2004.03.15, Автор: Алексей Пелевин1698 прочтений

ЭВОЛЮЦИЯ

Теги: Допечатные процессы Publish

Эволюция - развитие явления при сохранении качественной определённости в ходе качественно-количественных изменений.

Эволюция — развитие явления при сохранении качественной определённости в ходе качественно-количественных изменений.

Начав писать эту статью, я понял, что напрочь забыл даже о том, как выглядит девятка«», тем паче о её проблемах. Казалось, она умерла вместе с ручным набором. Power PC 9600 был запущен в производство в феврале 1997 г., а снят в 1998 г. Большинство издательских комплексов и типографий оборудованы именно им или его младшими братьями. Это компьютер, на котором одинаково работают Mac OS 7.5.5 и Mac OS 9.1.

Июнь 2003 г.: завершив очередной виток эволюции, Apple выдала на-гора новый суперкомпьютер Power Macintosh G5. Полностью отказавшись от поддержки Mac OS 9 и не оставив особого выбора для специалистов в области допечатной подготовки. Хотя некоторые путём нехитрых манипуляций умудряются устанавливать Mac OS 9 на G4 1,25 ГГц. А руководители крупных комплексов не спешат менять старые бежевые« Маки» на новые и современные G5.

Действительно, зачем? Всё работает: сканер сканирует, верстальщик верстает, дизайнер рисует, администратор не жалуется — деньги текут. Производственный процесс налажен, известны все проблемы и способы их решения. Установка, настройка/отладка систем под Mac OS 9 — привычное дело для сисадминов. Изучать новую систему лень. Воспоминания о немалых вложениях в ныне морально устаревшее оборудование — сугубый тормоз для продвижения новых моделей Макинтошей«». А покупка новой графической станции влечёт списание старой периферии, которую нельзя подключить по USB и Firewire или к которой банально не существует драйверов под Mac OS X. Дело и в самих специалистах (дизайнерах, верстальщиках) — зарплату они и так отрабатывают, а новую операционку и программы к ней надо учить…

Возник миф о том, что десятка«» — сложная система, в которой очень тяжело разобраться. Но ведь эволюцию компьютеров, как и полиграфического оборудования, не остановить. Появляются новые стандарты и форматы. CTP, OpenType, PDF (или его разновидность PDF-X) уже не диковинки, но полноценно их поддерживают только последние версии издательских систем. Поэтому, отказавшись от поддержки Mac OS X сегодня, есть риск завтра оказаться на обочине эволюции. А значит — отстать от конкурентов и упустить выгоду.

Мифы о «десятке»

«Для «десятки» нет ни «Кварка», ни «Иллюстратора». Миф, явившийся вместе с новой системой, укоренился в умах. А если разобраться? Photoshop для десятки«» был обновлён уже два раза, получив при этом функции, которые вообще недоступны в старых версиях. Дважды обновлён и Illustrator. Количество обновлений и дополнений, как свидетельствует versiontracker. com, уже в несколько раз превысило их число для девятки«».

QuarkXPress — отдельная тема, имеющая отношение скорее к компании Quark в целом, а не к Mac OS X. Не сделав программу под Mac OS X, она пропустила вперёд InDesign — мощнейший пакет вёрстки публикаций. И запоздалый выход «экспресса» для «десятки» ситуации не исправил — версия оказалась сырой, содержащей функции, которые в InDesign существовали с самого начала. Конечно, консервативные пользователи будут убеждать друг друга, что Quark — быстрее, надёжнее и т. д., но зачастую скорость работы программы зависит не от процессора или количества памяти, а от умения оптимизировать публикацию. Да и формат PDF постепенно становится стандартом для полиграфии. Поэтому вопрос о пристрастиях уже неактуален.

И даже если есть уникальная программа, работающая только под девяткой«», вы всегда можете запустить её в классическом режиме.

«Проблемы совместимости шрифтов». Любая проблема со шрифтом решается очень просто — с помощью программ (типа TransType) конвертируем шрифт в корректно работающий в Mac OS X, изменяя его ID. А в качестве бонуса получаем возможность использовать шрифты TrueType на Маке«» и полноценную поддержку OpenType обеими платформами, что раз и навсегда решает вопросы межплатформенных переносов файлов публикации и приобретения шрифтов: достаточно купить один, подходящий для любой платформы.

