2008.01.09, Автор: Я. Близнец4738 прочтений

Бумага счёт любит

Теги: Бумага Consum

Никого не удивляет, когда в общей цене тиража "бумажная" часть составляет половину или даже больше. Как сэкономить?

Никого не удивляет, когда в общей цене тиража «бумажная» часть составляет половину или даже больше. Как сэкономить?

Откуда бумага?

Прежде чем приступать к расчёту стоимости бумаги, надо определить, кто её купит — вы сами или типография. И это не совсем организационный вопрос. На обоих маршрутах есть крутые виражи, какой выбрать, зависит от вашего опыта «бумажного» вождения.

Вариант первый: покупаете бумагу сами. Значит, свободны в выборе поставщика — по цене, ассортименту, условиям доставки и т. п. Но если бумага окажется некачественной, и это вызовет брак при печати или порчу материалов типографии (продавленные офсетные полотна из-за повреждений поверхности бумаги), винить будет некого. Сперва придётся определить причины брака — действительно ли виновата бумага или что-то другое. На ваши плечи ляжет выяснение отношений с типографией (причины брака) и с поставщиком бумаги (если потребуется замена). Раз уж взяли на себя ещё и доставку бумаги со склада в типографию, и она стала непригодной именно из-за неправильной транспортировки, придётся купить другую.

На вас лежит и ответственность за технологическое соответствие бумаги заказу, оборудованию и возможностям типографии. Поэтому проконсультируйтесь перед покупкой с технологом типографии и уточните, насколько ваши желания соответствуют уровню исполнителя.

При всех преимуществах (вы контролируете цену и качество материала) есть один существенный недостаток — все расходы из-за оплошностей при погрузке, транспортировке, хранении, некачественной или технологически непригодной бумаги оплачивать придётся вам.

Вариант второй: бумагу покупает типография. Все организационные и технологические вопросы автоматически переходят в её ведение. При оформлении заказа у вас обязательно спросят формат издания после обрезки, тип (мелованная глянцевая или матовая, офсетная, самоклеящаяся, с тиснёной поверхностью, крашенная в массе и т. п.) и плотность бумаги. Если окажется, что ваши желания не соответствуют возможностям типографии или технологии изготовления издания, вас об этом предупредят и обязательно предложат альтернативу. В противном случае ищите другого исполнителя.

Чаще вариант оптимален, т. к. все проблемы с бумагой лежат на плечах типографии, а вы, скорее всего, о них вообще не узнаете. Конечно, любая типография имеет скидку при покупке бумаги (в зависимости от объёмов), но при расчёте заказов цена бумаги для вас может быть любой! Если не впервые занимаетесь бумагой, и уже есть шансы на скидку, самостоятельная покупка экономичнее. Если скидок нет, и в дальнейшем вы не планируете напрямую работать с бумажным оптовиком, нет смысла начинать, — экономия невелика, а риск нажить неприятности велик и ничем не оправдан.

Сколько будет в граммах?

А теперь о расчёте. Стоимость бумаги на тираж рассчитывается по простенькой формуле:

W = S x m x а x p,
где W — стоимость бумаги (у. е.);
S — площадь листа (м2);
m — масса 1 м2 бумаги (кг);
а — количество листов бумаги на тираж;
p — стоимость 1 кг бумаги (у. е.).

Количество бумаги на тираж можно рассчитать самостоятельно или попросить технолога (менеджера) типографии. Если сами покупаете бумагу, обязательно уточните, сколько листов потребуется на приладку. Это зависит от квалификации печатников, сложности работы, типа машины (чем выше класс, тем меньше), от самой бумаги (если предстоит работа с «проблемным» материалом, типография, наверняка, запросит побольше). В среднем, на одну приладку на 4-красочной машине требуется 250 листов. В общем случае, это зависит ещё от красочности работы (при печати в одну краску на приладку уходит около 100 листов, в 4 — 250) и количества секций печатной машины (если печатать 4-красочную работу на 2-красочной машине, бумаги уйдёт больше, чем на 4-красочной).

