2004.06.145779 прочтений

В стиле Hi-Fi

Теги: Допечатные процессы Publish

Полиграфическая отрасль развивается всё интенсивнее, поражая качеством печатной продукции. Сокращаются и сроки её изготовления.

Полиграфическая отрасль развивается всё интенсивнее, поражая качеством печатной продукции. Сокращаются и сроки её изготовления. Следствие — жёсткая конкуренция на издательском рынке, где каждый игрок стремится привлечь потенциальных клиентов и инвесторов, внедряя новые технологии, в т. ч. нестандартного цветоделения.

Рост малых и средних тиражей полноцветной продукции повышает требования к точности цветопередачи, заставляет придавать изображениям максимальную яркость и насыщенность, ориентирует на максимальный диапазон воспроизводимых цветов. Часто решением служит нестандартное цветоделение, расширение четвёрки CMYK дополнительными цветами, воплощённое в понятии Hi-Fi Color. Создаются они и независимыми компаниями, и ведущими производителями полиграфического оборудования.

Основные решения

Самые известные — Eder MCS, Pantone Hexachrome, Visu ICISS и система цветоделения Esko-Graphics, реализованная в программе ColorTone. Все расширяют диапазон воспроизводимых оттенков, корректно добавляя к CMYK вспомогательные цвета (ColorTone может не использовать CMYK). Под «корректным» понимается правильное взаимное расположение красок, когда не возникает проблем с последующей обработкой и растрированием изображения. Компании Creo и Agfa недавно предложили новые методы растрирования. Цветоделённые изображения печатаются как на многокрасочных машинах, так и на одно- или двухкрасочных в несколько прогонов, что, однако, увеличивает время тиражирования.

Hexachrome существенно расширяет цветовой диапазон печати

Шесть больше четырёх

Hexachrome — точная и сравнительно молодая технология компании Pantone, дополняющая CMYK оранжевым и зелёным цветами.

Посредством смешения триадных красок нельзя получить ряд оттенков видимого спектра, в частности, цвета, расположенные по хроматическому кругу между тремя базовыми CMY, — оранжевый, зелёный и фиолетовый. Конечно, их воспроизведение триадой часто приемлемо, но насыщенности, характерной для специально изготовленных красок, не будет.

Поскольку человеческий глаз малочувствителен к фиолетовым оттенкам, лежащим на границе видимого спектра, Hexachrome ограничивается добавлением только двух оставшихся цветов — оранжевого и зелёного. Как утверждают разработчики и пользователи технологии, воспроизводится около 90% цветов шкалы Pantone (почти в два раза больше, чем при обычных методах). Заявляется, что технология превосходит другие Hi-Fi-системы с большим количеством красок благодаря чистоте основных цветов.

Интерфейс программы HexImage прост. Присутствуют только три основные настройки для преобразования изображения в Hexachrome

Увеличение количества воспроизводимых оттенков снижает необходимость в смесевых красках. Принцип работы очевиден и базируется на известном факте: зелёный находится между жёлтым и голубым, а оранжевый — между пурпурным и жёлтым. Там, где триадные краски образуют эти и близлежащие цвета, они заменяются на одну, соответствующую этому диапазону — зелёную или оранжевую. Для освобождения места заменяющим цветам корректируются процентные составляющие триадных красок. Оранжевые оттенки не должны загрязнять жёлтый и пурпурный каналы, а присутствовать только в оранжевом. То же правило применимо к зелёным оттенкам по отношению к голубому и жёлтому. Большой плюс — в отличие от других цветовых каналов, оранжевый и зелёный после цветоделения не влияют на баланс серого. Но перед печатью цветоделённых изображений необходим ряд экспериментов. Здесь принимается во внимание тип наката краски и качество бумаги.

