101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

За безопасный дизайн!

  • Виталий Сенаторов, Екатерина Подобед
  • 28 декабря 2007 г.
  • 4259
Часть 2. Тактильные коммуникации

При упоминании о графическом дизайне и полиграфии все только и говорят о визуальных коммуникациях. Но у человека, кроме зрительного восприятия, есть ещё и осязание. Как утверждают специалисты по мерчендайзингу, при выборе товара тактильные ощущения даже важнее зрительных.

Мы расскажем об очень красивой и дорогой бумаге с потрясающим тактильным эффектом (точного названия нет), создающей уникальный чувственный посыл. Её матовая фактура выглядит одновременно сдержанно, элегантно и роскошно, а шелковистая, нежная и прохладная поверхность на ощупь напоминает лепесток розы. Именно поэтому она вызывает у заказчиков и дизайнеров чувство, очень схожее с вожделением…

 

Они такие разные…

Практически у всех бумажных оптовиков есть в ассортименте подобная бумага. С виду она очень похожа, но отличается на ощупь. Plike (Gruppo Cordenons ) напоминает латекс, Touche Cover (FiberMark) — лепесток розы, Curious Touch Soft (ArjoWiggins) — кожу персика, Suede Tex (Fiber Mark) — замшу. Кроме тактильных свойств, бумага отличается практичностью, повышенной износостойкостью, влагоустойчивостью, прочностью на разрыв и идеально подходит для изделий, требующих сочетания тактильного удовольствия и прочности. Использовать её можно для чего угодно — визитки, папки, обложки корпоративных буклетов, упаковка и даже буклеты будут выглядеть престижно; результат зависит от вашей бурной фантазии и бюджета заказчика.

Особо отметим флокированную (проще говоря, бархатную) бумагу, в т. ч. пригодную для обычной офсетной печати, например Edo (Sef). О ней расскажем в следующих статьях…

 

Как продать и не потерять

Бумага с тактильным эффектом относится к самым дорогим на рынке. Но что удивительно, продаёт сама себя: стоит заказчику взять в руки кусочек, и он уже не может с ней расстаться. Убедить использовать подобный материал не сложно, особенно если заказчик не ограничен в финансах. Но чтобы достичь желаемого результата, нужно заранее ознакомиться со свойствами эксклюзивного и капризного при печати материала. Испортить его жуть как не хочется. Перепечатывать тираж за свой счёт тоже, тем более что стоимость бумаги на тираж может превысить зарплату среднестатистического менеджера агентства или дизайнера.

 

Макетируем на ощупь

Тактильная бумага сама по себе очень красива, поэтому усложнять макет не стоит (это касается всех дизайнерских бумаг). Помните, что работаете не с меловкой, которая все стерпит. Старайтесь подчеркнуть фактуру бумаги. Для матового, бархатистого на ощупь материала лучше всего подойдёт контрастная глянцевая, «скользкая» на ощупь отделка. Например, тиснение фольгой, шелкотрафаретная печать, глянцевый или фактурный УФ-лак. Почувствуйте бумагу — это поможет найти правильное решение.

 

Как на ней печатать?

По сути, тактильная бумага — сэндвич, где целлюлозное волокно зажато синтетическими поверхностями. В силу неоднородности литья листа она требовательна к акклиматизации и хранению, поэтому завозить в типографию её стоит не менее чем за сутки.

Touche Cover, Suede Tex: простота макета — залог успеха

Шелкотрафарет ложится на такую бумагу идеально. Производители рекомендуют сольвентные и краски УФ-отверждения. Выборочный УФ-лак смотрится просто потрясающе — играет разница фактур. Порой достаточно логотипа, выполненного УФ-лаком на обложке корпоративного буклета (например, из Touche Cover), и при всей простоте исполнения выглядеть он будет очень солидно.

Touche Cover и Suede Tex в ЦПМ ведут себя нормально, но имеют большую плотность, и среднестатистический владелец Canon не рискует на них печатать. На машине Xerox iGen превосходный результат выглядит не хуже шелкотрафаретной печати. Эта бумага просто создана для блинтового и конгревного тиснения. Особенно потрясающий эффект на Suede Tex. Объясняется это хорошей эластичностью бумаги, позволяющей эффектно выполнить даже сложные многоуровневые тиснения. Результат напоминает отдел-ку старинного фолианта.

