2008.02.04, Автор: Майк Укена9238 прочтений

Принтер для шелкографии *

Теги: FSP

Возможно, цифровые технологии и не заменят шелкографию в сфере печати по текстилю, но придёт время, когда в парке оборудования любого производства станет уместным струйный принтер для прямой печати по тканям. Как определить момент для внедрения новой техн

Как специалист в области трафаретной печати по текстилю, я всегда пристально следил за развитием цифровой техники. После переквалификации из владельца печатного салона в поставщика, времени для экспериментов и анализа новых технологий стало гораздо больше, и я понял, сколько возможностей умудрился упустить. Безусловно, я отслеживал новинки — трафаретные рамы со встроенным механизмом натяжения, очередные поколения автоматических прессов, новейшие белые краски. Но оказалось, любопытные нюансы и идеи, делающие работу проще и эффективнее, от меня ускользали.

Например, моё предприятие много выиграло бы от системного подхода к полноцветной печати, но никак не успевал всё обдумать. В результате, цветная растровая печать всегда вызывала проблемы, отнимала много времени. Став поставщиком, я смог освоить технические детали, отладить методики, благодаря которым растровая печать становится простой и прибыльной.

Раньше не хватало времени на чтение статей в отраслевых журналах, но представлялось, я знаю достаточно, дабы оставаться на высоте. Теперь ясно, как я ошибался, полагаясь исключительно на собственную изобретательность, а ведь ежемесячно мог получать горы полезной информации. В этой статье не много сведений о технологиях, но тем, кто работает с текстилём, прочесть её стоит.

Мир меняется, технологии взяли очередной рубеж: струйное цифровое оборудование теперь печатает и на тёмных футболках. Многое предстоит доработать, но главные сложности позади. Поговорим о причинах, заставляющих внимательнее приглядеться к событиям в мире струйной печати.

Перемены не за горами

Даже если у вас нет ни малейшего желания приобщаться к цифровой печати, не упускайте её из поля зрения. О конкуренте нужно знать всё, и он (уж поверьте) тоже постарается выяснить о вас побольше.

Предположим, вы специализируетесь на крупных заказах, тогда как удел цифровых технологий — короткие тиражи и полноцветная печать. Пока это так, но вспомните, как за годы изменилось ваше производство. Тиражи и сроки становятся всё короче, клиенты требуют разнообразия и новшеств, а ведь это козыри цифровой печати.

Впрочем, у вас пока есть преимущества: цифровым принтерам не по плечу краски со спецэффектами — высокой плотностью, блеском, объёмом. Но часть заказчиков готова пожертвовать эффектностью ради повышения скорости, меньшего объёма партий, конкурентных цен и минимума проблем (контроль тиражных оттисков, ожидание образцов). Струйное оборудование упрощает работу с короткими тиражами, обеспечивая оптимальные сроки и оперативное изготовление пробных оттисков. Клиент отправляет цифровой файл (опять это «волшебное» слово!), который проверяют, при необходимости вносят изменения, отправляют на RIP принтера — и вот он, образец. Не нужно выводить плёнки, готовить сетки, а время печати, вместо часа, сокращается до нескольких минут. Да, чуть не забыл — подбора красок тоже не потребуется.

Перспективы

В конце концов машина для печати по текстилю превратится в гибридное устройство, напоминающее современную автоматическую «карусель», но со струйными печатающими головками для обычной цветной печати и трафаретными для красок со спецэффектами. Оборудование будет недешёвым, но выведет цифровую печать на принципиально новый уровень.

До появления в этом году нового поколения струйных систем (см. фото) казалось, что оптимальная комбинация будет такой: первый трафаретный блок для белой пластизольной краски, сушка и 4 струйные головки (как вариант — для УФ-красок), за которыми — две и более трафаретных секций для специальных красок. Очередные разработки продемонстрировали, что можно обойтись и без белого трафаретного пластизоля.

В новых струйных принтерах для печати по одежде преодолены основные проблемы, но для практического внедрения надо соответствовать ряду показателей: производительность, стоимость расходных материалов (краски/футболки), объём капиталовложений/срок эксплуатации, технологические возможности. Учитывая цену современных систем этого класса, инвестировать в технологию стоит, лишь тщательно взвесив все «за» и «против».

Эффективность

За счёт сокращения времени допечатной подготовки и настройки, цифровой машине не обязательно состязаться в скорости с автоматическими шелкографскими прессами (за исключением сверхбольших тиражей). Расчёты, приведённые во врезке «Сравнение затрат на трафаретную и цифровую печать», сделаны для заказов на 100, 600 и 2000 изделий. Таблицы демонстрируют преимущество «струйников» при выпуске малых тиражей, но с их увеличением «цифра» сдаёт позиции: дорогие расходные материалы ликвидируют разницу в трудозатратах на настройку/демонтаж трафаретного оборудования.

