2005.02.04, Автор: Игорь Терентьев2181 прочтений

Золотая середина

Теги: От редактора От редактора Publish

Трудно найти директора типографии, ни разу в жизни не отдававшего заказ или его часть "на сторону". Как и типографию, не выполнявшую заказы для коллег-полиграфистов.

Терентьев Игорь Трудно найти директора типографии, ни разу в жизни не отдававшего заказ или его часть «на сторону». Как и типографию, не выполнявшую заказы для коллег-полиграфистов. Поэтому термин «кооперация», подразумевающий сотрудничество сходных по профилю и оперирующих на одном рынке компаний, нам хорошо знаком и близок.

Хотя кооперация в полиграфии очень распространена, она имеет не только преимущества. Да, её неоспоримое достоинство — практически неограниченное расширение возможностей типографии в кратчайшие сроки и без дополнительных затрат. В самом деле, при правильном подборе партнёров-исполнителей компания превращается в эдакую скатерть-самобранку, готовую исполнить любую прихоть клиента. Естественно, это способствует расширению круга заказчиков, особенно в оперативной и рекламной полиграфии, где особо ценится комплексное обслуживание. Экстремальный вариант такого подхода порождает «виртуальные типографии», вообще не располагающие собственным производством. Более умеренный и самый распространённый случай — сотрудничество «непересекающихся» по технологиям и нишам фирм (офсет и шелкография, малоформатная листовая и рулонная печать, печать и отделка).

Помимо расширения ассортимента услуг, кооперация помогает и при нехватке мощностей в периоды пиковых нагрузок. Помню случай, когда большая журнальная типография в ожидании пуска новых машин несколько месяцев распределяла текущие заказы по компаниям-конкурентам…

Опыт сотрудничества с субподрядчиками играет позитивную роль и в развитии типографии. Разобравшись в тонкостях незнакомой технологии и сформировав собственный круг заказчиков, можно без особого риска открыть новое направление бизнеса. Не обойтись без помощи коллег и начинающей компании, ещё не построившей законченный техпроцесс: начать работать можно на том, что уже есть, выполняя недостающие операции по субподряду.

Взаимоотношения в рамках кооперации редко строятся «на один раз». Обе стороны обычно заинтересованы в продолжении совместной работы, договариваясь о значительных скидках, которые типографии не всегда готовы предоставить конечному заказчику.

Интересна модель построения полиграфического бизнеса, целиком ориентированного на «кооперационные» заказы. Принт-менеджеры такой фирмы будут избавлены от общения с заказчиками, бесконечных (и малоэффективных) обзвонов и смогут уделять больше внимания технологическим аспектам. Впрочем, нам реально работающие компании подобного типа неизвестны.

Что касается минусов, то самый очевидный и неприятный — за работу субподрядчику приходится платить. То есть делиться деньгами, которые клиенты платят вам. Недостаток скорее психологический — ведь без кооперации от части заказов пришлось бы просто отказаться. А вот увеличение (или даже срывы) сроков выполнения заказов с участием партнёров — объективная реальность. Более того: полную ответственность за качество перед клиентом несёте вы, а контролировать отданные на сторону операции (за редким исключение) уже не можете. Как признался директор одной из московских типографий, демонстрируя «свежезагубленный» субподрядчиком продукт, по его наблюдениям, вероятность брака в «кооперативных» тиражах заметно выше, чем в обычных.

Свою лепту вносит специфика полиграфического производства. Поскольку большинство заказов уникальны, нет никакой гарантии, что даже самый проверенный субподрядчик вдруг не споткнётся — но отвечать перед заказчиком всё равно вам. Да и вряд ли захочет исполнитель отдельной операции компенсировать затраты на весь испорченный тираж — речь может идти лишь о части суммы потерь.

