2005.08.31, Автор: Антон СапежинскийAлександр Дроздов2013 прочтений

Что скрывается за "доказательством цвета"?

Теги: Форум Publish

В статье "Доказательство цвета" Михаил Кувшинов поставил задачу "выяснить, как должен выглядеть комплекс цветопробы, дающий уверенность..." Тема цифровой цветопробы как никогда актуальна и важна, поскольку внедрение подобных решений зачастую требует из

Aлександр Дроздов

В статье «Доказательство цвета» (Publish ? 6, 2005, с. 22) Михаил Кувшинов поставил задачу «выяснить, как должен выглядеть комплекс цветопробы, дающий уверенность.» Тема цифровой цветопробы как никогда актуальна и важна, поскольку внедрение подобных решений зачастую требует изменений техпроцессов и подготовки персонала. Совершенно прав Кувшинов в том, что рассматривает цветопробу именно как комплекс, включающий спектрофотометр, принтер, растровый процессор (RIP) с модулем управления цветом, ПО для калибровки и построения ICC-профилей. Особенно радует, что не было забыто и про «функциональность самоконтроля достигнутого цвета». Но статья вызвала у нас противоречивые чувства из-за нескольких спорных моментов.

Антон Сапежинский

Начнбём с терминологии. Основным назначением цветопробы, вероятно, должно быть цветоуказание при печати, т. к. конечная задача – получить тиражный оттиск, похожий на «цветопробу» при определбённых условиях освещения. Тогда имеет смысл изменить название «цветопроба» на «эталон (образец) цвета». Другая задача цветопробы – подтверждение цвета, что важно в случае использования цветопробного оттиска при подготовке (цветокоррекции) исходных изображений. Но это второстепенная задача, не существующая без основного назначения – эталона цвета.

Как определить, что оттиск и эталон цвета похожи и насколько они похожи? Основных оценки две: визуальная и колориметрическая. Человеческий глаз – тонкий и чувствительный прибор, улавливающий тоновое различие там, где измерительное оборудование бессильно. Но даже ему нужно создать условия для просмотра, обеспечить равномерное стандартизованное освещение, для чего используется эталонное просмотровое место. Измерительная оценка сводится к поиску отличий между оттиском и эталоном при помощи спектрофотометра и вычислению н”E, приблизительно дающему представление о характере различий между цветами. Есть несколько модификаций расчбёта н”E, последняя – н”E-2000.

Основа цифрового способа получения эталона цвета – ICC-профили устройств, которые обеспечивают систему управления цветом необходимыми данными и базовыми алгоритмами для преобразования между цветовым пространством определбённого устройства и аппаратно независимым. Часть спецификации ICC – DeviceLink-профили, обеспечивающие фиксированное преобразование из цветового пространства одного устройства в пространство другого. Большинство современных цветопробных систем поддерживают DeviceLink. Для цифрового способа получения эталона цвета необходимо не просто устройство печати эталона цвета, а именно комплекс, включающий в себя, помимо устройства печати, определбённый набор красителей и носителей. Выбор устройства печати и расходных материалов обычно зависит от печатного процесса.

Вернбёмся к статье «Доказательство цвета». В ней указаны почти все основные компоненты системы «цифровой цветопробы», но порядок выбора компонентов для выполнения этой задачи вызывает у нас сомнения. Начинать нужно не с изучения результатов независимых тестирований RIP.

В статье очень подробно описаны недостатки струйных принтеров в целом, озвучена проблема нестабильности чернил, упомянута конструкция печатающих головок.

Хотелось бы заметить: в 99% принтеров, применяемых для печати эталона цвета, используются головки только одного из четырбёх производителей. А уж утверждение, что без поддержки в RIP профилей DeviceLink после смены партии чернил на современных устройствах надо перестраивать ICC-профили, абсолютно ошибочно!

Странно выглядит и попытка принизить заслуги открытой и стандартизованной технологии ICC (www.icc.org), основанная, причбём, не на личном опыте, а на «выводах по результатам тестирования». Основная часть претензий Кувшинова может быть адресована к реализациям ICC-технологии в определбённых программных продуктах, а не к самой концепции ICC. Ведь именно благодаря ей и печатают цифровым способом эталоны цвета. Попытка же убедить читателя в том, что одна из возможностей технологии ICC – работа через профили DeviceLink – всегда заведомо лучше, попросту некорректна. Использовать нужно те способы преобразования цвета, которые удобны и эффективны для данного производства. Универсального алгоритма нет, как и решений «в одной коробке». Невозможно сформулировать универсальный рецепт для любого производства и способа печати без учбёта их особенностей.

Иногда приходится сталкиваться и с таким мнением: если приобрести специализированный цветопробный RIP, то качественный эталон цвета получится сам собой. К сожалению, это не так. С нашей точки зрения, построение программной части цветопробного комплекса надо начинать с выбора ПО для построения профилей ICC, причбём обязательно с учбётом характеристик измерительного оборудования. Для корректного построения ICC-профилей устройств ПО, как минимум, должно обладать функциями анализа спектральных измерений, учитывать спектральные характеристики освещения, сравнивать и усреднять результаты измерений. Начинающим имеет смысл выбирать решения от компаний-лидеров в написании такого ПО, поскольку «встроенные», «дополнительные» решения не могут конкурировать по качеству и, что часто не менее важно, гибкости со специализированным ПО для построения ICC-профилей. Измерительное оборудование должно быть универсальным и полностью совместимым с выбранным ПО. Если не предполагается строить профили ICC печатных процессов, хороший выбор – относительно недорогой прибор, а иначе задумайтесь о покупке инструмента стоимостью от 2000 долл. Такой комплекс позволит измерять шкалы и строить профили ICC, контролировать качество полученных оттисков и проб, строить профили DeviceLink (что оправдано, если на производстве применяется не более 3-4-х носителей). Самое главное, он заложит фундамент качества не только системы цифровой цветопробы, но и производства в целом.

