2005.04.05, Автор: Андрей Захаркин15903 прочтений

Подготовка файлов для тиснения и вырубки

Теги: Форум Отделка Общее Упаковка и конвертинг FSP

Затронутая в первом номере журнала за этот год тема грамотной подготовки файлов и составления задания для изготовления инструментов важнейших отделочных in-line-процессов - тиснения и вырубки - очень важна.

Затронутая в первом номере журнала за этот год тема грамотной подготовки файлов и составления задания для изготовления инструментов важнейших отделочных in-line-процессов — тиснения и вырубки — очень важна. Жаль, что в России она была поднята в виде переводной статьи автора, который, судя по тексту, достаточно далёк от реальности (даже своей, американской).
Андрей Захаркин

Будучи много лет пользователями клише, а затем основателями их современного производства в России, первыми начав изготавливать на массовой основе медные, магниевые, латунные клише, валы для тиснения и гибкие вырубные штампы и успешно продолжая этим заниматься, мы не можем оставить поднятую тему без внимания. Особенно в приложении к российской действительности, ибо многие положения американского автора никак ей не соответствуют, а некоторые даже вредны. Например, типичные сроки изготовления клише и штампов у нас — 1-3 дня, а вовсе не одна-две недели, как сетует американский автор.

Вместе с тем, цель предлагаемой статьи — не столько критика, сколько корректное изложение темы с точки зрения исполнителя заданий, с учётом собственного многолетнего опыта тиснения.

Какие они бывают

Металлические клише для тиснения фольгой и конгрева производят двумя способами — химическим травлением и механической обработкой (гравировкой). Об их преимуществах и недостатках автор уже писал в прессе и пособии по тиснению.

Хотя для дальнейшего понимания сделаю всё-таки оговорку: травленые клише изготавливаются с применением исходного материала — фототехнической плёнки. Технологический процесс включает много этапов, и на каждом они теряют в качестве. Гравированные сходят со станков ЧПУ, где изготавливаются под управлением программы, в которую преобразовывается переданный заказчиком файл (что исключает потерю качества) — исходный материал данного процесса.

Говоря о требованиях к файлам, будем иметь в виду несколько разновидностей клише — гравированные латунные пластины (для тигельных машин, работающих с отпечатанными рулонами, типа NewFoil и аналогичных), валы для тиснения и стальные гибкие штампы для надсечки самоклеящихся материалов либо сквозной вырубки на ролях.

О форматах

Обычно файлы для клише и штампов предоставляются в форматах CDR, EPS или AI, реже TIFF. Первого, столь любимого начинающими дизайнерами, следует избегать, ибо при конвертации в программу ЧПУ он будет преобразован в AI или TIFF, с возможными искажениями объектов. Без таковых гравируются лишь задания, успешно транслированные в AI, файлы в формате TIFF нередко теряют детали. Поэтому AI — идеальный вариант.

Если располагаете лишь CDR, переведите его в AI, посмотрите в Adobe Illustrator, откройте в CorelDraw и сравните с оригиналом. Если есть отличия, исправьте объекты в исходном файле, чтобы после преобразования они сохранились без изменений. В крайнем случае, экспортируйте CDR в чёрно-белый TIFF с устраивающим разрешением (проверьте, раскрыв его в Adobe Photoshop), и отсылайте его изготовителю. В целом же, готовьте файлы только в AI, чёрно-белые, все объекты должны быть переведены в кривые.

Что внутри

В файле для клише не должно быть обводок, незамкнутых линий, наложенных и пересекающихся объектов, скрытых слоёв — все объекты должны иметь чёрную заливку. Изображение — прямое (не зеркальное), не масштабированное и только того, что будет на клише. Иногда допустимы: контур обрезки клише (если она фигурная), метки отверстий под втулки для контрматриц или крепежа клише винтами. Эти элементы должны быть отдельно обозначены текстом, а содержащий их второй файл — лишь дополнять основной, одновременно дублируя его содержимое.

Для клише многоуровневого конгревного тиснения следует разбить уровни по цветам, указав в легенде их соответствие друг другу и глубины. Нужно изобразить поперечные сечения конгрева в нескольких принципиальных местах, либо сослаться на типовые профили изготовителя клише, если они есть. У нас, например, много лет назад разработано 27 типовых профилей с определённым графическим представлением.

В сложных конгревных клише, когда невозможно разбить изображение на уровни, например, при воспроизведении природных объектов сложной формы, лучше готовить два файла: AI, где чёрным отмечено всё, что будет подвергнуто конгреву, и TIFF, где на белом фоне, в режиме «256 градаций серого» размещено полутоновое изображение, интенсивность серого цвета которого обозначает глубину гравировки (самая глубокая — чёрным). Следует избегать резких тоновых переходов (в этих местах получится ступенька), а также резких входов с краёв изображения.

Для конгревного тиснения нужно указать максимальную глубину. Если есть сомнения, лучше сразу о них сообщить и заказать у изготовителя клише пробный оттиск, заранее предоставив образец материала в достаточном для проб количестве. Надо быть готовым, что изготовитель клише посоветует скорректировать файл, предвидя явные проблемы при тиснении.

