2005.06.07, Автор: Игорь Терентьев2587 прочтений

Отменяя запреты

Теги: От редактора От редактора Publish

Терентьев Игорь Я не знаю, что вдохновило человека, который в конце 60-х годов прошлого века изобрёл краски УФ-отверждения. Не исключено, что он любил созерцать девушек на пляже и обратил внимание на белые участки кожи по краям купальников, контрастирующие с бронзой загара. Или ему попались на глаза более изощрённые результаты действия солнечных лучей — как на нашей обложке. А дальше сработала цепочка ассоциаций: солнце — ультрафиолетовые лучи — пигменты — краски — печать. Скорее всего, всё было не так, но это ничего не меняет — полиграфия получила новую, невероятно перспективную технологию.

Её суть — краски высыхают и закрепляются под воздействием УФ-излучения сразу, как только попадают на оттиск. Их главная особенность — отмена привычных «нельзя». Кто сказал, что свежеотпечатанные оттиски нельзя сразу отправлять в послепечатный цех? Почему нельзя печатать на пластиках, как на бумаге? Разве невозможно положить на оттиск сочетание триадных и двух-трёх смесевых красок за один прогон, да ещё поверх друг друга? Для УФ таких запретов нет!

Самой восприимчивой к новой технологии оказалась флексография. Там УФ-краски широко практикуются уже давно. По-видимому, это связано с традиционным разнообразием запечатываемых материалов для флексо, ведь УФ-краски справляются с самыми сложными поверхностями.

В офсетной печати УФ-волна ещё только поднимается, особенно в России — мы осознали это, когда готовили передовую статью для темы номера. УФ-лакирование — пожалуйста: технология давно известна и отлажена, предложений на рынке хоть отбавляй. А если дело доходит до полноцветной УФ-печати — ситуация иная. Оказывается, инсталляции не переделанных, а «настоящих» УФ-машин можно пересчитать по пальцам одной руки. И самые опытные типографии работают с технологией чуть больше года (подробности на с. 22). Важная категория заказчиков на офсетную УФ-печать — рекламщики. На этом рынке цейтнот (когда за выполненный в срок заказ готовы платить любые деньги) — дело обычное. Так что оперативность и всеядность УФ-печати востребованы, как никогда…

Любопытно, что на Западе для офсетной УФ-печати нашли ещё одно применение — в рулонных машинах. Учитывая общую тенденцию универсализации типографий, стремящихся до предела сократить время простоя оборудования, там предлагают модернизацию газетного офсета УФ-сушками. Такие машины могут печатать в полный цвет не только на газетной, но и на мелованной или суперкаландрированной бумаге. Цена вопроса — на порядок, а то и на два ниже, чем оснащение машины газовой сушкой. В России, насколько мне известно, подобного опыта пока нет. Будет — с удовольствием опишем.

Не отстаёт, а порой и вырывается вперёд, цифровая печать. Первые УФ-отверждаемые чернила были созданы всего несколько лет назад. Дело оказалось непростым — ведь для надёжной работы струйных печатающих головок размеры частиц пигмента должны быть намного меньше, чем в обычных типографских красках. Зато результат превзошёл ожидания — в 2004 г. практически каждый уважающий себя производитель широкоформатных принтеров посчитал необходимым выпустить собственную планшетную модель для печати на негибких материалах. А количество инсталляций УФ-принтеров в России перевалило за десяток. Спектр их применения невероятно широк — картиной, напечатанной прямо на дверях, уже никого не удивишь! В списке интересных проектов — печать портретов на холсте, работа в «мелком» жанре — с кафельной плиткой, и др. Интересно, появятся ли на рынке недорогие УФ-принтеры относительно небольшого формата А2 или даже А3? Гибридные системы, печатающие на жёстких и гибких материалах эластичными УФ-чернилами последнего поколения, уже есть…

