2005.05.05, Автор: Сергей Бачурин2780 прочтений

Ещё раз про баланс

Теги: Форум Publish

Несмотря на всю значимость баланса по серому, разработчики стандарта ISO 12647 не считают его главным параметром.

Сергей БачуринНесмотря на всю значимость баланса по серому, разработчики стандарта ISO 12647 не считают его главным параметром.

В Publish № 3, 2005 была опубликована замечательная статья Александра Пыльского и Михаила Сартакова «Баланс по серому в триадной офсетной печати». Она очень полезна для практики и по праву могла бы претендовать на звание настольной для печатника и технолога офсетной печати. Как следует из названия, предмет рассмотрения и глубокого анализа – баланс по серому. В статье найден запоминающийся образ – «баланс по серому является основным памятным цветом».

Авторы просто молятся этому богу от полиграфии, наделяя его поистине сверхюестественными свойствами. Но их преклонение перед своим кумиром выходит за рамки разумного и заставляет выдавать желаемое за действительное. По-видимому, в искренней попытке как можно больше поднять значимость этой характеристики печати, они призывают на свою сторону авторитет Международной организации по стандартизации (ISO). В статье всерьёз утверждается, что стандарт ISO 12647 «ставит во главу угла среди качественных характеристик офсетной печати баланс по серому». Находясь под общим хорошим впечатлением о статье, можно было бы закрыть на это глаза, списав на отдельные неточности и редакционные шероховатости. Но авторы не ограничиваются простым упоминанием сомнительного факта, а буквально через абзац в той или иной интерпретации вдалбливают в голову неискушённого читателя, что в стандарте «главное – приоритет баланса», таким образом, ставя с ног на голову основополагающие принципы ISO 12647.

Согласиться с этим никак нельзя. Не вдаваясь в детали статьи в целом, сосредоточимся исключительно на взаимоотношении авторов с нормативными документами. Хотелось бы заступиться за членов технического Комитета ТС 130, ответственного в Международной организации по стандартизации за полиграфию вообще и за появление на свет стандарта ISO 12647, в частности. Дело в том, что отношение к балансу по серому у разработчиков стандарта и авторов статьи диаметрально противоположное. Последние изменили на своё усмотрение букву и дух стандарта. Не читавших стандарт эти сведения откровенно вводят в заблуждение, а знакомых с ним раздражают.

Разработчики стандарта искренне бы удивились, прочитав статью и ознакомившись с таким оригинальным видением своего детища. Одна из главных целей ISO – выявить минимальный набор параметров печати для уникального определения визуальных характеристик и связанных с ними свойств цветопробы и печатного оттиска. После прочтения стандарта заявление авторов о том, что «основной качественной характеристикой печати международный стандарт признаёт баланс по серому», звучит просто кощунственно. Баланс по серому, по мнению разработчиков, даже не относится к первичным характеристикам печати.

Здесь можно сделать отступление и попытаться втянуться в дискуссию о правильности подобного утверждения, но это имело смысл на стадии утверждения стандарта. Теперь, когда его вторая редакция 15 ноября 2004 г. после принятия не менее чем 75% голосующих, в число которых, кстати, формально входит и Россия, вступила в силу, это уже не имеет особого значения. Хорош стандарт или плох, нам с ним жить, как минимум, ближайшие пять лет до очередной ревизии. С какими-то его положениями, безусловно, можно не соглашаться, но столь вольно трактовать всбё-таки не стоит. Анализ самого стандарта, а тем более оценка последнего, не является предметом данного повествования, поэтому ограничимся лишь его цитированием.

Разработчики стандарта, начиная с первой редакции, вышедшей в 1996 г., последовательно проводят мысль о вторичности такой характеристики печати, как баланс по серому. В тексте стандарта ISO 12647-2:1996 ему отводится скромное место в виде таблицы с комбинацией относительных площадей растровых элементов хроматических цветов. При этом сама таблица находится в разделе, посвящённом допечатной подготовке, а не печатным оттискам. Дальше – больше. В последней редакции стандарта ISO 12647-2:2004 сведения о балансе по серому вообще выведены из основной части и приводятся только в приложении, причём в последнем по счёту и только информативно. В довершение ко всему, в первой части стандарта ISO 12647-1 прямо говорится, что отдельное использование баланса по серому не строго необходимо и может только излишне переопределить спецификацию процесса печати. В то же время, спецификация полезна и оценена по достоинству при цветоделении.

Считается, что спецификация баланса по серому избыточна, если определены целевые значения цветовых координат красок и растискивания. Разработчики стандарта полагают, что одного только условия баланса по серому недостаточно, чтобы гарантировать ахроматичный цвет для всех печатных основ и красок, используемых при печати. Они также обращают внимание на его зависимость от специфического состава используемой чёрной краски. Таким образом, столь необходимый инструментарий при цветоделении, при печати может быть полезен только для оперативного контроля подачи красок путбём быстрой оценки возможного изменения цвета растровых полей CMY контрольных шкал от оттиска к оттиску.

Авторы справедливо отмечают, что стандарт не предусматривает допуски и отклонения в балансе. Но необходимо отметить, что при стандартизации баланс по серому разными разработчиками воспринимается по-разному. Достаточно обратиться к наиболее уважаемым нормативным документам (таблица сверху). Отличными от ISO в этих стандартах являются также требования к колористике красок и величинам растискивания.

