2005.10.18, Автор: Екатерина Лебедева4204 прочтений

Спецназ в России, или Золото с запахом яблока

Теги: Защищенная Краски, лаки, чернила, клей, тонер FSP

Привлечь внимание покупателей быстро и надолго - основная задача рекламной продукции. Решает её печать со спецэффектами, к тому же обеспечивающая защиту от подделок.

Привлечь внимание покупателей быстро и надолго — основная задача рекламной продукции. Решает её печать со спецэффектами, к тому же обеспечивающая защиту от подделок.

Возможности «спецназовской» печати вызывают уважение: трёхмерные, переливающиеся изображения; лёгкий тёплый аромат, исходящий от этикетки или рекламного буклета; блеск и сверкание рисунка на одежде; выпуклые шероховатые буквы на визитке; проявление логотипа фирмы при охлаждении пива до нужной температуры — далеко не полный список успешно решаемых современными типографиями задач.

Как сказал директор одной из флексографских типографий, «российские полиграфисты выполнят заказ на любой спецэффект. Вопрос лишь в стоимости работы и готовности заказчика её оплатить». Действительно, многие способны напечатать текст объёмными золотистыми буквами, «посыпать» его блёстками и покрыть ароматическим лаком. Налажены контакты с поставщиками расходных материалов, обучены технологи… Нет лишь соответствующего спроса.

Максимум, на что идут заказчики этикеток или POS-материалов, — небольшой тираж на период рекламной кампании. Решив первичную задачу по привлечению потребителей, многие производители охладевают к эффектным технологиям. Очень часто барьером на пути использования спецэффектов является цена. Это подтверждает Роман Завадский, начальник производства типографии «Имедженси Принт»: «Заказчики приходят, соглашаются на пробный тираж, восхищаются результатом и… выбирают дешёвый неброский дизайн».

Характерно, что печать металлизированными красками Завадский к разряду спецэффектов вообще не относит: в типографии, выпускающей этикетки флексографским способом, металлизированные краски вошли в обиход, технология отлажена, рулоны «золотой» и «серебряной» продукции отгружаются заказчикам ежедневно.

Золото, серебро, бронза

рис. 1. Печать по термоусадочной плёнке с использованием перламутрового пигмента

Тем не менее, металлизированные краски и перламутровые пигменты лежат в основе самых распространённых спецэффектов. Пигментом в металлизированных красках служат порошки алюминия («серебро») или бронзы («золото»). Оттенок «золота» зависит от соотношения в сплаве меди и цинка. Другой вариант, реализованный, в частности, Merck и Eckart, — пигменты из мельчайших пластинок натуральной слюды, покрытых тонким слоем оксидов металлов (например, диоксида титана или оксида железа). За счёт преломления и интерференции можно получить манящие эффекты — серебристо-белый жемчужный блеск, золотой блеск различных оттенков, переливающиеся цвета. Металлизированные краски поставляются в готовом виде, слюдяные пластинки пигмента добавляют в прозрачный или слегка подкрашенный (до 2% краски) лак (связующее).

Все производители сопровождают металлизированные краски подробными инструкциями, и проблем у типографий обычно не возникает. Но при попытке напечатать некоторые специальные цвета (например, синий металлик) порой выясняется, что предлагаемые рецепты не подходят, формулу нужно подбирать самостоятельно.

Несмотря на относительно высокую стоимость металлизированных красок, применяют их широко, не только при выпуске этикеток и рекламных носителей. Одно из направлений — акцидентная (визитно-карточная) продукция, где металлики используют даже для заливки фона, сначала печатая текст нужного цвета на незакрашенной белой бумаге.

Мнения по поводу влияния металлизированных и перламутровых красок на износ анилоксовых валов разошлись. Часть специалистов считает, что частички металла оказывают вредное механическое воздействие на элементы печатной машины. Им резонно возражают: многие неорганические пигменты обычных красок твёрже алюминия, а покрытия их выдерживают. Как всегда, правы обе стороны. Всё решает величина зерна пигмента, которая в подавляющем большинстве красителей находится в допустимых пределах.

Сами производители пигментов утверждают (и с этим согласны практики), что запечатанную поверхность впоследствии можно подвергать любой традиционной обработке, например, лакированию.

Третье измерение

рис. 2

Ещё более заметный эффект — придание изображению объёма. Сразу несколько технологий задействуют в типографии X-team Pro, специализирующейся на тампонной и трафаретной печати (преимущественно по текстилю) и нанесении логотипов. Хотя, по словам директора производства Алексея Бухтоярова, львиная доля заказов — несложные изображения и символика, есть место и эксклюзиву.

Он востребован, например, модными ателье, где полёту фантазии местного кутюрье не дают развернуться свойства ткани, особенности кроя и традиционной отделки. На помощь приходит полиграфия.

рис. 3

Способ первый. Изображение отпечатывается обычным образом (сетка 400 микрон, эмульсия 2+2), а затем, после промежуточной сушки, вручную посыпается стеклянными бусинками (рис. 2).

Способ второй. Печать красками со специальным загустителем через капиллярную плёнку 200 микрон с эмульсией 2+2. Возможно добавление глиттера (блёсток). Результат — любые фигуры высотой 2-3 мм, к которым просто тянется рука (рис. 3).

