2005.08.31, Автор: Антон СапежинскийAлександр Дроздов2572 прочтений

Что скрывается за "доказательством цвета"?

Теги: Форум Publish

В статье "Доказательство цвета" Михаил Кувшинов поставил задачу "выяснить, как должен выглядеть комплекс цветопробы, дающий уверенность..." Тема цифровой цветопробы как никогда актуальна и важна, поскольку внедрение подобных решений зачастую требует из

Aлександр Дроздов

В статье «Доказательство цвета» (Publish ? 6, 2005, с. 22) Михаил Кувшинов поставил задачу «выяснить, как должен выглядеть комплекс цветопробы, дающий уверенность.» Тема цифровой цветопробы как никогда актуальна и важна, поскольку внедрение подобных решений зачастую требует изменений техпроцессов и подготовки персонала. Совершенно прав Кувшинов в том, что рассматривает цветопробу именно как комплекс, включающий спектрофотометр, принтер, растровый процессор (RIP) с модулем управления цветом, ПО для калибровки и построения ICC-профилей. Особенно радует, что не было забыто и про «функциональность самоконтроля достигнутого цвета». Но статья вызвала у нас противоречивые чувства из-за нескольких спорных моментов.

Антон Сапежинский

Начнём с терминологии. Основным назначением цветопробы, вероятно, должно быть цветоуказание при печати, т. к. конечная задача – получить тиражный оттиск, похожий на «цветопробу» при определённых условиях освещения. Тогда имеет смысл изменить название «цветопроба» на «эталон (образец) цвета». Другая задача цветопробы – подтверждение цвета, что важно в случае использования цветопробного оттиска при подготовке (цветокоррекции) исходных изображений. Но это второстепенная задача, не существующая без основного назначения – эталона цвета.

Как определить, что оттиск и эталон цвета похожи и насколько они похожи? Основных оценки две: визуальная и колориметрическая. Человеческий глаз – тонкий и чувствительный прибор, улавливающий тоновое различие там, где измерительное оборудование бессильно. Но даже ему нужно создать условия для просмотра, обеспечить равномерное стандартизованное освещение, для чего используется эталонное просмотровое место. Измерительная оценка сводится к поиску отличий между оттиском и эталоном при помощи спектрофотометра и вычислению н”E, приблизительно дающему представление о характере различий между цветами. Есть несколько модификаций расчёта н”E, последняя – н”E-2000.

Основа цифрового способа получения эталона цвета – ICC-профили устройств, которые обеспечивают систему управления цветом необходимыми данными и базовыми алгоритмами для преобразования между цветовым пространством определённого устройства и аппаратно независимым. Часть спецификации ICC – DeviceLink-профили, обеспечивающие фиксированное преобразование из цветового пространства одного устройства в пространство другого. Большинство современных цветопробных систем поддерживают DeviceLink. Для цифрового способа получения эталона цвета необходимо не просто устройство печати эталона цвета, а именно комплекс, включающий в себя, помимо устройства печати, определённый набор красителей и носителей. Выбор устройства печати и расходных материалов обычно зависит от печатного процесса.

Вернёмся к статье «Доказательство цвета». В ней указаны почти все основные компоненты системы «цифровой цветопробы», но порядок выбора компонентов для выполнения этой задачи вызывает у нас сомнения. Начинать нужно не с изучения результатов независимых тестирований RIP.

В статье очень подробно описаны недостатки струйных принтеров в целом, озвучена проблема нестабильности чернил, упомянута конструкция печатающих головок.

Хотелось бы заметить: в 99% принтеров, применяемых для печати эталона цвета, используются головки только одного из четырёх производителей. А уж утверждение, что без поддержки в RIP профилей DeviceLink после смены партии чернил на современных устройствах надо перестраивать ICC-профили, абсолютно ошибочно!

Странно выглядит и попытка принизить заслуги открытой и стандартизованной технологии ICC (www.icc.org), основанная, причём, не на личном опыте, а на «выводах по результатам тестирования». Основная часть претензий Кувшинова может быть адресована к реализациям ICC-технологии в определённых программных продуктах, а не к самой концепции ICC. Ведь именно благодаря ей и печатают цифровым способом эталоны цвета. Попытка же убедить читателя в том, что одна из возможностей технологии ICC – работа через профили DeviceLink – всегда заведомо лучше, попросту некорректна. Использовать нужно те способы преобразования цвета, которые удобны и эффективны для данного производства. Универсального алгоритма нет, как и решений «в одной коробке». Невозможно сформулировать универсальный рецепт для любого производства и способа печати без учёта их особенностей.

Иногда приходится сталкиваться и с таким мнением: если приобрести специализированный цветопробный RIP, то качественный эталон цвета получится сам собой. К сожалению, это не так. С нашей точки зрения, построение программной части цветопробного комплекса надо начинать с выбора ПО для построения профилей ICC, причём обязательно с учётом характеристик измерительного оборудования. Для корректного построения ICC-профилей устройств ПО, как минимум, должно обладать функциями анализа спектральных измерений, учитывать спектральные характеристики освещения, сравнивать и усреднять результаты измерений. Начинающим имеет смысл выбирать решения от компаний-лидеров в написании такого ПО, поскольку «встроенные», «дополнительные» решения не могут конкурировать по качеству и, что часто не менее важно, гибкости со специализированным ПО для построения ICC-профилей. Измерительное оборудование должно быть универсальным и полностью совместимым с выбранным ПО. Если не предполагается строить профили ICC печатных процессов, хороший выбор – относительно недорогой прибор, а иначе задумайтесь о покупке инструмента стоимостью от 2000 долл. Такой комплекс позволит измерять шкалы и строить профили ICC, контролировать качество полученных оттисков и проб, строить профили DeviceLink (что оправдано, если на производстве применяется не более 3-4-х носителей). Самое главное, он заложит фундамент качества не только системы цифровой цветопробы, но и производства в целом.

