101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Мониторы: власть переменилась

  • Андрей Лыгун
  • 5 июня 2006 г.
  • 5440
Выбор монитора — самый ответственный этап при формировании компьютерной системы. Системный блок легко модернизировать — полностью или по частям. Клавиатура или мышь стоят недорого, в крайнем случае, их можно заменить на более удачный экземпляр. Мониторы не модернизируются, а стоимость модели с большим экраном (то, что нужно в полиграфии) нередко превышает цену хорошего системного блока. В статье мы обсудим состояние рынка мониторов с диагональю 20 и более дюймов и их верный выбор.
Один из последних выпускаемых ЭЛТ-мониторов: Philips 202P7 с диагональю 22 дюйма и разрешением 2048х1546 точек Один из новейших участников нашего обзора: 23-дюймовый Philips 230WP7NS

ЖК или ЭЛТ?

В этот раз мы ещё скажем несколько хороших слов об ЭЛТ-мониторах. А в следующем обзоре уже не будем о них вспоминать. У их поклонников (к ним принадлежит и автор) есть ещё шанс приобрести неплохой экземпляр, но времени осталось немного — возможно, до конца года. Нам удалось обнаружить по одной модели у Philips, ViewSonic и Samsung. Срок жизни выпускаемых моделей определён, и мало кто верит, что их заменят другие. Ещё год-два можно будет найти не очень старый подержанный экземпляр. А потом остаётся надеяться, что ЖК не уступят в цветопередаче. Это единственный параметр, мешающий им завоевать сердца всех профессионалов-полиграфистов, но в остальном они настолько хороши, что очень немногие удерживаются от замены старого громоздкого «трубочного» монитора на изящный плоский.

О преимуществах ЖК знают все. Уменьшенные габариты, масса и энергопотребление; идеальная геометрия, фокусировка и сведение; отсутствие электромагнитных излучений и мерцания — серьёзные доводы в пользу новой (относительно) технологии. Ценовой разрыв практически исчез, особенно если учесть, что 20-дюймовый ЖК по размеру видимой области соответствует 21- или даже 22-дюймовому ЭЛТ.

Обсуждать достоинства ЖК уже неинтересно. Остановимся только на эргономичности. Похоже, утверждение о хорошей «совместимости» с глазами не всегда верно. Некоторые пользователи отмечают быструю утомляемость при работе с ЖК («как будто песок в глаза насыпали»), а с ЭЛТ спокойно работали по много часов, да и с ноутбуками никаких осложнений не было. Возможно, плохо влияет высокая яркость современных ЖК-мониторов. Или при высоком разрешении глазам приходится слишком напрягаться для работы с мелкими элементами пользовательского интерфейса. Эта одна из самых обсуждаемых проблем на конференции «Мониторы» сайта IXBT.com, а её причины ещё ждут своих исследователей.

Если идеальный цвет — не самоцель

В полиграфии немало задач, где не нужна идеальная цветопередача: вёрстка, когда издание собирается из готовых «кубиков», множество технологических участков — от набора текстов до управления растровым процессором. Здесь главное — выбор из множества отличных (без иронии) предложений. Скорее всего, основными ориентирами станут цена, склонность к определённому бренду, дизайн и сервисная поддержка. Всё это критерии субъективные. Мы же сосредоточимся на тех случаях, когда за точность передачи цветов люди готовы платить.

Специально для цвета

Минимализм дизайна и высокое качество мониторов Apple Cinema привлекают не только поклонников Macintosh

Спрос на специализированные модели не остаётся незамеченным, на российском рынке доступны несколько. Их особенность — внутренняя аппаратная калибровка. Яркость, контраст, цветовая температура и гамма настраиваются с помощью внутренней электроники, фирменного ПО и измерительных приборов. Правилом стало использование внутренних преобразователей с повышенной разрядностью — не менее 10. Но спрос на мониторы для цветокоррекции в сотни раз меньше, чем на игровые или офисные, поэтому ведущие (по доле на рынке) производители не слишком заинтересованы в их разработке и продвижении. Заметнее относительно небольшие компании, такие как Quato Graphic или Eizo Nanao, успешно конкурирующие с известными марками. Например, по результатам тестирования издания Seybold (? 22, February 23, 2005) только мониторы Apple Cinema Display и Quato IntelliProof 21 успешно прошли тест на равномерность цветовоспроизведения по полю экрана, показав значение DЕ менее 4.