Результат цветоделения Hexachrome — создаются два дополнительных канала: оранжевый и зелёный. В данном случае в оранжевом содержится больше информации

Основное программное решение по цветоделению для Hexachrome — пакет приложений Pantone HexWare, содержащий модули для Adobe Photoshop и Illustrator (программы HexImage и HexVector). Первая встраивается в Photoshop и функционирует как фильтр. Вторая работает в среде Illustrator, позволяя проводить цветоделение штриховых рисунков и векторных объектов и предлагая огромный выбор цветов из палитры Hexachrome. Так как принцип работы модулей примерно одинаков, рассмотрим HexImage.

Вначале определяется, каким ICC-профайлом сопровождается изображение (Source Profile), затем выбираются варианты профиля имитируемого печатного устройства (Separation Profile), в которых учитываются тип бумаги и технология печати. Последняя настройка — выбор алгоритма пересчёта цветового пространства файла в Hexachrome (Rendering Intent). Используется широко распространённый метод цветоделения — ахроматическая комбинация или «замена серого цвета» (GCR, Cray Component Removal).

При среднем значении (Medium GCR) цветовые комбинации в серых и тёмных областях состоят из CMY и небольшого процента чёрной краски. При высоком значении (Heavy GCR) процент чёрной увеличивается, а цветных на столько же уменьшается. Но выбирать метод лучше после создания тестовых отпечатков.

Алгоритм пересчёта зависит от предназначения изображения. Он предполагает либо сохранение динамического диапазона всего изображения от подсветок до теней — перцепционный (Perceptual), либо точное воспроизведение особых (корпоративных) цветов — относительный колориметрический (Relative Colorimetric), в наименьшей степени изменяющий динамический диапазон. Вместе с программой поставляется EPS-файл для настройки правильного (в пределах возможностей оборудования) отображения цветов на мониторе. Hexachrome поддерживают системы управления цветом Apple ColorSync (начиная с версии 2.5) и Kodak Precision Color Management System.

Фиксированные цвета модуля 4c+fixColors

Исходными файлами для HexImage могут быть любые растровые RGB- или Lab-изображения, но не CMYK, поскольку необходимые цвета недоступны. Выходные форматы — PSD и EPS (DCS 2.0). Второй может включать дополнительные цветовые каналы и поддерживается всеми современными программами макетирования и обработки изображений.

Большую роль в Hi-Fi Color играет тип растрирования. В Hexachrome возможно как обычное регулярное АМ-растрирование, так и стохастическое (ЧМ, частотно-модулированное). Дабы избежать муара при регулярном растрировании, назначают один и тот же угол поворота растра для печатающихся раздельно цветов — Orange/Cyan и Green/Magenta. Как подчеркнул директор московского полиграфического центра 2Print Гавриил Кренделёв, очень важно при печати Hi-Fi Color освоить именно стохастику — один из важных компонентов нестандартного цветоделения. «Иначе, — говорит он, — не стоит и думать о серьёзной печати более чем в 4 краски».

Такие системы цветопробы, как DuPont Cromalin, Absolute Proof, Kodak Approval XP/XP4, работают с Hexachrome. Применяется Hexachrome при печати рекламных календарей, постеров, плакатов и каталогов, где важно качество цвета. Система отлично себя зарекомендовала при выпуске репродукций картин, особенно тех, где доминируют оранжевый и зелёный цвета. Используются только фирменные краски.

Немецкий стиль Hi-Fi

Всё чаще в приложениях нестандартного цветоделения встречается многофункциональная система Eder MCS (Multi Color Separation) для Macintosh. Ей уже 15 лет, и она постоянно совершенствуется. На участках, где привычная 4-красочная печать не воспроизводит требуемые цвета, Eder MCS заменяет компоненты CMYK на дополнительные. ПО имеет массу настроек и требует от оператора навыков работы с цветом. Состоит из трёх модулей: ederMCS 4c+GCR, ederMCS 4c+fixColors, ederMCS 4c+freeColors. В первом (подготовительном) должно пройти обработку входное изображение.