«Сложность системы в настройке, понимании». Выдумка, ничем не обоснованный миф. Интерфейс системы сильно изменился, но стал настолько дружелюбным и открытым, что вызывает зависть людей, не работающих в десятке«». А интерфейс приложений от версии к версии меняется незначительно: пункты меню, панели остаются на своих местах, «горячие клавиши» сохраняются. Поэтому, потратив несколько часов на привыкание к новой системе, получаешь огромное преимущество и массу дополнительных возможностей.

Система удобна не только для рядового пользователя, но и для сисадмина: ведь её ядро основано на UNIX. А все подобные системы настраиваются примерно одинаково. Что может быть привычнее, чем управление настройками из окна терминала? К тому же возможности по настройке и взаимодействию PC и Mac в одной сети позволяют решить эту проблему разными способами. Кстати, в новых моделях Макинтошей«» отсутствует кнопка Reset, и неспроста: система надёжна и стабильна, не виснет«» и не падает«», в ней не надо вручную выделять память приложениям или пытаться с помощью ConflictCatcher отыскать проблему. Мы получили систему, в которой можно просто работать.

Как видите, в большинстве проблемы надуманны. А что же мы получаем, переходя с надёжной и стабильной «девятки» на «десятку»?

Отличный набор

Finder. Основное системное приложение; отвечает за работу с файлами и папками. Finder облегчает жизнь — здесь продумано всё до мелочей. От удобного интерфейса в виде вложенных панелей для просмотра папок до окрашивания файлов и каталогов в разные цвета без помощи специальных утилит. Например, масштабирование значков позволяет за один раз увидеть всё содержимое папки.

Чётко и просто организован поиск: он начинается сразу после ввода в соответствующую строку. При этом сохранены действия, привычные по старым системам: щелчок по заголовку окна, перемещение объекта, используя только одно окно, и т. д. В целом, интерфейс Finder мне кажется эталоном. А множество добавленных мелких функций превращают работу в удовольствие (копирование файлов сочетаниями клавиш , ; сохранение файла без перенабора имени, а лишь щелчком по нему).

Dock. Интересный элемент интерфейса, который давно и много обсуждался. Фактически — инструментальная панель со ссылками на используемые приложения. Весь интерфейс десятки«» выглядит настолько необычно и интересно, что является своего рода катализатором творчества. Ведь невозможно создавать красивые вещи, работая в некрасивой системе. У дизайнера всё должно быть красиво — душа, портфолио и система.

PDF, Quartz. Формат PDF становится стандартом, причём не только в полиграфии, но и вообще в документообороте. А система Quartz, отвечающая за отрисовку двумерных изображений, основана на технологии PDF. Как результат — изображение на экране формируется быстрее и качественнее, что не может не сказаться на производительности труда.

FontBook. С выходом последнего обновления десятки«» отпала необходимость в менеджерах шрифтов сторонних производителей — в Пантере«» появилась своя программа, отвечающая за шрифты. Её основные возможности реализованы в уже привычных iTunes и iPhoto. Программа позволяет просматривать и употреблять шрифты группами или по одному. Для использования на основе шрифта, в приложениях создаются стили. Кроме того, FontBook в полной мере задействует шрифты OpenType — с лигатурами, минускульными цифрами, капителью и т. п.

Expose. Иногда при работе с множеством файлов необходимо переключиться в какое то окно или одновременно посмотреть на все плоды своего творчества. За одно нажатие клавиши функция расположит окна текущего приложения (или все открытые) в стройном порядке.

Image Capture. Интересная утилита, существенно облегчающая работу с цифровой камерой. Позволяет скачивать фотографии на компьютер сразу после подключения шнура камеры и быстро составлять из них презентацию или даже веб-страницу. Ничего лишнего: достаточно только воткнуть камеру в разъём USB.

User switching. Нередко за одним компьютером работают разные люди. В десятке» можно заводить много пользователей и переключать их между собой, не выгружая приложения. Всё это не только удобно, но и впечатляюще выглядит.

ColorSync. Система управления цветом, созданная в 1993 г. компанией Apple. «Десятка» — единственная ОС, в полной мере поддерживающая четвёртую версию стандарта ICC. Значительно расширены функции калибровки монитора и настройки управления цветом в приложениях.

Network. Теперь нет ничего проще, чем создать сеть для машин разных платформ. Mac OS X поддерживает всевозможные сетевые протоколы: AFP, SMB/CIFS, WebDAV и т. д. Она по праву завоевала звание наиболее совместимой системы. А чтобы установить и настроить принтер, достаточно сделать всего пару щелчков мышью — утилита печати поддерживает стандарт Windows Printing.