Рассчитаем стоимость бумаги на полноцветный буклет формата А4, объёмом 24 полосы + обложка, блок которого будет печататься на мелованной бумаге 150 г (обложка — 250 г), тираж 2000 шт. Такой буклет лучше печатать на машинах формата А2: на одном печатном листе разместится 4 полосы буклета, а на одном бумажном листе формата 62x47 см — 8 полос.

Каждый блок буклета займёт 3 бумажных листа, запечатанных с двух сторон. Если на одну приладку уйдёт 250 листов, то на блок потребуется 3 x (2000 + 2 x 250) = 7500 листов формата 47x62 см.

Стоимость бумаги на блок:

W1 = 0,47 x 0,62 x 0,150 x 7500 x 1,6 = 524,52 у. е. *

На одном бумажном листе разместятся две обложки, а при печати по технологии «свой оборот» на обложку потребуется 1000 + 250 = 1250 листов формата 47x62 см.

Стоимость бумаги на обложку: W2 = 0,47 x 0,62 x 0,250 x 1250 x 1,65 = 150,25 у. е.

Цена бумаги на весь буклет: 524,52 + 150,25 = 674,77 у. е.

Все величины в формуле могут изменяться и влияют на результат. Начнём с самого очевидного — формата.

Формат бумаги

Поскольку речь идёт о листовой офсетной печати, бумагу можно покупать в рулонах и резать (полиграфисты часто говорят «распускать») на листы либо готовую в листах. У каждого варианта свои плюсы и минусы.

Первый подразумевает наличие на производстве спецоборудования для размотки рулона и резки полотна на листы нужного формата — листорезки. Они есть далеко не во всех типографиях. Возможность произвольно варьировать формат бумаги (ширина рулона — стандартная, длина резки меняется) позволяет гибко и экономно использовать закупленную рулонную бумагу. К тому же рулонная бумага на 10-15% дешевле листовой. Не случайно некоторые производители листовых офсетных машин всё активнее пропагандируют inline-системы резки рулонов и подачи листов.

Второй вариант не требует дополнительного оборудования — бумагу привозят разрезанную на листы и упакованную в пачки по 125, 250 или 500 листов (дорогие дизайнерские сорта продаются и полистно). Что касается формата, то тут за вас уже всё выбрали — остаётся только попросить: «Огласите весь список, пожалуйста». Заглянув в списки цен оптовиков, вы обнаружите, что стандартных форматов совсем немного: 47x65, 52x72, 64x90, 62x94, 70x100, 72x102, 72x104 см.

К призыву о тотальном вооружении знаниями о форматах бумаги, наверняка, присоединились бы не только технологи типографий (хотя с чего им экономить чужие деньги, разве что из благородных побуждений…), но и сами заказчики, знай они, сколько денег могли бы сэкономить.

Цена бумаги определяется её поставщиками и не зависит от типографии, поэтому вы не вправе просить скидку со стоимости бумаги, но можете перейти на более экономичный для вашего заказа формат (если это возможно, и формат издания уже не подобран так, чтобы при печати отходы бумаги были минимальными). Решать это надо ещё на этапе проектирования издания.

Рис. 1. Плачевные последствия коррекции формата на этапе вывода фотоформ, усугублённые отсутствием времени на тщательную проверку вёрстки и оплошностью верстальщика. Обратите внимание на отступ слова «специальность» от обреза. На некоторых полосах буква «с» стоит вплотную к обрезу или даже чуть-чуть отрезается

