2006.11.06, Автор: Игорь Терентьев2438 прочтений

Руки прочь от PDF!

Теги: От редактора От редактора Publish

Тем из нас, кто пришёл в полиграфию на волне DTP-революции, сейчас кажется, что Adobe PDF был всегда. Но формату всего полтора десятка лет, а его использование в допечатной подготовке началось в 1996 г. Тогда с выходом Acrobat 3.

Терентьев Игорь Тем из нас, кто пришёл в полиграфию на волне DTP-революции, сейчас кажется, что Adobe PDF был всегда. Но формату всего полтора десятка лет, а его использование в допечатной подготовке началось в 1996 г. Тогда с выходом Acrobat 3.0 была представлена версия PDF 1.2 с поддержкой цветового пространства CMYK и смесевых цветов, стандарта OPI 1.3, а также надпечатки.

А начиналось всё ещё до проекта «Камелот», про который сооснователь Adobe Systems Джон Уорнок писал: «Представьте, что можете распространять насыщенные графикой и текстом документы (газеты, журнальные статьи, технические руководства и т. п.) по электронным каналам. Их можно просматривать на любом компьютере, отпечатать на локальном принтере. Это кардинально изменит способы обмена информацией». В 1991 г. на конференции Seybold демонстрировался прототип под названием IPS (Interchange PostScript), а первую версию Adobe PDF показали через год на Comdex, где она получила приз лучшего экспоната.

Успех пришёл не сразу. Помогли две принципиальных вещи, сделанные Adobe. Во-первых, стандарт является открытым. Все его описания и программные инструменты доступны сторонним разработчикам. Во-вторых, в 1994 г. создатели решили, что не будут зарабатывать на продаже Acrobat Reader и начали раздавать его бесплатно. Пакет разошёлся тиражом 500 млн копий. Солидная база читателей!

После выхода версии 1.2 оживились сторонние разработчики, почувствовавшие интерес со стороны издателей и полиграфистов. В 1997 и 1998 гг. вышло множество специализированных расширений, самые известные — EnFocus PitStop и Lantanarips CrackerJack. Agfa сделала ставку на PDF в первой версии своего АСУ ТП Apogee. Пример оказался заразительным.

Открытость стандарта не всегда благо — несколько ведущих производителей из допечатной сферы, измученные множеством версий файлов, создали стандарт PDF/X-1. Соответствие файла спецификациям PDF/X-1 существенно снижало вероятность проблем при выводе.

В каждой последующей версии PDF среди других появлялись нововведения, нужные полиграфистам. Разработчики, выпускающие наиболее мощный набор инструментов для дизайна и вёрстки, не могли не прислушиваться к потребностям клиентов. Поэтому большинство издательских и полиграфических техпроцессов построены на PDF, ставшим стандартом де-факто.

Впрочем, Adobe — не единственная компания, предпринимавшая попытку создания универсального формата. Кто сейчас помнит такие названия, как Envoy, Common Ground, Barista? Все они быстро сошли на нет.

Однако попытка Microsoft — совсем другое дело. В прошлом году софтверный гигант объявил о XML Paper Specification (XPS). Планы его широкомасштабного распространения связаны с выходом в 2007 г. ОС Windows Vista. В Adobe увидели в этих планах угрозу самому существованию PDF. Не случайно представители компании ведут переговоры с Microsoft. Предмет дискуссий цитирую буквально по заявлению на сайте Adobe: «Нас волнует то, что Microsoft фрагментирует и, возможно, принизит статус существующих и одобренных стандартов, включая PDF, используя свою мощь монополиста для продвижения альтернатив, контролируемых Microsoft. В перспективе подобная политика приведёт к тому, что у потребителей не останется выбора».

Кто-то может сказать, мол, нас это не касается… Очень даже коснётся — когда вам на вывод принесут файл с расширением XPS!