Среди продукции крупных компаний отметим NEC SpectraView Reference 21. Её изюминка — светодиодная (в отличие от привычной, на люминесцентных лампах) подсветка экрана. Производитель утверждает, что отображается весь диапазон цветов Adobe RGB.

Основной недостаток мониторов, разработанных специально для цветокоррекции, — цена, в разы больше обычной модели с матрицей аналогичного типа и размера.

Свидeтельство того, что ЖК-мониторы уже неплохо справляются с отображением цвета — сертификат соответствия требованиям SWOP (Specifications for Web Offset Publications — спецификации для печати публикаций рулонным офсетом, принятые американскими SWOP и IDEAlliance). Хотя описанные в SWOP требования применимы только к типографиям из другого полушария, мы вполне можем доверять американскому стандарту.

Строго говоря, сертификат SWOP выдаётся не монитору, а системе, в которой ЖК-дисплей — не самый дорогой компонент. Но его включение в сертифицированную систему говорит о том, что разработчик тестировал монитор и решил: он хорош в качестве устройства визуализации цветопробной системы. Сейчас сертификат SWOP имеют системы, в которых используются мониторы Apple Cinema HD Display (три модели), Eizo ColorEdge CG 21/210/220, LaCie 321. Свежий перечень систем, сертифицированных SWOP, на сайте http://www.swop.org. Самое важное, что нужно помнить при изучении списка, — отсутствие в нём какой-либо модели не говорит о том, что она непригодна для допечатной подготовки.

Выбор — до магазина

Главный параметр, на который сегодня стоит ориентироваться, — тип матрицы. В ЖК используются четыре основных типа (TN-Film, IPS, MVA, PVA) и их модификации. Знание принципов работы мало поможет при выборе монитора, поэтому интересующихся техническими подробностями мы отошлём к другим источникам, которыми кишит Рунет.

Самый распространённый тип матрицы — TN-Film. Причина не в выдающемся качестве изображения, а в низкой себестоимости. И она обеспечивает неплохое быстродействие (скорее по спецификации, чем в реальности), именно под этим знаменем производители продвигают изделия в массы. Что касается критических для работы с цветом областей, это самый неудачный выбор из-за сильного изменения цвета при смене угла обзора.

iiyama ProLite H2010B Sony SDM P234

Противоположность (но не полная) этого типа — матрицы IPS и их модификации: S-IPS, Dual Domain IPS и пр., обеспечивающие естественные цвета и максимальные углы обзора.

К сожалению, производители не всегда указывают тип матрицы монитора. Злые языки поговаривают, что в одной модели могут использоваться матрицы разных (!) типов. По нашему мнению, если такое и случалось, то в прошлом — когда ЖК-мониторы были дорогим и штучным товаром. Сейчас любое изменение в современном массовом производстве — немалая проблема. Но определить тип матрицы можно не всегда.

При выборе монитора помните о требованиях к рабочему месту для цветокоррекции. Основное — в поле зрения оператора не должно быть цветных объектов, а самыми тёмным и светлым должны быть чёрные и белые участки изображения на экране. Естественно, корпус должен удовлетворять этим правилам. Шанс найти в продаже монитор в цветном корпусе невелик, а вот чёрные и белые встречаются — их лучше исключить. Кстати, определить соответствие корпуса монитора вышеописанным требованиям можно и не глядя на него: стандарт TCO’03 содержит требования к отражающей способности рамки дисплея (20–80%) и степени глянца материала, из которого она изготовлена. Зачастую отличие мониторов с сертификатами TCO’03 и TCO’99 только в цвете корпуса.