При самом высоком уровне, GCR преобразует изображение в ахроматическую структуру, где оттенки состоят максимум из двух хроматических составляющих плюс чёрный цвет. Предположим, есть оттенок C50M30Y20, и каждая краска имеет 20% пороговые уровни, сумма которых интерпретируется как нейтральное значение. При «сокращении» хроматической комбинации на 20% исчезает жёлтая краска, а чёрная получает такое же 20% приращение, что и позволяет вводить дополнительные цвета. Тёмные нейтральные и чёрные оттенки настраиваются с помощью алгоритма добавления цветовых компонентов UCA (Under color addition).

Этот этап особенно важен, т. к. тёмные оттенки не всегда удаётся сделать «тёмными» благодаря только чёрному цвету. Поэтому в пределах процентного значения UCA добавляются цветные краски, что повышает насыщенность теней. Действует UCA в диапазоне 50–100% по шкале серого от нейтральных к теням, т. е. добавление цветных красок начинается с тех точек изображения, где серая составляющая превышает 50%. Алгоритм удаляет там и некоторые значения чёрной краски. В модуле есть ещё две настройки — преобладающие цвета (Dominant Colors) и усилитель чёрного (Black booster). Обычно они оставляются по умолчанию, но изредка требуют перенастройки.

Второй модуль имеет непосредственное отношение к Hi-Fi-цветоделению. Он добавляет к CMYK дополнительные цвета: первичные (Primary) ederMCS — R (Red), G (Green), B (Blue) и один промежуточный (Intermediate); т. е. максимум 4 дополнительных цвета. Промежуточный имеет следующие оттенки: reddishMagenta (красновато-пурпурный), reddishYellow (красновато-жёлтый), greenishYellow (зеленовато-жёлтый), greenishCyan (зеленовато-голубой), bluishCyan (синевато-голубой) и bluishMagenta (синевато-пурпурный).

Итак, одновременно задействуются четыре из девяти дополнительных цветов (55 цветовых комбинаций). Вот примеры: CMYK+R, CMYK+GB, CMYK+gY, CMYK+RGB+rM. Возникает вопрос: как это будет растрироваться? ПО позволяет так подобрать цвета, что они не создают муара при АМ-растрировании. Но при некоторых цветовых комбинациях в тёмных участках угол 15° принадлежит Cyan и Magenta, а EderMCS-Blue (Синий) — 75°.

При таком «раскладе» должен был появиться муар, ан нет: Cyan и Magenta незначительны и заменяются тем же EderMCS-Blue. Сказывается и значение UCA, за пределы которого на данных участках Cyan и Magenta не выходят. Результат — исчезновение муара. При ЧМ-растрировании проблем тем более нет.

Без муара

Третий модуль также отвечает за цветоделение. Он позволяет выбрать по одному цвету из трёх диапазонов: красного, зелёного и синего. То есть, помимо CMYK, выполняется цветоделение всех оттенков Pantone и HKS. Принцип работы модуля схож с предыдущим, есть лишь ограничения по АМ-растрированию. Нельзя работать с цветом из синего диапазона, т. к. отсутствует подходящий для него угол растра. Голубому и красному каналам выделен угол 15°, пурпурному и зелёному — 75°. Тогда 0° должен принадлежать синему и жёлтому диапазонам, но оттенок синего приведёт к возникновению муара, ведь смещение от ближайшего 75° канала равно 15° (нужно не меньше 30°). Проблема решается совместным применением АМ- и ЧМ-растрирования: чёрный печатается стохастикой, а освободившийся угол 45° занимает цвет из синего диапазона. В этом режиме следует уделять внимание настройке UCA, т. к. от неё зависит преодоление трудностей с ненужными оттенками, следовательно, и точность последующего воспроизведения изображения.

В окне программы Eder MCS — управление алгоритмами GCR, цветовым базисом и типом растрирования

При одном ЧМ-растрировании вообще всё просто. Такое цветоделение используется для сохранения «особых» корпоративных цветов в рекламных и имиджевых целях. Вот пример цветовых комбинаций: CMYK+<диапазон R>, CMYK+<диапазон G>, CMYK+<диапазон R>+<диапазон G>+< диапазон B> (только при ЧМ-растрировании).

