2005.06.07, Автор: Я. Близнец2491 прочтений

Почём УФ-диета?

Теги: УФ-материалы Publish

Печатная машина - как ребёнок, которого надо накормить, напоить, помыть и "спать уложить". Но машина для УФ-печати - скорее, "вундеркинд", посему и рацион для неё требуется специфический.

Печатная машина — как ребёнок, которого надо накормить, напоить, помыть и «спать уложить». Но машина для УФ-печати — скорее, «вундеркинд», посему и рацион для неё требуется специфический.

Вспомните, с чего начинается любой разговор об УФ-технологии? Правильно — с перечисления уймы преимуществ: печать на любых материалах (от бумаги до жести); сокращение производственного цикла и уменьшение времени выполнения заказа (краска закрепляется быстро, оттиски сразу готовы к послепечатной обработке); высокий глянец, интенсивность, стойкость к истиранию…

Всё это здорово, но не мешало бы и денежки посчитать: что нужно для работы с офсетными УФ-красками и насколько эта технология обходится дороже, чем традиционная, основанная на масляных красках? Ведь расходные материалы — постоянно журчащий ручеёк. Вроде и не река, а воды убегает много. Ибо оборудование покупается один раз, оно себя окупает и начинает зарабатывать деньги, а расходные материалы — это всегда затраты. Фактор более дорогих «расходников» обычно «всплывает» одним из первых при обсуждении аспектов работы с УФ-красками. Какова должна быть «пища» для вашего УФ-«вундеркинда»? Комплект состоит из красок, увлажняющего раствора, добавок в то и другое, формных пластин, офсетных резинотканевых полотен и смывочных материалов.

Главное блюдо

В составе УФ-красок (как и любых других печатных) — пигмент плюс связующее. Пигмент отвечает за оптические характеристики краски (цветовой тон, интенсивность, прозрачность, светостойкость), связующее — за печатные свойства (вязкость, липкость, механизм закрепления, поведение во время печатания).

Связующее традиционных красок состоит из плёнкообразователей — смол, растворителей — минеральных и растительных масел, разных добавок. Связующее УФ-красок содержит мономеры, форполимеры (или преполимеры), олигомеры, фотоинициаторы и добавки. Акриловые мономеры имеют низкую вязкость и выполняют функцию разбавителя. Высоковязкие акриловые форполимеры и олигомеры — это плёнкообразователи, имеющие реакционноспособные группы. Фотоинициатор отвечает за начало фотохимической полимеризации — под действием УФ-излучения он распадается с образованием свободных радикалов, которые и начинают реакцию полимеризации мономеров и олигомеров.

Состав масляных и УФ-красок разный, отличается и механизм закрепления. Первые закрепляются за счёт окислительной полимеризации и, частично, впитывания в запечатываемый материал, вторые — только за счёт полимеризации под действием УФ-излучения. Сухой остаток — 100%, потому что, в отличие от традиционных масляных, компоненты УФ-краски при закреплении не впитываются в запечатываемый материал и не испаряются. Посему её расход меньше, чем масляной.

Цены на офсетные краски УФ-отверждения по-прежнему кусаются. Например, масляная триада (CMYK) в банках по 2,5 кг для печати на впитывающих материалах обойдётся в 60–75 евро (для печати на невпитывающих материалах — чуть дороже), аналогичная УФ-триада будет стоить уже 170–250 евро (разброс розничных цен на УФ-краски по Москве больше, чем на масляные), то есть в 3-4 раза дороже. Видимо, сказывается фактор спроса: в некоторых компаниях, занимающихся расходными материалами, офсетных УФ-красок вообще нет, кто-то привозит партии на заказ, иные только начинают развивать это направление.

Специи

Производители всегда подчёркивают, что печатная краска (УФ или масляная) — сбалансированная система с оптимальными показателями и не требует добавок. Но иногда такая необходимость всё же возникает. В основном корректировать приходится вязкость, липкость и скорость закрепления. Подойдут только специальные добавки для УФ-красок — «масляные» вспомогательные средства не годятся. Самая дорогая добавка — фотоинициатор («масляный» аналог — сиккатив).