Неприятным сюрпризом может стать высокая яркость свечения светодиода на корпусе монитора — на некоторых моделях его вполне можно использовать для освещения комнаты глубокой ночью. Он отлично выглядит на витрине магазина, но в работе будет мешать. Проблема решаемая (можно заклеить светодиод), но в «плюсы» её записать нельзя.

Многие считают главным признаком профессионального монитора козырёк, закрывающий экран от внешнего света. Идеалисты (сторонники идеальных решений) полагают, что на правильно оборудованном рабочем месте не должно быть потребности в таком приспособлении. Более того, оно может быть вредным — образующиеся между козырьком и монитором глубокие тени нарушают восприятие картинки на экране. Реалисты признают, что на практике козырёк может быть очень полезным.

Функция поворота на 90° есть во многих мониторах, но вряд ли интересна — на горизонтально расположенном 20-дюймовике разместится полный разворот, а на больших диагоналях даже остаётся место для панели инструментов. Повернув его вертикально, мы теряем эту возможность.

Мало интересны при выборе ЖК-монитора для работы с цветом и большинство параметров из спецификаци: они либо неприменимы для этих задач, либо указаны для не очень реальных ситуаций.

Яркость Значения 250 кд/м? и более , указываемые производителями, будут полезны дома — при просмотре видеофильмов в ярком помещении. Для цветокоррекции, а тем более для экранной цветопробы они не нужны — достаточно 120 кд/м?. Именно столько рекомендует GretagMacbeth в программе для калибровки монитора i1 Share. Повышенная яркость может быть даже вредной для глаз, особенно если работа с монитором идёт в правильно оборудованном помещении с приглушённым рассеянным светом.

Контраст Мог бы быть полезным — косвенно он описывает яркость свечения пикселей в чёрных участках изображения. Но измеряют его при максимальной яркости, которую при работе вряд ли кто-то использует. Каков контраст в реальной работе — неизвестно.

Угол обзора Изменение цвета изображения при изменении угла, под которым оператор смотрит на монитор, — традиционная проблема ЖК-дисплеев. Производители, конечно, работают, и в спецификациях обычными стали 170 и даже 176° (практически идеально, ведь максимальное теоретическое значение — 180°). Но это говорит только об изменении контраста до 10:1 или даже 5:1. Сравните с номинальным «несколько сотен к одному» и представьте, насколько изменяется изображение. А как будет «плыть» цвет, судить по декларируемому параметру нельзя. Часто цвет меняется даже при переходе взгляда от центра экрана в угол (приблизительно на 30°).

Время реакции При обработке статичных изображений большой роли не играет. И подвиги производителей, постоянно улучшающих значения, оставят многих равнодушными. Неудобство может доставить только самый медленный монитор — указатель мыши при перемещении теряется, а текст при прокрутке смазывается, но сейчас таких моделей уже не встретить.

Выбор — в магазине

Приятная новость — выбор хорошего экземпляра несложен. Тщательная проверка сведения, геометрии и фокусировки не требуется. Но удостоверьтесь в отсутствии «битых» пикселей. Проверять лучше последовательно на зелёном, синем, красном и чёрном фонах. Уровень производства достаточно высок, чтобы такой дефект появлялся нечасто, но будьте внимательнее — если обнаружить такой дефект дома, обменять будет непросто. Допустимое количество дефектов определено в стандарте ISO 13406-2, где все панели разделены на 4 класса — в зависимости от количества «битых» пикселей. Но узнать из спецификации, к какому классу относится монитор, невозможно — там нет такого параметра.

Более важный тест — на равномерность свечения экрана. Жидкие кристаллы не светятся — они только пропускают (или не пропускают) свет. Его источник в большинстве современных ЖК-дисплеев — люминесцентные лампы. Они устанавливаются сверху или с боков корпуса, свет должен быть равномерно распределён по всей площади экрана. Это непросто, с учётом стремления сделать корпус как можно тоньше. Особенно заметна неравномерность подсветки, если заполнить весь экран чёрным. Самое сложное на этом этапе тестирования — обеспечить полумрак. В обычном компьютерном магазине найти его нелегко.