Анализировать затраты можно по-разному. Для корректного сравнения воспользуйтесь собственной системой расчёта заказов. Мои показатели машинного времени выведены из стоимости машины, поделённой на 5 лет и количество рабочих часов в году. Капиталовложения я оценил в 80 000 долл. для трафаретного станка и в 200 000 долл. для цифровой печатной машины. Работа в 2 смены с загрузкой 60% (если у вас цифры выше, примите поздравления — это большая редкость). Таким образом, год складывается из 3000 рабочих часов. Обязательно рассчитайте затраты на оборудование. Со сроком эксплуатации трафаретной автоматической машины всё ясно — при надлежащем обслуживании она прослужит минимум 10 лет. Время службы цифрового устройства я оценил в 5 лет.

Другой, не учтённый мной, но необходимый для анализа фактор, — сервисное обслуживание. За 5 лет, при качественном обслуживании, трафаретный станок не потребует существенных вложений: ремонт и запчасти оценим в 3000 долл. Цифровые устройства обойдутся дороже, с учётом сервиса и ремонта при более коротком сроке эксплуатации разница между трафаретным и цифровым оборудованием ещё существеннее.

Опыт работы с цифровыми системами в полиграфии указывает на высокую стоимость сервисных контрактов, играющих роль страховых полисов, — они покрывают расходы в случае поломки. Заявленная цена трафаретной машины в 80 000 долл. относится к системам высшего класса. Сегодня можно найти новый автоматический станок за 40 000 долл. и меньше. Подставив эту цифру в таблицы, снижаем стоимость отпечатка менее чем до 0,01 долл. Так что капиталовложения — не столь существенный фактор в наших расчётах.

Самый важный момент — расходные материалы (краски), стоимость которых для цифровых машин пока очень высока. В таблице: 1 долл. за отпечаток на тёмной ткани и 0,40 долл. — на белой, но я слышал, что это может быть и 1,5 долл. за экземпляр. Тогда затраты на расходные материалы для тёмного текстиля вырастут с 600 до 900 долл. (для тиража в 600 экз.). Со временем цены снизятся за счёт наращивания объёмов, но до заметного удешевления пока далеко.

Капиталовложения

Срок в 5 лет, отведённый на эксплуатацию цифровых печатных устройств, пока более чем справедлив. Новые системы столь часто появляются на рынке, что средний срок службы очередного поколения струйных принтеров не превышает 2-3 лет. Оборудование слишком быстро совершенствуется, чтобы долго оставаться конкурентоспособным. Возьмём достижения в цифровой печати по текстилю: 3 года назад мы имели дело с аппаратами для термопереноса и «струйниками» с одной печатной головкой и скоростью улитки. Заявленная производительность печати по белым тканям для современных многосекционных машин — до 400 отт./ч. Уверен, в последующие 3 года изменения будут столь же разительными.

Аппарат стоимостью от 200 000 долл. очень скоро придётся поменять на более мощный, того же производителя и по той же цене (а может быть, и более низкой). Аналогичные тенденции в любой отрасли: дешевеет всё — от калькуляторов до компьютеров и принтеров. Остановимся на 5 годах, хотя закоренелые консерваторы могут вести расчёты исходя из 3-летнего срока службы. С каждым новым поколением машин показатель будет увеличиваться, пока же его можно смело занизить.

Технологические возможности

Имеется в виду упомянутая неспособность цифровых устройств создавать спецэффекты. Вы всерьёз думаете, что сможете так эффективно продавать услуги полноцветной печати (или печати с эмуляцией полноцвета), что окупите цифрового монстра? Прекрасно, но у меня есть основания предполагать, что в ближайшем будущем спрос на специальные краски не упадёт. Именно на них сейчас приходятся основные объёмы индустрии, и спрос стимулирует новые разработки. Даже если кто-то придумает, как на цифровой машине добиться эффекта замши или объёма, это будет либо принципиально новое устройство, либо объёмная и дорогостоящая модернизация нынешнего.

Что же делать?

Внимательно следить за ситуацией. Бизнес меняется слишком быстро — не время запираться на производстве, упрямо делая всё, «как обычно». Цифровая печать вошла в индустрию и максимум через 2-3 года станет эффективной на средних тиражах. Аналогично таблице сравнения затрат, сформируйте перечень сравнительных критериев, определяющих смысл покупки цифровой машины. Если оценки стали одинаковыми, цифровая печать завоевала рынок.

Заменит ли цифровая печать шелкографию?

Не думаю, что это когда-нибудь произойдёт. Струйные устройства отлично дополнят трафаретную технологию в сфере печати по текстилю, тот же процесс активно идёт в «большой» полиграфии. Шелкография прекрасно справляется со многими задачами — печатью на спортивной одежде, спецэффектами, сверхбольшими заказами, печатью на экзотических материалах и готовых изделиях (сумках, куртках, шляпных лентах, шнурах и т. д.). Вряд ли её вытеснит альтернативная технология.