Что касается форматов данных, поддерживаемых системой, то входящие — CMYK, TIFF или CMYK Photoshop EPS. Выходящий — DCS 2.0, уже нам знакомый по Hexachrome.

Краски, включая CMYK, — фирменные ederMCS, производимые BASF, Hartmann, FlintGebruder Schmidt, или обыкновенные Pantone. Для голубого, жёлтого и чёрного цветов подойдут обычные технологические. Когда изображение содержит большие участки насыщенных пурпурных тонов — Pantone Rhodamine-Red, в других случаях — технологическая пурпурная. Разница цен — обычная для технологических и комбинированных красок. Eder всё же рекомендует фирменные.

Visu ICISS — всё в одном

Программный пакет компании Aurelon позволяет выполнять цветоделение с базисом вплоть до 16-ти цветов. Сюда входят не только Hi-Fi Color, включая Hexachrome, но и, например, Duotone, Tritone, просто CMYK. Расширенные настройки и комплексные методы контроля цветоделения — немудрено, что он принадлежит к high-end-системам. ICISS расшифровывается как «интерактивная цветонезависимая программная система» (Interactive Color Independent Software System) и проводит цветоделение независимо от стандартных цветов — не имеет значения, какие во входящих данных, а какие в выходящих.

Система включает два модуля: ICISS Scanner и ICISS Separator. Первый «сканирует» входящие файлы, подготовленные в пространствах RGB, CMYK или с помощью произвольных цветовых базисов. Модуль генерирует файл просмотра низкого разрешения в цветовой модели HSB для комплексной коррекции изображения — тоновой, ретуши, настройки чёткости и цветового баланса. Здесь же задаются цвета для дальнейшего цветоделения.

После обработки файл сценария (не более 5 кбайт), содержащий указания проведённых операций и настройки цветоделения, передаётся с исходным изображением высокого разрешения в ICISS Separator, где в фоновом режиме выполняется коррекция и цветоделение. Результат демонстрируется на экране монитора с помощью технологии DigitalInk. Если он устраивает, данные посылаются на печать, в противном случае файл сценария открывается в первом модуле для внесения изменений, и процесс повторяется.

Для сохранения цветовых охватов устройств поддерживается управление с помощью ICC-профайлов. Входящие файлы могут быть различных форматов и создаваться для разных цветовых моделей. В последней версии ПО есть поддержка PDF и файлов со смешанной векторно-растровой структурой. Выходной файл — многоканальный DCS 2.0. Разработчики Aurelon регулярно обновляют программные расширения для своей системы, среди них рlug-in для Photoshop — CoCo (коррекция в Photoshop, вместо ICISS Scanner).

Суперупаковка

Не следует забывать о производстве упаковки. Чем она лучше, тем выше спрос на товар. Как сделать её красивой? Можно разработать дизайн и конструкцию, а затем выполнить цветоделение в одной из рассмотренных систем. Но это удлиняет процесс и усложняет обработку промежуточных файлов.

Если в качестве программы создания упаковки используется ColorTone компании Esko-Graphics, цветоделение более чем в 4 краски осуществимо в ней самой. К CMYK добавляются (или вычитаются) любые цвета. В основном — ярко-синий, оранжевый и зелёный. Здесь следует уделять внимание самому «упаковываемому» продукту. Именно по нему определяются основные цвета и базис (может быть произвольным) цветоделения. Как правило, необходимо внимательно отнестись к настройкам GCR и UCR: от них зависит суммарное количество краски. Её избыток или недостаток ухудшает вид изделия.

Растрирование на грани фантастики

ЧМ-растрирование устраняет некоторые трудности в Hi-Fi Color, возникающие при регулярном растрировании. Наиболее мощны две молодые технологии: Stacсato от Creo и Sublima от Agfa.