В новом стандарте ISO 12647-2:2004 неизменными остались лишь требования к допечатной подготовке. Все основополагающие положения, касающиеся цветопробы и печатного оттиска, подверглись ревизии, при этом не изменился лишь принципиальный подход к оценке качества полиграфической продукции. Как и прежде, основной критерий – соответствие целевым значениям в пределах заданных допусков всего двух параметров: колориметрических координат цветов триады и их наложений, а также величины растискивания. Баланс же по серому, как совершенно справедливо отмечают сами авторы статьи, «не самодостаточен, это производная колористики и градационной характеристики».

Грешат неточностью и приведбённые в статье сведения о том, что для качественной печати необходимо, «чтобы разница в растискивании между секциями не превышала 4%». Величина допуска на вариацию растискивания в 4% в стандарте действительно присутствует, но относится к разрешённому отклонению между разными оттисками в тираже по одной краске, причём только для полутона (40-50% растра). Для теней (75-80% растра) эта величина составляет уже 3%.Что же касается допустимой разницы величины растискивания между хроматическими цветами триады, то она определяется более сложной зависимостью. Величина, учитывающая возможную разнонаправленность колебания растискивания в полутонах от секции к секции, носит в стандарте название «спред полутона» (mid-tone spread), меняется в зависимости от условий печати и определяется несложной формулой, а не конкретным числом.

Очень смелым кажется и утверждение авторов, что при достаточно широком диапазоне колебаний значений колориметрических координат цветов и растискивания «все допуски увязаны на баланс». Это противоречит ими же отмеченному условию об отсутствии допусков на сам баланс по серому. Сомнительно, что в явном виде разрешённое стандартом цветовое отличие в н”Е*ab = 5 можно увязать с гипотетической необходимостью следованию балансу. И совсем уж зря в подтверждение своей догадки авторы привлекают «еврошкалу» (Euroscale), то есть DIN 16539, изданный в далёком 1971 г. и отменённый в мае 2002 г.

Следует с горечью признать, что, не успев появиться на свет, стандарт уже начинает становиться предметом спекуляций. Невольно вспоминается незавидная судьба его предыдущей редакции, ссылаясь на которую многие авторы, словно сговорившись, считали необходимым упомянуть в виде основного критерия качества печати денсиметрические плотности красок на отражение. А ведь эти данные были опубликованы только в информативном приложении и к стандарту, как таковому, не имели вообще никакого отношения. Подобная ситуация складывается и с новой редакцией стандарта, которая уже начинает обрастать небылицами. Что же ждбёт его на протяжении ближайших пяти лет существования до появления очередной редакции? Всбё-таки надо быть аккуратнее с первоисточниками.

Ещё раз подчеркну несомненную ценность указанной статьи, подписываюсь под большинством в ней изложенного. Баланс по серому, сам по себе, – полезнейшая для печатника вещь и не нуждается в притянутых за уши аргументах в его пользу, как и в излишнем возвеличивании. Целиком и полностью разделяя мнение авторов о том, что качество при печати – это неуклонное следование стандарту, обидно сознавать, что сами-то они стандарта не придерживаются. Надуманная связка «баланс-стандарт» оказалась лишней – причбём здесь вообще ISO 12647-2?! Статья бы только выиграла, если из текста просто вычеркнуть всякое упоминание о нбём.

Сергей Бачурин (info@bazilprint.ru), генеральный директор типографии «Базил».


Баланс по серому

Относительная площадь растра ISO 12647-2 SWOP GRACOL
  C M Y C M Y C M Y
Четверть тона, % 25 19 19 25 16 16 25 16 16
Полутон, % 50 40 40 50 39 39 50 40 40
Три четверти тона, % 75 64 64 75 63 63 75 63 63

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Возглавляя беспроцессную революцию

    18 апреля 2018 г. впервые посетивший Россию директор по международным продажам Kodak Ричард Риндо приехал в типографию «Парето-Принт» (Тверь) и вручил её директору Павлу Арсеньеву специальный полиграфический «Оскар Кодак». Подробнее о причинах такого внимания Kodak к российской типографии можно почитать здесь. Мы же воспользовались случаем и взяли у Риндо интервью, где затронули более широкий круг вопросов.

     

  • Цифровая трансформация по-немецки

    15 мая в Москве состоялся технический симпозиум «Современные тренды и инновации в печати и постпечатных технологиях: Индустрия 4.0». Немецкие производители полиграфического оборудования рассказали представителям типографий о своих инновационных решениях. В первую очередь — в секторах премиум-упаковки и отделки этикеток.

     

  • Упаковка без остановок: дорогой цифровизации

    В Heidelberg уверены — в обозримой перспективе в типографиях, выпускающих картонную упаковку, найдётся место и для офсетной, и для цифровой технологий печати. Главное, чтобы производство было эффективным и соответствовало требованиям цифровой эпохи.

     

  • Варианты будущего для типографий

    Передовые полиграфические технологии Komori и Brausse — теория и практика для представителей российских типографий. Без секретов.

     

  • Времена не выбирают: людям нужна память

    В рамках выставки «Фотофорум» 12 апреля 2018 г. в «Крокус-Экспо» состоялась панельная дискуссия о рынке фотокниг, в которой приняли участие представители компаний, их выпускающих, а также поставщики оборудования и материалов. Cреди выступавших не хватало, пожалуй, только кого-то из заказчиков, для которых все эти компании работают. Хотя дискуссия продолжалась всего час, но она вместила в себя наиболее важные вопросы — от тенденций рынка до новых проектов.

     

  • От листов к применениям

    В январе 2018 г. Ирина Романенко назначена исполняющей обязанности директора департамента дистрибуции бумаги и расходных материалов «Xerox Евразия». Тогда же департамент подвёл итоги 2017 г.: вырос объём продаж на всех ключевых направлениях, компания заняла более трети российского рынка материалов для цифровой печати.

     


comments powered by Disqus