101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Руки прочь от PDF!

  • Игорь Терентьев
  • 6 ноября 2006 г.
  • 2830

Терентьев Игорь Тем из нас, кто пришёл в полиграфию на волне DTP-революции, сейчас кажется, что Adobe PDF был всегда. Но формату всего полтора десятка лет, а его использование в допечатной подготовке началось в 1996 г. Тогда с выходом Acrobat 3.0 была представлена версия PDF 1.2 с поддержкой цветового пространства CMYK и смесевых цветов, стандарта OPI 1.3, а также надпечатки.

А начиналось всё ещё до проекта «Камелот», про который сооснователь Adobe Systems Джон Уорнок писал: «Представьте, что можете распространять насыщенные графикой и текстом документы (газеты, журнальные статьи, технические руководства и т. п.) по электронным каналам. Их можно просматривать на любом компьютере, отпечатать на локальном принтере. Это кардинально изменит способы обмена информацией». В 1991 г. на конференции Seybold демонстрировался прототип под названием IPS (Interchange PostScript), а первую версию Adobe PDF показали через год на Comdex, где она получила приз лучшего экспоната.

Успех пришёл не сразу. Помогли две принципиальных вещи, сделанные Adobe. Во-первых, стандарт является открытым. Все его описания и программные инструменты доступны сторонним разработчикам. Во-вторых, в 1994 г. создатели решили, что не будут зарабатывать на продаже Acrobat Reader и начали раздавать его бесплатно. Пакет разошёлся тиражом 500 млн копий. Солидная база читателей!

После выхода версии 1.2 оживились сторонние разработчики, почувствовавшие интерес со стороны издателей и полиграфистов. В 1997 и 1998 гг. вышло множество специализированных расширений, самые известные — EnFocus PitStop и Lantanarips CrackerJack. Agfa сделала ставку на PDF в первой версии своего АСУ ТП Apogee. Пример оказался заразительным.

Открытость стандарта не всегда благо — несколько ведущих производителей из допечатной сферы, измученные множеством версий файлов, создали стандарт PDF/X-1. Соответствие файла спецификациям PDF/X-1 существенно снижало вероятность проблем при выводе.

В каждой последующей версии PDF среди других появлялись нововведения, нужные полиграфистам. Разработчики, выпускающие наиболее мощный набор инструментов для дизайна и вёрстки, не могли не прислушиваться к потребностям клиентов. Поэтому большинство издательских и полиграфических техпроцессов построены на PDF, ставшим стандартом де-факто.

Впрочем, Adobe — не единственная компания, предпринимавшая попытку создания универсального формата. Кто сейчас помнит такие названия, как Envoy, Common Ground, Barista? Все они быстро сошли на нет.

Однако попытка Microsoft — совсем другое дело. В прошлом году софтверный гигант объявил о XML Paper Specification (XPS). Планы его широкомасштабного распространения связаны с выходом в 2007 г. ОС Windows Vista. В Adobe увидели в этих планах угрозу самому существованию PDF. Не случайно представители компании ведут переговоры с Microsoft. Предмет дискуссий цитирую буквально по заявлению на сайте Adobe: «Нас волнует то, что Microsoft фрагментирует и, возможно, принизит статус существующих и одобренных стандартов, включая PDF, используя свою мощь монополиста для продвижения альтернатив, контролируемых Microsoft. В перспективе подобная политика приведёт к тому, что у потребителей не останется выбора».

Кто-то может сказать, мол, нас это не касается… Очень даже коснётся — когда вам на вывод принесут файл с расширением XPS!

* * *

«Корел» — это ностальгия. Благодаря CorelDRAW и Ventura Publisher (тогда ещё Xerox), я окунулся в мир издательских и полиграфических технологий в начале 90-х. При правильном подходе всё работало! С тех пор DRAW для меня ассоциируется с простотой, удобством и функциональной мощью. Впрочем, как пишут в форумах, это IMHO. А вот проект Corel Magazine — дело сугубо общественное, вынашивался нами давно. Ждали только встречного движения со стороны Corel. И вот результат: читайте первый номер. Пишите нам. Или рисуйте открытки. Всё-всё ждём на publish@publish.ru.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Есть ли перспективы у направления фотокниг?
Есть ли перспективы у направления фотокниг?

На этот раз среди полученных нами ответов была значительная доля пессимистичных. Кто-то делает фотокниги, но мало, кто-то вовсе не считает этот сектор перспективным. Последние события, связанные с пандемией и очередным скачком курса валют, тоже не добавляют уверенности в будущем.

Разговоры о фотокнигах
Разговоры о фотокнигах

Три истории про практический опыт организации бизнеса в области фотокниг.

Полиграфическая мода сезона 2020/2021
Полиграфическая мода сезона 2020/2021

Хотя уже на следующий день после анонса Heidelberg стало известно о переносе drupa на 2021 г., объявленные решения точно будут оставаться актуальными для полиграфистов на ближайшие пару лет. А может быть, и дольше…

Цифровая трансформация вузов: Ricoh поможет
Цифровая трансформация вузов: Ricoh поможет

5 марта 2020 г. в Московском политехническом университете с успехом прошёл Международный научно-практический форум «Цифровизация вуза как элемент формирования цифровой экономики государства». Говорили о возможностях современных средств обучения и ЦПМ как средства повышения удовлетворённости студентов и получения дополнительных доходов.

Цифровой задел на следующую пятилетку
Цифровой задел на следующую пятилетку

Объявив решения, разрабатывавшиеся к drupa 2020, компания HP Inc. обозначила ориентиры в промышленной цифровой листовой и рулонной печати как минимум на ближайшие пять лет.


Новый номер

Тема номера – «Фотокниги». Heidelberg Speedmaster нового поколения. Глобальное обновление модельного ряда HP Indigo. Ricoh и цифровизация вузов. Справочник по цветным МФУ формата А3. Тайный Покупатель – о ценах и сроках изготовления буклета.


Голосование
Как изменилась загрузка вашей типографии в связи с пандемией коронавируса и общим ухудшением экономической ситуации?
    Проголосовало: 64