2005.11.02, Автор: Игорь Терентьев2359 прочтений

Первые газетные пятилетки

Теги: От редактора От редактора Publish

Наверно, нет ничего более планового, чем социалистическая экономика. Во времена СССР и первых пятилеток всё у нас успешно строилось и выпускалось. Но скоро система забуксовала - планы хронически не выполнялись, а перевыполнялись только на бумаге.

Терентьев Игорь Наверно, нет ничего более планового, чем социалистическая экономика. Во времена СССР и первых пятилеток всё у нас успешно строилось и выпускалось. Но скоро система забуксовала — планы хронически не выполнялись, а перевыполнялись только на бумаге. Не буду отнимать хлеб у историков и специалистов по макроэкономике, но мне кажется, что главная причина ясна — банальное отсутствие заинтересованности в конечном результате у большинства участников процесса. Не хватало хозяев, да и принцип «каждому по труду» не выполнялся, вот и сгубили дело.

С переходом к экономике рыночной глобальные государственные планы перестали существенно влиять на многие сектора индустрии. Как ни странно, большинство бизнесменов, оперирующих в «забытых» отраслях, этому рады: «Лишь бы не мешали, а уж мы справимся». Пожалуй, в этом списке и полиграфия (скорее, обделённая, чем избалованная вниманием государства). Всё большую конкуренцию крупным государственным полиграфическим комплексам, выпускавшим сначала львиную, потом большую, а теперь стремительно сокращающуюся долю печатной продукции, составляют частные типографии. Ещё немного — и в результате приватизации ФГУПов просто не останется, и почти вся наша полиграфия получит конкретных владельцев. Думаю, ей это только на пользу, хотя часть типографий мы, видимо, потеряем — уж больно лакомо расположены. Но и вывод крупных производств за пределы городов — явление нормальное и неизбежное. Неслучайно большие типографии всё чаще строятся в чистом поле.

По газетным типографиям нынешняя ситуация чем-то напоминает период советской индустриализации. Разумеется, масштабы, исходные предпосылки и жертвы (и слава Богу – нам не нужна индустриализация любой ценой) не те, но темпы модернизации поражают.

Главная объективная предпосылка — доставшееся нам наследство устарело и физически (износ техники достигает 80%), и морально (рулонные машины высокой печати и офсетные 1+1). Газетные издательства набирают силу, появился большой пласт рекламных и бесплатных газет. Нужны современные мощности для печати 4+4 — газет многополосных, с обилием вложений, часто малотиражных, в подавляющем большинстве формата А3. Здесь практически отсутствует конкуренция зарубежных типографий — ежедневные издания там печатать просто невозможно, а еженедельники и рекламную продукцию издатели размещали за границей только от безысходности. Россия в 2004 г. произвела 1979 тыс. т газетной бумаги, из которых 1260 тыс. т отправила на экспорт. «Газетчики» находятся в более выигрышном положении, чем типографии, работающие на меловке и вынужденные платить таможенные пошлины почти за всё сырье.

Но цена вхождения в газетный рынок относительно высока. Какое-то время издатели и инвесторы не были готовы к вложениям сотен тысяч и миллионов. А сейчас уже можно говорить о начале первой пятилетки «индустриализации» в газетном секторе — с 2002 г. заработали новые газетные мощности в типографии «Пресса-1», чуть позже была запущена «ПрофМедиа-Принт». Это только самые крупные проекты, интенсивно строятся газетные типографии в регионах. Все рекорды побил год нынешний — вступили в строй ПК «Экстра-М», «ТМК», а в общей сложности — более десятка предприятий.

Показательно, что вырос удельный вес нового оборудования в оснащении типографий, никто уже не спорит о необходимости внедрения CTP – вопрос лишь в выборе технологии, производителя и поставщика. В новых типографиях появляется даже поколение специалистов по допечатной подготовке, не имеющих представления о плёнках, ручном монтаже и копировальной раме…

Показательны и заявленные сроки возврата инвестиций в самые крупные газетные типографии — 5 лет. Похоже, мы снова возвращаемся к плановой экономике, расписанной по пятилеткам. Только планы теперь у каждого свои.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • На пути к этикеточному чёрному ящику

    Судя по ответам в нашем традиционном опросе на сайте, общее направление движения к «цифре» для большинства руководителей флексотипографий — дело решённое. Конечно, мы ставили гораздо более узкий вопрос, чем заявленная тема номера по итогам нашей конференции «Цифровая трансформация во флексотипографии». Мы предлагали только высказать мнение на тему «Стоит ли внедрять цифровую печать во флексотипографии?», не касаясь перехода на цифровые техпроцессы и послепечать.

     

  • Бублик автоматизации и другие вкусности

    Продолжаем заботиться об удовлетворении интеллектуального голода наших читателей. По заветам всех бабушек особое внимание уделяем мучному. Да, мы в курсе, что десерт подаётся последним и к чаю, но в нашем случае сладкое оказалось темой номера. Не спрашивайте, почему на обложке бублик. Так тему автоматизации интерпретировало причудливое воображение одного из дизайнеров прекрасной студии Tomatdesign. Наш вариант объяснения — это метафора идеальной (но недостижимой) автоматизации, охватывающей все аспекты деятельности типографии. Не только на 360° по окружности, но ещё замыкающейся в трёхмерную фигуру — тор. Впрочем, вы можете придумать и собственное объяснение…

     

  • Зачем нам рекорды?

    Когда мы готовили тему номера, казалось, что собрать в неё достаточное количество рекордов, имеющих отношение к полиграфии, будет сложно. Ведь у нас — индустрия, а не спорт, сама суть которого заключается в достижении всё новых и новых рекордов. Однако это оказалось совсем не так. Причём некоторые рекорды по разным причинам даже не попали в статью.

     

  • Точки оцифровки

    В процессе подготовки к нашим конференциям на общую тему цифровой трансформации, но для разных аудиторий — офсетных и флексографских типографий — я обращал больше внимания на то, как полиграфисты, не относящие себя к «цифровикам», на самом деле уже давно и много пользуются преимуществами цифровых технологий. Да, безусловно, цифровая печать находится в сердце цифровой трансформации отрасли. Однако цифровые технологии уже пронизывают полиграфию сверху донизу. Причём даже на предприятиях, которые не особенно торопятся в цифровую эпоху, точек цифровизации — множество!

     

  • Путеводитель по широкому формату

    Тема номера — FESPA 2018. Эта выставка, когда-то бывшая нишевой и нацеленной на специальные виды печати — трафаретную, тампонную и др., вместе с индустрией пережила успешную цифровую трансформацию и активно растёт. Теперь основу её экспозиции составляют широкоформатные принтеры, а также необходимые для их нормального функционирования решения — от RIP и полномасштабных систем автоматизации до послепечатного оборудования, запечатываемых материалов и чернил.

     

  • Самая личная полиграфия

    Четверть века назад, когда миру были представлены первые цифровые печатные машины, одной из главных сфер их будущего применения была заявлена персонализированная печать. Это было вполне разумно, ведь именно способность «цифры» свободно менять содержание каждого отпечатанного экземпляра являлась неоспоримым преимуществом новой технологии по сравнению с привычными аналоговыми способами печати, «отягощёнными» формными процессами.

     


comments powered by Disqus