101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Рынок цифровых печатных форм<a href="http://www.osp.ru/flexomag/2005/02/017.htm#vr"><sup>*</sup></a>

  • Франс Кампc
  • 5 апреля 2005 г.
  • 4588
Многое изменилось после анонса технологии CtP на Drupa-1990. И, несмотря на её медленный старт, можно констатировать: цифровые печатные формы стали ключом к дальнейшему развитию флексографии.

Цифровые пластины превратились в серьёзного конкурента традиционным аналоговым (плоским и рукавным) в узко- и широкорулонной печати. Ещё более привлекательными их сделают выходящие на рынок системы автоматической загрузки и выгрузки пластин — неотъемлемая часть усовершенствованных устройств лазерного экспонирования. Но технологический процесс во многом остаётся неизменным — для форм по-прежнему требуются вымывание, сушка и завершающее экспонирование. Ускоряет его относительно новая безвымывная технология, реализованная в термальных системах Fast от DuPont или Lava от MacDermid.

Преимущества цифрового метода формирования изображений очевидны — получаемое с помощью лазера качество значительно выше, чем при изготовлении форм традиционным способом. На одной форме можно использовать разные типы растрирования, новейшее ПО позволяет создавать ранее недоступные формы точки.

На начальном этапе развития цифровых технологий считалось, что высокое качество цифровых форм должно отражаться на цене. Сейчас типографии активно инвестируют средства в системы цифрового вывода, но стоимость печатных пластин и гильз не становится на порядок выше — значительные капиталовложения в оборудование окупаются рентабельностью предприятий.

Распространение цифровых систем отчасти объясняется диверсификацией производства, проникновением типографий в новые рыночные ниши, подразумевающими использование цифровых цветопроб, систем управления цветом, средств связи, цифровых методов управления данными и их хранения. Благодаря АСУ ТП, работа в компьютерной сети, макетирование и моделирование стали намного надёжнее и эффективнее.

Цифровые технологии изготовления печатных форм широко проникают во все сегменты рынка. Типографии всё чаще берут допечатные процессы на себя, и намечающиеся инновации дают основания полагать, что их инициативы будут успешными.

Рассмотрим значимые сегменты рынка, где активно применяются цифровые печатные формы.

Гибкая упаковка

Рынок гибкой упаковки — один из ключевых, особенно если речь идёт о пластике, мелованной бумаге, ламинированных материалах и т. д. Печать выполняется с помощью анилоксовых валов с высокой линиатурой растра, а общее качество форм должно предусматривать работу с высоким разрешением, воспроизведение мелких растровых точек специальной формы. Но цифровое качество требуется далеко не всегда. Не обязательно воспроизводить на каждом полиэтиленовом пакете «Мону Лизу», хотя в любом супермаркете несложно убедиться: есть множество существенных деталей — штриховое кодирование, обязательная информация по продукции, всё больше изысканных деталей и рекламы на каждой упаковке.

Второй аспект — заметное расширение рынка. Раньше один продукт имел не более 4-5 разновидностей, каждая продавалась в стандартной (например, килограммовой) упаковке. Сейчас почти во всех семьях не более двух, а то и вообще нет детей, много одиноких и пожилых потребителей, и каждый вид товара предлагается в упаковках разного объёма, оптимальных для запечатывания флексографским способом. Единственная пока проблема — стоимость печатной формы.

Этикетки и ярлыки

Хотя и не так быстро, как 10 лет назад, рынок продолжает расти, постепенно смещаясь в сторону флексографии. В сегменте, где изначально присутствовали высокая и глубокая печать, офсет и флексография, доля последней продолжает увеличиваться, меняясь от страны к стране. Цифровые печатные формы интересны той части рынка, где необходимо действительно высокое качество.

Картонные коробки

Относительно новый и, безусловно, идеальный рынок для флексографии, но ей ещё предстоит отвоевать долю у офсета/высокой печати, и в этом поможет качество цифровых форм.

Другие возможности

Можно назвать массу вариантов, в тех или иных условиях идеальных для сегмента цифровых печатных форм, но делать конкретные прогнозы пока трудно. В некоторых странах совокупная рыночная доля цифровой технологии в трёх вышеупомянутых секторах уже приближается к 50%. Вероятно дальнейшее распространение цифровых формных систем, но главным сдерживающим фактором пока остаётся цена на расходные материалы.


Пока на рынке флексографских фотополимерных пластин главенствуют аналоговые формы, традиционно изготавливаемые экспонированием через негатив. Их качество, как правило, удовлетворяет производителей гибкой упаковки и этикетки, а цена, в среднем, на 10-15% ниже цифровых. Существенна и стоимость лазерного маскирующего оборудования (не менее 150 тыс. долл., в зависимости от формата и модели).

