101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Руки прочь от PDF!

  • Игорь Терентьев
  • November 6, 2006
  • 4037

Терентьев Игорь Тем из нас, кто пришёл в полиграфию на волне DTP-революции, сейчас кажется, что Adobe PDF был всегда. Но формату всего полтора десятка лет, а его использование в допечатной подготовке началось в 1996 г. Тогда с выходом Acrobat 3.0 была представлена версия PDF 1.2 с поддержкой цветового пространства CMYK и смесевых цветов, стандарта OPI 1.3, а также надпечатки.

А начиналось всё ещё до проекта «Камелот», про который сооснователь Adobe Systems Джон Уорнок писал: «Представьте, что можете распространять насыщенные графикой и текстом документы (газеты, журнальные статьи, технические руководства и т. п.) по электронным каналам. Их можно просматривать на любом компьютере, отпечатать на локальном принтере. Это кардинально изменит способы обмена информацией». В 1991 г. на конференции Seybold демонстрировался прототип под названием IPS (Interchange PostScript), а первую версию Adobe PDF показали через год на Comdex, где она получила приз лучшего экспоната.

Успех пришёл не сразу. Помогли две принципиальных вещи, сделанные Adobe. Во-первых, стандарт является открытым. Все его описания и программные инструменты доступны сторонним разработчикам. Во-вторых, в 1994 г. создатели решили, что не будут зарабатывать на продаже Acrobat Reader и начали раздавать его бесплатно. Пакет разошёлся тиражом 500 млн копий. Солидная база читателей!

После выхода версии 1.2 оживились сторонние разработчики, почувствовавшие интерес со стороны издателей и полиграфистов. В 1997 и 1998 гг. вышло множество специализированных расширений, самые известные — EnFocus PitStop и Lantanarips CrackerJack. Agfa сделала ставку на PDF в первой версии своего АСУ ТП Apogee. Пример оказался заразительным.

Открытость стандарта не всегда благо — несколько ведущих производителей из допечатной сферы, измученные множеством версий файлов, создали стандарт PDF/X-1. Соответствие файла спецификациям PDF/X-1 существенно снижало вероятность проблем при выводе.

В каждой последующей версии PDF среди других появлялись нововведения, нужные полиграфистам. Разработчики, выпускающие наиболее мощный набор инструментов для дизайна и вёрстки, не могли не прислушиваться к потребностям клиентов. Поэтому большинство издательских и полиграфических техпроцессов построены на PDF, ставшим стандартом де-факто.

Впрочем, Adobe — не единственная компания, предпринимавшая попытку создания универсального формата. Кто сейчас помнит такие названия, как Envoy, Common Ground, Barista? Все они быстро сошли на нет.

Однако попытка Microsoft — совсем другое дело. В прошлом году софтверный гигант объявил о XML Paper Specification (XPS). Планы его широкомасштабного распространения связаны с выходом в 2007 г. ОС Windows Vista. В Adobe увидели в этих планах угрозу самому существованию PDF. Не случайно представители компании ведут переговоры с Microsoft. Предмет дискуссий цитирую буквально по заявлению на сайте Adobe: «Нас волнует то, что Microsoft фрагментирует и, возможно, принизит статус существующих и одобренных стандартов, включая PDF, используя свою мощь монополиста для продвижения альтернатив, контролируемых Microsoft. В перспективе подобная политика приведёт к тому, что у потребителей не останется выбора».

Кто-то может сказать, мол, нас это не касается… Очень даже коснётся — когда вам на вывод принесут файл с расширением XPS!

* * *

«Корел» — это ностальгия. Благодаря CorelDRAW и Ventura Publisher (тогда ещё Xerox), я окунулся в мир издательских и полиграфических технологий в начале 90-х. При правильном подходе всё работало! С тех пор DRAW для меня ассоциируется с простотой, удобством и функциональной мощью. Впрочем, как пишут в форумах, это IMHO. А вот проект Corel Magazine — дело сугубо общественное, вынашивался нами давно. Ждали только встречного движения со стороны Corel. И вот результат: читайте первый номер. Пишите нам. Или рисуйте открытки. Всё-всё ждём на publish@publish.ru.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Сочи — город контрастов

В минувшем апреле прошло сразу два отраслевых мероприятия, на которых Publish выступает медиапартнёром.

Что не так с кадрами?

Сетования и даже больше — жалобы на кадровый дефицит в полиграфии — стали уже общим местом.

Что вы чувствуете?

Обычно я всем рассказываю, что большая часть моей работы — это посещение различных предприятий полиграфической и смежных с нею отраслей.

Не только «плюсы»

Мы привыкли вести отсчёт с Нового года. Смысла, надо признаться, в этом мало, но человеческая психология заставляет верить в магию «понедельников»: с них как-то привычнее начинать новую жизнь.

Настало время новогодних историй

Под Новый год нужно рассказывать новогодние истории, разумеется — полиграфические. И у меня есть такие: про календарную кампанию в типографии, в которой я когда-то работал. И это история даже не про саму компанию, а про мотивацию.



Новый номер

Тема номера: Кто есть на ROSUPACK/PRINTECH 2024. GO!DIGITAL UF-600X PLUS. «Берег» в китайском стиле. Типография «Санрайз». Режущие плоттеры. PRINT PARK 2024: LUSTER для полиграфистов. 9 вопросов об офсетной резине. Из скрапбукинга – в «сувенирку».



Зачем вы в первую очередь идёте на Printech и «Росупак» в этом году?
    Проголосовало: 26