2008.01.10, Автор: Мария Коробцова2747 прочтений

Магия календарных примет

Теги: Бумага Consum

Корпоративный календарь давно стал важной составляющей имиджа респектабельной компании.

Корпоративный календарь давно стал важной составляющей имиджа респектабельной компании. Должным образом проработанный проект, где креатив удачно сочетается с оригинальной дизайнерской бумагой и замысловатой полиграфической обработкой — залог того, что календарь в течение года будет радовать глаз любимых клиентов, инвесторов, поставщиков и акционеров, каждый месяц рассказывая им что-то новое о компании.

Современный имиджевый календарь — эффектный подарок избранному кругу лиц, иногда почти произведение искусства, своеобразный рассказ о компании, который длится целый год или даже больше. Особо полюбившиеся страницы календарей продолжают украшать помещение сколь угодно долго — уже как постеры в рамках, тем более что фактура современной дизайнерской бумаги имитирует любые цвета и поверхности, от тканевых до каменных, добавляя изображению достоверности, текстуры, объёма, роскоши, вдыхая в него жизнь.

История оригинальных корпоративных календарей началась не так давно: первые более-менее нестандартные проекты, по сегодняшним меркам — наивные и незамысловатые, стали появляться лет шесть назад. На смену банальным квартальникам пришли перелистные ежемесячники на пружинах, украшенные обложками из дизайнерской бумаги, калькой с минимумом печати. Основной блок делался из меловки. По тем временам — несказанная роскошь!

Бурное развитие полиграфических технологий спровоцировало и первые опыты на календарях: заказчики живо заинтересовались дизайнерскими коллекциями, многоцветной печатью, конгревом, лакированием, вырубкой, тиснением фольгой, вклейками из самоклеящейся бумаги и т. п. Типографии старались, как могли. Не все эксперименты удавались: краски растекались, клеящие слои отставали от фактурной бумаги, кальки «морщились», листы заминались от недостаточной для выбранного формата плотности.

Сегодня большинство страхов конца 90-х, к счастью, себя изжили. Типографии научились изысканно обрабатывать даже самые прихотливые виды бумаги. Рекламные агентства и дизайн-бюро ознакомились с процессами полиграфической обработки и уже точно знают, какая роскошь соответствует заданному бюджету.

Бюджет — тема отдельного разговора. Конечно, можно нанести логотип и реквизиты компании на готовые календари-болванки. Естественно, об эксклюзивности речь не идёт, зато и затраты невелики. Иное дело — специально созданный календарь, с собственной концепцией, на особой бумаге, удивляющий полиграфической обработкой. Ярко, броско, незабываемо, но… дорого. Тираж редко переваливает за 1000 экз. (в среднем — 500–1000 экз.), а стоимость исчисляется пятизначными цифрами в европейской валюте. 40–50 тыс. евро — средняя цена в специализирующихся на роскошных календарях дизайн-бюро.

По словам Натальи Корнеевой, директора дизайн-бюро Agey Tomesh, дизайнерская бумага может быть положена в основу художественной концепции имиджевого календаря любой компании. Причём умение работать с различными полиграфическими технологиями и материалами помогает сделать первоклассную вещь с точки зрения дизайнерского искусства: красивую, необычную, элегантную.

«XII месяцев», «Интеррос», 2003 г.

Календарь «XII месяцев», разработанный к 2003 г. Agey Tomesh для частной инвестиционной компании «Интеррос», — яркое тому подтверждение. Проект можно смело назвать произведением календарного искусства. Поскольку поддержанию благоприятного имиджа «Интеррос» уделяет не только внимание, но и солидный бюджет, календарь удался на славу — столько полиграфических спецэффектов не найдешь, пожалуй, даже у производителей и поставщиков бумаг. Двух похожих месяцев нет: для оформления использована бумага из коллекций нескольких производителей.

Идея календаря проста — каждый раз с помощью полиграфических изысков обыгрывается название месяца.