Безусловный минус — организационные сложности. Скоординировать выполнение сложной работы в нескольких фирмах, выдать клиенту предварительную и окончательную калькуляции, проследить за ходом процесса — это по плечу только очень квалифицированному принт-менеджеру. А ещё нужно обеспечить приемлемую по рыночным меркам цену продукта (не забывайте о дополнительных транспортных расходах) и прибыль для всех участников проекта.

Передавая часть заказа «на сторону», вы также подвергаете риску будущее отношений с клиентом. Во-первых, далеко не всех устраивает такая практика — людям может казаться, что их обманывают. Во-вторых, не каждый субподрядчик удержится от того, чтобы не попытаться переманить к себе интересного заказчика.

Изложенными выше соображениями все плюсы и минусы кооперации не исчерпываются. Тем не менее, игра стоит свеч. А искать золотую середину — в какой степени участвовать в игре и в каком качестве — каждому руководителю придётся самостоятельно.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Точки оцифровки

    В процессе подготовки к нашим конференциям на общую тему цифровой трансформации, но для разных аудиторий — офсетных и флексографских типографий — я обращал больше внимания на то, как полиграфисты, не относящие себя к «цифровикам», на самом деле уже давно и много пользуются преимуществами цифровых технологий. Да, безусловно, цифровая печать находится в сердце цифровой трансформации отрасли. Однако цифровые технологии уже пронизывают полиграфию сверху донизу. Причём даже на предприятиях, которые не особенно торопятся в цифровую эпоху, точек цифровизации — множество!

     

  • Путеводитель по широкому формату

    Тема номера — FESPA 2018. Эта выставка, когда-то бывшая нишевой и нацеленной на специальные виды печати — трафаретную, тампонную и др., вместе с индустрией пережила успешную цифровую трансформацию и активно растёт. Теперь основу её экспозиции составляют широкоформатные принтеры, а также необходимые для их нормального функционирования решения — от RIP и полномасштабных систем автоматизации до послепечатного оборудования, запечатываемых материалов и чернил.

     

  • Самая личная полиграфия

    Четверть века назад, когда миру были представлены первые цифровые печатные машины, одной из главных сфер их будущего применения была заявлена персонализированная печать. Это было вполне разумно, ведь именно способность «цифры» свободно менять содержание каждого отпечатанного экземпляра являлась неоспоримым преимуществом новой технологии по сравнению с привычными аналоговыми способами печати, «отягощёнными» формными процессами.

     

  • Материализация «Матрицы»

    Упаковка считается тихой гаванью для полиграфии. Ей явно не угрожают опасности, которым подвергается издательская и рекламная печать. Все понимают, что упаковка часто оказывается для покупателей решающим фактором при выборе того или иного товара. Как следствие, владельцы брендов просто вынуждены увеличивать свои вложения в упаковку. Её сложность и разнообразие постоянно растут.

     

  • Открытия года

    Задумывая тему первого в этом году номера, мы не ожидали, что окажемся провидцами. То есть думали мы совсем о другом — о лучших продуктах, открытых нам за прошедший год различными международными конкурсами в области полиграфии. И статья в тему номера действительно про это — рекомендуем ознакомиться, если вы находитесь в поиске инновационных продуктов для развития своей типографии.

     

  • По восходящему мячу

    Это термин из моего любимого вида спорта — тенниса. Когда игрок бьёт по мячу после его отскока от корта, многое зависит от того, где находится точка удара. Современных игроков учат бить как можно раньше — пока мяч находится на восходящей траектории после отскока. Это требует хорошей координации, скорости реакции и отличной «физики» — вы должны быстрее и точнее подходить к мячу. Зато у вас появляется больше шансов завладеть инициативой — мяч возвращается на сторону соперника быстрее, к тому же на восходящей траектории энергия мяча, летящего к вам, больше. Значит, её можно использовать для более сильного ответа. Поэтому игра по восходящему мячу считается залогом победы и хорошо ложится в современную концепцию максимально агрессивного тенниса.

     


comments powered by Disqus