2006.11.06, Автор: Игорь Терентьев2057 прочтений

Руки прочь от PDF!

Теги: От редактора От редактора Publish

Тем из нас, кто пришёл в полиграфию на волне DTP-революции, сейчас кажется, что Adobe PDF был всегда. Но формату всего полтора десятка лет, а его использование в допечатной подготовке началось в 1996 г. Тогда с выходом Acrobat 3.

Терентьев Игорь Тем из нас, кто пришёл в полиграфию на волне DTP-революции, сейчас кажется, что Adobe PDF был всегда. Но формату всего полтора десятка лет, а его использование в допечатной подготовке началось в 1996 г. Тогда с выходом Acrobat 3.0 была представлена версия PDF 1.2 с поддержкой цветового пространства CMYK и смесевых цветов, стандарта OPI 1.3, а также надпечатки.

А начиналось всё ещё до проекта «Камелот», про который сооснователь Adobe Systems Джон Уорнок писал: «Представьте, что можете распространять насыщенные графикой и текстом документы (газеты, журнальные статьи, технические руководства и т. п.) по электронным каналам. Их можно просматривать на любом компьютере, отпечатать на локальном принтере. Это кардинально изменит способы обмена информацией». В 1991 г. на конференции Seybold демонстрировался прототип под названием IPS (Interchange PostScript), а первую версию Adobe PDF показали через год на Comdex, где она получила приз лучшего экспоната.

Успех пришёл не сразу. Помогли две принципиальных вещи, сделанные Adobe. Во-первых, стандарт является открытым. Все его описания и программные инструменты доступны сторонним разработчикам. Во-вторых, в 1994 г. создатели решили, что не будут зарабатывать на продаже Acrobat Reader и начали раздавать его бесплатно. Пакет разошёлся тиражом 500 млн копий. Солидная база читателей!

После выхода версии 1.2 оживились сторонние разработчики, почувствовавшие интерес со стороны издателей и полиграфистов. В 1997 и 1998 гг. вышло множество специализированных расширений, самые известные — EnFocus PitStop и Lantanarips CrackerJack. Agfa сделала ставку на PDF в первой версии своего АСУ ТП Apogee. Пример оказался заразительным.

Открытость стандарта не всегда благо — несколько ведущих производителей из допечатной сферы, измученные множеством версий файлов, создали стандарт PDF/X-1. Соответствие файла спецификациям PDF/X-1 существенно снижало вероятность проблем при выводе.

В каждой последующей версии PDF среди других появлялись нововведения, нужные полиграфистам. Разработчики, выпускающие наиболее мощный набор инструментов для дизайна и вёрстки, не могли не прислушиваться к потребностям клиентов. Поэтому большинство издательских и полиграфических техпроцессов построены на PDF, ставшим стандартом де-факто.

Впрочем, Adobe — не единственная компания, предпринимавшая попытку создания универсального формата. Кто сейчас помнит такие названия, как Envoy, Common Ground, Barista? Все они быстро сошли на нет.

Однако попытка Microsoft — совсем другое дело. В прошлом году софтверный гигант объявил о XML Paper Specification (XPS). Планы его широкомасштабного распространения связаны с выходом в 2007 г. ОС Windows Vista. В Adobe увидели в этих планах угрозу самому существованию PDF. Не случайно представители компании ведут переговоры с Microsoft. Предмет дискуссий цитирую буквально по заявлению на сайте Adobe: «Нас волнует то, что Microsoft фрагментирует и, возможно, принизит статус существующих и одобренных стандартов, включая PDF, используя свою мощь монополиста для продвижения альтернатив, контролируемых Microsoft. В перспективе подобная политика приведёт к тому, что у потребителей не останется выбора».

Кто-то может сказать, мол, нас это не касается… Очень даже коснётся — когда вам на вывод принесут файл с расширением XPS!

* * *

«Корел» — это ностальгия. Благодаря CorelDRAW и Ventura Publisher (тогда ещё Xerox), я окунулся в мир издательских и полиграфических технологий в начале 90-х. При правильном подходе всё работало! С тех пор DRAW для меня ассоциируется с простотой, удобством и функциональной мощью. Впрочем, как пишут в форумах, это IMHO. А вот проект Corel Magazine — дело сугубо общественное, вынашивался нами давно. Ждали только встречного движения со стороны Corel. И вот результат: читайте первый номер. Пишите нам. Или рисуйте открытки. Всё-всё ждём на publish@publish.ru.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Путеводитель по широкому формату

    Тема номера — FESPA 2018. Эта выставка, когда-то бывшая нишевой и нацеленной на специальные виды печати — трафаретную, тампонную и др., вместе с индустрией пережила успешную цифровую трансформацию и активно растёт. Теперь основу её экспозиции составляют широкоформатные принтеры, а также необходимые для их нормального функционирования решения — от RIP и полномасштабных систем автоматизации до послепечатного оборудования, запечатываемых материалов и чернил.

     

  • Самая личная полиграфия

    Четверть века назад, когда миру были представлены первые цифровые печатные машины, одной из главных сфер их будущего применения была заявлена персонализированная печать. Это было вполне разумно, ведь именно способность «цифры» свободно менять содержание каждого отпечатанного экземпляра являлась неоспоримым преимуществом новой технологии по сравнению с привычными аналоговыми способами печати, «отягощёнными» формными процессами.

     

  • Материализация «Матрицы»

    Упаковка считается тихой гаванью для полиграфии. Ей явно не угрожают опасности, которым подвергается издательская и рекламная печать. Все понимают, что упаковка часто оказывается для покупателей решающим фактором при выборе того или иного товара. Как следствие, владельцы брендов просто вынуждены увеличивать свои вложения в упаковку. Её сложность и разнообразие постоянно растут.

     

  • Открытия года

    Задумывая тему первого в этом году номера, мы не ожидали, что окажемся провидцами. То есть думали мы совсем о другом — о лучших продуктах, открытых нам за прошедший год различными международными конкурсами в области полиграфии. И статья в тему номера действительно про это — рекомендуем ознакомиться, если вы находитесь в поиске инновационных продуктов для развития своей типографии.

     

  • По восходящему мячу

    Это термин из моего любимого вида спорта — тенниса. Когда игрок бьёт по мячу после его отскока от корта, многое зависит от того, где находится точка удара. Современных игроков учат бить как можно раньше — пока мяч находится на восходящей траектории после отскока. Это требует хорошей координации, скорости реакции и отличной «физики» — вы должны быстрее и точнее подходить к мячу. Зато у вас появляется больше шансов завладеть инициативой — мяч возвращается на сторону соперника быстрее, к тому же на восходящей траектории энергия мяча, летящего к вам, больше. Значит, её можно использовать для более сильного ответа. Поэтому игра по восходящему мячу считается залогом победы и хорошо ложится в современную концепцию максимально агрессивного тенниса.

     

  • Цифровая этикетка: вопросы и ответы

    Готовил статью в тему номера и в последние два месяца с головой погрузился в происходящее в секторе цифровой этикетки. Там есть вещи очевидные, которые становятся понятны после анализа представленных за последний год решений. Но есть вопросы, на которые, вероятно, пока нет ясных ответов даже у лидеров рынка.

     


comments powered by Disqus