УФ находит применение и в ЦПМ: такие модели пока предлагают только Agfa Dotrix и Xeikon. Интересно, что технология УФ-закрепления твёрдого тонера обеспечивает печать по материалам, ранее недоступным для электрографии — не выдерживающим нагрева во фьюзере…

Вы уже решились нарушить традиционные «нельзя»? Только не забудьте, что за нарушения частенько приходится дорого платить: УФ-игрушки по карману не каждому.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Без повторов

    Этот номер посвящён цифровой упаковке и этикетке. Важными движущими силами этого рынка являются персонализация и вариативность. И мы подумали, почему бы не продемонстрировать это на примере обложки номера, являющейся нашей упаковкой в глазах читателей. Пусть каждая обложка будет вариативной и уникальной. Задумано — сделано. В этом сложном проекте объединили свои усилия несколько компаний и много людей.

     

  • Будничные достижения

    Тема этого номера — «Достижения года». В заглавной статье мы попросили представителей производителей и поставщиков рассказать о том, что они считают своими достижениями в ушедшем году. В опросе номера о своих победах рассказывают типографии. В статье «Итоги 2018 года в полиграфии» мы вспоминаем о самых важных событиях для нашей индустрии, произошедших в России и мире. Пожалуй, и нам стоит рассказать о том, чего удалось добиться за год небольшой редакции Publish.

     

  • Перемены широкоформатного ландшафта

    Сектор широкоформатной печати, который уже много лет опирается преимущественно на цифровые технологии, не высечен в камне. В нём регулярно происходят перемены. Какие-то из них обусловлены «внешним» влиянием, другие определяются изменениями в технологиях. И всё происходящее имеет прямое отношение к деятельности рекламно-производственных компаний и типографий, использующих оборудование для широкоформатной печати. Ведь всё то, что вы покупаете, должно служить и окупаться не один год. А значит, всегда существует риск, что ставка будет сделана не на ту «лошадь»…

     

  • Струйное будущее печати

    Новейшая история полиграфии — в части, касающейся развития струйной технологии, — неплохо документирована, но некоторые факты в ней уже слегка позабыты. Например, первый патент на печатающую головку с непрерывным истечением чернил якобы был выдан Вильяму Томпсону ещё в 1867 г. Понятно, что тогда не шла речь о физическом воплощении принтера на основе этой технологии, и первую модель с непрерывным истечением чернил выпустила… Siemens только в 1951 г. Но в следующие 30 лет, до появления импульсных технологий — термо- и пьезоструйной, вряд ли кто-то всерьёз считал, что струйные устройства смогут стать базой для настоящих полиграфических машин.

     

  • На пути к этикеточному чёрному ящику

    Судя по ответам в нашем традиционном опросе на сайте, общее направление движения к «цифре» для большинства руководителей флексотипографий — дело решённое. Конечно, мы ставили гораздо более узкий вопрос, чем заявленная тема номера по итогам нашей конференции «Цифровая трансформация во флексотипографии». Мы предлагали только высказать мнение на тему «Стоит ли внедрять цифровую печать во флексотипографии?», не касаясь перехода на цифровые техпроцессы и послепечать.

     

  • Бублик автоматизации и другие вкусности

    Продолжаем заботиться об удовлетворении интеллектуального голода наших читателей. По заветам всех бабушек особое внимание уделяем мучному. Да, мы в курсе, что десерт подаётся последним и к чаю, но в нашем случае сладкое оказалось темой номера. Не спрашивайте, почему на обложке бублик. Так тему автоматизации интерпретировало причудливое воображение одного из дизайнеров прекрасной студии Tomatdesign. Наш вариант объяснения — это метафора идеальной (но недостижимой) автоматизации, охватывающей все аспекты деятельности типографии. Не только на 360° по окружности, но ещё замыкающейся в трёхмерную фигуру — тор. Впрочем, вы можете придумать и собственное объяснение…

     


comments powered by Disqus