Будьте внимательны, посещайте отраслевые выставки, читайте специализированные журналы, главное — оставайтесь открытыми для свежих идей. Подчёркиваю: очень скоро цифровая печать придёт почти на все предприятия. Информация поможет принять верное решение; понять, когда и во что следует инвестировать.

Об авторе: Майк Укена, 15-летний опыт работы в шелкографии, бывший владелец салона трафаретной печати по текстилю, работал директором по образовательным программам Ассоциации специальных видов печати; член Академии трафаретной печати, лектор по вопросам технологии и менеджмента; технический представитель отдела продаж Union Ink.

   

931D от Kornit Digital

   

Brother GT-541

   

Brother GT-541

 

  Fast T-JET Pro HV

от U.S. Screen Print

and Inkjet Technology

Сравнение затрат на трафаретную и цифровую печать


*
Перепечатывается с разрешения журнала Screen Printing. Подписка на сайте www.stmediagroup.com .
Дополнительная информация по трафаретной печати — www.screenweb.com  


НАШИ

Я бы не стал категорично, как автор статьи, утверждать, что проблемы цифровой печати по тёмным материалам решены. На мой взгляд, технология находится в начале пути. А вот с печатью по светлым материалам проблем не осталось. Более того, она почти не изменяет гриф ткани (её мягкость, пропускание воздуха, впитывание влаги), а прочность рисунка сопоставима с результатами классических технологий текстильного колорирования.

В России цифровая печать по текстилю распространяется, в основном, среди рекламистов, поэтому наибольшей популярностью пользуются не цифровые печатные машины, а т. н. футболочные принтеры — небольшие и недорогие аппараты для печати на одной футболке. Именно для них и с учетом отечественных реалий сделан аналогичный расчёт себестоимости печати.

Александр Чайкин (alexch@smart-t.ru ), к. т. н., начальник научного отдела компании «СМАРТ-Т».

Данные на примере американского принтера T-Jet SDT II.

Полноцветная работа, 100 белых футболок, 4 краски для цифровой печати

 

Примечания

  1. Для расчёта стоимости машинного времени капиталовложения (13 500 евро) поделены на срок эксплуатации оборудования (2 года, 496 рабочих дней) и уровень его загрузки в 2 смены при 5-дневной неделе (16 часов в день).
  2. Оценка стоимости чернил основана на усреднённом расходе (10 мл/м2), средней площади отпечатка (А3), средней заливке (50%) и розничной цены (270 евро/л).
  3. Трудозатраты рассчитывались для 1 человека, 2×1,4 евро/ч (отпуск и налоги).

НАШИ

Себестоимость печати на цифровых машинах Kornit отличается от указанной в статье. Цена расходных материалов для создания одного изображения формата А4 на белой ткани — около 0,2-0,25 долл., на чёрной или цветной (с применением белой краски) — 0,4-0,6 долл. Неточен и расчёт трудозатрат, т. к. для обслуживания требуется всего один оператор. Не указан и другой момент, важный при печати на тянущихся материалах (лайкре, трикотаже и т. д). Дело в том, что изображение, напечатанное пластизолевыми красками, в силу их специфики и жёсткости, может трескаться при деформации ткани, со временем отставать от поверхности. При цифровой печати на Kornit чернила после сушки становятся единым целым с волокнами ткани. Помимо стандартных столов для печати на майках, для Kornit можно заказать столы для печати на детской одежде, рубашках, брюках, сумках, крое и т. д. В Москве инсталлированы две машины Kornit 931D. Первая, в компании «Принт ТекСтиль», печатает на рекламной и промо-одежде. На второй выполняются заказы по декорированию трикотажных и шерстяных изделий. Третья недавно начала работу в Бишкеке (Киргизия)

Андрей Горлов, директор «Нисса Центрум СНГ» по развитию направления «Цифровые технологии печати»

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Антикризисная выставка для клиентов
    "Наш ответ кризису - инновации". Под таким девизом в середине ноября Windmoeller & Hoelscher провела на заводе в Ленгерихе собственную выставку (День открытых дверей) "Экспо-2009", которую посетили более 1000 специалистов. Об итогах мероприятия нам расска
  • Фитнес для самоклейки
    Визит на стенд UPM Raflatac во время выставки "ПолиграфИнтер-2009" был весьма продуктивным: здесь состоялся разговор с директором по продажам Дмитрием Стречиным.
  • Комфортная работа с двухсторонними лентами *
    При работе с плоскими печатными формами и бесшовными формными гильзами в равной степени необходима компрессионная подложка на формном цилиндре или монтажной гильзе. Иначе о высоком качестве печати можно забыть.
  • 35 лет с флексографией
    19 ноября в местечке Ной-Изенбург под Франкфуртом-на-Майне состоялось знаменательное событие: DuPont Packaging Graphics отпраздновала 35-ю годовщину со дня представления на рынок флексографских фотополимерных пластин Cyrel.
  • Лизинг или кредит: что выбрать?
    Автор и ведущий рубрики - Сергей Иванов, генеральный директор компании "ИКБ Лизинг".

comments powered by Disqus