На этом список улучшений и нововведений не исчерпывается. Есть много мелких, но приятных добавлений: копирование отдельной части экрана, активного окна в целом или всей видимой области в буфер или файл на диске; отметка для себя наиболее важных папок; программы Safari и Mail, упрощающие работу в Интернете и вобравшие всё лучшее от своих аналогов.

Любимые становятся лучше

Переход на десятку«» обоснован не только повышением функциональности системы. Значительно обновлены приложения для дизайна и вёрстки для Mac OS X. Adobe, основной производитель программ для издательских систем, выпустила новейшие версии Photoshop и Illustrator, выполняющие ранее совершенно немыслимые операции.

Новые способы обработки и цветокоррекции, появившиеся в Photoshop CS, помогают быстрее и лучше обрабатывать фотографии и создавать популярные ныне цветовые эффекты. С помощью функции Photo Filter изображения тонируются в различные оттенки — от холодно- синего до экстремального жёлто-зелёного.

Healing Brush (эту кисть уже успели прозвать убийцей« ретушёра») с фантастической скоростью и качеством ретуширует царапины, пыль, сколы. Плюс масса пустячков«», которые делают труд приятнее, например, сдвиг окна в полноэкранном режиме сколь угодно далеко.

Для пользователей цифровых камер значима конвертация файлов в формате RAW без помощи внешних утилит. Тёмные области, для которых не хватило света, вытягиваются Midtone Contrast. Можно писать текст по кривой прямо в Photoshop и комбинировать различные фильтры, создавая необычные эффекты. А оптимизация новых версий программы для Mac OS X даёт невиданную ранее производительность, особенно на двухпроцессорных системах.

Не менее популярен в создании и обработке изображений Adobe Illustrator, как и его растровый собрат, тоже обновившийся. Это касается текстов, полной поддержки формата OpenType, слоёв в формате PDF (очень удобно при презентации макета). Встроенная функция генерации трёхмерных объектов с лихвой компенсирует отсутствие модуля KPT Vector Effects. Благодаря оптимизации улучшена скорость работы, что заметно даже на не самых сильных машинах; а графика сохраняется в формате, удобном для экспорта в приложения Microsoft Office.

Одна из самых острых проблем при переходе на «десятку» — невозможность использовать в новой системе QuarkXPress. И не потому, что отсутствует версия для Mac OS X, — просто программа очень сырая. Да и скорость, традиционно считавшаяся сильной стороной Кварка«», оставляет желать лучшего.

Многие специалисты одновременно с де«сяткой» перекочевали в InDesign. И не ошиблись. Программа, созданная Adobe, является важнейшим звеном в тесной связке Photoshop— Illustrator—InDesign, благодаря чему при подготовке публикаций не возникает абсолютно никаких проблем с обменом файлами. Сам по себе InDesign имеет достаточно функций: от создания таблиц из Microsoft Excel до использования XML. Применение новых стандартов данных, таких, как XML, значительно облегчает рутинные операции (набор визиток, создание календарных сеток и т. п.).

InDesign обвиняют в медлительности, повышенной требовательности к ресурсам компьютера. Зачастую это следствие незнания самой программы. Радостный дизайнер, установив InDesign первый раз и открыв свою публикацию, сделанную в XPress (обратный шаг, кстати, невозможен), включает для всех картинок режим HiRes и загоняет программу в ступор, забывая о раздельном задании качества прорисовки. Я считаю InDesign сильнейшим универсальным пакетом вёрстки — он одинаково хорошо подходит для дизайнеров плакатов и буклетов, верстальщиков визиток и приглашений.

Интересно, что в десятке«» полностью решена проблема обмена файлами Microsoft Office между платформами — потребности в различных конвертерах и специальных шрифтах нет. А с появлением Adobe InCopy могут остаться не у дел и текстовые редакторы типа Word. Но самое любопытное, что стили, назначенные в тексте в InCopy, без проблем переносятся в InDesign. К тому же текст можно редактировать, не открывая InDesign, — потом достаточно лишь обновить связи.