рис. 4

С сочетанием подобных спецэффектов можно смело экспериментировать. Отлично смотрятся рисунки, отпечатанные металлизированными красками и покрытые глиттером (рис. 4).

Освоен в X-team Pro и метод переноса изображения на ткань — флекстран создаёт гладкий чёткий рисунок высотой около 2 мм. Как рассказал Бухтояров, «в клише из латуни или меди заливается специальная пластизольная краска. Затем — СВЧ-печь, и — под горячим прессом на изделие. Мы не знаем никого, делающего в России что-либо подобное, да и в США технологию раскрывать не торопятся». На вопрос, не боится ли он, пусть даже в общих чертах, раскрывать технологию, директор производства ответил: «А вы попробуйте повторить! Мы этого несколько лет добивались».

Напечатанный мультфильм

Возвращается популярность к лентикулярам — листам из прозрачного пластика, рельефная лицевая сторона которых, фактически, представляет собой последовательность линз. Раньше изображение печаталось на обычной бумаге и ламинировалось лентикулярной плёнкой или клеилось к пластику с лентикуляром. Сейчас печатают непосредственно на лентикулярных листах, различные форматы которых соответствуют форматам печатных листов. Изображение подготавливается специальным образом, благодаря чему достигаются стерео- (объёмное изображение) и варио- (изменяющееся) эффекты. Это знакомые переливающиеся открытки (помните подмигивающих и раздевающихся японок?), календарики и значки, а в последнее время — книжные обложки, меняющие сюжет при лёгком повороте.

Главное здесь — подготовка файла с рисунком с помощью программного сценария («скрипта» или «макроса») для графического редактора, который можно купить или написать самому при помощи встроенных в Photoshop инструментов. Сначала выбирается количество изображений (два или больше) в зависимости от типа пластика и возможностей печати: чем меньше точка и больше линза, тем больше кадров умещается на линзе (ребре) лентикуляра. Каждый рисунок «нарезается» на полоски шириной в ╫ (1/n, где n — количество изображений) толщины ребра. Самое важное — собрать полоски в один файл, чередуя их в нужной последовательности. Для этого и нужна программа.

Изображение наносится на обратную, гладкую, сторону пластика и полностью закрывается белилами. Начальник отдела допечатной подготовки типографии «Линия График» Наталья Болдырева рассказала, что при использовании УФ-красок (здесь печатают по лентикулярам именно так) «пластик в зоне сушки разогревается до 60 °С, что приводит к деформациям. Для их коррекции экспериментально найден целый набор хитростей».

Поскольку при трафаретной печати маленькую точку получить сложно, печать на пластике с линиатурой, скажем, 70-100 lpi (линз на дюйм) — дело невыполнимое. А вот на толстом пластике с линиатурой 10 lpi — удобно для изготовления наружной рекламы.

По словам Болдыревой, технология печати по лентикулярам существенно изменилась — она стала проще, появилась возможность выпуска более крупных тиражей. К тому же, ранее запечатывали бумагу, к которой сверху приклеивали пластик. Сейчас непосредственный носитель изображения — сам лентикуляр.

«Мы выполняли заказы на рекламно-представительскую продукцию, обложки книг и каталогов, календари, открытки… Однако стоимость расходных материалов и самих работ по лентикулярной печати пока слишком высока. Неудивительно, что количество заказов пока не превышает 0,5% от общего объёма производства. Но направление развивается, не будет проблем и с выбором носителей: в России продаётся пластик нескольких производителей, отличающийся химическим составом, свойствами и толщиной».

Горячо — холодно

Другой спецэффект, всё более востребованный на рынке этикеточной продукции, — печать термохромными красками, меняющими цвет при заданной температуре. О готовности помещённого в холодильник напитка к употреблению сигнализирует кодовая фраза, проявляющаяся на этикетке при надлежащем охлаждении. Есть краски и с обратным эффектом, — проявляющиеся при температуре выше 30 °С.

По словам технологов типографии «Д-Графикс», одного из крупнейших производителей этикеток для напитков, в т. ч. с термохромными эффектами, такой метод улучшения потребительских свойств товара и его защиты от подделки всё более востребован. Но специалисты отмечают отсутствие подробных спецификаций на подобные краски. «Экспериментировать пришлось очень много. Подбирали условия работы, параметры печати… Это сейчас всё отлажено, качественно и повторяемо. А сначала… Например, известно, что при 10-12 °С рисунок должен стать синеватым, но каковы степень этой синевы и точная температура?».

Другая сложность — невидимость термохромных красок при обычной температуре — заставляет нагревать или охлаждать их при проверке качества. Такие способы как пакет со льдом или аэрозоль слишком трудоёмки на больших тиражах. В «Д-Графикс» проблему решили элегантнее, установив на выходе печатной машины split-систему кондиционирования, поддерживающую заданную температуру.

