2005.10.05, Автор: Евгений Бутман2101 прочтений

Генералы печатной карьеры *

Теги: Форум Интервью Publish

Евгений БутманБеспрецедентное для российского полиграфического рынка событие — объединение «Апостроф-Принт» и «Х.Г.С.» — произошло летом и для многих оказалось как снег на голову. Момент для интервью с главным действующим лицом сделки Евгением Бутманом мы выбирали долго: хотелось получить самую свежую (и эксклюзивную) информацию, но ведь события такого масштаба не происходят за пару дней. Требовалось время, чтобы состоялись важные назначения и были приняты стратегические решения.

Даже самые невероятные происшествия впоследствии кажутся уже не столь необычными — к свершившемуся быстро привыкаешь. Мы знаем, что сделка состоялась, но не имеем представления, когда и для чего она задумывалась. Расскажите о предыстории и целях.

Объединение «Апостроф-Принт» и «Центр Х.Г.С.» — уникальное событие для российского полиграфического рынка, но мы уже имеем опыт подобных сделок и знаем, каких целей с их помощью добиваемся.

Напомню историю развития нашего полиграфического бизнеса. В марте 1998 г. открылась ориентированная на полиграфический сектор компания PrintHouse, в следующем году подписавшая соглашение с Ryobi, спустя ещё год превратившееся в эксклюзивное. В 2001 г. сферы деятельности разделились — была открыта компания «PrintHouse Оборудование», в ведение которой отошли поставка и обслуживание печатной и послепечатной техники. «PrintHouse Расходные материалы» сосредоточилась на поставках расходников для типографий. В том же году была создана разветвлённая региональная сеть. В 2002 г. мы приобрели известную фирму «Апостроф», усилив позиции на рынке полиграфии. В конце 2002 г. объединили «Апостроф» и «PrintHouse Оборудование» — образовалась «Апостроф-Принт». К выставке «Росупак-2004» мы открыли компанию «Ориентал-Принт», выделив из «Апостроф-Принт» продажи оборудования азиатских производителей (Китай, Тайвань, Индия). Фирма работает в отдельной нише, для иных покупателей, предлагая решения экономического класса. Помимо прочего, занимается разнообразным оборудованием для производства упаковки.

Таким образом, к началу 2005 г. мы построили группу компаний, занимающихся продажей оборудования и материалов заказчикам, располагающим печатными машинами малого и среднего (50х70 см) форматов, а также продажей через «Ориентал-Принт» недорогих и простых в обслуживании индийских рулонных машин.

Но ещё с 2002 г. нам хотелось «замкнуть» вертикальную линейку. В освоенных секторах мы сталкиваемся с растущей конкуренцией. Есть лидеры, но в каждом секторе разные. Единственная компания, имеющая полный набор решений, сверху донизу, включая допечатные, а также активно развивающая направление расходных материалов, — это Heidelberg. Мы ставили задачу создать компанию, которая стала бы полноценным и полновесным конкурентом Heidelberg.

Мощным стимулом было и то, что именно со стороны этой компании мы ощущали серьёзную конкуренцию практически по всем направлениям — от поставки машин Ryobi до препресса. Кстати, по препрессу в прошлом году нам удалось найти оптимального партнёра — решения от Screen (в первую очередь — CTP) весьма конкурентоспособны и замечательны тем, что охватывают все интересующие нас форматы в коммерческой и газетной печати. Эта договорённость стала стратегическим заделом, поскольку теперь мы могли спокойно планировать экспансию в крупный формат по печатной технике.

Это значит, что всё произошедшее планировалось ещё в 2004 г.?

То, как это произошло, — нет. Но принципиально мы начали думать об этом и делать какие-то шаги даже раньше. Например, не секрет, что у «Апострофа» был короткий период сотрудничества с KBA. Рассматривались и другие варианты.

Хорошей новостью для нас стал выпуск Ryobi полуформатных машин. За прошлый год была продана всего одна, а за 8 месяцев этого — уже 6. Наши планы реализовывались последовательно — вместе с Ryobi мы обживали этаж за этажом, постепенно увеличивая формат. Или, если говорить военным языком, делали карьеру, как настоящий служивый офицер — не прыгая через звания. Хотя теперь, наверное, после генерал-майора сразу получили генерал-полковника — настолько широка линейка нашего оборудования. […]

В чём заключался стратегический замысел?

За последние годы кардинальных изменений на рынке не было. В отдельных секторах наблюдается стагнация, в некоторых — даже снижение продаж. Например, мы прошли период высокого спроса на машины формата B3 (малоформатные). А сейчас их продаётся меньше, чем несколько лет назад. […] Ниша для машин B3 становится всё уже, а новый бизнес люди предпочитают начинать с половинного формата.

[…] Почему раньше старались начинать с B3? Опасались, что не смогут загрузить более производительную технику. Масштаб нынешнего рынка коммерческой полиграфии позволяет действовать смелее. […]

Но машины половинного формата вы получили. Что ещё ограничивало развитие вашего бизнеса?