Обложка — тёмно-бордовая бумага Elation (240 г/м╡), тиснённая глянцевой золотой фольгой с применением конгрева. В январе радует вырубленная из бумаги Magestiс цвета «Зелёный сад» (290 г/м╡) новогодняя ёлка, с зафальцованными «хвойными» ветками, из-под которых выглядывает второй зелёный лист — Chagall Bosko (260 г/м╡). Листы склеены снизу, на верхний трафаретом нанесена календарная сетка. «Февраль» — надпись, нанесённая трафаретом на бумагу Classic Laid Ice White (250 г/м╡), обёрнутую сложенной пополам калькой Scotia Original Translucent (90 г/м╡) формата А1. Календарь висит на стене, калька отходит от внутреннего листа, идёт снег, нанесённый трафаретной печатью… Четыре буквы «Март» напечатаны на бумаге «Татьяна», известной своей витиевато-старинной фактурой и шелковистым отблеском, вырезаны форматом 6х6 и приклеены к листу Colorscope большой плотности.

Апрель выведен слева направо и напечатан матовым трафаретом в серебристом отблеске Chromolux Alu (250 г/м╡). В мае разработчики обыграли букву «А»: вместо неё — объёмный (тиснение конгревом) орден «Золотая звезда», напечатанный офсетным способом. Вся композиция наложена на тёмно-красный Keaykolour (250 г/м╡). Июнь — на плотную основу Sirio ярко-лимонного цвета с календарной сеткой наложены три листа калек сине-зелёных тонов. Волнистые края калек вырублены с одного штампа, бумага подрезана сверху на разную длину, что создаёт эффект волны. В июле использован сложенный пополам картон Invercote (300 г/м╡) формата А1, запечатанный изнутри так, что иллюстрации проглядывают сквозь оконную ламинацию верхней части листа. В августе на бумаге «Татьяна Альпака» (300 г/м╡) сделана вклейка из двухслойного гофрокартона размером А4, в котором вырублено наименование месяца. Сентябрь расположился на бумаге Nettuno тёмно-синего цвета (280 г/м╡), декорированной цветной фольгой. Октябрь поблёскивает золотом от Magestiс и тиснения золотой фольгой. С помощью трафаретного лака на лист нанесены бесцветные дождевые капли. В ноябре играет фактура бумаги «Havanna Каскара» (200 г/м╡), к месту пришлась отпечатанная офсетом геометрическая надпись и фигуры — это уже слепой конгрев. Декабрь всем видом говорит о приближении Нового года: синяя меловка (300 г/м╡) запечатана с двух сторон. Ёлочные игрушки вытеснены голографической фольгой.

Опыт дизайн-бюро позволил сделать «XII месяцев» в рекордно короткие сроки: разработка дизайна началась 30 ноября, когда у большинства компаний имиджевые календари не только напечатаны, но и почти розданы, а 7 декабря календарь ушёл в типографию.

«Времена года», «Интеррос», 2003 г.

В 2003 г. увидела свет ещё одна достойная разработка дизайн-бюро Agey Tomesh для «Интеррос». Основа календаря — коричневая бумага Nettuno (280 г/м╡, формат 70х100 см), на которую нанесена календарная сетка. Плотная бумага выполняет роль паспарту для изготовленных в Германии листов ручного отлива, в которые включены композиции из гербария: засушенные растения вложены в сырую целлюлозу. Как следствие — нет двух одинаковых календарей. Можно догадаться, что изготовление и транспортировка хрупких бумажных листов с не менее нежным декором (математика несложная — при тираже 500 экз. по 12 листов на календарь, потребуется вручную изготовить 6000 листов) — дело небыстрое и далеко не копеечное. За неделю такой календарь не сделаешь при всём желании.

«Петербургъ 1703—2003», «Келла Графикс», 2003 г.