Особенность подготовки макетов ротационных клише — служебная осевая линия середины вала, позволяющая правильно расположить изображение. Ни в коем случае нельзя включать в файл контуры вырубки, в т.ч. и в скрытых слоях. Отдельно следует указать раппорт (длину окружности вала), тип машины, температуру тиснения и, в идеале, чертёж вала.

Хотя температура тиснения учитывается для клише всех видов, для листовых ею часто можно пренебречь, но для ротационных она — обязательный элемент. При нагреве вал расширяется, меняя диаметр и, как следствие, длину оттиска. Если диаметр не уменьшить при производстве, то при тиснении получится больший раппорт, начнётся проскальзывание вала по бумаге, мелкий рисунок может оказаться смазанным, а фольга замяться, особенно если изображение является непрерывным вокруг вала.

Нередко с валом заказывают приводные стальные шестерни, для которых нагрев не учитывается, т.к. их коэффициент теплового расширения значительно ниже, чем у латуни. Если же заказчик желает получить латунную шестерню, для которой потребуется соответствующий перерасчёт, акцентируйте на этом внимание изготовителя.

Составляя заказ, оцените изношенность секции тиснения, опыт печатника и характер рисунка — при биении в машине оси вала равномерного тиснения не получится. Поэтому в файл с изображением нередко включают сплошные боковые контактные полосы той же высоты, что и изображение — они затем попадают на обрезаемые края роля бумаги. Благодаря им можно посильнее зажать в секции латунный вал, поддерживать постоянный зазор даже в местах, где нет изображения, исключить удары в начале и конце тиснения отдельных элементов, преждевременное раздавливание мелких элементов дизайна.

Файл на гибкие штампы для надсечки или вырубки должен содержать контуры вырубки как замкнутые линии со сглаженными (хотя бы с радиусом 0,5 мм) углами, а также границы штампа — в виде прямоугольника (раппорт и ширина). Дополнительно укажите тип вырубаемого материала (бумага, плёнка PP, PE, металлизированная бумага), раппорт, толщину подложки для самоклеящихся материалов.

Это важные данные — каждый штамп изготовитель проверяет на специальной машине, аналогичной вырубной секции, на требующемся заказчику материале, и прикладывает образец вырубки к готовому штампу. Если материал нетипичный, предоставьте образец с шириной, нужной для проверки штампа, длиной 5-10 метров. Если необходимы острые углы или заострения с радиусом менее 0,5 мм — особо подчеркните это при заказе. Следует, однако, иметь в виду, что острые углы, а также пересекающиеся режущие кромки снижают тиражестойкость штампа, создают проблемы со снятием облоя.

Немного отвлекаясь от флексографии, говоря о файлах для гибких штампов, замечу, что сейчас всё чаще заказывают гибкие вырубные штампы для тигельных (в том числе для ролевых, работающих по предварительно запечатанным материалам) и офсетных печатных машин.

Если в первом случае штамп ставится на двухсторонний скотч или, что правильнее, на магнитную плиту и, при вырубке, полностью копирует свою конфигурацию, то во втором с натягом надевается на офсетный вал вместо резины, либо также на двухсторонний скотч. То есть, изгибается. В таких случаях необходимо учитывать дисторсию — увеличение расстояния между ножами по окружности. И, кроме границы штампа, сообщать изготовителю диаметр офсетного вала, а когда требуется — информацию о крепёжных отверстиях для зажима штампа в планки или надевания на штифты.

Пробное тиснение

Сделать конгревное тиснение одного изображения на разных материалах можно с различными глубинами и углами входа. И не всегда клише для мягкого толстого картона даст хороший эффект на писчей бумаге — тиснение способно её разорвать или замять наружные углы вокруг оттиска. Определить глубины и профили конгрева может только опытный технолог, исходя из собственной практики и особенностей материала.

Не обладающим таким опытом, предлагаем воспользоваться наработанными рекомендациями, изложенными в выпущенном нами пособии, содержащим образцы глубин, углов и профилей.

Можно и прибегнуть к испытанному способу — уже упомянутому пробному тиснению. Заказчик предоставляет файл, образец бумаги, определяет типовой профиль конгрева, просит определить глубины и остальные параметры, чтобы тиснение получилось наиболее эффектным и качественным. После изготовления нескольких вариантов элементов клише, на автоматическом тигельном прессе и материале заказчика изготовитель подбирает параметры клише и режимы тиснения. В итоге клиент получает рабочий инструмент с образцом оттиска на его материале. Особенно полезно пробное тиснение для одновременного тиснения фольгой и конгрева, т.н. конгрева с фольгой за один прогон.

Технологическая специфика

Конгрев с фольгой за один прогон на ролевых машинах в линию — достаточно уникальная процедура. Связано это с механизмом контакта клише и контрматрицы при относительно большой кривизне поверхности валов. Конгрев без фольги здесь тоже редок. Типичное оборудование для конгрева по отпечатанному флексографскому тиражу — специализированные тигельные ролевые машины.