Для тестирования ЖК-мониторов не требуется изощрённых средств эпохи ЭЛТ-дисплеев (помните Nokia Monitor Test?), в принципе, можно обойтись встроенными средствами Windows, изменяя цвет «Рабочего стола». Но если хочется, есть иной путь — специальная программа, например, TFT Monitor Test (всего 300 кбайт, установки не требует).

После магазина

Как подключать Мониторы оказались одними из последних устройств, перешедших на цифровой способ общения с компьютером. Интересно, что 20 лет назад они уже были цифровыми — стандарты CGA (320х200 точек; 4 цвета) и EGA (640х350 точек; 16 цветов) предусматривали передачу видеосигнала в цифровом виде. Но требования к количеству цветов возрастали, следующее поколение видеоплат и мониторов (в стандарте VGA с 1987 г.) начали общаться с помощью аналоговых сигналов. А термин «аналоговый» по отношению к монитору стал синонимом неограниченного количества отображаемых цветов.

Все современные видеоплаты и мониторы оснащены интерфейсом DVI. И в условиях подавляющего преимущества ЖК живучесть старого аналогового разъёма D-Sub трудно объяснить. Как и факт, что не все производители комплектуют монитор DVI-кабелем. Многие имеют встроенный USB-концентратор, но зачастую разъёмы вынесены на заднюю стенку корпуса, где найти их непросто.

Единственный монитор нашего обзора, в комплекте с которым поставляется калибратор: Quato Intelli Proof 213

Как калибровать Каким бы точным ни было производство, все мониторы отличаются друг от друга. Поэтому требуют калибровки (приведения некоторых параметров к стандартам) и характеризации (измерения параметров цветопередачи с записью их в цветовой профиль). Для этого есть специальные измерительные приборы — относительно дорогие спектрофотометры и более доступные колориметры. На последних и остановимся.

До недавнего времени на рынке присутствовали три производителя: GretagMacbeth, Pantone и X-Rite (см. таблицу). В этом году два события дестабилизировали ситуацию. Выяснилось, что GretagMacbeth прекращает поставлять свои устройства на российский рынок, вместо этого продажами EyeOne Display займётся Pantone. Одновременно был представлен самый дешёвый калибратор для монитора Huey — менее 100 долл. (впрочем, производитель позиционирует его, скорее, для любителей игр, чем полиграфистов). А чуть позже X-Rite приобрёл Amazys — владельца торговой марки GretagMacbeth. На рынке остался X-Rite с конкурирующими продуктами и Pantone, поставляющий один продукцию X-Rite.

В заключение

Времена ЭЛТ-мониторов закончилось. Срок жизни последних выпускаемых моделей уже определён в производственных планах компаний – и вряд ли они доживут до конца текущего года. А мы надеемся на то, что по своим возможностям ЖК-мониторы массовых моделей приблизятся к специализированным устройствам для цветокоррекции.


Publish о профессиональных мониторах

Терентьев И. Eizo ColorEdge CG21. ? 1, 2005, c. 25;

Терентьев И. Quato IntelliColor Pro 19. ? 2, 2005, c. 19;

Терентьев И. ViewSonic VP231WB. ? 3, 2005, c. 24;

Мотова М. Wacom Cintiq 21UX. ? 6, 2005, c. 21;

Терентьев И., Демьянова Е. Бархатная ЖК-революция. ? 6, 2005, с. 64;

Терентьев И. Nec SpectraView Reference 21. ? 8, 2005, c. 31;

Шеффер Д. Экран всех рассудит? ? 9, 2005, с. 38;

Терентьев И. Quato Intelli Proof 213. ? 1, 2006, с. 16.


Максимум дефектов на миллион пикселей

Калибраторы

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Небольшие, но с широкими возможностями

Выбираем планшетный УФ-принтер для изготовления сувенирной продукции.

Клей на «автомате» в большом формате

Выбираем широкоформатный планшетный клеевой плоттер для автоматизированного нанесения клея.



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 105