2004.11.011312 прочтений

Разбираетесь во французских винах?*

Теги: Общее FSP

Мрачные настроения царят во французской винодельческой промышленности. Но некоторые "этикеточные" типографии из Бордо ухитряются процветать даже в далеко не лучшие времена.

Мрачные настроения царят во французской винодельческой промышленности. Но некоторые «этикеточные» типографии из Бордо ухитряются процветать даже в далеко не лучшие времена.

Расцвет экспорта вин из Бордо приходится на XIII век, когда Аквитания находилась под властью англичан, и дубовые бочонки с «красным» переправляли в Англию для короля Генри V и его обожающей вино свиты.

С тех пор почти ничего не изменилось. В последние три десятилетия XX века мировой спрос на вино рос стремительно. В борьбу за мировые рынки наряду с французскими винами вступила продукция Австралии, Северной Америки и других стран. Рыночная доля Франции постепенно снижалась (в США она опустилась с 60% в 1985 г. до 30% в конце столетия), но кому было до этого дело в условиях экономического подъёма? Производители эксклюзивных вин из шато (Chateau буквально переводится «замок». — Прим. ред.) взвинчивали цены, а потребители по обе стороны Атлантики исправно продолжали покупать их продукцию. Прелести французских вин открывали для себя разбогатевшие бизнесмены с Дальнего Востока. Оптимистические настроения нигде не были так сильны, как в Бордо, и не один «замковый» винодел на этой волне расширил погреба. А затем наступила расплата.

В 2002 г. французское правительство запретило практически все виды рекламы алкоголя и развернуло кампанию против езды за рулём в нетрезвом состоянии. Продажи вина на внутреннем рынке стали падать ещё быстрее. Последний удар экспорту нанесли в начале 2003 г. падение доллара и война в Ираке. Оправившись от шока, французская винодельческая промышленность решила укрепить маркетинговые позиции и обнаружила, что внимание покупателя (или, что происходит всё чаще, покупательницы) к бутылке на полке бара или супермаркета прежде всего привлекает этикетка.

Ежегодно более десятка типографий Бордо печатают этикетки для 750 млн бутылок. Местные производители вина чётко делятся на тех, кто выращивает виноград, разливает и продаёт собственное вино, и поставщиков-торговцев, которые закупают, переправляют и перепродают вино в бутылках или наливом. Для специализирующихся на печати этикеток это земля и небо. Чтобы выяснить больше, корреспондент Labels & Labeling посетил несколько местных типографий.

Belloc — качество и традиция

Типография Belloc расположена в местечке, известном в мире совсем другой продукцией. Кадиллак — сердце виноградников, автомобильный завод в глаза не бросается. Владелец и генеральный директор типографии Филипп Белло рассказал Labels & Labeling о своём крае и о компании.

«Когда в 1991 г. я унаследовал дело от отца, по большей части мы занимались традиционными винными этикетками. Я решил сконцентрироваться на этой рыночной нише, и в 1995 г. мы приобрели у Gallus две рулонные машины высокой печати для изготовления этикеток. На сегодня около 95% заказов приходится на винные этикетки, две трети из которых самоклеящиеся. В год мы печатаем около 0,5 млн м2 продукции, и практически все наши клиенты (а их более 1000) бутылируют и продают собственное вино.

Оно достаточно дорого, поэтому тиражи этикеток в основном небольшие, а требования к качеству высокие. Я мог бы поставлять в 2–3 раза больше этикеток торговцам вином, но мне это неинтересно. Начнём с того, что я всегда (или почти всегда) договорюсь с клиентом о цене. Часто ли этикеточная типография может этим похвастаться? Я поддерживаю дружеские отношения с большей частью клиентов, многие работали ещё с моим отцом. Они знают, что я не подведу их ни по срокам, ни по качеству, и никогда не сменят поставщика из-за нескольких сантимов».

На своём парке оборудования, насчитывающем полдюжины машин Heidelberg (часть серьёзно модернизирована), типография Belloc печатает и выпускает традиционные клеевые этикетки, а также выполняет некоторые мелкие заказы на «самоклейке». Практически все самоклеящиеся этикетки печатаются на двух новеньких Edale Alpha. Белло так комментирует недавние инвестиции: «Впервые мы попробовали печатать флексографским способом 5 лет назад, когда приобрели машину Edale, но за эти годы технология ушла далеко вперёд. В 2001 г. мы побывали на Labelexpo в Брюсселе, где попытались подобрать машину по карману. Нам необходимо было высокое качество при максимально быстрой смене тиражей. Нас не слишком волновали высокие скорости печати, поскольку средний тираж заказов типографии 20–30 тыс. штук. Но существенную роль играл размер машины, поскольку мы ограничены по площадям. Остановились на Edale Alpha и приобрели сразу две машины, не выходя за рамки бюджета. Поскольку 70% этикеток идут с позолотой, одну из машин укомплектовали секцией холодного тиснения фольгой. Есть у нас отдельная машина Newfoil для горячего тиснения, также впервые увиденная на Labelexpo».

