2005.02.04, Автор: Игорь Терентьев2742 прочтений

Золотая середина

Теги: От редактора От редактора Publish

Трудно найти директора типографии, ни разу в жизни не отдававшего заказ или его часть "на сторону". Как и типографию, не выполнявшую заказы для коллег-полиграфистов.

Терентьев Игорь Трудно найти директора типографии, ни разу в жизни не отдававшего заказ или его часть «на сторону». Как и типографию, не выполнявшую заказы для коллег-полиграфистов. Поэтому термин «кооперация», подразумевающий сотрудничество сходных по профилю и оперирующих на одном рынке компаний, нам хорошо знаком и близок.

Хотя кооперация в полиграфии очень распространена, она имеет не только преимущества. Да, её неоспоримое достоинство — практически неограниченное расширение возможностей типографии в кратчайшие сроки и без дополнительных затрат. В самом деле, при правильном подборе партнёров-исполнителей компания превращается в эдакую скатерть-самобранку, готовую исполнить любую прихоть клиента. Естественно, это способствует расширению круга заказчиков, особенно в оперативной и рекламной полиграфии, где особо ценится комплексное обслуживание. Экстремальный вариант такого подхода порождает «виртуальные типографии», вообще не располагающие собственным производством. Более умеренный и самый распространённый случай — сотрудничество «непересекающихся» по технологиям и нишам фирм (офсет и шелкография, малоформатная листовая и рулонная печать, печать и отделка).

Помимо расширения ассортимента услуг, кооперация помогает и при нехватке мощностей в периоды пиковых нагрузок. Помню случай, когда большая журнальная типография в ожидании пуска новых машин несколько месяцев распределяла текущие заказы по компаниям-конкурентам…

Опыт сотрудничества с субподрядчиками играет позитивную роль и в развитии типографии. Разобравшись в тонкостях незнакомой технологии и сформировав собственный круг заказчиков, можно без особого риска открыть новое направление бизнеса. Не обойтись без помощи коллег и начинающей компании, ещё не построившей законченный техпроцесс: начать работать можно на том, что уже есть, выполняя недостающие операции по субподряду.

Взаимоотношения в рамках кооперации редко строятся «на один раз». Обе стороны обычно заинтересованы в продолжении совместной работы, договариваясь о значительных скидках, которые типографии не всегда готовы предоставить конечному заказчику.

Интересна модель построения полиграфического бизнеса, целиком ориентированного на «кооперационные» заказы. Принт-менеджеры такой фирмы будут избавлены от общения с заказчиками, бесконечных (и малоэффективных) обзвонов и смогут уделять больше внимания технологическим аспектам. Впрочем, нам реально работающие компании подобного типа неизвестны.

Что касается минусов, то самый очевидный и неприятный — за работу субподрядчику приходится платить. То есть делиться деньгами, которые клиенты платят вам. Недостаток скорее психологический — ведь без кооперации от части заказов пришлось бы просто отказаться. А вот увеличение (или даже срывы) сроков выполнения заказов с участием партнёров — объективная реальность. Более того: полную ответственность за качество перед клиентом несёте вы, а контролировать отданные на сторону операции (за редким исключение) уже не можете. Как признался директор одной из московских типографий, демонстрируя «свежезагубленный» субподрядчиком продукт, по его наблюдениям, вероятность брака в «кооперативных» тиражах заметно выше, чем в обычных.

Свою лепту вносит специфика полиграфического производства. Поскольку большинство заказов уникальны, нет никакой гарантии, что даже самый проверенный субподрядчик вдруг не споткнётся — но отвечать перед заказчиком всё равно вам. Да и вряд ли захочет исполнитель отдельной операции компенсировать затраты на весь испорченный тираж — речь может идти лишь о части суммы потерь.

Безусловный минус — организационные сложности. Скоординировать выполнение сложной работы в нескольких фирмах, выдать клиенту предварительную и окончательную калькуляции, проследить за ходом процесса — это по плечу только очень квалифицированному принт-менеджеру. А ещё нужно обеспечить приемлемую по рыночным меркам цену продукта (не забывайте о дополнительных транспортных расходах) и прибыль для всех участников проекта.

Передавая часть заказа «на сторону», вы также подвергаете риску будущее отношений с клиентом. Во-первых, далеко не всех устраивает такая практика — людям может казаться, что их обманывают. Во-вторых, не каждый субподрядчик удержится от того, чтобы не попытаться переманить к себе интересного заказчика.

Изложенными выше соображениями все плюсы и минусы кооперации не исчерпываются. Тем не менее, игра стоит свеч. А искать золотую середину — в какой степени участвовать в игре и в каком качестве — каждому руководителю придётся самостоятельно.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Взгляд Терминатора

    Это был вызов — визуализировать такую сложную тему. «Цифровая трансформация в офсетной типографии» — как это вообще может представить себе дизайнер? К счастью, к моменту выдачи задания Ане Бурлакиной у нас была не только тема номера, но и готовая статья по итогам нашей конференции на выставке Printech 2019. Это помогло Ане, что называется, «войти в тему». Результат вы можете увидеть на обложке этого номера…

     

  • Секрет бестселлера

    Самая быстро продаваемая книга этого года в категории небеллетристической литературы в Великобритании — Pinch of Nom (чтобы перевести правильно название, надо бы почитать саму книгу) — родилась из страницы в Facebook с более чем 1,4 млн подписчиков, посвящённой недорогим рецептам здоровой пищи. Итог: за первые три дня в мае распродано 210 506 экземпляров!

     

  • Игры экспоцентров

    Уже десятки лет выставки являются для производителей и поставщиков полиграфической отрасли важнейшим инструментом продвижения своих решений. Расчёт на то, что выставки, как магнит, привлекают целевую аудиторию — полиграфистов. Постепенно сформировалась определённая иерархия выставок, однако этот ландшафт не высечен в камне — даже самые успешные выставки не застрахованы от потери авторитета, а затем — экспонентов и посетителей. И порой здесь происходили перемены, достойные самого захватывающего сериала.

     

  • Чего хотят полиграфисты?

    Каждый раз, затевая очередной опрос, мы пытаемся хотя бы чуть-чуть влезть в головы наших читателей, чтобы понять, чего они хотят, — подобно тому, как это удалось Мелу Гибсону в фильме «Чего хотят женщины», но без ужасных последствий… Наш очередной опрос в номере с темой «FESPA для всех» был, конечно, посвящён широкоформатной печати. И на этот раз вопрос был сформулирован предельно прямо: «Какого прогресса в широкоформатной печати вы больше всего ждёте?»

     

  • Четвёртая промышленная для полиграфистов, или На пути к «бесчеловечному» производству

    Четвёртая промышленная революция (она же Индустрия 4.0) всё чаще упоминается производителями решений для полиграфистов. Если заглянуть в «Википедию», то там это понятие объясняют так: «Прогнозируемое событие, массовое внедрение киберфизических систем в производство и обслуживание человеческих потребностей, включая быт, труд и досуг.

     

  • Без повторов

    Этот номер посвящён цифровой упаковке и этикетке. Важными движущими силами этого рынка являются персонализация и вариативность. И мы подумали, почему бы не продемонстрировать это на примере обложки номера, являющейся нашей упаковкой в глазах читателей. Пусть каждая обложка будет вариативной и уникальной. Задумано — сделано. В этом сложном проекте объединили свои усилия несколько компаний и много людей.

     


comments powered by Disqus