Теоретически, тиснение фольгой возможно. Правда, возникают проблемы с выбором: из-за синтетического покрытия бумаги не все виды фольги подходят. Совет — проконсультируйтесь с поставщиками фольги.

При вырубке, на нашей памяти, проблемы были только с Suede Tex — уж чересчур она эластична и прочна на разрыв. При попытке порезать стопу в 200 листов на гильотине разорвало болт.

Представительский буклет «Cовременное высотное строительство» (Touche Cover): дорогому продукту — дорогое сопровождение

И, наконец, офсет — печатать можно. Но если при перечисленных печатных и послепечатных процессах бумага ведёт себя схоже, то при офсетной печати есть подводные камни. Иной раз очень забавные.

 

Высохнет или нет?

Вся перечисленная бумага сохнет по-разному. Touche Cover сохнет лучше всех, так как обладает микропористой структурой, сродни памперсам. Suede Tex сохнет относительно неплохо, хотя производитель предупреждает — лучше пользоваться фолиевыми красками. Имеет губчатую структуру, и высохший тираж при резке может перетиснуться. Curious Touch Soft сохнет гораздо медленнее. Краска не впитывается и остаётся на поверхности. На такой бумаге запечатывать большие плашки нужно с осторожностью и печатать на самой медленной скорости. По возможности прокладывать листы.

Фирменная папка FD Group (Touche Cover): на тёмных сортах тактильной бумаги очень выигрышно смотрится выборочный УФ-лак

В рекомендациях к бумаге Plike написано: «требуется увеличенное время высыхания краски». Перед следующим техническим процессом краскам необходимо дать как следует высохнуть. Целесообразно хранить продукцию в сухом месте. Поставщики бумаги обычно рекомендуют быстросохнущие (фолиевые) или краски УФ-отверждения, линиатуру растра не более 150 lpi. Это оптимальный вариант, но многие типографии не связываются с тактильной бумагой, т. к. не любят возиться с сиккативами, увлажнением и трудносмываемыми фолиевыми красками.

 

Проседание краски

Не сохнет — плохо, а если сохнет — просаживает краску. Это касается бумаги Touche Cover и Suede Tex. Первая поглощает краску, как губка, и вторая впитывает её достаточно сильно: учитывайте это при подготовке макета. Предпочтительно работать с плашками, бинарными растровыми изображениями или иллюстрациями, обработанными под гравюру. А если печатаете металлизированными Pantone, добавьте спирта — краска заиграет.

Других проблем замечено не было. Следуйте советам производителей и бывалых коллег, тогда всё получится. И не забывайте святое правило работы с дизайнеркой: не пытайтесь усложнить жизнь себе и типографии — бумага сама по себе прекрасна, а всё гениальное просто! Великое разнообразие цветов и тиснений облегчает поиск бумаги, идеально подходящей к фирменному стилю клиента.

А в следующем номере мы расскажем о работе с тонированными картонами…

Об авторах: Виталий Сенаторов (drvitus@mail.ru), Екатерина Подобед (katypodobed@yandex.ru), рекламное агентство и дизайн-студия Doc&Alex.


 

Я чувствую!

Тактильные ощущения не менее важны, чем зрительные. Если собеседник, сам того не замечая, гладит поверхность вашей визитки из бумаги с тактильным эффектом, будьте уверены: ваша компания выросла в его глазах, пусть даже и подсознательно.


 

Обмани ЦПМ

Для фотоэлементов многих современных печатных машин чёрная бархатистая поверхность является световой ловушкой. «Умная» машина воспринимает лист как его полное отсутствие. Поэтому печатать на чёрной бумаге типа Touche Cover лучше на машинах с полистной подачей.


 

Сушим, сушим, не просушим

Однажды наблюдали, как по всей типографии был разложен, чуть ли не полистно, тираж на такой тактильной бумаге. Проблема заключалась в макете с очень большой площадью запечатки, явно сделанном под обычную мелованную бумагу.


 

Случай из жизни

Как-то мы печатали серебром по чёрному Touche Cover. Результат превзошёл ожидания: картинка играла и сияла. Коллеги решили позаимствовать идею и напечатать аналогичную открытку. О ужас — подвиг не удался! Серебро «провалилось» и стало грязно-серым. В чём же ошибка? Они не учли, что рисунок был растровым и бумага очень хорошо впитывает краску. Если на 100% плашке это не критично, то при 20% серебро стало грязно-серым.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ


Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 104