На базе Staccato, Creo формирует другую систему алгоритмов Spotless («не использующую смесевых цветов»), позволяющую заменить технологическими красками (CMYK, CMYKO, CMYKOG) и методами Staccato большинство смесевых цветов. Гибридная система Sublima одновременно задействует АМ- и ЧМ-растрирование (т. н. перекрёстно-модулированное, или XM-растрирование). В средних тонах Sublima использует АМ-растр, в светлых и тёмных — ЧМ. Вместо простого их переключения, применяется запатентованная технология плавного перехода, дающая высокие значения линиатур — 240, 280 и даже 340 lpi.

Новая растровая структура передаёт плавные переходы однородных оттенков смесевых цветов — это заметно даже в самых проблемных цветах. Печатаются любые цвета из каталога с одним набором CMYK. Необходимости в Hi-Fi Color нет! В дополнение, Agfa недавно представила технологию Alterno, поддерживающую Hi-Fi-цветоделение и имитацию смесевых цветов. Она основана на стандарте PDF и системах управления цветом Agfa, планируется её интеграция в технологический процесс создания упаковки ApogeeX.

Пока лишь известно, что Alterno будет работать совместно с Sublima и системой ЧМ-растрирования CristalRaster. Систему показали на Drupa 2004 в Дюссельдорфе.

Отлитые в металле

Любое декоративное изображение или упаковку украсит металлический цвет. Для этого необходимы специальное ПО и методики цветоделения с дополнительной металлизированной краской (см. статью Ольги Варнавской «Красота неземная», Publish, ? 6, 2001). Я хочу рассказать о новинке компании Wolstenholme International — технологии MetalFX — универсальной системе поддержки технологических и смесевых металлизированных цветов (UPSMCS). С её помощью они печатаются за один проход в 5-красочной машине.

Сначала наносится основной серебряный (MFX-Base), а затем четыре (CMYK) слоя технологических красок, придающих ему нужные оттенки. Есть два вида серебряной краски MFX-Base: высококачественная, вакуумно-металлизированная для ультрасветлого металлического эффекта и стандартная, основанная на обычном металлическом пигменте, придающая носителю «грубоватый» металлический вид. Для набора CMYK используются технологические краски с плотностями 1,35; 1,40; 1,00; 1,75 и 0,70 (для MFX-Base), дающие 615 цветов из предоставляемого каталога.

Автор выражает искреннюю благодарность Михаэлю Эдеру, руководителю компании Eder, Гавриилу Кренделёву, исполнительному директору полиграфического центра 2Print, Алексею Лукьянчуку, техническому эксперту по системам цифровой печати компании «Нисса», а также менеджеру компании HP Indigo по Восточной Европе Дмитрию Родову.

Об авторе: Александр Слюсарь (alexx_sam@rbcmail.ru), независимый автор.


Цифровая печать

Один из вариантов нестандартного цветоделения реализован в системе растрирования цифровых печатных машин компании Hewlett-Packard — HP Indigo press. Здесь Hi-Fi-цветоделение проходит в рамках технологии HP IndiChrome, работающей с 6-ю жидкими красками HP ElektroInk. Режим очень похож на Hexachrome — к CMYK добавляются оранжевая и фиолетовая краски, он рассчитан на улучшение воспроизведения в оранжевых/красных и синих/фиолетовых областях. Дополнительные цвета существенно расширяют цветовой охват печати и позволяют воспроизвести около 90% цветов набора Pantone Coated ColorGuide. Входящее изображение должно быть в цветовой модели RGB.


Продукт: MetalFX
Разработчик: Wolstenholme International
Версия: 1.0
Комплект: каталог популярных цветов; практическое руководство; компакт-диск с ПО и "металлизированными" изображениями высокого разрешения
Системные требования: Macintosh PowerPC, Mac OS 7.6, 32 Мбайт ОЗУ, 125 Мбайт дискового пространства; Intel Pentium, Windows 95, NT 4.0, 32 Мбайт ОЗУ, 125 Мбайт дискового пространства
Ориентировочная стоимость: 325 долл.