Отнеситесь внимательно к выбору формата издания. Порой приходится платить лишние деньги за бумагу, если дизайнер выбрал нетехнологичный формат. Ведь не зря в типографиях его часто называют «кривым»! Вёрстка уже готова, страниц в издании много, а переделывать времени нет. Не отчаивайтесь: ситуацию можно исправить на стадии вывода фотоформ. Например, при записи PostScript-файлов укажите масштаб меньше 100%, и делайте спуск полос, учитывая, что обрезной формат издания после масштабирования уменьшился. Не переусердствуйте — здесь есть подводные камни. Во-первых, мелкие элементы (например, мелкие тексты, тонкие линии вывороткой): если до масштабирования они были «на грани фола», то при уменьшении могут стать нечитаемыми или воспроизводиться на печати с дефектами. Во-вторых, отступы текста, иллюстраций и т. п. от края листа: вполне возможно, что придётся «сделать запас» на уменьшение, иначе получится вот такой результат (рис. 1). Кроме того, при большом уменьшении увеличивается контраст изображений.

История с неэкономичным форматом — не экзотика. Вот живой пример. Заказчик (точнее, посредник) принёс готовую вёрстку каталога с обрезным форматом 32x26 см. Кто и где делал дизайн и из каких соображений выбрали такой формат, история умалчивает. Тираж каталога 1000 штук, объём 20 полос, бумага мелованная 200 г/м2. Оптимально напечатать каталог на машине формата А2, разместив на одном печатном листе 4 полосы (это 5 приладок). На машинах формата А2 размер запечатываемого поля по короткой стороне листа может быть 52 см минус клапан (1,2-1,5 см в зависимости от марки машины), а разворот издания даже без припусков на обрезку имеет формат 52x32 см, что не позволяет разместить на формате А2 4 полосы.

Есть ещё вариант: разрезать на три части лист формата 72x104 см, тогда формат бумаги будет 34,5x72 см, формат печати — 34,5 см минус клапан (1,2-1,5 см), т. е. не более 33,3 см. Можно очень постараться и «втиснуть» на такой лист один разворот каталога, тогда по короткой стороне листа на выносы, шкалу и технологическое поле до края листа останется, в лучшем случае, 13 мм. Но количество приладок будет уже не 5, а 10. За работу придётся платить вдвое больше (табл. 1), и отход по бумаге на каждом листе будет примерно 17x34,5 см (около 23%). Если перевести всё это в цифры (послепечатные работы в расчёт не войдут, т. к. их стоимость в обоих случаях одинакова), то получится, что заказчик мог заплатить за свой каталог меньше на 2018 - 1164 = 854 у. е. Пример наглядно показывает, что внимательное отношение к формату издания поможет сэкономить на бумаге, а иногда и на работе.

Если бюджет на печать и так трещит по швам, можно сэкономить при незначительном уменьшении формата издания, перейдя на предыдущий по площади формат бумаги. Например, при переходе с формата 70x100 см на 62x94 см стоимость бумаги уменьшится в 1,2 раза (рис. 2):

W70x100 : W62x94 = (0,7 x const) : (0,5828 x const) = 1,2, где сonst = (стоимость 1 кг бумаги) x (кол-во листов) x (плотность бумаги).

Рис. 2. Разница в цене при переходе на меньший формат бумаги
Плотность

Второй способ сократить бюджет — перейти на бумагу меньшей плотности.

Например, плотность мелованной бумаги: 90, 100, 115, 135, 150, 170, 200, 250, 300 г/м2. Если вместо бумаги 170 г/м2 закупать 150 г/м2, цена уменьшится в 1,13 раза. Кроме того, цена бумаги плотностью 115–170 г/м2 равна 1,6 у. е. за 1 кг, а менее 115 г/м2 и более 200 г/м2 — 1,65 у. е./кг. Поэтому при замене бумаги 200 г/м2 на 170 г/м2 снизит цену не только уменьшение общей массы бумаги на тираж, но и разница стоимости за 1 кг.