Качество эталона цвета, в основном, зависит от качества измерений и построения ICC-профилей принтера и печатного процесса. Но немаловажная часть комплекса – эталонное просмотровое место, оборудованное по стандарту ISO. Отсутствие его (как и контроля над ним) не только затрудняет проведение визуальной оценки соответствия эталона цвета и оттиска, но и приводит к конфликтам с заказчиками. Жаль, что в статье не нашлось места даже упомянуть об этом.

При высоком уровне подготовки персонала, наличии измерительного оборудования, ПО для построения профилей ICC и эталонного просмотрового места для получения эталонов цвета высокого качества, в некрупных производствах и дизайн-студиях достаточно приличного струйного принтера (http://forum.rudtp.ru/showthread.php?t=8068).

Если же цветопробный комплекс необходимо интегрировать в существующий производственный поток, обеспечить высокий уровень автоматизации и корректное воспроизведение смесевых цветов – обязательны специализированный цветопробный RIP или аналогичные средства, существующие практически во всех современных автоматизированных системах управления техпроцессом (workflow). При выборе RIP обратите внимание на средства линеаризации (калибровки) устройства. Желательна линеаризация с учбётом процесса печати, для которого будет использоваться в дальнейшем эталон цвета. Другие важные для производства критерии – совмещение цветопробы с корректурной пробой (получение эталона цвета через тот же RIP, который используется для вывода форм), способ получения удалбённых проб, корректное (насколько это возможно в рамках технологии) воспроизведение смесевых цветов. Зачастую предпочтительнее имеющиеся RIP или системы автоматизации техпроцесса, чем специализированные цветопробные RIP. Производству не нужна «цветопроба любой ценой»: определяющими факторами чаще всего становятся общая стоимость решения и его эффективность. Конечно, желательно проконсультироваться со специалистами, имеющими опыт работы с подобными комплексами.

В принципе, на этапе выбора специализированного цветопробного RIP можно воспользоваться и результатами тестирования IPA Color Proofing RoundUP (последнее – в июне 2005 г., www.ipa.org), но лично мы не нашли там ничего особо интересного. Почему-то в одной категории выставляются решения, отличающиеся в несколько раз по стоимости, но результаты их работы разнятся несущественно. Трудно их оценить и без ознакомления с методикой тестирования. Несколько необычным для 2005 г. показался отказ от спектральных измерений.

Вывод: качество цветопробы зависит от комплексного подхода к поставленной задаче. В отличие от аналогового способа получения эталона цвета, цифровой более подвержен влиянию человеческого фактора. Подготовка персонала определяет качество эталона, а значит, и оттисков печатной машины; при высоком уровне компромисс возможен практически в любом случае. Плюс не только контроль качества продукции на всех этапах, но и заключение договоров, где будут прописаны допустимые колориметрические отклонения цвета. Но это уже другая история.


Об авторах: Антон Сапежинский (A.Sapeginsky@legion.ru), Александр Дроздов (os@legion.ru), инженеры ГК «Легион».

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Варианты будущего для типографий

    Передовые полиграфические технологии Komori и Brausse — теория и практика для представителей российских типографий. Без секретов.

     

  • Времена не выбирают: людям нужна память

    В рамках выставки «Фотофорум» 12 апреля 2018 г. в «Крокус-Экспо» состоялась панельная дискуссия о рынке фотокниг, в которой приняли участие представители компаний, их выпускающих, а также поставщики оборудования и материалов. Cреди выступавших не хватало, пожалуй, только кого-то из заказчиков, для которых все эти компании работают. Хотя дискуссия продолжалась всего час, но она вместила в себя наиболее важные вопросы — от тенденций рынка до новых проектов.

     

  • От листов к применениям

    В январе 2018 г. Ирина Романенко назначена исполняющей обязанности директора департамента дистрибуции бумаги и расходных материалов «Xerox Евразия». Тогда же департамент подвёл итоги 2017 г.: вырос объём продаж на всех ключевых направлениях, компания заняла более трети российского рынка материалов для цифровой печати.

     

  • Форум 2.0: будущее полиграфии — в автоматизации

    Полиграфисты собрались 9 февраля в парк-отеле Tulip Inn Sofrino, расположенном в одном из самых красивых мест Подмосковья, на Второй всероссийский полиграфический форум, чтобы обсудить, какой будет полиграфия будущего.

     

  • Итоги 2017 года в печати

    Год прошёл, самое время подвести его итоги. Давайте вспомним обо всех его важных событиях в мире и России — от слияний и поглощений до новых продуктов, выставок и кадровых перемен.

     

  • Упаковка без остановки

    В Heidelberg уверены, что готовы снабжать упаковочные типографии самыми эффективными в этой индустрии комплексными решениями, в том числе цифровыми. Чтобы продемонстрировать это, компания 8 ноября пригласила заказчиков и журналистов в Print Media Center, расположенный на заводе в Вислох-Вальдорфе, а также предоставила возможность посетить несколько передовых типографий.

     


comments powered by Disqus