2005.11.02, Автор: Игорь Терентьев2605 прочтений

Первые газетные пятилетки

Теги: От редактора От редактора Publish

Наверно, нет ничего более планового, чем социалистическая экономика. Во времена СССР и первых пятилеток всё у нас успешно строилось и выпускалось. Но скоро система забуксовала - планы хронически не выполнялись, а перевыполнялись только на бумаге.

Терентьев Игорь Наверно, нет ничего более планового, чем социалистическая экономика. Во времена СССР и первых пятилеток всё у нас успешно строилось и выпускалось. Но скоро система забуксовала — планы хронически не выполнялись, а перевыполнялись только на бумаге. Не буду отнимать хлеб у историков и специалистов по макроэкономике, но мне кажется, что главная причина ясна — банальное отсутствие заинтересованности в конечном результате у большинства участников процесса. Не хватало хозяев, да и принцип «каждому по труду» не выполнялся, вот и сгубили дело.

С переходом к экономике рыночной глобальные государственные планы перестали существенно влиять на многие сектора индустрии. Как ни странно, большинство бизнесменов, оперирующих в «забытых» отраслях, этому рады: «Лишь бы не мешали, а уж мы справимся». Пожалуй, в этом списке и полиграфия (скорее, обделённая, чем избалованная вниманием государства). Всё большую конкуренцию крупным государственным полиграфическим комплексам, выпускавшим сначала львиную, потом большую, а теперь стремительно сокращающуюся долю печатной продукции, составляют частные типографии. Ещё немного — и в результате приватизации ФГУПов просто не останется, и почти вся наша полиграфия получит конкретных владельцев. Думаю, ей это только на пользу, хотя часть типографий мы, видимо, потеряем — уж больно лакомо расположены. Но и вывод крупных производств за пределы городов — явление нормальное и неизбежное. Неслучайно большие типографии всё чаще строятся в чистом поле.

По газетным типографиям нынешняя ситуация чем-то напоминает период советской индустриализации. Разумеется, масштабы, исходные предпосылки и жертвы (и слава Богу – нам не нужна индустриализация любой ценой) не те, но темпы модернизации поражают.

Главная объективная предпосылка — доставшееся нам наследство устарело и физически (износ техники достигает 80%), и морально (рулонные машины высокой печати и офсетные 1+1). Газетные издательства набирают силу, появился большой пласт рекламных и бесплатных газет. Нужны современные мощности для печати 4+4 — газет многополосных, с обилием вложений, часто малотиражных, в подавляющем большинстве формата А3. Здесь практически отсутствует конкуренция зарубежных типографий — ежедневные издания там печатать просто невозможно, а еженедельники и рекламную продукцию издатели размещали за границей только от безысходности. Россия в 2004 г. произвела 1979 тыс. т газетной бумаги, из которых 1260 тыс. т отправила на экспорт. «Газетчики» находятся в более выигрышном положении, чем типографии, работающие на меловке и вынужденные платить таможенные пошлины почти за всё сырье.

Но цена вхождения в газетный рынок относительно высока. Какое-то время издатели и инвесторы не были готовы к вложениям сотен тысяч и миллионов. А сейчас уже можно говорить о начале первой пятилетки «индустриализации» в газетном секторе — с 2002 г. заработали новые газетные мощности в типографии «Пресса-1», чуть позже была запущена «ПрофМедиа-Принт». Это только самые крупные проекты, интенсивно строятся газетные типографии в регионах. Все рекорды побил год нынешний — вступили в строй ПК «Экстра-М», «ТМК», а в общей сложности — более десятка предприятий.

Показательно, что вырос удельный вес нового оборудования в оснащении типографий, никто уже не спорит о необходимости внедрения CTP – вопрос лишь в выборе технологии, производителя и поставщика. В новых типографиях появляется даже поколение специалистов по допечатной подготовке, не имеющих представления о плёнках, ручном монтаже и копировальной раме…

Показательны и заявленные сроки возврата инвестиций в самые крупные газетные типографии — 5 лет. Похоже, мы снова возвращаемся к плановой экономике, расписанной по пятилеткам. Только планы теперь у каждого свои.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Без повторов

    Этот номер посвящён цифровой упаковке и этикетке. Важными движущими силами этого рынка являются персонализация и вариативность. И мы подумали, почему бы не продемонстрировать это на примере обложки номера, являющейся нашей упаковкой в глазах читателей. Пусть каждая обложка будет вариативной и уникальной. Задумано — сделано. В этом сложном проекте объединили свои усилия несколько компаний и много людей.

     

  • Будничные достижения

    Тема этого номера — «Достижения года». В заглавной статье мы попросили представителей производителей и поставщиков рассказать о том, что они считают своими достижениями в ушедшем году. В опросе номера о своих победах рассказывают типографии. В статье «Итоги 2018 года в полиграфии» мы вспоминаем о самых важных событиях для нашей индустрии, произошедших в России и мире. Пожалуй, и нам стоит рассказать о том, чего удалось добиться за год небольшой редакции Publish.

     

  • Перемены широкоформатного ландшафта

    Сектор широкоформатной печати, который уже много лет опирается преимущественно на цифровые технологии, не высечен в камне. В нём регулярно происходят перемены. Какие-то из них обусловлены «внешним» влиянием, другие определяются изменениями в технологиях. И всё происходящее имеет прямое отношение к деятельности рекламно-производственных компаний и типографий, использующих оборудование для широкоформатной печати. Ведь всё то, что вы покупаете, должно служить и окупаться не один год. А значит, всегда существует риск, что ставка будет сделана не на ту «лошадь»…

     

  • Струйное будущее печати

    Новейшая история полиграфии — в части, касающейся развития струйной технологии, — неплохо документирована, но некоторые факты в ней уже слегка позабыты. Например, первый патент на печатающую головку с непрерывным истечением чернил якобы был выдан Вильяму Томпсону ещё в 1867 г. Понятно, что тогда не шла речь о физическом воплощении принтера на основе этой технологии, и первую модель с непрерывным истечением чернил выпустила… Siemens только в 1951 г. Но в следующие 30 лет, до появления импульсных технологий — термо- и пьезоструйной, вряд ли кто-то всерьёз считал, что струйные устройства смогут стать базой для настоящих полиграфических машин.

     

  • На пути к этикеточному чёрному ящику

    Судя по ответам в нашем традиционном опросе на сайте, общее направление движения к «цифре» для большинства руководителей флексотипографий — дело решённое. Конечно, мы ставили гораздо более узкий вопрос, чем заявленная тема номера по итогам нашей конференции «Цифровая трансформация во флексотипографии». Мы предлагали только высказать мнение на тему «Стоит ли внедрять цифровую печать во флексотипографии?», не касаясь перехода на цифровые техпроцессы и послепечать.

     

  • Бублик автоматизации и другие вкусности

    Продолжаем заботиться об удовлетворении интеллектуального голода наших читателей. По заветам всех бабушек особое внимание уделяем мучному. Да, мы в курсе, что десерт подаётся последним и к чаю, но в нашем случае сладкое оказалось темой номера. Не спрашивайте, почему на обложке бублик. Так тему автоматизации интерпретировало причудливое воображение одного из дизайнеров прекрасной студии Tomatdesign. Наш вариант объяснения — это метафора идеальной (но недостижимой) автоматизации, охватывающей все аспекты деятельности типографии. Не только на 360° по окружности, но ещё замыкающейся в трёхмерную фигуру — тор. Впрочем, вы можете придумать и собственное объяснение…

     


comments powered by Disqus