2005.06.07, Автор: Игорь Терентьев2337 прочтений

Отменяя запреты

Теги: От редактора От редактора Publish

Терентьев Игорь Я не знаю, что вдохновило человека, который в конце 60-х годов прошлого века изобрёл краски УФ-отверждения. Не исключено, что он любил созерцать девушек на пляже и обратил внимание на белые участки кожи по краям купальников, контрастирующие с бронзой загара. Или ему попались на глаза более изощрённые результаты действия солнечных лучей — как на нашей обложке. А дальше сработала цепочка ассоциаций: солнце — ультрафиолетовые лучи — пигменты — краски — печать. Скорее всего, всё было не так, но это ничего не меняет — полиграфия получила новую, невероятно перспективную технологию.

Её суть — краски высыхают и закрепляются под воздействием УФ-излучения сразу, как только попадают на оттиск. Их главная особенность — отмена привычных «нельзя». Кто сказал, что свежеотпечатанные оттиски нельзя сразу отправлять в послепечатный цех? Почему нельзя печатать на пластиках, как на бумаге? Разве невозможно положить на оттиск сочетание триадных и двух-трёх смесевых красок за один прогон, да ещё поверх друг друга? Для УФ таких запретов нет!

Самой восприимчивой к новой технологии оказалась флексография. Там УФ-краски широко практикуются уже давно. По-видимому, это связано с традиционным разнообразием запечатываемых материалов для флексо, ведь УФ-краски справляются с самыми сложными поверхностями.

В офсетной печати УФ-волна ещё только поднимается, особенно в России — мы осознали это, когда готовили передовую статью для темы номера. УФ-лакирование — пожалуйста: технология давно известна и отлажена, предложений на рынке хоть отбавляй. А если дело доходит до полноцветной УФ-печати — ситуация иная. Оказывается, инсталляции не переделанных, а «настоящих» УФ-машин можно пересчитать по пальцам одной руки. И самые опытные типографии работают с технологией чуть больше года (подробности на с. 22). Важная категория заказчиков на офсетную УФ-печать — рекламщики. На этом рынке цейтнот (когда за выполненный в срок заказ готовы платить любые деньги) — дело обычное. Так что оперативность и всеядность УФ-печати востребованы, как никогда…

Любопытно, что на Западе для офсетной УФ-печати нашли ещё одно применение — в рулонных машинах. Учитывая общую тенденцию универсализации типографий, стремящихся до предела сократить время простоя оборудования, там предлагают модернизацию газетного офсета УФ-сушками. Такие машины могут печатать в полный цвет не только на газетной, но и на мелованной или суперкаландрированной бумаге. Цена вопроса — на порядок, а то и на два ниже, чем оснащение машины газовой сушкой. В России, насколько мне известно, подобного опыта пока нет. Будет — с удовольствием опишем.

Не отстаёт, а порой и вырывается вперёд, цифровая печать. Первые УФ-отверждаемые чернила были созданы всего несколько лет назад. Дело оказалось непростым — ведь для надёжной работы струйных печатающих головок размеры частиц пигмента должны быть намного меньше, чем в обычных типографских красках. Зато результат превзошёл ожидания — в 2004 г. практически каждый уважающий себя производитель широкоформатных принтеров посчитал необходимым выпустить собственную планшетную модель для печати на негибких материалах. А количество инсталляций УФ-принтеров в России перевалило за десяток. Спектр их применения невероятно широк — картиной, напечатанной прямо на дверях, уже никого не удивишь! В списке интересных проектов — печать портретов на холсте, работа в «мелком» жанре — с кафельной плиткой, и др. Интересно, появятся ли на рынке недорогие УФ-принтеры относительно небольшого формата А2 или даже А3? Гибридные системы, печатающие на жёстких и гибких материалах эластичными УФ-чернилами последнего поколения, уже есть…

УФ находит применение и в ЦПМ: такие модели пока предлагают только Agfa Dotrix и Xeikon. Интересно, что технология УФ-закрепления твёрдого тонера обеспечивает печать по материалам, ранее недоступным для электрографии — не выдерживающим нагрева во фьюзере…

Вы уже решились нарушить традиционные «нельзя»? Только не забудьте, что за нарушения частенько приходится дорого платить: УФ-игрушки по карману не каждому.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • На пути к этикеточному чёрному ящику

    Судя по ответам в нашем традиционном опросе на сайте, общее направление движения к «цифре» для большинства руководителей флексотипографий — дело решённое. Конечно, мы ставили гораздо более узкий вопрос, чем заявленная тема номера по итогам нашей конференции «Цифровая трансформация во флексотипографии». Мы предлагали только высказать мнение на тему «Стоит ли внедрять цифровую печать во флексотипографии?», не касаясь перехода на цифровые техпроцессы и послепечать.

     

  • Бублик автоматизации и другие вкусности

    Продолжаем заботиться об удовлетворении интеллектуального голода наших читателей. По заветам всех бабушек особое внимание уделяем мучному. Да, мы в курсе, что десерт подаётся последним и к чаю, но в нашем случае сладкое оказалось темой номера. Не спрашивайте, почему на обложке бублик. Так тему автоматизации интерпретировало причудливое воображение одного из дизайнеров прекрасной студии Tomatdesign. Наш вариант объяснения — это метафора идеальной (но недостижимой) автоматизации, охватывающей все аспекты деятельности типографии. Не только на 360° по окружности, но ещё замыкающейся в трёхмерную фигуру — тор. Впрочем, вы можете придумать и собственное объяснение…

     

  • Зачем нам рекорды?

    Когда мы готовили тему номера, казалось, что собрать в неё достаточное количество рекордов, имеющих отношение к полиграфии, будет сложно. Ведь у нас — индустрия, а не спорт, сама суть которого заключается в достижении всё новых и новых рекордов. Однако это оказалось совсем не так. Причём некоторые рекорды по разным причинам даже не попали в статью.

     

  • Точки оцифровки

    В процессе подготовки к нашим конференциям на общую тему цифровой трансформации, но для разных аудиторий — офсетных и флексографских типографий — я обращал больше внимания на то, как полиграфисты, не относящие себя к «цифровикам», на самом деле уже давно и много пользуются преимуществами цифровых технологий. Да, безусловно, цифровая печать находится в сердце цифровой трансформации отрасли. Однако цифровые технологии уже пронизывают полиграфию сверху донизу. Причём даже на предприятиях, которые не особенно торопятся в цифровую эпоху, точек цифровизации — множество!

     

  • Путеводитель по широкому формату

    Тема номера — FESPA 2018. Эта выставка, когда-то бывшая нишевой и нацеленной на специальные виды печати — трафаретную, тампонную и др., вместе с индустрией пережила успешную цифровую трансформацию и активно растёт. Теперь основу её экспозиции составляют широкоформатные принтеры, а также необходимые для их нормального функционирования решения — от RIP и полномасштабных систем автоматизации до послепечатного оборудования, запечатываемых материалов и чернил.

     

  • Самая личная полиграфия

    Четверть века назад, когда миру были представлены первые цифровые печатные машины, одной из главных сфер их будущего применения была заявлена персонализированная печать. Это было вполне разумно, ведь именно способность «цифры» свободно менять содержание каждого отпечатанного экземпляра являлась неоспоримым преимуществом новой технологии по сравнению с привычными аналоговыми способами печати, «отягощёнными» формными процессами.

     


comments powered by Disqus