Приуроченный к 300-летию Санкт-Петербурга красивый яркий календарь наглядно продемонстрировал возможности группы компаний «Келла» (Санкт-Петербург), предоставляющей полный комплекс рекламно-полиграфических услуг: от разработки идеи («Келла Студио») до печати в собственной типографии («Келла Принт»).

Для календаря были выбраны разноцветные листы светлых тонов коллекции Magestiс (290 г/м╡). Бумага известна неназойливым металлическим отблеском, меняющим оттенки в зависимости от освещения, и запечатана офсетом так, что «родной» цвет остался лишь на отдельных частях изображения (например, кремовый оттенок Magestiс «играет» на колоннах зданий и т. п.). Из тёмной бумаги выполнены обложка (35х70 см) с иллюстрацией из самоклейки и шелкографией чёрной краской в центральной части, а также подложка (длиннее на 5 см). Блок одного формата с обложкой, поэтому координаты компании, нанесённые на выступающем отрезке, не перекрываются листами и видны каждый месяц.

Пейзажи с изображением города-юбиляра, передающие настроение соответствующих месяцев (календарная сетка нанесена шелкографией по два месяца на лист и имеет слегка объёмную фактуру), дополнены портретами и цитатами выдающихся личностей, чьи имена неразрывно связаны с городом на Неве.

Расположенные рядом небольшие портреты Ломоносова, Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Блока и Бродского размещены в своеобразно вырубленных окнах: «герой» месяца возглавляет именитую когорту в течение положенного срока, а при перелистывании — уступает место соседу справа. В январе мы видим изображение всех шестерых, а в декабре — только последнего.

Использованы всевозможные способы полиграфической обработки: на одной странице встречаются цитаты, выведенные конгревом, красками с термоподъёмом и УФ-лаком. Так же выделены отдельные элементы: рисованные портреты, отличительные знаки, некоторые предметы и т. п.

Проект привлёк внимание жюри XIII Московского международного фестиваля рекламы, где завоевал второе место в номинации «Календарь».

На собственной бумаге

Особая статья календарного дела — корпоративные календари производителей и поставщиков дизайнерских коллекций, максимально полно демонстрирующие свойства бумаги потенциальным клиентам.

Atacama, Gmund, 2004 г.

Для изготовления календаря-2004 «Атакама» (аналогично названию пустыни на севере Чили) использовалась бумага «Кашемир», новые насыщенные цвета которой Gmund представил недавно на Drupa-2004.

Настенный календарь выполняет роль визуальной рекламы: мягкие цвета старой коллекции (хорошо известной в нашей стране — «Регент» осуществляет поставки «Кашемира» в Россию уже 10 лет) перемежаются с новыми броскими оттенками в виде узких вставок между основными листами с офсетной печатью (250 г/м╡; 69,5х57 см), демонстрируя цветовой диапазон всей коллекции. Места, соответствующие тону бумаги, оставлены незапечатанными, за счёт чего наглядно показана «работа» цветов «Кашемира» (печать — компания Bertsch).

Изюминка календаря — трёхмерное изображение центральных объектов каждого месяца, которое оживает и становится объёмным в специальных 3D-очках, прилагаемых к каждому экземпляру. Эффект трёхмерности достигается и за счёт своеобразного (со смещением) нанесения контуров яркими красками. Концепция календаря принадлежат фотографу Conny J.Winter.

«Атакама» — бронзовый медалист Internationale Kalenderschau Stuttgard-2004.

Отечественные поставщики дизайнерской бумаги также наполняют фирменные календари рекламной начинкой.

«Время», «Берег», 2003 г.

В 2003 г. «Берег» выпустил календарь на бумагах разных коллекций (средняя плотность — 200-280 г/м╡) из ассортимента, актуального для прошлого года: почти каждый месяц новая бумага. Разработчики сделали всё, чтобы показать товар лицом и доказать: дизайнерские коллекции интересны не только дополнительной обработкой, но и фактурой и цветом. Здесь можно найти печать красками окислительной полимеризации, тиснение фольгой, обычный и многоуровневый конгрев, выборочное лакирование в различных сочетаниях и т. п. Реализовать все замыслы авторов в одной типографии оказалось невозможным, поэтому календарь побывал поочерёдно в трёх.