Качество эталона цвета, в основном, зависит от качества измерений и построения ICC-профилей принтера и печатного процесса. Но немаловажная часть комплекса – эталонное просмотровое место, оборудованное по стандарту ISO. Отсутствие его (как и контроля над ним) не только затрудняет проведение визуальной оценки соответствия эталона цвета и оттиска, но и приводит к конфликтам с заказчиками. Жаль, что в статье не нашлось места даже упомянуть об этом.

При высоком уровне подготовки персонала, наличии измерительного оборудования, ПО для построения профилей ICC и эталонного просмотрового места для получения эталонов цвета высокого качества, в некрупных производствах и дизайн-студиях достаточно приличного струйного принтера (http://forum.rudtp.ru/showthread.php?t=8068).

Если же цветопробный комплекс необходимо интегрировать в существующий производственный поток, обеспечить высокий уровень автоматизации и корректное воспроизведение смесевых цветов – обязательны специализированный цветопробный RIP или аналогичные средства, существующие практически во всех современных автоматизированных системах управления техпроцессом (workflow). При выборе RIP обратите внимание на средства линеаризации (калибровки) устройства. Желательна линеаризация с учётом процесса печати, для которого будет использоваться в дальнейшем эталон цвета. Другие важные для производства критерии – совмещение цветопробы с корректурной пробой (получение эталона цвета через тот же RIP, который используется для вывода форм), способ получения удалённых проб, корректное (насколько это возможно в рамках технологии) воспроизведение смесевых цветов. Зачастую предпочтительнее имеющиеся RIP или системы автоматизации техпроцесса, чем специализированные цветопробные RIP. Производству не нужна «цветопроба любой ценой»: определяющими факторами чаще всего становятся общая стоимость решения и его эффективность. Конечно, желательно проконсультироваться со специалистами, имеющими опыт работы с подобными комплексами.

В принципе, на этапе выбора специализированного цветопробного RIP можно воспользоваться и результатами тестирования IPA Color Proofing RoundUP (последнее – в июне 2005 г., www.ipa.org), но лично мы не нашли там ничего особо интересного. Почему-то в одной категории выставляются решения, отличающиеся в несколько раз по стоимости, но результаты их работы разнятся несущественно. Трудно их оценить и без ознакомления с методикой тестирования. Несколько необычным для 2005 г. показался отказ от спектральных измерений.

Вывод: качество цветопробы зависит от комплексного подхода к поставленной задаче. В отличие от аналогового способа получения эталона цвета, цифровой более подвержен влиянию человеческого фактора. Подготовка персонала определяет качество эталона, а значит, и оттисков печатной машины; при высоком уровне компромисс возможен практически в любом случае. Плюс не только контроль качества продукции на всех этапах, но и заключение договоров, где будут прописаны допустимые колориметрические отклонения цвета. Но это уже другая история.


Об авторах: Антон Сапежинский (A.Sapeginsky@legion.ru), Александр Дроздов (os@legion.ru), инженеры ГК «Легион».

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Трудности упаковочного перевода

    Менеджер по инновационным проектам «Флексикон РУС» Кристина Ведяшкина рассказала нам про особенности такого специфического бизнеса, как централизованный препресс, и объяснила, почему в России подобные услуги пока ценят только большие транснациональные корпорации. 

     

  • Цифровой оптимизм Durst

    Первый российский Durst P5 в РПК «Ариал» как следующий шаг в цифровой трансформации.

     

  • Тузы в рукаве...

    Оказалось, что генеральный менеджер департамента профессиональной печати Konica Minolta Business Solutions Europe Чарльз Лиссенбург сам любит задавать вопросы, поэтому задуманное во время Hunkeler Innovationdays 2019 интервью с ним превратилось в диалог. Он состоялся 25 февраля 2019 г.

     

  • Сладость автоматизации

    С генеральным директором расположенного в Германии европейского офиса Horizon Йошихиро Ои мы беседовали за столиком, где в вазочку были насыпаны конфеты с логотипом компании и надписью «Сладкая автоматизация». Хороший символ того, насколько привлекательны для полиграфистов всего мира высокоавтоматизированные решения этого японского производителя.

     

  • Рассмотреть будущее

    Третий Всероссийский форум полиграфистов прошёл под лозунгом «Полиграфия будущего». Но будущего не бывает без прошлого и настоящего, поэтому анализ происходящих не только в индустрии, но и в обществе процессов позволяет лучше подготовиться к вызовам завтрашнего дня.

     

  • Итоги 2018 года в полиграфии

    Год прошёл, самое время подвести его итоги. Давайте вспомним обо всех его важных событиях в мире и России в полиграфической отрасли — от слияний и поглощений до новых продуктов, выставок и кадровых перемен.

     


comments powered by Disqus