Продукт: Pantone ColorSuite for Hexachrome
Разработчик: Pantone
Версия: 2.5
Комплект: Pantone HexWare 2.5; Pantone Hexachrome Color Selector - каталог цветов для мелованной и немелованной бумаги; Pantone Solid to Hexachrome Converter - набор для определения качества сплошных цветов Pantone при печати Hexachrome; пример-распечатка; компакт-диск с файлом распечатки
Системные требования: ОС Windows 98/ME/2000/XP или Mac OS 9/OS X, Adobe Photoshop версии 6.0 или старше, Adobe Illustrator версии 9.0 или старше, 96 Mбайт ОЗУ, 50 Mбайт дискового пространства
Ориентировочная стоимость: 999 долл.


Продукт: Visu ICISS
Разработчик: Aurelon
Версия: 4.0
Комплект: компакт-диск с ПО Visu ICISS и CoCo, USB-ключ, документация
Системные требования: Apple Macintosh MacOS 9.2 или MacOSX 10.2
Ориентировочная стоимость: 13 000 долл.


Продукт: Eder MCS
Разработчик: Eder
Версия: 2.2, 2.5
Комплект: Eder MCS, руководство и файлы тестовых распечаток
Системные требования: Macintosh Quadra Mac OS 7.x, 8 Mбайт ОЗУ: Macintosh PowerPC Mac OS 7.5, 8 Мбайт ОЗУ
Ориентировочная стоимость: 6000 евро.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • 20 наивных, но важных вопросов про CTP и их выбор

    Сейчас все офсетные типографии сталкиваются с похожими проблемами: тиражи падают, расходы растут. В этой ситуации встаёт вопрос: каким образом строить стратегические планы по развитию производства? Одним из простых и эффективных решений можно считать смену технологии вывода печатных форм с аналогового способа на CTP. Даже аппараты начального уровня — сравнительно недорогой способ заметно увеличить оборот и прибыль типографии, получить импульс для рывка в конкурентной борьбе. За кажущейся простотой решения скрывается множество подводных камней и вопросов, которые лучше всего прояснить на самом раннем этапе. И не на все вопросы есть очевидные ответы. Вместе с компанией «МакЦентр» мы разбираемся, всем ли нужны CTP, какая технология предпочтительнее, и надо ли переживать о стране происхождения вашего аппарата.

     

  • Стремление к лидерству в «тяжёлом» сегменте

    Ricoh Rus провела 31 мая 2018 г. в Санкт-Петербурге второе заседание Клуба полиграфистов под названием «Смена лидера в мире цифровой полиграфии». Выступавшие на нём сотрудники компании и владельцы оборудования доказали: это не просто слова.

     

  • CorelDRAW Graphics Suite 2018

    Заключение: вы можете не согласиться с утверждением разработчиков о «самом радикальном обновлении в истории пакета», зато спорить с тем, что он стал ещё более полезен и незаменим, не приходится. А ещё вы можете купить его любым удобным способом — по подписной модели или обычным образом навсегда, заплатив только один раз.

     

  • Мир графических открытий–2018

    Самый подробный обзор новых возможностей популярнейшего графического пакета CorelDRAW Graphics Suite 2018 и множество полезным советов по его освоению.

     

     

  • Apple iPad Pro 2017

    iPad Pro 2017, Pencil

    Заключение: хотя по производительности новый планшет iPad Pro может конкурировать с ноутбуками, полностью заменить рабочие станции планшетами в издательском деле пока не получится. Однако появление полнофункциональных приложений для создания и обработки изображений позволяет дизайнерам, иллюстраторам и фотографам уже сейчас сделать своим основным рабочим инструментом iPad Pro с Apple Pencil. Главные недостатки планшета — традиционно высокая цена и всё ещё недостаточное внимание к нему со стороны разработчиков приложений.

     

  • Вывод офсетных форм как услуга 3.0

    Ситуация в секторе коммерческого вывода форм за последние годы стала сложнее: офсетный полиграфический рынок находится явно не на подъёме, типографии стараются экономить каждый рубль, а собственные мощности для вывода форм у некоторых компаний даже выросли. Закономерно повысилась конкуренция.

     


comments powered by Disqus