индонезийского производителя Zuan Vargona Praha. «Бамбук» с оригинальным двусторонним тиснением, имитирующим неглубокий рисунок древесной коры, сочетает классические пастельные и природные оттенки зелёного цвета. Поставляется плотностью 120 и 250 г/м╡. «Вельвет» с односторонним тиснением «микровельвет» пастельного оттенка — 120, 200, 240 и 300 г/м╡. «Рис» с односторонним тиснением в виде тонких, плавно перетекающих волнистых линий — 120, 240 и 300 г/м╡. Коллекция тонированной в массе бумаги «Старлайт» с перламутровым покрытием включает три цвета с нежно-золотистым оттенком (120 и 250 г/м╡). Цветовая гамма коллекции «Табак» с двусторонним тиснением, имитирующим неглубокий тканевый рисунок, включает пастельные, бежевые и коричневато-табачные оттенки (120 и 250 г/м╡). «Чайный лист» имеет одностороннее тиснение в виде неглубоких пересекающихся линий и складок, образующих причудливый полотняный узор (120, 240 и 300 г/м╡).

Gmund «Бубинга»

Коллекция Text&Cover (ГК «Дубль В») пополнена бумагой Sense немецкой Advanced Paper. Силиконизированная поверхность на ощупь напоминает лепесток розы. Влаго- и щёлочестойкая, две плотности (120 и 260 г/м╡) и три цвета (высоко-белый, слоновая кость и чёрный). Ассортимент индонезийского производителя элитной бумаги Margono Paper расширен коллекцией Linen Holland: традиционное тиснение «лён», плотности 120, 160, 250 и 300 г/м╡, белая, слоновая кость, сине-чёрная и чёрная. Коллекция Premiere Paper (300 г/м╡) от Margono Paper имеет мелкое, сетчатое тиснение с перламутровым/металлическим эффектом. Меняет оттенок при попадании света.

Tintoretto Ceylon Cumino

Коллекция дизайнерской бумаги «Саванна» от Gmund («Регент-Арт») появилась в результате рестайлинга коллекции «Гавана». Особенность — тиснение, имитирующее текстуру дерева. В «Саванне» 8 натуральных цветов. «Бланко», «Перла», «Каскара» и «Арена» — нежные краски Кубы, плавно переходящие в тёплую цветовую гамму Африки. Оттенки экзотических деревьев «Тиндало», «Бубинга», «Макасар» и «Лимба» дополняют коллекцию. Её вершина — бумага цвета «Макасар» с неповторимым эффектом окисленного дерева. В производстве «Саванны» использована целлюлоза, отбеленная бесхлорным способом.

Margono Paper New Millenium

Изменилась коллекция дизайнерской бумаги Tintoretto Melange концерна Fedrigoni, поставляемой «Берег». Оттенки Cammello и Merino сняты с производства, а оставшиеся Cashemere, Shetland и Angora вошли в новую коллекцию Tintoretto Ceylon под другими именами. Основную её часть составляет абсолютно новая бумага. Все оттенки носят названия приправ и специй, использующихся в блюдах национальных кухонь, и повторяют их цвет: Zenzero (имбирь; бывший Tintoretto Melange Cashemere), Cumino (тмин; бывший Tintoretto Melange Shetland), Sesamo (кунжут; бывший Tintoretto Melange Angora), Curry (карри), Cubeba (перец кубеба), Cannella (корица), Anice (анис), Wasabi (васаби), Paprika (паприка), Ginepro (можжевельник), Black Pepper (чёрный перец). Выгодно контрастирует с перечисленными материалами белая бумага той же фактуры Tintoretto Crystal Salt. Изготовлена из экологически чистой целлюлозы, отбеленной бесхлорным способом, для тонирования в массе использованы светостойкие пигменты. Рекомендуется в производстве этикеток и бирок для одежды. Плотности 95, 140, 250 и 350 г/м╡.

Arjowiggins Curious Metallics Cappuccino

У коллекции New Millenium (300 г/м╡) от Margono Paper (ГК «Дубль В») гладкая металлизированная двусторонняя поверхность. Кроме пастельных оттенков, есть интенсивные рубиновый и золотой. Коллекция Pearl White (120, 170 и 250 г/м╡) имеет металлизированное напыление.

В линейке Curious Metallics от Arjowiggins («Александр Браун») появились новые оттенки: Purple Haze, Ice Silver, Cappuccino и Caramel. Все цвета поставляются плотностью 300 г/м╡, Ice Silver и Caramel — 120 г/м╡


Спецбумага

Санкт-Петербургская бумажная фабрика Гознака с 1 июня начала выпуск бумаги с водяными знаками с рисунками «Пики», «Ёлочка» и «Трилистник» (70 и 80 г/м╡). При печати документов различного назначения повышает эффективность и обостряет эстетическое восприятие.

Lomond представила специальную бумагу для струйных принтеров. Материал ярко-белого цвета с односторонним покрытием в глянцевом и матовом исполнении имеет тиснение рабочей стороны. Тиснение «Гребёнка» имеет параллельные полосы одинаковой ширины. Глянцевая «Кожа» производит особенное впечатление. «Шотландка» повторяет рисунок одноимённой ткани или мозаику мраморного пола в старинном храме. Мягкое и умиротворённое, как тонкое льняное полотно, тиснение «Ткань» не позволит фактуре доминировать над изображением. Тиснение «Лабиринт», похожее на рисунок хаотичных и плавно изогнутых линий, получается при обработке фотоплёнки в слишком горячих растворах, когда желатин фотоэмульсии деформируется и образует конгломераты. «Шкурка ящерицы» подарит только приятные тактильные ощущения. Бумага подходит для пигментных и водных чернил.

Fedrigoni Freelife Aroma

«Верже» от Zuan Vargona Praha («Комус ПБСК») с водяным знаком имеет классическое тиснение «верже». Коллекция пастельных оттенков поставляется плотностями 120, 240 и 300 г/м╡.

Белая немелованная ароматизированная бумага Freelife Aroma от Fedrigoni («Берег») изготовлена с добавлением вторичных (45%) и хлопковых (5%) волокон. Обработана оригинальным составом, полученным из 100% натуральных природных компонентов. Аромат ощутим, если бумагу подержать в руках или слегка потереть, особенно при не слишком высокой плотности запечатки. Пока это единственная ароматизированная бумага, сертифицированная в соответствии с европейским стандартом Ecolabel.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Дружелюбный «Помидор»

Санкт-петербургская цифровая типография «Помидор» отличается от сотни подобных полиграфических компаний своей максимальной открытостью. У них, без шуток, молодой коллектив, и они знают толк в хорошем SMM. Я давно слежу за их соцсетями и восхищаюсь этой стороной работы «Помидора»: стильные фотографии, юмор, много полиграфической красоты, интересные и регулярные посты — всё это создаёт впечатление, что здесь работают доброжелательные ребята, которые без выноса мозга и нервов сделают то, что тебе нужно.

Энергично и молодёжно

9 ноября 2023 года в петербургской гостинице «Россия» состоялся семинар для полиграфистов, организованный компаниями «ОктоПринт Сервис», «Европапир» и Koenig & Bauer, которые в этом году отмечают своё 20-летие на российском рынке, и производителями картона и бумаги с ещё более богатой историей — компанией «КАМА» и Сыктывкарским ЛПК.



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 109