2005.02.04, Автор: Игорь Терентьев2380 прочтений

Золотая середина

Теги: От редактора От редактора Publish

Трудно найти директора типографии, ни разу в жизни не отдававшего заказ или его часть "на сторону". Как и типографию, не выполнявшую заказы для коллег-полиграфистов.

Терентьев Игорь Трудно найти директора типографии, ни разу в жизни не отдававшего заказ или его часть «на сторону». Как и типографию, не выполнявшую заказы для коллег-полиграфистов. Поэтому термин «кооперация», подразумевающий сотрудничество сходных по профилю и оперирующих на одном рынке компаний, нам хорошо знаком и близок.

Хотя кооперация в полиграфии очень распространена, она имеет не только преимущества. Да, её неоспоримое достоинство — практически неограниченное расширение возможностей типографии в кратчайшие сроки и без дополнительных затрат. В самом деле, при правильном подборе партнёров-исполнителей компания превращается в эдакую скатерть-самобранку, готовую исполнить любую прихоть клиента. Естественно, это способствует расширению круга заказчиков, особенно в оперативной и рекламной полиграфии, где особо ценится комплексное обслуживание. Экстремальный вариант такого подхода порождает «виртуальные типографии», вообще не располагающие собственным производством. Более умеренный и самый распространённый случай — сотрудничество «непересекающихся» по технологиям и нишам фирм (офсет и шелкография, малоформатная листовая и рулонная печать, печать и отделка).

Помимо расширения ассортимента услуг, кооперация помогает и при нехватке мощностей в периоды пиковых нагрузок. Помню случай, когда большая журнальная типография в ожидании пуска новых машин несколько месяцев распределяла текущие заказы по компаниям-конкурентам…

Опыт сотрудничества с субподрядчиками играет позитивную роль и в развитии типографии. Разобравшись в тонкостях незнакомой технологии и сформировав собственный круг заказчиков, можно без особого риска открыть новое направление бизнеса. Не обойтись без помощи коллег и начинающей компании, ещё не построившей законченный техпроцесс: начать работать можно на том, что уже есть, выполняя недостающие операции по субподряду.

Взаимоотношения в рамках кооперации редко строятся «на один раз». Обе стороны обычно заинтересованы в продолжении совместной работы, договариваясь о значительных скидках, которые типографии не всегда готовы предоставить конечному заказчику.

Интересна модель построения полиграфического бизнеса, целиком ориентированного на «кооперационные» заказы. Принт-менеджеры такой фирмы будут избавлены от общения с заказчиками, бесконечных (и малоэффективных) обзвонов и смогут уделять больше внимания технологическим аспектам. Впрочем, нам реально работающие компании подобного типа неизвестны.

Что касается минусов, то самый очевидный и неприятный — за работу субподрядчику приходится платить. То есть делиться деньгами, которые клиенты платят вам. Недостаток скорее психологический — ведь без кооперации от части заказов пришлось бы просто отказаться. А вот увеличение (или даже срывы) сроков выполнения заказов с участием партнёров — объективная реальность. Более того: полную ответственность за качество перед клиентом несёте вы, а контролировать отданные на сторону операции (за редким исключение) уже не можете. Как признался директор одной из московских типографий, демонстрируя «свежезагубленный» субподрядчиком продукт, по его наблюдениям, вероятность брака в «кооперативных» тиражах заметно выше, чем в обычных.

Свою лепту вносит специфика полиграфического производства. Поскольку большинство заказов уникальны, нет никакой гарантии, что даже самый проверенный субподрядчик вдруг не споткнётся — но отвечать перед заказчиком всё равно вам. Да и вряд ли захочет исполнитель отдельной операции компенсировать затраты на весь испорченный тираж — речь может идти лишь о части суммы потерь.

Безусловный минус — организационные сложности. Скоординировать выполнение сложной работы в нескольких фирмах, выдать клиенту предварительную и окончательную калькуляции, проследить за ходом процесса — это по плечу только очень квалифицированному принт-менеджеру. А ещё нужно обеспечить приемлемую по рыночным меркам цену продукта (не забывайте о дополнительных транспортных расходах) и прибыль для всех участников проекта.

