2005.11.02, Автор: Игорь Терентьев2789 прочтений

Первые газетные пятилетки

Теги: От редактора От редактора Publish

Наверно, нет ничего более планового, чем социалистическая экономика. Во времена СССР и первых пятилеток всё у нас успешно строилось и выпускалось. Но скоро система забуксовала - планы хронически не выполнялись, а перевыполнялись только на бумаге.

Терентьев Игорь Наверно, нет ничего более планового, чем социалистическая экономика. Во времена СССР и первых пятилеток всё у нас успешно строилось и выпускалось. Но скоро система забуксовала — планы хронически не выполнялись, а перевыполнялись только на бумаге. Не буду отнимать хлеб у историков и специалистов по макроэкономике, но мне кажется, что главная причина ясна — банальное отсутствие заинтересованности в конечном результате у большинства участников процесса. Не хватало хозяев, да и принцип «каждому по труду» не выполнялся, вот и сгубили дело.

С переходом к экономике рыночной глобальные государственные планы перестали существенно влиять на многие сектора индустрии. Как ни странно, большинство бизнесменов, оперирующих в «забытых» отраслях, этому рады: «Лишь бы не мешали, а уж мы справимся». Пожалуй, в этом списке и полиграфия (скорее, обделённая, чем избалованная вниманием государства). Всё большую конкуренцию крупным государственным полиграфическим комплексам, выпускавшим сначала львиную, потом большую, а теперь стремительно сокращающуюся долю печатной продукции, составляют частные типографии. Ещё немного — и в результате приватизации ФГУПов просто не останется, и почти вся наша полиграфия получит конкретных владельцев. Думаю, ей это только на пользу, хотя часть типографий мы, видимо, потеряем — уж больно лакомо расположены. Но и вывод крупных производств за пределы городов — явление нормальное и неизбежное. Неслучайно большие типографии всё чаще строятся в чистом поле.

По газетным типографиям нынешняя ситуация чем-то напоминает период советской индустриализации. Разумеется, масштабы, исходные предпосылки и жертвы (и слава Богу – нам не нужна индустриализация любой ценой) не те, но темпы модернизации поражают.

Главная объективная предпосылка — доставшееся нам наследство устарело и физически (износ техники достигает 80%), и морально (рулонные машины высокой печати и офсетные 1+1). Газетные издательства набирают силу, появился большой пласт рекламных и бесплатных газет. Нужны современные мощности для печати 4+4 — газет многополосных, с обилием вложений, часто малотиражных, в подавляющем большинстве формата А3. Здесь практически отсутствует конкуренция зарубежных типографий — ежедневные издания там печатать просто невозможно, а еженедельники и рекламную продукцию издатели размещали за границей только от безысходности. Россия в 2004 г. произвела 1979 тыс. т газетной бумаги, из которых 1260 тыс. т отправила на экспорт. «Газетчики» находятся в более выигрышном положении, чем типографии, работающие на меловке и вынужденные платить таможенные пошлины почти за всё сырье.

Но цена вхождения в газетный рынок относительно высока. Какое-то время издатели и инвесторы не были готовы к вложениям сотен тысяч и миллионов. А сейчас уже можно говорить о начале первой пятилетки «индустриализации» в газетном секторе — с 2002 г. заработали новые газетные мощности в типографии «Пресса-1», чуть позже была запущена «ПрофМедиа-Принт». Это только самые крупные проекты, интенсивно строятся газетные типографии в регионах. Все рекорды побил год нынешний — вступили в строй ПК «Экстра-М», «ТМК», а в общей сложности — более десятка предприятий.

Показательно, что вырос удельный вес нового оборудования в оснащении типографий, никто уже не спорит о необходимости внедрения CTP – вопрос лишь в выборе технологии, производителя и поставщика. В новых типографиях появляется даже поколение специалистов по допечатной подготовке, не имеющих представления о плёнках, ручном монтаже и копировальной раме…

Показательны и заявленные сроки возврата инвестиций в самые крупные газетные типографии — 5 лет. Похоже, мы снова возвращаемся к плановой экономике, расписанной по пятилеткам. Только планы теперь у каждого свои.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Секрет бестселлера

    Самая быстро продаваемая книга этого года в категории небеллетристической литературы в Великобритании — Pinch of Nom (чтобы перевести правильно название, надо бы почитать саму книгу) — родилась из страницы в Facebook с более чем 1,4 млн подписчиков, посвящённой недорогим рецептам здоровой пищи. Итог: за первые три дня в мае распродано 210 506 экземпляров!

     

  • Игры экспоцентров

    Уже десятки лет выставки являются для производителей и поставщиков полиграфической отрасли важнейшим инструментом продвижения своих решений. Расчёт на то, что выставки, как магнит, привлекают целевую аудиторию — полиграфистов. Постепенно сформировалась определённая иерархия выставок, однако этот ландшафт не высечен в камне — даже самые успешные выставки не застрахованы от потери авторитета, а затем — экспонентов и посетителей. И порой здесь происходили перемены, достойные самого захватывающего сериала.

     

  • Чего хотят полиграфисты?

    Каждый раз, затевая очередной опрос, мы пытаемся хотя бы чуть-чуть влезть в головы наших читателей, чтобы понять, чего они хотят, — подобно тому, как это удалось Мелу Гибсону в фильме «Чего хотят женщины», но без ужасных последствий… Наш очередной опрос в номере с темой «FESPA для всех» был, конечно, посвящён широкоформатной печати. И на этот раз вопрос был сформулирован предельно прямо: «Какого прогресса в широкоформатной печати вы больше всего ждёте?»

     

  • Четвёртая промышленная для полиграфистов, или На пути к «бесчеловечному» производству

    Четвёртая промышленная революция (она же Индустрия 4.0) всё чаще упоминается производителями решений для полиграфистов. Если заглянуть в «Википедию», то там это понятие объясняют так: «Прогнозируемое событие, массовое внедрение киберфизических систем в производство и обслуживание человеческих потребностей, включая быт, труд и досуг.

     

  • Без повторов

    Этот номер посвящён цифровой упаковке и этикетке. Важными движущими силами этого рынка являются персонализация и вариативность. И мы подумали, почему бы не продемонстрировать это на примере обложки номера, являющейся нашей упаковкой в глазах читателей. Пусть каждая обложка будет вариативной и уникальной. Задумано — сделано. В этом сложном проекте объединили свои усилия несколько компаний и много людей.

     

  • Будничные достижения

    Тема этого номера — «Достижения года». В заглавной статье мы попросили представителей производителей и поставщиков рассказать о том, что они считают своими достижениями в ушедшем году. В опросе номера о своих победах рассказывают типографии. В статье «Итоги 2018 года в полиграфии» мы вспоминаем о самых важных событиях для нашей индустрии, произошедших в России и мире. Пожалуй, и нам стоит рассказать о том, чего удалось добиться за год небольшой редакции Publish.

     


comments powered by Disqus