При УФ-печати используйте те же концентраты увлажняющих растворов и добавки, что и для работы с масляными красками. Фирмы-производители рекомендуют следующие параметры увлажняющего раствора: pH 4,4–5,3, электропроводность 800–1300 мкСм. Концентрация изопропилового спирта 8–12%.

Салфетки и тарелки

Иначе обстоят дела с офсетными полотнами. В состав связующего УФ-красок входят вещества, которые могут вызывать набухание и расслоение поверхности офсетных резинотканевых полотен и валиков красочного аппарата, предназначенных для масляных офсетных красок. Поэтому для работы с УФ-красками лучше использовать полотна и валики со специальным покрытием, устойчивым к действию компонентов красок.

Во-первых, это полотна и валики с EPDM-поверхностью (этилен-пропилен-диен-мономеры). Используйте их, если на машине будут печатать только УФ-красками. Для традиционных масляных они не подходят, так как сильно деформируются от воздействия алифатических углеводородов (входящих в их состав) и смывок. Деформацию полотен и валиков с EPDM-покрытием могут вызвать и некоторые металлизированные УФ-краски.

Второй вариант — полотна с нитрил-каучуковым покрытием. Рекомендуем, если практикуется смешанный вариант: печать УФ-красками и традиционными масляными. Такое покрытие мало деформируется при взаимодействии с обоими видами красок. По цене полотна для работы с УФ-красками не отличаются от ориентированных на масляные.

Печатные формы для УФ изготавливают из обычных офсетных формных пластин. Но для повышения стойкости печатной формы к действию УФ-краски нужен обжиг. Так что и на этом этапе «лишних» расходов на материалы не будет, разве что на систему обжига. А вот без специальных смывочных средств не обойтись. Часто в спецификации на краску производители указывают и марку рекомендуемых растворов для смывки. Если для масляных красок смывочных растворов на рынке представлено много (для ручной, для автоматической смывки, универсальные, экономичные и т. п.), то для УФ-красок — всего пару наименований. Поэтому и сравнивать цены объективно трудно: растворы для масляных и УФ-красок у одних фирм стоят практически одинаково, у других последние обойдутся в 1,5-2 раза дороже.

УФ-безопасность

УФ-краски чувствительны к излучению с длиной волны 250–400 нм, поэтому защитите печатную машину и банки с краской от светового излучения — прямого солнечного и ламп дневного света. Тогда краски можно оставлять в машине при длительных остановках (например, на ночь). Производители рекомендуют хранить банки в тёмном помещении или где на них не будет попадать прямой солнечный свет, при температуре 15–20 °С. Помните (это всегда написано в инструкциях производителей): контакт с незаполимеризованной краской может вызывать раздражение на коже или аллергические реакции. Конечно, неаккуратное обращение с любой химией вряд ли пойдёт человеку на пользу, и аллергия может быть на что угодно, но в случае с УФ-красками это предостережение особенно актуально.

Окупится ли переход на УФ-диету?

Стоит ли запускать на производстве печать УФ-красками? Наверняка, эта мысль посещала многих, особенно когда из всех изданий, как из рога изобилия, «посыпались» статьи о материалах УФ-отверждения. Что подтолкнёт к переменам на производстве?

Прежде всего, желание откусить лакомый кусочек от пирога «печать на невпитывающих материалах» — в этом секторе УФ-краски гораздо предпочтительнее масляных. Вторая причина — услуги на постоянно растущем рынке производства упаковки (в т. ч. пищевой). Заказов на упаковку много: кому-то нужны коробки под котлеты миллионными тиражами, кому-то — тысяча эксклюзивных конфетных коробочек на юбилей компании или под подарочный бизнес-набор для особо важных гостей. Здесь найдётся работа для «промышленных монстров» и небольших типографий.

Не забывайте и про УФ-лакирование! Хотя здесь ситуация не однозначная. Можно прекрасно лакировать и непосредственно по традиционным краскам «по сухому» (или даже «в линию», если предварительно наносить праймер — дисперсионый лак), главное — не нарушать технологию. Конечно, это увеличит время выполнения заказов, но… много ли действительно срочных заказов с УФ-лакированием? Стоят ли они переналадки печатной машины под другую технологию (если это вообще возможно) или покупки нового печатного оборудования? Ведь придётся провести не только техническую модернизацию, но и соответствующие организационные мероприятия по обучению персонала. Новые оборудование и расходные материалы — потребуется некоторое время, чтобы эта часть производства заработала стабильно и качественно.