У нас было несколько пробелов. Если наш бизнес по расходным материалам ориентировался, в основном, на средние и крупные типографии, то печатную и послепечатную технику мы поставляли в компании, ориентирующиеся на малый формат. […]

Мы располагали очень широким набором послепечатной техники от азиатских производителей, а спроса на неё не было — поскольку мы не работали с крупными типографиями, где это оборудование востребовано. […]

Таким образом, рассматривая все сдерживающие факторы, мы пришли к единственно возможному и логичному решению — закрыть эти пробелы, договорившись с производителем крупноформатной печатной техники.

Как была осуществлена сделка?

Произошёл обмен акциями между компаниями «Х.Г.С.» и «Апостроф-Принт». По сути — это объединение. Предполагается, что со временем линейка оборудования, предлагаемая обеими фирмами, будет объединена. Но это произойдёт не быстро — понадобится не менее двух лет, потому что мы будем очень тщательно и аккуратно подходить к решению всех вопросов. Нам понадобится много времени, чтобы внедрить отработанные элементы управления. […]

Мы люди прагматичные и стараемся не делать резких движений, которые могли бы повредить бизнесу, особенно на полиграфическом рынке, славящемся консерватизмом. Сейчас каждая из наших компаний имеет свой выстроенный за долгий срок бизнес, заказчиков и поставщиков, доверие которых зарабатывалось годами. Поэтому в обозримой перспективе компании будут сохранены. Самое важное, чтобы заказчики понимали: они имеют дело с группой, обладающей более мощным потенциалом и ресурсами (включая финансовые), чем до объединения компаний.

Что будет с людьми, руководившими «Х.Г.С.»? Какие кадровые изменения уже произошли?

Для нас ценны и значимы знания, опыт и наработанные связи акционеров и руководства компании. Они остаются в руководстве компании, будучи представлены в Совете директоров и Правлении. Оперативное же управление сосредоточено в руках нашей команды. Лично я по решению акционеров занял должность президента объединённой компании. Мы ввели должность исполнительного директора, им стал Илья Князев. Занимаемая им раньше должность генерального директора PrintHouse перешла к Сергею Белокрысенко.

Изменилось ли Ваше мнение о «Х.Г.С.» после того, как познакомились с ней изнутри?

Познакомившись поближе, я понял, что это уникальная компания. Я много лет наблюдал за ней, обсуждал её с другими участниками рынка. Приходилось слышать и нелестные отзывы: «устаревшие подходы, старомодная». Но по-настоящему оценить масштаб её интеллектуального потенциала можно, только поработав в компании. Думаю, если собрать лучших специалистов из всех (!) фирм, действующих на полиграфическом рынке, потенциал и сила такой «сборной» окажется слабее, чем у людей, работающих в «Х.Г.С.». Структура большинства компаний на нашем рынке схожа — коммерческий отдел с «довеском» разной степени тяжести в виде сервиса. Но такой глубины знания технологий, процессов, особенностей производства, кроме как в «Х.Г.С.», нет практически ни у кого! […]

Так что мы получили уникальный шанс: построить группу компаний, обладающую широчайшим набором продуктов для типографий, сочетающую элементы агрессивного маркетинга, чёткую структурную организацию и принципы финансового учёта с серьёзными возможностями по проектной работе и клиентским сервисам.

В результате сделки в руководство «Х.Г.С.» пришли люди из «Апострофа». Получается, прежние владельцы не смогли или не захотели продолжать вести бизнес самостоятельно? Говорит ли это об ошибках, допущенных предыдущим менеджментом?

Скорее, стоит говорить о том, что интересы основных акционеров «Х.Г.С.» сместились из сферы поставки полиграфического оборудования в другие области. Наши же интересы, равно как и стратегические планы, лежат как раз в этой сфере.

Кроме того, мы хотим произвести в «Х.Г.С.» ряд изменений организационного характера, касающихся управленческих процессов внутри фирмы, и задействовать все ресурсы группы.

Сейчас изменилась ситуация на рынке, усилилась конкуренция производителей. Требуется активный маркетинг, серьёзная организация продаж, сервиса, региональная работа — всё это есть в нашей группе, и на хорошем, профессиональном уровне.

Каковы теперь ваши перспективы в секторе рулонной офсетной печати?

Мы считаем, что рынок рулонного офсета растёт и будет расти. У MAN Roland на этом рынке в России безусловное первое место. На нас лежат серьёзные обязательства по сервису уже инсталлированных машин и продолжению работы по ещё нереализованным проектам. Здесь мы плотно контактируем с MAN Roland — московским представительством и головной компанией. Продажа рулонных машин осуществляется непосредственно MAN Roland при активном участии представительства и «Х.Г.С.». Есть ещё один положительный момент, который позволит нам комфортно чувствовать себя в этом секторе, — уход из него Heidelberg.

Участвовал ли MAN Roland в обсуждении и одобрении сделки по слиянию?

