2005.03.02, Автор: Игорь Терентьев2277 прочтений

Две беды

Теги: От редактора От редактора Publish

Классическое высказывание о главных российских бедах справедливо и в контексте рынка цифровой печати (по крайней мере, наполовину).

Терентьев Игорь Классическое высказывание о главных российских бедах справедливо и в контексте рынка цифровой печати (по крайней мере, наполовину). А чтобы получить исчерпывающее определение всех главных бед цифровой печати, достаточно перефразировать его с учётом особенностей предметной области. Получается, «дураки и демпинг».

Обычное дело: как соберутся владельцы или руководители цифровых печатных салонов, так разговор неминуемо заходит о ценах на печать. Уж очень тема больная, а падают они не первый год — стабильно и катастрофически (как считают некоторые) ползут вниз. Увы, обсуждать проблему можно сколько угодно, но где взять действенные рецепты её решения?

Говорят: прежде чем лечить болезнь, нужно поставить верный диагноз. Почему падают цены на рынке цифровой печати? Принято считать, что во всех бедах виноваты глупые и недальновидные владельцы только что открывающихся салонов: стремясь привлечь клиента любыми средствами, они устраивают «праздничную распродажу» услуг цифровой печати по бросовым ценам. Последствия больно бьют не только по самим организаторам мероприятия (попробуй-ка вернуться к нормальным ценам, обеспечивающим приемлемую прибыль, и не растерять заказчиков), но и по всему рынку — слухи об «отличной» сделке в новом салоне распространяются, как круги на воде. Ими разят наповал несговорчивых, не стесняясь, «прогибают» давних партнёров и т. д. Звериный оскал капитализма, в общем…

Но есть и объективные причины устойчивого падения цен. Дело в технологиях: рынок офсетного оборудования относительно устоялся (стоимость машин определённых форматов, красочности и классов, а также расходных материалов к ним не меняется годами), иное дело — цифровая техника. Интенсивно развивается она всего несколько лет, а поколения цифровых устройств печати меняются чуть ли не ежегодно. Неудивительно, что себестоимость отпечатка на годовалой машине оказывается существенно выше, чем на только что купленном за гораздо меньшие деньги и более производительном аппарате нового поколения. А ведь составляющей себестоимости в цене конечного продукта никто не отменял…

Другой объективный фактор — «пересортица». И снова аналогия с офсетом: если разница в качестве полноцветной печати офсетных типографий существенна, то отпечатки с цифровых машин разных поколений и классов отличаются, как небо и земля. А в прайсах стоит только цена за цветной лист А4… Понятно, почему владельцы серьёзных ЦПМ нет-нет да и срываются «посоревноваться» с теми, кто строит бизнес на основе цветного лазерного принтера формата А4. То ли ещё будет, когда на рынке появятся предложения по печати листовой продукции на промышленных струйных системах…

Увы, не лучшим образом сказывается и фактор цены вхождения в бизнес: в цифровой печати она на порядок (а то и на два) ниже, чем начальная сумма для организации печатного производства на основе традиционных технологий. Поэтому у кредито- и лизингодателей велик соблазн разложить деньги во много маленьких корзин, не особо вдаваясь в содержание бизнес-планов и заложив в проценты повышенный риск, а ответственность поставщиков недорогих систем цифровой печати вообще минимальна: нагружать их обязанностью обратного выкупа не оправдавшего себя аппарата (пусть даже проработавшего всего несколько месяцев) никто не собирается — неликвид.

Удивляться пертурбациям на рынке цифровой печати не приходится; они естественны — так и должно быть в период формирования и созревания рынка. Бороться с демпингом организационными мерами (создавать ради этого ассоциации, надеяться, что поможет поставщик, и т. п.) бессмысленно — не забыли о беде № 2?! Уверен — всё расставит по местам время (увеличится период между сменами поколений ЦПМ, появятся крупные сети печатных салонов с едиными ценами). Во всяком случае, на рынке офсетной печати проблема демпинга не так остра.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Перемены широкоформатного ландшафта

    Сектор широкоформатной печати, который уже много лет опирается преимущественно на цифровые технологии, не высечен в камне. В нём регулярно происходят перемены. Какие-то из них обусловлены «внешним» влиянием, другие определяются изменениями в технологиях. И всё происходящее имеет прямое отношение к деятельности рекламно-производственных компаний и типографий, использующих оборудование для широкоформатной печати. Ведь всё то, что вы покупаете, должно служить и окупаться не один год. А значит, всегда существует риск, что ставка будет сделана не на ту «лошадь»…

     

  • Струйное будущее печати

    Новейшая история полиграфии — в части, касающейся развития струйной технологии, — неплохо документирована, но некоторые факты в ней уже слегка позабыты. Например, первый патент на печатающую головку с непрерывным истечением чернил якобы был выдан Вильяму Томпсону ещё в 1867 г. Понятно, что тогда не шла речь о физическом воплощении принтера на основе этой технологии, и первую модель с непрерывным истечением чернил выпустила… Siemens только в 1951 г. Но в следующие 30 лет, до появления импульсных технологий — термо- и пьезоструйной, вряд ли кто-то всерьёз считал, что струйные устройства смогут стать базой для настоящих полиграфических машин.

     

  • На пути к этикеточному чёрному ящику

    Судя по ответам в нашем традиционном опросе на сайте, общее направление движения к «цифре» для большинства руководителей флексотипографий — дело решённое. Конечно, мы ставили гораздо более узкий вопрос, чем заявленная тема номера по итогам нашей конференции «Цифровая трансформация во флексотипографии». Мы предлагали только высказать мнение на тему «Стоит ли внедрять цифровую печать во флексотипографии?», не касаясь перехода на цифровые техпроцессы и послепечать.

     

  • Бублик автоматизации и другие вкусности

    Продолжаем заботиться об удовлетворении интеллектуального голода наших читателей. По заветам всех бабушек особое внимание уделяем мучному. Да, мы в курсе, что десерт подаётся последним и к чаю, но в нашем случае сладкое оказалось темой номера. Не спрашивайте, почему на обложке бублик. Так тему автоматизации интерпретировало причудливое воображение одного из дизайнеров прекрасной студии Tomatdesign. Наш вариант объяснения — это метафора идеальной (но недостижимой) автоматизации, охватывающей все аспекты деятельности типографии. Не только на 360° по окружности, но ещё замыкающейся в трёхмерную фигуру — тор. Впрочем, вы можете придумать и собственное объяснение…

     

  • Зачем нам рекорды?

    Когда мы готовили тему номера, казалось, что собрать в неё достаточное количество рекордов, имеющих отношение к полиграфии, будет сложно. Ведь у нас — индустрия, а не спорт, сама суть которого заключается в достижении всё новых и новых рекордов. Однако это оказалось совсем не так. Причём некоторые рекорды по разным причинам даже не попали в статью.

     

  • Точки оцифровки

    В процессе подготовки к нашим конференциям на общую тему цифровой трансформации, но для разных аудиторий — офсетных и флексографских типографий — я обращал больше внимания на то, как полиграфисты, не относящие себя к «цифровикам», на самом деле уже давно и много пользуются преимуществами цифровых технологий. Да, безусловно, цифровая печать находится в сердце цифровой трансформации отрасли. Однако цифровые технологии уже пронизывают полиграфию сверху донизу. Причём даже на предприятиях, которые не особенно торопятся в цифровую эпоху, точек цифровизации — множество!

     


comments powered by Disqus