Задуматься есть над чем. В народе говорят: «Где выйдет лошадь — курицу не жалко». Быть может, один из основных аргументов «против» УФ — разница в цене расходных материалов — и есть та самая «курица»? А направление развивается, и, судя по прогнозам, оно весьма перспективно.

Я. Близнец (twin17@mail.ru), полиграфист-технолог.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Ваше мнение о перспективах перехода на решения с высокореактивными красками в офсетной листовой печати: какой вариант предпочтительнее?
     

    Евгений Жуков, генеральный директор типографии «Тверская фабрика печати»:

    Лично я вижу лучшую перспективу у технологии светодиодного отверждения. Преимуществ у этого варианта несколько. Такие сушки требуют мало энергии и не боятся перепадов напряжения в сети. Они быстрее, чем УФ-лампы, включаются и выключаются. Цена всей линейки диодов довольно высока, но если учесть, что служат они в несколько раз дольше, чем лампа, то в итоге стоимость диодов окажется меньше. Наконец, у таких сушек проще конструкция.

     

  • Металл в лучах ультрафиолета

    Как мы делали уникальную обложку на уникальной машине.

    Та самая Komori Lithrone SX 729+C+UV+CF в типографии «Вайолет Принт»

     

  • Что посмотреть на Ipex-2014?
    Мы постарались найти для вас как можно больше веских причин посетить международную полиграфическую выставку в Великобритании.
  • УФ-печать — это не страшно

    К теме УФ-печати на страницах Publish мы обращаемся всё чаще. И не потому, что как-то особенно её любим. Мы видим, как растёт интерес к технологии, а также снижаются пороги по её внедрению. Уже не первый десяток лет она занимает хорошие позиции в упаковочной печати, где незаменима и не имеет альтернатив при работе с невпитывающими материалами. Последние полтора десятка лет УФ-технология постоянно набирает обороты в секторе струйной печати — от широкоформатных и настольных принтеров до специализированных однопроходных систем. Там её «всеядность» по отношению к запечатываемым материалам ещё более востребована.

     

  • Почём УФ-диета?
    Печатная машина - как ребёнок, которого надо накормить, напоить, помыть и "спать уложить". Но машина для УФ-печати - скорее, "вундеркинд", посему и рацион для неё требуется специфический.
  • Стоит ли внедрять цифровую печать во флексотипографии?

    Сергей Новиков, директор по развитию компании «Ламбумиз Трейд» (Москва):

    Наше предприятие известно прежде всего как производитель картонной упаковки для жидких продуктов. Тиражи в нашей типографии достаточно большие, а для печати мы используем традиционное в этой сфере оборудование: широкорулонные флексографские машины.

     

  • Цифровое будущее для флексотипографий

    Процессы цифровой трансформации сейчас наблюдаются практически во всех отраслях промышленности, и полиграфия не может оставаться в стороне. Более того: компании, откладывающие цифровизацию, рано или поздно почувствуют, что теряют свои конкурентные преимущества. Флексотипографиям следует обратить внимание на комплексность подхода к цифровой трансформации — одной покупки этикеточной ЦПМ недостаточно.

     

  • «Реклама 2018»: позитивный переезд

    Самые яркие новинки и тенденции главной выставки российской индустрии широкоформатной и сувенирной печати, перебравшейся в более крупный павильон № 1 «Экспоцентра».

     

  • Влияние на окружающую среду и безопасность

    Десятиминутные курсы УФ-/электронной сушки. Химические основы УФ- и электронного отверждения.

     

  • Xerox Iridesse Production Press

    Заключение: не имеющая аналогов на рынке шестикрасочная цветная листовая ЦПМ может печатать сразу двумя дополнительными цветами в один прогон (до и после CMYK), что позволяет серьёзно увеличить спектр работ, выполняемых цифровым способом, за счёт интересных спецэффектов. Представляет интерес как в качестве первой ЦПМ в типографии (обеспечивает высокую производительность и гибкость), так и для расширения имеющегося парка цифровых машин.

     

  • Самая трудная задача: ответить сразу на все вопросы клиента

    Мы помогаем очередному благотворительному проекту найти типографию для печати.

     


comments powered by Disqus