101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Смена цветового караула?

  • Игорь Терентьев
  • 6 июля 2005 г.
  • 4605

Терентьев Игорь Сначала цветопробы не было. В доцифровую эпоху единственным цветовым ориентиром для печатников служил оригинал, с которого делали репродуцирование. Зато можно было взять настоящий тиражный оттиск, проверить его, показать заказчику и получить одобрение. Если надо — в виде подписи на отпечатке. Подписанный документ становился эталоном и главным арбитром в спорах «попали-не попали». Печатная цветопроба и поныне остаётся лучшим инструментом в случаях особо ответственных (когда цена вопроса и требования к качеству очень высоки) и сложных (печать на цветных, металлизированных и фактурных материалах). Просто потому, что это не имитация, а точное повторение реального печатного процесса: те же красители, способ их нанесения и тиражный материал.

Недостаток один — очень дорого. Вы оплачиваете весь допечатный процесс плюс время работы печатной машины без гарантии результата. Парочка итераций — и начинают трещать даже самые твердокаменные бюджеты. Поэтому начался поиск альтернативных вариантов, осуществлённых, благодаря вторжению в полиграфию «цифры». Хотя легендарный DuPont Cromalin по своей сути — процесс аналоговый, именно сочетание его относительной доступности и качества с лёгкостью цифрового вывода плёнок на ФНА предопределило успех новшества. Повторилась ситуация с Xerox: «хромалин» стал именем нарицательным (несмотря на аналоги с другими названиями) и закрепился как стандарт де факто в контрактной цветопробе. Впрочем, в отличие от цветопробы печатной, получаемые экспонированием специальных плёнок с предварительно нанесённым красителем и последовательной термоламинацией отпечатки уже были не повторением, а имитацией. Основные ограничения хромалина — невозможность использования тиражного материала, неспособность воспроизведения всех нюансов печатного процесса, различия в спектральных характеристиках цветопробных красителей и печатных красок. К тому же, себестоимость в несколько десятков долларов за один лист А4 заставляла призадуматься.

На следующем этапе развития цветопробных решений началась настоящая вакханалия, от которой типографии только за голову хватались. Катализатором стали недорогие устройства цифровой печати, основанные на принципах сублимации, электрографии и струйном. Все они позволяли получать единичные оттиски за смешные (по сравнению с хромалином) деньги, причём сразу из электронного макета, минуя стадию вывода плёнок. Век сублимации (видимо, из-за её относительной дороговизны, необходимости специфических расходников и низкого разрешения) оказался короток.

Электрографические цветные системы с твёрдым и жидким тонером прижились и широко применяются для вывода пробных отпечатков… для самих себя. Очень удобно — клиент получает недорогой отпечаток заказа на тиражном материале, утверждает его и разрешает выполнение. Фактически, это цифровой аналог печатной цветопробы. Но в качестве контрактной цветопробы для офсета и других традиционных способов печати цветные копиры и принтеры не котируются. В первую очередь, из-за относительно низкой стабильности цветопередачи (в сравнении со струйными системами). Не секрет, что при повышенных требованиях к качеству цвета серьёзные цифровые типографии, располагающие современными ЦПМ, рекомендуют утверждать и печатать заказ в один день. Свою роль сыграло и пресловутое фьюзерное масло, долгое время (до изобретения полимерных тонеров) придававшее «фирменный» блеск лазерным отпечаткам.

Последние годы — это период расцвета и внедрения цветопробных решений на базе струйных систем. Струйные принтеры вышли на первый план (более экзотические решения, типа систем с лазерным экспонированием и термопереносом, погоды не делают – слишком дороги) по нескольким причинам. Одна из них — интенсивное наступление CTP и отказ от вывода плёнок. Как следствие, возникла необходимость получения крупноформатной цифровой цветопробы, по которой можно проверять цвета и спуски полос. Здесь конкурентов у «струйников» просто нет. Другие плюсы — высокая стабильность и управляемость струйной печати, доступность расходников. И хотя первые попытки перехода на цифровую цветопробу изрядно подмочили её репутацию в глазах типографий, напуганных заказчиками с вызывающе яркими струйными «цветопробами» в руках, оптимальных по цене и качеству альтернатив этой технологии нет. Похоже, именно струйным оттискам суждено сменить заслуженный хромалин на страже цвета. Подробности – в теме номера…

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Это достоверно?

Мы всё чаще говорим о будущем индустрии, технологиях, автоматизации, нейросетях. Но чем больше вокруг «умных» инструментов, тем сильнее ощущается дефицит настоящего — живых знаний и реальной экспертизы.

Когда шарики не помогут

В индустрии появился новый тренд: компании всё чаще пробуют делать собственные мероприятия.

Когда идея — это вещь

Идея становится по-настоящему заметной, когда у неё появляется форма. Ещё недавно Publish был только про тексты и бумагу, но постепенно мы вышли за рамки привычного. Теперь наши проекты можно не только прочитать, но и увидеть, потрогать, даже надеть.

Катализатор перемен

Недавно меня пригласил в экскурсионную поездку на Светогорский ЦБК знакомый владелец полиграфического предприятия. Когда я спросил, почему именно туда, он ответил просто: «Я прочитал об этом в новостях Publish». Именно так: текст из нашего журнала (на самом деле — новостной рассылки) стал для него поводом к действию. И вот почему это важно.

Маркетинг сильнее технологии

История Landa Digital Printing в сфере полиграфии превратилась в легенду. Не в смысле успеха, а по масштабу амбиций, размаху ожиданий и длительности пребывания в центре внимания без реально работающего продукта. Теперь, когда проект переживает по сути предбанкротное (или предпродажное) состояние, самое время извлечь полезные уроки — особенно российским производителям полиграфического оборудования.



Новый номер

Шоурум Ricoh в Екатеринбурге. DTF-ураган. FAT-дизайн. Печать без промаха. Правильный гибрид. УФ-принтер с ИИ. Защитные технологии в полиграфии. Технология как магия. Выставка перемен. Ставка MEFU — на автоматизацию. Наношансы: выживет ли Landa?



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59