2005.11.02, Автор: Игорь Терентьев2210 прочтений

Первые газетные пятилетки

Теги: От редактора От редактора Publish

Наверно, нет ничего более планового, чем социалистическая экономика. Во времена СССР и первых пятилеток всё у нас успешно строилось и выпускалось. Но скоро система забуксовала - планы хронически не выполнялись, а перевыполнялись только на бумаге.

Терентьев Игорь Наверно, нет ничего более планового, чем социалистическая экономика. Во времена СССР и первых пятилеток всё у нас успешно строилось и выпускалось. Но скоро система забуксовала — планы хронически не выполнялись, а перевыполнялись только на бумаге. Не буду отнимать хлеб у историков и специалистов по макроэкономике, но мне кажется, что главная причина ясна — банальное отсутствие заинтересованности в конечном результате у большинства участников процесса. Не хватало хозяев, да и принцип «каждому по труду» не выполнялся, вот и сгубили дело.

С переходом к экономике рыночной глобальные государственные планы перестали существенно влиять на многие сектора индустрии. Как ни странно, большинство бизнесменов, оперирующих в «забытых» отраслях, этому рады: «Лишь бы не мешали, а уж мы справимся». Пожалуй, в этом списке и полиграфия (скорее, обделённая, чем избалованная вниманием государства). Всё большую конкуренцию крупным государственным полиграфическим комплексам, выпускавшим сначала львиную, потом большую, а теперь стремительно сокращающуюся долю печатной продукции, составляют частные типографии. Ещё немного — и в результате приватизации ФГУПов просто не останется, и почти вся наша полиграфия получит конкретных владельцев. Думаю, ей это только на пользу, хотя часть типографий мы, видимо, потеряем — уж больно лакомо расположены. Но и вывод крупных производств за пределы городов — явление нормальное и неизбежное. Неслучайно большие типографии всё чаще строятся в чистом поле.

По газетным типографиям нынешняя ситуация чем-то напоминает период советской индустриализации. Разумеется, масштабы, исходные предпосылки и жертвы (и слава Богу – нам не нужна индустриализация любой ценой) не те, но темпы модернизации поражают.

Главная объективная предпосылка — доставшееся нам наследство устарело и физически (износ техники достигает 80%), и морально (рулонные машины высокой печати и офсетные 1+1). Газетные издательства набирают силу, появился большой пласт рекламных и бесплатных газет. Нужны современные мощности для печати 4+4 — газет многополосных, с обилием вложений, часто малотиражных, в подавляющем большинстве формата А3. Здесь практически отсутствует конкуренция зарубежных типографий — ежедневные издания там печатать просто невозможно, а еженедельники и рекламную продукцию издатели размещали за границей только от безысходности. Россия в 2004 г. произвела 1979 тыс. т газетной бумаги, из которых 1260 тыс. т отправила на экспорт. «Газетчики» находятся в более выигрышном положении, чем типографии, работающие на меловке и вынужденные платить таможенные пошлины почти за всё сырье.

Но цена вхождения в газетный рынок относительно высока. Какое-то время издатели и инвесторы не были готовы к вложениям сотен тысяч и миллионов. А сейчас уже можно говорить о начале первой пятилетки «индустриализации» в газетном секторе — с 2002 г. заработали новые газетные мощности в типографии «Пресса-1», чуть позже была запущена «ПрофМедиа-Принт». Это только самые крупные проекты, интенсивно строятся газетные типографии в регионах. Все рекорды побил год нынешний — вступили в строй ПК «Экстра-М», «ТМК», а в общей сложности — более десятка предприятий.

Показательно, что вырос удельный вес нового оборудования в оснащении типографий, никто уже не спорит о необходимости внедрения CTP – вопрос лишь в выборе технологии, производителя и поставщика. В новых типографиях появляется даже поколение специалистов по допечатной подготовке, не имеющих представления о плёнках, ручном монтаже и копировальной раме…

Показательны и заявленные сроки возврата инвестиций в самые крупные газетные типографии — 5 лет. Похоже, мы снова возвращаемся к плановой экономике, расписанной по пятилеткам. Только планы теперь у каждого свои.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Путеводитель по широкому формату

    Тема номера — FESPA 2018. Эта выставка, когда-то бывшая нишевой и нацеленной на специальные виды печати — трафаретную, тампонную и др., вместе с индустрией пережила успешную цифровую трансформацию и активно растёт. Теперь основу её экспозиции составляют широкоформатные принтеры, а также необходимые для их нормального функционирования решения — от RIP и полномасштабных систем автоматизации до послепечатного оборудования, запечатываемых материалов и чернил.

     

  • Самая личная полиграфия

    Четверть века назад, когда миру были представлены первые цифровые печатные машины, одной из главных сфер их будущего применения была заявлена персонализированная печать. Это было вполне разумно, ведь именно способность «цифры» свободно менять содержание каждого отпечатанного экземпляра являлась неоспоримым преимуществом новой технологии по сравнению с привычными аналоговыми способами печати, «отягощёнными» формными процессами.

     

  • Материализация «Матрицы»

    Упаковка считается тихой гаванью для полиграфии. Ей явно не угрожают опасности, которым подвергается издательская и рекламная печать. Все понимают, что упаковка часто оказывается для покупателей решающим фактором при выборе того или иного товара. Как следствие, владельцы брендов просто вынуждены увеличивать свои вложения в упаковку. Её сложность и разнообразие постоянно растут.

     

  • Открытия года

    Задумывая тему первого в этом году номера, мы не ожидали, что окажемся провидцами. То есть думали мы совсем о другом — о лучших продуктах, открытых нам за прошедший год различными международными конкурсами в области полиграфии. И статья в тему номера действительно про это — рекомендуем ознакомиться, если вы находитесь в поиске инновационных продуктов для развития своей типографии.

     

  • По восходящему мячу

    Это термин из моего любимого вида спорта — тенниса. Когда игрок бьёт по мячу после его отскока от корта, многое зависит от того, где находится точка удара. Современных игроков учат бить как можно раньше — пока мяч находится на восходящей траектории после отскока. Это требует хорошей координации, скорости реакции и отличной «физики» — вы должны быстрее и точнее подходить к мячу. Зато у вас появляется больше шансов завладеть инициативой — мяч возвращается на сторону соперника быстрее, к тому же на восходящей траектории энергия мяча, летящего к вам, больше. Значит, её можно использовать для более сильного ответа. Поэтому игра по восходящему мячу считается залогом победы и хорошо ложится в современную концепцию максимально агрессивного тенниса.

     

  • Цифровая этикетка: вопросы и ответы

    Готовил статью в тему номера и в последние два месяца с головой погрузился в происходящее в секторе цифровой этикетки. Там есть вещи очевидные, которые становятся понятны после анализа представленных за последний год решений. Но есть вопросы, на которые, вероятно, пока нет ясных ответов даже у лидеров рынка.

     


comments powered by Disqus