Валы, тем не менее, отлично работают при конгреве с фольгой с мелкой вывороткой (например, буквы в маленьких медалях). Мы специально разработали для таких вариантов профиль и глубины, с успехом их применяем. Тиснение производится в обычном режиме.

Ротационный метод делает тиснение детальнее, чем плоский на тигельном прессе, где клише может «заливать» фольгой углы и мелкую выворотку, а при работе с большими плашками мешает воздух между клише и бумагой, не успевающий выходить при быстрой работе и жёстком контакте краёв плашки с бумагой.

Характерная черта работы с тигельным прессом — широкий набор подкладочных, декельных и приправочных материалов плюс умение ими пользоваться. Ротационный метод лишён подобных проблем — тиснение идёт по узкой линии контакта, фольга и бумага хорошо натянуты, нет провисания, печатный вал покрыт жёстким полиуретаном. Если правильно подобрана фольга и температура, углы и выворотку «не заливает», отлично ложится плашка.

Ограничения, конечно, есть. При составлении дизайна имейте в виду, что выворотку мельче 0,05 мм получить не удастся — если печатная машина позволяет, лучше отпечатать требуемые элементы прямо по нанесённой фольге, после тиснения.

Заключение

Изложенный материал отнюдь не исчерпывает тему, детально вновь обратиться к которой автор намерен в самое ближайшее время в российской печати. К тому же, следуя названию издания, мы почти не касались основных потребителей клише для тиснения, которые, всё-таки, используют листовые машины — будь то автоматы или ручные прессы.

Андрей Захаркин (info@firmaprint.ru), управляющий фирмы «Принт-типография», Москва.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Типография под ключ

    Основатель московской типографии MDMprint Руслан Галифанов сообщил об открытии направления франчайзинга под своей маркой. Один из первых копировальных салонов по этой модели бизнеса заработал в середине августа 2018 г. в московском ТЦ «Звёздочка». Через неделю после открытия мы встретились на месте действия с Русланом и первым франчайзи MDMprint Диляном Башевым.

     

  • Печать 2025: сделать мир «умнее»

    План на 2025 г.: как индустрия печати изобретает себя заново, чтобы насытить мир интеллектуальными продуктами и сервисами.

     

  • 20 наивных, но важных вопросов про CTP и их выбор

    Сейчас все офсетные типографии сталкиваются с похожими проблемами: тиражи падают, расходы растут. В этой ситуации встаёт вопрос: каким образом строить стратегические планы по развитию производства? Одним из простых и эффективных решений можно считать смену технологии вывода печатных форм с аналогового способа на CTP. Даже аппараты начального уровня — сравнительно недорогой способ заметно увеличить оборот и прибыль типографии, получить импульс для рывка в конкурентной борьбе. За кажущейся простотой решения скрывается множество подводных камней и вопросов, которые лучше всего прояснить на самом раннем этапе. И не на все вопросы есть очевидные ответы. Вместе с компанией «МакЦентр» мы разбираемся, всем ли нужны CTP, какая технология предпочтительнее, и надо ли переживать о стране происхождения вашего аппарата.

     

  • Трёхсторонняя синергия: оборудование, бумага, сервисы

    27 июня, во время выставки Printech 2018, было объявлено, что «Konica Minolta Россия», Mondi и компания Europapier подписали договор о трёхстороннем сотрудничестве в сфере развития бизнеса на российском рынке. В рамках соглашения компании будут развивать рынок цифровой производительной печати, проводить совместные маркетинговые активности и мероприятия для российских заказчиков. После церемонии подписания мы задали несколько вопросов её участникам — главе Konica Minolta Business Solutions Russia Николаю Дмитриеву, генеральному директору Europapier Дмитрию Цветкову и генеральному директору «Монди Сейлз СНГ» Алексею Шамину.

     

  • Цифровые горизонты для офсетных типографий

    Совместная конференция Publish и «ITE Москва» продемонстрировала для представителей офсетных типографий разнообразные варианты развития с опорой на цифровые технологии — от внедрения цифровой печати и отделки до автоматизации и перехода к новым бизнес-моделям.

     

  • Screen всё ближе...

    Японская Screen завоевала отличную репутацию у отечественных полиграфистов ещё со времён, когда компания выпускала профессиональные сканеры и фотонаборные автоматы. Позже наступила эпоха прямого вывода форм, и в наших типографиях стали появляться CTP этого производителя, причём не только под собственной маркой, но и под другими известными брендами. Мы также стали свидетелями поставки в Россию рулонной промышленной ЦПМ Screen и широкоформатного УФ-принтера. Послушав выступление регионального директора Screen Europe Франца Копса на нашей конференции во время RosUpack 2018, мы решили узнать о перспективах развития бизнеса компании в мире и нашей стране и, в частности, сроках начала появления у нас первой этикеточной ЦПМ этого производителя. На этот раз Франц приехал в сопровождении своего руководителя — президента Screen Europe Таканоре Какита.

     


comments powered by Disqus