* * *

«Корел» — это ностальгия. Благодаря CorelDRAW и Ventura Publisher (тогда ещё Xerox), я окунулся в мир издательских и полиграфических технологий в начале 90-х. При правильном подходе всё работало! С тех пор DRAW для меня ассоциируется с простотой, удобством и функциональной мощью. Впрочем, как пишут в форумах, это IMHO. А вот проект Corel Magazine — дело сугубо общественное, вынашивался нами давно. Ждали только встречного движения со стороны Corel. И вот результат: читайте первый номер. Пишите нам. Или рисуйте открытки. Всё-всё ждём на publish@publish.ru.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Без повторов

    Этот номер посвящён цифровой упаковке и этикетке. Важными движущими силами этого рынка являются персонализация и вариативность. И мы подумали, почему бы не продемонстрировать это на примере обложки номера, являющейся нашей упаковкой в глазах читателей. Пусть каждая обложка будет вариативной и уникальной. Задумано — сделано. В этом сложном проекте объединили свои усилия несколько компаний и много людей.

     

  • Будничные достижения

    Тема этого номера — «Достижения года». В заглавной статье мы попросили представителей производителей и поставщиков рассказать о том, что они считают своими достижениями в ушедшем году. В опросе номера о своих победах рассказывают типографии. В статье «Итоги 2018 года в полиграфии» мы вспоминаем о самых важных событиях для нашей индустрии, произошедших в России и мире. Пожалуй, и нам стоит рассказать о том, чего удалось добиться за год небольшой редакции Publish.

     

  • Перемены широкоформатного ландшафта

    Сектор широкоформатной печати, который уже много лет опирается преимущественно на цифровые технологии, не высечен в камне. В нём регулярно происходят перемены. Какие-то из них обусловлены «внешним» влиянием, другие определяются изменениями в технологиях. И всё происходящее имеет прямое отношение к деятельности рекламно-производственных компаний и типографий, использующих оборудование для широкоформатной печати. Ведь всё то, что вы покупаете, должно служить и окупаться не один год. А значит, всегда существует риск, что ставка будет сделана не на ту «лошадь»…

     

  • Струйное будущее печати

    Новейшая история полиграфии — в части, касающейся развития струйной технологии, — неплохо документирована, но некоторые факты в ней уже слегка позабыты. Например, первый патент на печатающую головку с непрерывным истечением чернил якобы был выдан Вильяму Томпсону ещё в 1867 г. Понятно, что тогда не шла речь о физическом воплощении принтера на основе этой технологии, и первую модель с непрерывным истечением чернил выпустила… Siemens только в 1951 г. Но в следующие 30 лет, до появления импульсных технологий — термо- и пьезоструйной, вряд ли кто-то всерьёз считал, что струйные устройства смогут стать базой для настоящих полиграфических машин.

     

  • На пути к этикеточному чёрному ящику

    Судя по ответам в нашем традиционном опросе на сайте, общее направление движения к «цифре» для большинства руководителей флексотипографий — дело решённое. Конечно, мы ставили гораздо более узкий вопрос, чем заявленная тема номера по итогам нашей конференции «Цифровая трансформация во флексотипографии». Мы предлагали только высказать мнение на тему «Стоит ли внедрять цифровую печать во флексотипографии?», не касаясь перехода на цифровые техпроцессы и послепечать.

     

  • Бублик автоматизации и другие вкусности

    Продолжаем заботиться об удовлетворении интеллектуального голода наших читателей. По заветам всех бабушек особое внимание уделяем мучному. Да, мы в курсе, что десерт подаётся последним и к чаю, но в нашем случае сладкое оказалось темой номера. Не спрашивайте, почему на обложке бублик. Так тему автоматизации интерпретировало причудливое воображение одного из дизайнеров прекрасной студии Tomatdesign. Наш вариант объяснения — это метафора идеальной (но недостижимой) автоматизации, охватывающей все аспекты деятельности типографии. Не только на 360° по окружности, но ещё замыкающейся в трёхмерную фигуру — тор. Впрочем, вы можете придумать и собственное объяснение…

     


comments powered by Disqus