Перекидной календарь «Липецкая сталь» намного толще остальных проектов, представленных в статье. Здесь каждая неделя размещена на отдельной странице. Календарная сетка и элементы декора нанесены на обе стороны листа. Обложка и внутренний блок сделаны из бумаги Acquerello цвета Avorio (слоновая кость) плотностью 300 и 160 г/м╡, соответственно. Цветные открытки разных времён вставляются в прорезанные уголки по типу старых фотоальбомов, а открытки-иллюстрации, напечатанные в «окнах», вытеснены в бумаге. Дизайн — Agey Tomesh

Тема — элементы национальных культур; дизайнеры старались подобрать бумагу, максимально соответствующую духу народов и эпох. Сюжетами стали самые интересные экспонаты Кунсткамеры XV—XIX веков.

Каждая работа известного рекламного фотографа Хельмута Ньютона, безусловно, перл календаря-2004 ИД «Радионова». Но истинный перламутровый тон им придаёт бумага Sirio Pearl белого цвета (300 г/м╡), на которой напечатаны фотографии. В качестве паспарту использованы большие листы тонированного картона насыщенного чёрного цвета Sirio Black/Black (290 г/м╡)

На большой календарь (70х100 см) сетка нанесена мелким шрифтом, следовательно, её не видно издалека. Дизайн, сочность красок можно оценить на расстоянии, но для использования календаря по назначению к нему надо подходить, что лишний раз привлекает внимание к мелким деталям: полиграфической обработке и фактуре листов-месяцев.

Аудиторская фирма «Докар» выбрала для блока календаря-2004 обычную мелованную бумагу (170 г/м╡), посчитав, что это лучший вариант для фотоиллюстраций. Календарная сетка нанесена на узкую полоску из той же бумаги меньшей плотности (90 г/м╡). Мелованные листы разбавляют вставленные открытки из бумаги Dali (160 г/м╡), запечатанные офсетом с неожиданным иллюстративным рядом. Dali синего цвета (360 г/м╡) использовалась для изготовления обложки. Весь комплект (листы блока, ежемесячные вставки и открытки) сверху скреплён пружиной Имиджевый календарь, разработанный по заказу казино «Метрополь», иллюстрирован фотографиями по мотивам произведений Пушкина. Консервативно, солидно и изысканно. Во многом - за счёт бумаги Mineral цветов Limestone и Quartz (оттенки коричневого), содержащей вкрапления по массе и имитирующей цвета природных минералов. Выигрышно смотрится печать на кальке GSK (160 г/м╡)

«Бумага со всего света», «Дубль В», 2004 г.

Подобным путём в 2004 г. пошла и компания «Дубль В». Подобным — да не тем. Календарь выполнен на дизайнерской бумаге коллекции Text&Cover, включающей материалы фабрик многих стран Европы и Америки. Каждый лист — бумага одного из поставщиков «Дубль В», с изображением пейзажа страны-производителя. Тогда у компании было 11 поставщиков — почти как месяцев в году. Так родилась идея. Помимо календарной сетки, на каждый лист нанесена информация о бумаге (название, плотность) и логотип поставщика.

Однако календарь «Дубль В», хоть и скреплён пружиной, настольного формата (24х34 см). В идеале он должен висеть (или лежать) примерно на расстоянии вытянутой руки — чтобы к нему не нужно было подходить. Тогда его достоинства всегда перед глазами.

«Красота внутри…», «Регент», 2004 г.

Фирменный календарь «Регент» квадратного формата (50х50 см), а листы с календарной сеткой, вопреки ожиданиям, из плотной мелованной бумаги Power (180 г/м╡), украшенной работами фотографа В. Лагранжа, известного уникальной техникой макросъёмки цветов.