Да, мы обсуждали сделку с представителями MAN Roland и получили их согласие. Оно требовалось по условиям контракта между MAN Roland и «Х.Г.С.». Мы подтвердили обязательства компании, касающиеся продажи оборудования в России. Для этого посетили все три завода MAN Roland в Германии, встречались с руководством и производственниками, подробно обсудили все планы.

Сопоставимы ли нынешние кредитные возможности «Х.Г.С.» для заказчиков с теми, что предлагают конкуренты? Стали ли существенно больше возможности объединённой компании?

У «Х.Г.С.» серьёзные кредитные ресурсы, предоставляемые MAN Roland, плюс доступ к финансовым сервисам, которыми фирма располагает в Германии. С этой точки зрения, информация о существенно больших кредитных возможностях других производителей — миф. Другое дело, что «Х.Г.С.» и MAN Roland всегда отличались консерватизмом, не предоставляя рискованных кредитов. Это следствие ответственного подхода к делу — мы заинтересованы в том, чтобы клиент разумно вёл свои дела и мог зарабатывать деньги, не прибегая к сомнительным методам.

К сожалению, на российском рынке такую выверенную политику ведут не все поставщики. […]

Среди ваших акционеров — крупный холдинг «Ланит», выступающий инвестором на полиграфическом рынке. Это расширяет ваши возможности по финансированию и кредитованию?

Да, безусловно. Хотя на стадии переходного периода мы будем проявлять осторожность.


* Публикуется с сокращениями. С полной версией можно ознакомиться в газете выставки «Полиграфинтер-2005».

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Типография под ключ

    Основатель московской типографии MDMprint Руслан Галифанов сообщил об открытии направления франчайзинга под своей маркой. Один из первых копировальных салонов по этой модели бизнеса заработал в середине августа 2018 г. в московском ТЦ «Звёздочка». Через неделю после открытия мы встретились на месте действия с Русланом и первым франчайзи MDMprint Диляном Башевым.

     

  • Печать 2025: сделать мир «умнее»

    План на 2025 г.: как индустрия печати изобретает себя заново, чтобы насытить мир интеллектуальными продуктами и сервисами.

     

  • 20 наивных, но важных вопросов про CTP и их выбор

    Сейчас все офсетные типографии сталкиваются с похожими проблемами: тиражи падают, расходы растут. В этой ситуации встаёт вопрос: каким образом строить стратегические планы по развитию производства? Одним из простых и эффективных решений можно считать смену технологии вывода печатных форм с аналогового способа на CTP. Даже аппараты начального уровня — сравнительно недорогой способ заметно увеличить оборот и прибыль типографии, получить импульс для рывка в конкурентной борьбе. За кажущейся простотой решения скрывается множество подводных камней и вопросов, которые лучше всего прояснить на самом раннем этапе. И не на все вопросы есть очевидные ответы. Вместе с компанией «МакЦентр» мы разбираемся, всем ли нужны CTP, какая технология предпочтительнее, и надо ли переживать о стране происхождения вашего аппарата.

     

  • Трёхсторонняя синергия: оборудование, бумага, сервисы

    27 июня, во время выставки Printech 2018, было объявлено, что «Konica Minolta Россия», Mondi и компания Europapier подписали договор о трёхстороннем сотрудничестве в сфере развития бизнеса на российском рынке. В рамках соглашения компании будут развивать рынок цифровой производительной печати, проводить совместные маркетинговые активности и мероприятия для российских заказчиков. После церемонии подписания мы задали несколько вопросов её участникам — главе Konica Minolta Business Solutions Russia Николаю Дмитриеву, генеральному директору Europapier Дмитрию Цветкову и генеральному директору «Монди Сейлз СНГ» Алексею Шамину.

     

  • Цифровые горизонты для офсетных типографий

    Совместная конференция Publish и «ITE Москва» продемонстрировала для представителей офсетных типографий разнообразные варианты развития с опорой на цифровые технологии — от внедрения цифровой печати и отделки до автоматизации и перехода к новым бизнес-моделям.

     

  • Screen всё ближе...

    Японская Screen завоевала отличную репутацию у отечественных полиграфистов ещё со времён, когда компания выпускала профессиональные сканеры и фотонаборные автоматы. Позже наступила эпоха прямого вывода форм, и в наших типографиях стали появляться CTP этого производителя, причём не только под собственной маркой, но и под другими известными брендами. Мы также стали свидетелями поставки в Россию рулонной промышленной ЦПМ Screen и широкоформатного УФ-принтера. Послушав выступление регионального директора Screen Europe Франца Копса на нашей конференции во время RosUpack 2018, мы решили узнать о перспективах развития бизнеса компании в мире и нашей стране и, в частности, сроках начала появления у нас первой этикеточной ЦПМ этого производителя. На этот раз Франц приехал в сопровождении своего руководителя — президента Screen Europe Таканоре Какита.

     


comments powered by Disqus