Практически все самоклеящиеся материалы Белло закупает у двух поставщиков — Manter и Raflatac. Насколько его беспокоит растущая концентрация мощностей производителей этикеточных материалов? «Вообще не беспокоит, поскольку специальные сорта бумаг для винных этикеток есть в ассортименте обоих моих поставщиков, а заказы нам доставляют в течение 72 часов. Правда, иногда бывают перебои с красками, их приходится ждать по пять дней и дольше».

Как оценивает поставщик этикеток будущее компании и региона в целом? «Всех волнует падение спроса на винную продукцию не только во Франции, но и на других крупных экспортных рынках. Это плюс жёсткая конкуренция со стороны поставщиков из Южного полушария существенно осложняют жизнь многим местным виноделам. Но ведь проблемы в основном затрагивают более дешёвые сорта, поэтому у наших клиентов особых трудностей нет. Кроме того, этикеточные типографии не может не радовать растущая популярность вин в полубутылках (0,375 л). Сейчас весь Бордо постепенно переходит на самоклеящиеся этикетки. Мне кажется, будущее за флексографской печатью с рулона на рулон; мы получаем с её помощью офсетное качество при вдвое меньших затратах».

LIS-33 — этикетка как форма искусства

Виноделы из Бордо начинают понимать, что именно этикетка привлекает внимание потребителя. Соответственно, меняется и традиционный стиль

Недалеко от Кадиллака расположен Либурн. Сам город не претендует на архитектурные премии, но в его окрестностях находятся несколько знаменитых на весь мир виноделен — Chаteau Haut Brion, Petrus, Yquem… И ещё с десяток названий, которые заставят нос истинного ценителя вин возбуждённо двигаться. Но полная зависимость региона от единственного продукта делает его крайне уязвимым с экономической точки зрения.

Здесь мы посетили этикеточную типографию LIS-33 и встретились с её основателем и президентом Сержем Деспортом и генеральным директором Филиппом Верминком.

«Безусловно, все местные типографии зависят от виноделия, — говорит Верминк. — Винная этикетка составляет до 70% наших заказов. В 1997 г. мы приступили к выпуску самоклеящихся этикеток и теперь производим более 2 млн м2 самоклеящейся продукции (общий объём 5 млн м2).

Как правило, виноделие — небольшой семейный бизнес, где всё подчинено традициям. Виноделы верны этикетке «в стиле бордо», но именно сейчас переходят от клеевых к самоклеящимся. Им импонирует возможность наносить за один цикл несколько сотен этикеток, ведь с клеевой продукцией дело обстояло далеко не так просто. С другой стороны, виноторговцы с их объёмами в основном продолжают использовать традиционные недорогие этикетки.

Наши клиенты LIS-33 весьма требовательны к материалам, при том что ассортимент специальных бумаг и ламинатов продолжает расширяться с угрожающей быстротой. Такие поставщики как Fasson, Manter, Ritrama и Raflatac инвестируют средства в исследования и выводят на рынок сотни новых предложений, хотя основной тенденцией остаются бумаги с синтетическим покрытием и материалы верже.

Французские экспортёры извлекли урок из случившегося и уделяют большое внимание тому, какая этикетка будет оптимальной для покупателей из Великобритании и Северной Америки — двух крупнейших экспортных рынков. Им потребовалось время, чтобы понять: появилось целое поколение любителей вина, почти ничего не знающих о наших знаменитых традициях виноделия».

Основную часть клеевых этикеток в LIS-33 печатают на 4-красочной MAN Roland, а самоклеящиеся — на двух машинах Viva 340s французского производителя Codimag.

Мы спросили Деспорта, почему были выбраны именно полуротационные1 машины сухого офсета.

