2005.06.07, Автор: Игорь Терентьев2771 прочтений

Отменяя запреты

Теги: От редактора От редактора Publish

Терентьев Игорь Я не знаю, что вдохновило человека, который в конце 60-х годов прошлого века изобрёл краски УФ-отверждения. Не исключено, что он любил созерцать девушек на пляже и обратил внимание на белые участки кожи по краям купальников, контрастирующие с бронзой загара. Или ему попались на глаза более изощрённые результаты действия солнечных лучей — как на нашей обложке. А дальше сработала цепочка ассоциаций: солнце — ультрафиолетовые лучи — пигменты — краски — печать. Скорее всего, всё было не так, но это ничего не меняет — полиграфия получила новую, невероятно перспективную технологию.

Её суть — краски высыхают и закрепляются под воздействием УФ-излучения сразу, как только попадают на оттиск. Их главная особенность — отмена привычных «нельзя». Кто сказал, что свежеотпечатанные оттиски нельзя сразу отправлять в послепечатный цех? Почему нельзя печатать на пластиках, как на бумаге? Разве невозможно положить на оттиск сочетание триадных и двух-трёх смесевых красок за один прогон, да ещё поверх друг друга? Для УФ таких запретов нет!

Самой восприимчивой к новой технологии оказалась флексография. Там УФ-краски широко практикуются уже давно. По-видимому, это связано с традиционным разнообразием запечатываемых материалов для флексо, ведь УФ-краски справляются с самыми сложными поверхностями.

В офсетной печати УФ-волна ещё только поднимается, особенно в России — мы осознали это, когда готовили передовую статью для темы номера. УФ-лакирование — пожалуйста: технология давно известна и отлажена, предложений на рынке хоть отбавляй. А если дело доходит до полноцветной УФ-печати — ситуация иная. Оказывается, инсталляции не переделанных, а «настоящих» УФ-машин можно пересчитать по пальцам одной руки. И самые опытные типографии работают с технологией чуть больше года (подробности на с. 22). Важная категория заказчиков на офсетную УФ-печать — рекламщики. На этом рынке цейтнот (когда за выполненный в срок заказ готовы платить любые деньги) — дело обычное. Так что оперативность и всеядность УФ-печати востребованы, как никогда…

Любопытно, что на Западе для офсетной УФ-печати нашли ещё одно применение — в рулонных машинах. Учитывая общую тенденцию универсализации типографий, стремящихся до предела сократить время простоя оборудования, там предлагают модернизацию газетного офсета УФ-сушками. Такие машины могут печатать в полный цвет не только на газетной, но и на мелованной или суперкаландрированной бумаге. Цена вопроса — на порядок, а то и на два ниже, чем оснащение машины газовой сушкой. В России, насколько мне известно, подобного опыта пока нет. Будет — с удовольствием опишем.

Не отстаёт, а порой и вырывается вперёд, цифровая печать. Первые УФ-отверждаемые чернила были созданы всего несколько лет назад. Дело оказалось непростым — ведь для надёжной работы струйных печатающих головок размеры частиц пигмента должны быть намного меньше, чем в обычных типографских красках. Зато результат превзошёл ожидания — в 2004 г. практически каждый уважающий себя производитель широкоформатных принтеров посчитал необходимым выпустить собственную планшетную модель для печати на негибких материалах. А количество инсталляций УФ-принтеров в России перевалило за десяток. Спектр их применения невероятно широк — картиной, напечатанной прямо на дверях, уже никого не удивишь! В списке интересных проектов — печать портретов на холсте, работа в «мелком» жанре — с кафельной плиткой, и др. Интересно, появятся ли на рынке недорогие УФ-принтеры относительно небольшого формата А2 или даже А3? Гибридные системы, печатающие на жёстких и гибких материалах эластичными УФ-чернилами последнего поколения, уже есть…

УФ находит применение и в ЦПМ: такие модели пока предлагают только Agfa Dotrix и Xeikon. Интересно, что технология УФ-закрепления твёрдого тонера обеспечивает печать по материалам, ранее недоступным для электрографии — не выдерживающим нагрева во фьюзере…

Вы уже решились нарушить традиционные «нельзя»? Только не забудьте, что за нарушения частенько приходится дорого платить: УФ-игрушки по карману не каждому.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Секрет бестселлера

    Самая быстро продаваемая книга этого года в категории небеллетристической литературы в Великобритании — Pinch of Nom (чтобы перевести правильно название, надо бы почитать саму книгу) — родилась из страницы в Facebook с более чем 1,4 млн подписчиков, посвящённой недорогим рецептам здоровой пищи. Итог: за первые три дня в мае распродано 210 506 экземпляров!

     

  • Игры экспоцентров

    Уже десятки лет выставки являются для производителей и поставщиков полиграфической отрасли важнейшим инструментом продвижения своих решений. Расчёт на то, что выставки, как магнит, привлекают целевую аудиторию — полиграфистов. Постепенно сформировалась определённая иерархия выставок, однако этот ландшафт не высечен в камне — даже самые успешные выставки не застрахованы от потери авторитета, а затем — экспонентов и посетителей. И порой здесь происходили перемены, достойные самого захватывающего сериала.

     

  • Чего хотят полиграфисты?

    Каждый раз, затевая очередной опрос, мы пытаемся хотя бы чуть-чуть влезть в головы наших читателей, чтобы понять, чего они хотят, — подобно тому, как это удалось Мелу Гибсону в фильме «Чего хотят женщины», но без ужасных последствий… Наш очередной опрос в номере с темой «FESPA для всех» был, конечно, посвящён широкоформатной печати. И на этот раз вопрос был сформулирован предельно прямо: «Какого прогресса в широкоформатной печати вы больше всего ждёте?»

     

  • Четвёртая промышленная для полиграфистов, или На пути к «бесчеловечному» производству

    Четвёртая промышленная революция (она же Индустрия 4.0) всё чаще упоминается производителями решений для полиграфистов. Если заглянуть в «Википедию», то там это понятие объясняют так: «Прогнозируемое событие, массовое внедрение киберфизических систем в производство и обслуживание человеческих потребностей, включая быт, труд и досуг.

     

  • Без повторов

    Этот номер посвящён цифровой упаковке и этикетке. Важными движущими силами этого рынка являются персонализация и вариативность. И мы подумали, почему бы не продемонстрировать это на примере обложки номера, являющейся нашей упаковкой в глазах читателей. Пусть каждая обложка будет вариативной и уникальной. Задумано — сделано. В этом сложном проекте объединили свои усилия несколько компаний и много людей.

     

  • Будничные достижения

    Тема этого номера — «Достижения года». В заглавной статье мы попросили представителей производителей и поставщиков рассказать о том, что они считают своими достижениями в ушедшем году. В опросе номера о своих победах рассказывают типографии. В статье «Итоги 2018 года в полиграфии» мы вспоминаем о самых важных событиях для нашей индустрии, произошедших в России и мире. Пожалуй, и нам стоит рассказать о том, чего удалось добиться за год небольшой редакции Publish.

     


comments powered by Disqus