Свет во тьме

Флуоресцентные краски светятся благодаря частицам люминофоров, поглощающих видимый или УФ-свет, одновременно излучая его в определённой части видимого диапазона. Цвет может быть любой, хотя более распространены зеленоватые оттенки. Завадский рассказал, что печать светящимися в темноте или под действием ультрафиолета красками заказывают ночные клубы и бары. Это этикетки для клубных напитков, элементы одежды, обуви или аксессуары.

Производители утверждают, что такие краски применимы абсолютно во всех областях и потенциал раскрыли далеко не полностью. Но служить средством защиты от подделки они не могут, так как продаются свободно и относительно прочих красок со спецэффектами недороги. Главная особенность в том, что люминофоры не выдерживают высоких температур, внося определённые ограничения на стадии послепечатной обработки. Так что горячее тиснение лучше не использовать, либо наносить краску только по окончании подобных операций. Смешивание флуоресцентных красок может ослабить эффект или нейтрализовать его.

Пахнущая реклама

Одно из эффектных средств привлечения внимания к продукту или рекламной листовке — покрытие запечатанной поверхности ароматизированным лаком. Тут возможны два варианта.

  1. Ароматические масла находятся в свободном, некапсулированном виде, поэтому запах чувствуется постоянно. Недостаток - его исчезновение через 2-3 недели или раньше (в зависимости от интенсивности пользования).
  2. В составе лака - микрокапсулы с ароматизатором. Запах чувствуется лишь при их разрушении, для чего нужно надавить на запечатанную область или потереть её. Используется для журнальной рекламы косметической и парфюмерной продукции. Одно из ограничений - участок с капсулами не должен попадать под пресс или прижим при последующей обрезке и обработке.

Разумеется, в обоих случаях желательно использовать краски без запахов, что помогает не исказить восприятие требуемого аромата. Покрытие ароматизированными лаками может производиться и флексографским способом.

Предлагаемый поставщиками выбор ароматов настолько велик (около 3000 разновидностей, включая экзотические, например, запах фермы), что найти подходящий — лишь дело времени. Готовятся запахи на заказ. С этим связан один нюанс: при выборе аромата продавцы настоятельно советуют заказывать пробники, так как ароматов, скажем, розы около десятка. Применяется технология и при изготовлении открыток, рекламных буклетов или вклеек.

Технологические нюансы

Работа со всеми перечисленными спецкрасками и лаками специфична. Одно из главных правил — их нельзя наносить на маленькую площадь (менее 2Ё2 см), поскольку многие пигменты и добавки склонны к эмульгированию. Желаемый эффект может быть ослаблен взаимодействием с другими веществами. А при запечатывании больших площадей с высокой линиатурой вступают в дело ценовые категории и невозможность получить чёткий рисунок из-за слишком крупных частиц пигмента.

Основное требование при печати — тщательная промывка печатной машины, ведь примесь ранее использовавшейся краски может снизить или полностью скрыть спецэффект. Этим же вызвана необходимость использования красок без запаха при покрытии изображения ароматизированным лаком.

Важно учитывать рекомендации производителей красок при выборе бумаги для печати. Например, для термохромных красок желателен нейтрально белый материал. Наилучший эффект флуоресценции достигается на мелованной бумаге. «Золото» чувствительно к увлажнению, которое определяется состоянием бумаги. И конечно, все специальные краски должны накладываться последним слоем. Исключение — краски и лаки с перламутровым пигментом.

Спецэффект или защита?

Рассмотренные популярные технологии не исчерпывают тему. Не столь распространена, но не менее интересна печать фотохромными красками, проявляющимися под действием ультрафиолета. Отлично известны полиграфистам пигменты, меняющие цвет в зависимости от угла зрения. Чрезвычайно популярны голограммы. Некоторые направления больше ассоциируются с методами защиты продукции, многие в равной степени применяются в рекламных и защитных целях. Одни разработаны очень хорошо, другие находятся на стадии развития, и в каждом есть свои, российские корифеи. Общее положение таково: опытные технологи создадут любой эффект любым способом печати, украсят и привлекут внимание к продукту, сделают его эксклюзивным. Помешать им могут лишь два фактора: отсутствие спроса и финансовые возможности заказчика.


Автор выражает глубокую признательность специалистам типографий X-team Pro, «Д-Графикс», «Имедженси Принт», «Линия График», а также компаний Eckart, Merck и «ОктоПринт Сервис» за помощь, оказанную при подготовке данной статьи.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Этикетка в законе *
    Лекарственные этикетки (и их поставщики)- особая статья этикеточной отрасли, с жёсткими законодательными требованиями, высокими стандартами и безупречным качеством.
  • Блестящая защита
    Статьи о защите от подделок не набили оскомину лишь потому, что проблема реально существует и, по-видимому, не скоро разрешится.
  • Упаковка не для подделок *
    Защищённые от копирования упаковкa и этикеткa уберегают потребителя от фальсифицированной продукции.
  • Защита от подделки - русский путь
    Статья первая. Возможно, не последняя.
  • Как продать защитную технологию?*
    Как, выпуская защитную этикетку, развивать бизнес? Ответ знают участники конференции Pisec, проходившей в 2005 г. в Вене.
  • Защитные голограммы*
    Проверенные временем голографические технологии противостоят подделкам.

comments powered by Disqus