«Наша цель — максимально высокое качество, — ответил он. — А это означает офсет. С самого начала мы печатали традиционные этикетки офсетом, поэтому хорошо знакомы с технологией. Не спорю, у высокой печати и флексографии свои достоинства, и мы практикуем оба способа для печати части заказов. Но только офсет даёт по-настоящему хорошее качество, особенно на бумагах верже. У нас много коротких тиражей, поэтому быстрая переналадка машин Viva стала огромным преимуществом. Но в первую очередь мы выбрали это оборудование за качество печати».

Оба руководителя подчеркнули значение творческого подхода. «Этикетка — важнейшее звено маркетинговой программы для винодельческой индустрии, — говорит Деспорт. — К печати этикеток я пришёл из области искусства. У нас 7 профессиональных дизайнеров и художников, и качество печати должно соответствовать их таланту и ожиданиям клиентов. Обе машины Viva оснащены секциями рельефного тиснения и горячего тиснения фольгой, которые часто задействуют при изготовлении этикеток — это засвидетельствует любой ценитель вина. У нас есть сертификат соответствия ISO 9002, поэтому клиенты и поставщики знают, что в случае выявления брака всегда установят его причину».

Истина в вине? Нет, в его защите!

Цена на красное вино Grand Cru нередко достигает нескольких сотен долларов за бутылку. Проблемы с защитой торговой марки от подделок и определением подлинности продукта для эксклюзивных вин стоят так же остро, как и для других предметов роскоши. Типография LIS-33 использует для этого голограммы и затрудняющие копирование полиграфические способы защиты, часто встречающиеся на банкнотах и ценных бумагах. Как правило, защитные этикетки печатают небольшими тиражами, но для LIS-33 это, в первую очередь, средство поддержать репутацию. «Необходимо показать, что мы защищаем интересы клиентов», — объясняет Деспорт.

Сейчас 120 сотрудников LIS-33 работает в 2–3 смены (в зависимости от сезона). Практически все клиенты расположены в этом же регионе, но LIS-33 экспортирует винные этикетки и в Южную Африку, Австралию, Ливан и Италию. По мнению Деспорта, продукция Бордо уже не сможет вернуть прежнего положения на экспортных рынках марочных вин средней категории, но для эксклюзивных вин и вина Grand Cru не всё потеряно. «Я верю, у нас есть будущее, — говорит он, — но сложности ещё не закончились».

Bouchon — всё трещит по швам

В Либурне расположена типография с удачным названием Bouchon (фр. bouchon — пробка), специализирующаяся на изготовлении этикеток для вина. Насчитывающее с десяток сотрудников и около 500 клиентов предприятие Фредерика Бушона — одна из многих мел-ких типографий, которые несколько лет назад решили заняться ролевой печатью этикеток. Три года назад компания установила ролевую машину высокой печати от Iwasaki, но, с учётом её невысоких скоростей и отсутствия секции тиснения фольгой, стало ясно, что необходимы дальнейшие инвестиции. «Я хотел приобрести офсетную машину, — объясняет Бушон, — поскольку мы хорошо знакомы с технологией, обеспечивающей всеми признанное высокое качество. Но, просмотрев массу ротационных и полуротационных офсетных машин для печати этикеток, доступных на французском рынке, я пришёл к выводу, что почти все занимают слишком много места. Поскольку размеры нашего цеха ограничены, я остановился на Alpha, компактной 4-красочной флексографской машине Edale. Она оснащена УФ-сушкой, секцией горячего тиснения фольгой, устройством струйной нумерации и печатает со скоростью до 60 м/мин, а занимает всего 2,5 м2. Нам повезло, что оборудование очень компактное: ведь и так нам пришлось разбирать часть стены и доставлять машину в типографию через офисные помещения».

На других виноградниках

Вверх по дороге от Либурна находится небольшой городок Сент Фой-ля-Гранде. Когда мы подъезжали к компании Barat Etiquettes, виноградники были густо засыпаны снегом, но приём генерального директора Летьера от этого не стал менее тёплым. Компания, которой принадлежит 4 предприятия, обеспечивает продукцией всех виноделов на юге Франции. Не так давно группа купила фирму Wetterwald, изготовителя упаковки и этикетки из Бордо. «Немногие знают, — поделился Летьер, — что основатель Wetterwald, некий Голон, занимает почётное место в Зале Славы этикеточного бизнеса. Именно он в 1815 г., устав от небольших подписанных от руки бумажных полосок, которые виноделы привязывали к горлышку каждой бутылки, изобрёл винную этикетку. Поэтому в некотором роде группа компаний Barat — преемник и наследник традиций винной этикетки, насчитывающих уже почти два века».