Передавая часть заказа «на сторону», вы также подвергаете риску будущее отношений с клиентом. Во-первых, далеко не всех устраивает такая практика — людям может казаться, что их обманывают. Во-вторых, не каждый субподрядчик удержится от того, чтобы не попытаться переманить к себе интересного заказчика.

Изложенными выше соображениями все плюсы и минусы кооперации не исчерпываются. Тем не менее, игра стоит свеч. А искать золотую середину — в какой степени участвовать в игре и в каком качестве — каждому руководителю придётся самостоятельно.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Перемены широкоформатного ландшафта

    Сектор широкоформатной печати, который уже много лет опирается преимущественно на цифровые технологии, не высечен в камне. В нём регулярно происходят перемены. Какие-то из них обусловлены «внешним» влиянием, другие определяются изменениями в технологиях. И всё происходящее имеет прямое отношение к деятельности рекламно-производственных компаний и типографий, использующих оборудование для широкоформатной печати. Ведь всё то, что вы покупаете, должно служить и окупаться не один год. А значит, всегда существует риск, что ставка будет сделана не на ту «лошадь»…

     

  • Струйное будущее печати

    Новейшая история полиграфии — в части, касающейся развития струйной технологии, — неплохо документирована, но некоторые факты в ней уже слегка позабыты. Например, первый патент на печатающую головку с непрерывным истечением чернил якобы был выдан Вильяму Томпсону ещё в 1867 г. Понятно, что тогда не шла речь о физическом воплощении принтера на основе этой технологии, и первую модель с непрерывным истечением чернил выпустила… Siemens только в 1951 г. Но в следующие 30 лет, до появления импульсных технологий — термо- и пьезоструйной, вряд ли кто-то всерьёз считал, что струйные устройства смогут стать базой для настоящих полиграфических машин.

     

  • На пути к этикеточному чёрному ящику

    Судя по ответам в нашем традиционном опросе на сайте, общее направление движения к «цифре» для большинства руководителей флексотипографий — дело решённое. Конечно, мы ставили гораздо более узкий вопрос, чем заявленная тема номера по итогам нашей конференции «Цифровая трансформация во флексотипографии». Мы предлагали только высказать мнение на тему «Стоит ли внедрять цифровую печать во флексотипографии?», не касаясь перехода на цифровые техпроцессы и послепечать.

     

  • Бублик автоматизации и другие вкусности

    Продолжаем заботиться об удовлетворении интеллектуального голода наших читателей. По заветам всех бабушек особое внимание уделяем мучному. Да, мы в курсе, что десерт подаётся последним и к чаю, но в нашем случае сладкое оказалось темой номера. Не спрашивайте, почему на обложке бублик. Так тему автоматизации интерпретировало причудливое воображение одного из дизайнеров прекрасной студии Tomatdesign. Наш вариант объяснения — это метафора идеальной (но недостижимой) автоматизации, охватывающей все аспекты деятельности типографии. Не только на 360° по окружности, но ещё замыкающейся в трёхмерную фигуру — тор. Впрочем, вы можете придумать и собственное объяснение…

     

  • Зачем нам рекорды?

    Когда мы готовили тему номера, казалось, что собрать в неё достаточное количество рекордов, имеющих отношение к полиграфии, будет сложно. Ведь у нас — индустрия, а не спорт, сама суть которого заключается в достижении всё новых и новых рекордов. Однако это оказалось совсем не так. Причём некоторые рекорды по разным причинам даже не попали в статью.

     

  • Точки оцифровки

    В процессе подготовки к нашим конференциям на общую тему цифровой трансформации, но для разных аудиторий — офсетных и флексографских типографий — я обращал больше внимания на то, как полиграфисты, не относящие себя к «цифровикам», на самом деле уже давно и много пользуются преимуществами цифровых технологий. Да, безусловно, цифровая печать находится в сердце цифровой трансформации отрасли. Однако цифровые технологии уже пронизывают полиграфию сверху донизу. Причём даже на предприятиях, которые не особенно торопятся в цифровую эпоху, точек цифровизации — множество!

     


comments powered by Disqus