Я часто использую Corel Painter, LightWave, Flash, Dreamweaver. В отличие от приложений Adobe, со временем они меняются очень сильно: добавляются много функций и поддержка новых стандартов в веб-дизайне. И уже сейчас такие производители, как Corel, Macromedia, Newtek, полностью отказались от поддержки девятки«». Конечно, веб-дизайнерам гораздо легче перейти на новую систему — перед ними не стоят задачи спуска полос, вывода PostScript-файлов и др., типичные для допечатной подготовки. Но при грамотно подготовленной публикации большинства проблем, связанных с генерацией Post-Script или переносом вёрстки, можно избежать. Чаще всего причинами являются незнание программ, нежелание найти источник ошибки или — банальная российская действительность — работа с краденными программами.

В ногу с прогрессом

Принятие решения о переходе на новую систему зависит от ключевых персон, среди которых дизайнер (или верстальщик) и руководитель предприятия. Дизайнер — представитель творческой профессии. Его настроение, а соответственно и уровень работы зависят от красоты и удобства вещей вокруг. Mac OS X — один из самых приятных моментов. Не может человек, которого окружают убогие, некрасивые вещи, создавать гениальные буклеты, этикетки. А ведь одно из основных назначений нашей работы — сделать мир вокруг нас прекраснее, удобнее, насыщеннее.

Что касается руководителей, то их всегда смущают большие затраты на обновление парка машин. Но хочется напомнить: один из принципов работы с Макинтошем«» — компьютер, купленный 5 лет назад, будет работать и у моих внуков — никто не отменял. Я думаю, что G5, купленный сегодня, сменится ещё очень, очень нескоро. Но выгода, полученная от его приобретения, — это не только на порядок возросшая производительность и расширение круга задач, но и возможность сказать клиентам и конкурентам: Мы« компания, которая идёт в ногу с прогрессом!» Отсюда и уровень предоставляемых услуг.

Пройдёт ещё немного времени и обновить парк машин всё равно придётся — так почему бы не сделать это сейчас, обойдя ближайших соперников? Ведь не за горами тот день, когда клиентов при слове «CtP» не будет бить дрожь, а PDF станет единственным стандартом обмена публикациями в полиграфии. Не верится? Тогда обратитесь к опыту зарубежных компаний или вспомните полиграфию в начале 90-х…

Об авторе: Алексей Пелевин (designpark.ru), дизайнер.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Стремление к лидерству в «тяжёлом» сегменте

    Ricoh Rus провела 31 мая 2018 г. в Санкт-Петербурге второе заседание Клуба полиграфистов под названием «Смена лидера в мире цифровой полиграфии». Выступавшие на нём сотрудники компании и владельцы оборудования доказали: это не просто слова.

     

  • CorelDRAW Graphics Suite 2018

    Заключение: вы можете не согласиться с утверждением разработчиков о «самом радикальном обновлении в истории пакета», зато спорить с тем, что он стал ещё более полезен и незаменим, не приходится. А ещё вы можете купить его любым удобным способом — по подписной модели или обычным образом навсегда, заплатив только один раз.

     

  • Мир графических открытий–2018

    Самый подробный обзор новых возможностей популярнейшего графического пакета CorelDRAW Graphics Suite 2018 и множество полезным советов по его освоению.

     

     

  • Apple iPad Pro 2017

    iPad Pro 2017, Pencil

    Заключение: хотя по производительности новый планшет iPad Pro может конкурировать с ноутбуками, полностью заменить рабочие станции планшетами в издательском деле пока не получится. Однако появление полнофункциональных приложений для создания и обработки изображений позволяет дизайнерам, иллюстраторам и фотографам уже сейчас сделать своим основным рабочим инструментом iPad Pro с Apple Pencil. Главные недостатки планшета — традиционно высокая цена и всё ещё недостаточное внимание к нему со стороны разработчиков приложений.

     

  • Вывод офсетных форм как услуга 3.0

    Ситуация в секторе коммерческого вывода форм за последние годы стала сложнее: офсетный полиграфический рынок находится явно не на подъёме, типографии стараются экономить каждый рубль, а собственные мощности для вывода форм у некоторых компаний даже выросли. Закономерно повысилась конкуренция.

     

  • Какую выгоду даёт внедрение АСУП?

    Занимаясь плотно темой автоматизации типографий, заметил интересный феномен: почти все руководители типографий думают и хотят двигаться в этом направлении, но мало кто делает практические шаги. В некоторых типографиях издавна и безрезультатно пишут своей софт, кто-то приобрёл лицензионный продукт и годами мучается с его внедрением и адаптацией под техпроцессы своего предприятия.

     


comments powered by Disqus