Но ряд типографских заказов (15-20%) требует воспроизведения сложных высоколиниатурных изображений, что возможно только при печати с цифровых форм. Эти пластины обрабатываются методом лазерного маскирования — на поверхности фотополимерного слоя создаётся негативная маска. Затем традиционная обработка: УФ-экспонирование, вымывание, сушка, финишинг. При работе с сольвентовымывными цифровыми пластинами, каковых на рынке большинство, возникают проблемы: экологические (вследствие испарения растворителей), временные (велико время их изготовления) и экономические (нужно приобретать и регенерировать сольвентные растворы).

Ряд типографий успешно работает с водовымывными цифровыми пластинами Toyobo, которые лишены указанных недостатков — нет вредных испарений, ниже себестоимость из-за отсутствия сольвентных растворов, заметно сокращаются сроки изготовления форм. Перспективы у цифровых масочных пластин хорошие, ведь требования к качеству изображений растут, равно как и конкуренция среди производителей.

Дмитрий Токманцев (tokmantsev@yam.ru), продукт-менеджер по флексографии компании «ЯМ Интернешнл»


Одна из главных тенденций современной полиграфии — перевод большинства технологических процессов в цифровой вид. Условно говоря, всё, что может быть оцифровано, должно быть оцифровано. И хотя флексография не исключение, способ печати накладывает определённые ограничения. Цифровые технологии уже давно неотъемлемая часть допечатных и формных процессов, но в печати применяются опосредованно, и степень их вовлечённости определяется набором специальных устройств и агрегатов.

В препрессе давно и успешно используются компьютерные технологии, результат работы на этой стадии на 100% виртуален (для его визуализации — вещественная цветопроба или пробопечатный оттиск). Простор для манёвра — лишь на стадии формного процесса, что доказывает история развития фотополимерных пластин и оборудования для их обработки.

Около 10 лет существует процесс изготовления цифровых клише с использованием масочного (LAMS) слоя. Де-факто — это стандарт отрасли: альтернативные технологии в ближайшем будущем таких же результатов не достигнут. В первую очередь, по причине производительности, ибо не обладают ею в достаточной степени при работе со стандартными (2540 dpi) разрешениями и линиатурами. И во вторую, по экономическим аспектам — себестоимость изготовления клише и цена оборудования. Сейчас по всему миру установлено около 1000 комплексов, работающих по технологии лазерного гравирования масочного слоя (DuPont — Esko-Graphics, Creo, «Альфа» и др.) и лишь единицы — на базе альтернативных технологий, пусть даже анонсированных 5 лет назад.

Развитие ключевой технологии продолжается, совершенствуются альтернативные решения — всё это заставляет ожидать дальнейшего прогресса цифровой флексографии.

Константин Марикуца (Konstantin.Marikutsa@rus.dupont.com), к. т. н., технический представитель DuPont Cyrel и Cromalin


Согласимся с автором, что цифровые технологии изготовления печатных форм (ПФ) в России появились относительно недавно и сейчас занимают около 50% рынка. Но говорить об альтернативе аналоговым ПФ не совсем правильно: во-первых, как отмечает и сам автор, не всегда есть необходимость воспроизводить сложные изображения, а во-вторых, качество цифровых ПФ достигается и аналоговым способом, если грамотно провести подготовительные работы (препресс).

Заметим, что речь идёт о технологии LAMS — лазерном гравировании чёрного масочного слоя пластины, что позволяет заменять один этап аналогового способа — использование негатива.

А это ведёт к формированию вертикального профиля печатных элементов, вследствие чего уменьшается растискивание, воспроизводятся мелкие элементы, увеличивается разрешающая способность.

Что касается Computer-to-Plate, прямого лазерного гравирования, позволяющего полностью выжигать изображение на полимерной пластине, то интерес к нему, конечно, есть, как, впрочем, и к любым новым технологиям, но стоимость оборудования пока очень высока.

Кроме относительной скорости изготовления ПФ и отсутствия растворителя, особых преимуществ, за которые стоит платить такие деньги, пока не видно. Ведь заказчикам ПФ не очень-то важно, как будет изготовлена форма — они покупают не печатную форму саму по себе, а продукт, позволяющий им выпускать продукцию требуемого качества в установленные сроки и с минимальными производственными издержками.

Наталья Аверьянова, руководитель отдела продаж бизнес-направления «флексографская и высокая печать»; Анна Ялышева, руководитель отдела продаж бизнес-направления «печатные формы» компании «Тампомеханика»


* Журнал FlexoTech, август 2004 г. © FlexoTech, Published by Whitmar Publications Ltd.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ


Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 30