Сокращение производственного цикла

Иногда сэкономить можно за счёт «устранения» из производственного цикла одной или нескольких операций. Например, переходя на бумагу меньшей плотности, вы экономите не только на разнице в цене бумаги, но и на одной операции — биговке. Этот вид экономии применим, только если перейти с бумаги 170 г/м2 на 150 г/м2. Для бумаги 170 г/м2 и более необходима биговка, иначе сгибы будут выглядеть неаккуратно из-за торчащих волокон. Особенно это будет заметно, если сгиб проходит по иллюстрации или тёмной заливке, плашке. Бумага 170 г/м2 — своего рода «пограничная зона». Её, теоретически, можно и не биговать, но, как показывает практика, лучше этим не пренебрегать (рис. 3). Хотя всё, конечно, зависит от требований к конечному продукту.

Рис. 3. Сгиб сфальцованного листа 170 г/м2 (а), сгиб предварительно бигованного листа 170 г/м2 (б)

Когда уместно экономить на бумаге?

Большой тираж. Cтоимость бумаги будет немалой, и экономия даже 2-3% может выражаться трёхзначным числом.

Дорогая бумага. Если покупать дизайнерскую бумагу с перламутровым покрытием или крашенную в массе с тиснением, которая стоит 1,5-2 у. е. за лист формата 70x100 см (а то и больше), каждый лист будет «на вес золота». Если незначительное уменьшение формата позволит экономичнее использовать площадь или типография возьмёт меньше листов на приладку, разница в цене будет ощутимой: сэкономили 150 листов — 300 у. е. у вас в кармане.

Бумага большой плотности. Чем больше плотность, тем больше масса одного листа и разница в цене при сокращении количества листов на тираж.

А вообще, думать об экономии надо всегда — народная мудрость гласит: «Богат не тот, кто много получает, а тот, кто мало тратит».

Я. Близнец (twin17@mail.ru), полиграфист-технолог.


* Цена бумаги из прайс-листа одного из крупных оптовиков. — Прим. автора.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • FSC: бумажная этика будущего

    Что такое FSC-сертификация бумаги и в чем она может быть полезна типографиям.

     

  • Трёхсторонняя синергия: оборудование, бумага, сервисы

    27 июня, во время выставки Printech 2018, было объявлено, что «Konica Minolta Россия», Mondi и компания Europapier подписали договор о трёхстороннем сотрудничестве в сфере развития бизнеса на российском рынке. В рамках соглашения компании будут развивать рынок цифровой производительной печати, проводить совместные маркетинговые активности и мероприятия для российских заказчиков. После церемонии подписания мы задали несколько вопросов её участникам — главе Konica Minolta Business Solutions Russia Николаю Дмитриеву, генеральному директору Europapier Дмитрию Цветкову и генеральному директору «Монди Сейлз СНГ» Алексею Шамину.

     

  • От листов к применениям

    В январе 2018 г. Ирина Романенко назначена исполняющей обязанности директора департамента дистрибуции бумаги и расходных материалов «Xerox Евразия». Тогда же департамент подвёл итоги 2017 г.: вырос объём продаж на всех ключевых направлениях, компания заняла более трети российского рынка материалов для цифровой печати.

     

  • Форум 2.0: будущее полиграфии — в автоматизации

    Полиграфисты собрались 9 февраля в парк-отеле Tulip Inn Sofrino, расположенном в одном из самых красивых мест Подмосковья, на Второй всероссийский полиграфический форум, чтобы обсудить, какой будет полиграфия будущего.

     

  • ТЕСТ: Насколько хорошо вы разбираетесь в бумаге?

    Редакция Publish совместно с партнёром — MONDI PRINT CLUB — разработала тест, в котором мы предлагаем проверить ваши знания в области бумаги и подготовиться к вступлению в закрытый Клуб полиграфистов.

  • ТЕСТ: Как выбрать бумагу для цифровой печати или Почему что-то пошло не так...

    Редакция Publish совместно с партнёром — Xerox — разработала тест, в котором мы предлагаем проверить ваши знания в области бумаги для цифровой печати и её воздействия на качество.


comments powered by Disqus