Только обложка выполнена на дизайнерской бумаге Curious Soft, с помощью мягкой восковой текстуры которой передана, зрительно и тактильно, фактура цветка на фотографии. Между обложкой и блоком проложена калька Curious Colour цвета «Киви».

Секрет — в январском листе, на который нанесён ароматизированный лак производства Hi Tech Coatings International (Великобритания): от прикосновения начинает распространяться цветочный запах.

По словам Елены Кузнецовой, начальника службы PR и рекламы «Регент», для реализации проекта пришлось воспользоваться услугами двух типографий. Отпечатали его в «Август Борг», январские листы переехали в «Линию График», где на них наложили лак и вернули ко всем остальным, а затем календарь сброшюровали пружиной.

Немецкий производитель бумаг Zanders разместил календарь-2004 на бумаге из коллекций Chromolux, Zeta и Ikono Matt (250–300 г/м╡). Календарные месяцы — запечатанные офсетом со всех сторон коробки-параллелепипеды с квадратным основанием, которые сначала необходимо сложить, а затем вставить в своеобразный картонный стеллаж

Органично дополняя…

Календарь и дизайнерская бумага — вещи не только совместимые, но и друг друга дополняющие. Смелая мысль дизайнера в сочетании с фактурой и цветом бумаги, подчёркнутая современными способами полиграфической обработки, даёт жизнь оригинальному проекту с собственной судьбой и предназначением.

Одни используют готовый календарь как средство рекламы, другие — как визитную карточку или чтобы привлечь внимание. Иные демонстрируют свои возможности, а кому-то календарь подарили, и им просто любуются.

Автор благодарит за помощь в подготовке статьи С. Волоскова («Берег»), Т. Федодееву, А. Ермакову («Дубль В»), С. Моргульцева («Комус»), Т. Генерозову, Е. Березину («Регент»).


Марки бумаги и производители

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • FSC: бумажная этика будущего

    Что такое FSC-сертификация бумаги и в чем она может быть полезна типографиям.

     

  • Трёхсторонняя синергия: оборудование, бумага, сервисы

    27 июня, во время выставки Printech 2018, было объявлено, что «Konica Minolta Россия», Mondi и компания Europapier подписали договор о трёхстороннем сотрудничестве в сфере развития бизнеса на российском рынке. В рамках соглашения компании будут развивать рынок цифровой производительной печати, проводить совместные маркетинговые активности и мероприятия для российских заказчиков. После церемонии подписания мы задали несколько вопросов её участникам — главе Konica Minolta Business Solutions Russia Николаю Дмитриеву, генеральному директору Europapier Дмитрию Цветкову и генеральному директору «Монди Сейлз СНГ» Алексею Шамину.

     

  • От листов к применениям

    В январе 2018 г. Ирина Романенко назначена исполняющей обязанности директора департамента дистрибуции бумаги и расходных материалов «Xerox Евразия». Тогда же департамент подвёл итоги 2017 г.: вырос объём продаж на всех ключевых направлениях, компания заняла более трети российского рынка материалов для цифровой печати.

     

  • Форум 2.0: будущее полиграфии — в автоматизации

    Полиграфисты собрались 9 февраля в парк-отеле Tulip Inn Sofrino, расположенном в одном из самых красивых мест Подмосковья, на Второй всероссийский полиграфический форум, чтобы обсудить, какой будет полиграфия будущего.

     

  • ТЕСТ: Насколько хорошо вы разбираетесь в бумаге?

    Редакция Publish совместно с партнёром — MONDI PRINT CLUB — разработала тест, в котором мы предлагаем проверить ваши знания в области бумаги и подготовиться к вступлению в закрытый Клуб полиграфистов.

  • ТЕСТ: Как выбрать бумагу для цифровой печати или Почему что-то пошло не так...

    Редакция Publish совместно с партнёром — Xerox — разработала тест, в котором мы предлагаем проверить ваши знания в области бумаги для цифровой печати и её воздействия на качество.


comments powered by Disqus