Годовой объём продаж Barat Etiquettes, где работает 150 сотрудников, составляет 15 млн евро. Группа выпускает клеевые и самоклеящиеся этикетки, причём практически все для вина. Летьер рассказывает, что самоклеящиеся винные этикетки, в течение многих лет стабильно укреплявшие позиции, сейчас на юге Франции занимают почти половину рынка. «Практически все виноделы уже перешли на самоклеящиеся этикетки, а поставщики вина продолжают работать с обоими типами, — комментирует он. — Самоклеящиеся этикетки мы печатаем преимущественно на офсетных машинах Gallus. Рулонный офсет позволяет нам превосходить по качеству конкурентов, сделавших ставку на флексографию. Что же касается допечатного процесса, то CtP-технология аналогична для клеевых и самоклеящихся заказов. У машин Gallus только одна проблема — максимальная ширина полотна в 265 мм. Иногда этого недостаточно, поэтому мы установили ещё и машину сухого офсета Codimag Viva 340. Её качество печати не вызывает претензий, но для каждой машины, естественно, приходится выводить свои комплекты форм».

Когда речь заходит о кризисе в винном секторе Франции, Летьер не делает секрета из своих проблем. «Французский винодел за прошедшие годы ушёл далеко вперёд и по качеству продукции, и по маркетинговой стратегии. Но многие производители чересчур самоуверенны. Страны Нового Света и производители Австралии давно стремятся к тому, чтобы их продукция соответствовала вкусам потребителей. К этому начинают приходить и в Лангедоке, но только не здесь, в Бордо. Никто не говорит, что нужно жертвовать специфическими и уникальными качествами французского вина, но современным виноделам не стоит почивать на уже порядком увядших лаврах».

Тяжёлые времена не за горами?

Создаётся впечатление, что слишком долго у французской винной промышленности дела шли хорошо. Цены на премиум-вина становились всё выше, а потребители продолжали покупать. Банки предлагали кредиты под мизерные проценты, и каждый считал своим долгом инвестировать средства в новое оборудование. В результате многие оказались финансово не готовыми к кризису.

Всё, что говорится о винной промышленности, в определённой степени действительно и для этикеточных типографий, считает Летьер. «Многие перешли на печать этикеток, чтобы успеть получить долю от рыночного подъёма, а теперь, когда дела пошли на спад, они начинают сбрасывать цены. Я уверен, что до выхода из кризиса нас ещё ждут слияния и банкротства в этикеточной сфере. В конце концов ситуация стабилизируется, но сейчас будут выживать только сильнейшие. Впрочем, за нас можете не волноваться!»


Только факты

«Самоклеящиеся этикетки завоёвывают популярность, поскольку обеспечивают высокую точность нанесения, удобство и функциональность. Они оставляют далеко позади решения, требующие использования клея или праймерного лака. Их удобно наносить на бутылки — не нужно ждать, пока высохнет клей. И они предусматривают постоянное и временное нанесение, приклеиваются к любой поверхности. Этикетки функциональны, поскольку материал и клеевой состав может варьироваться в зависимости от потребностей клиента — выдерживать разные температурные режимы и влажность, отличаться стойкостью к естественным и искусственным воздействиям. Кроме того, на уже готовой этикетке можно напечатать дополнительную информацию перед наклеиванием».

Компания Manter, «Книга о вине»

В 2003 г. объём продаж французского вина уменьшился всего на 1%, а экспорт марочных вин упал на 9%

Источник: Onivins

В 60-е годы среднестатистический француз потреблял 100 л вина в год. А в 2002 г. — всего 58 литров.

Источник: Onivins


* Печатается с разрешения издателей журнала Labels & Labeling, www.labelsandlabeling.com

1 Термин «полуротационная» означает, что запечатываемое полотно совершает относительно вращающихся печатных цилиндров возвратно-поступательное движение. — Прим. ред.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Чтобы машина была в форме *
    Интегрированное в техпроцесс высокотехнологичное печатное оборудование нуждается в особом сервисе.
  • Клеевое скрепление для печати по требованию*
    Фотоальбомы и книги в подарок от салонов оперативной полиграфии, подобных Shutterfly (см.образец), выпускаются средним тиражом менее 2 экз. - потери на приладке неприемлемы
  • Без складок и морщин
    Кому понравится костюм, сшитый без должного усердия? Даже при безупречном подборе материи и фурнитуры конфликт с портными неизбежен. Идеальное качество широкоформатной печати тоже не гарантирует успех, если на участке ламинирования нет настоящих мастеров
  • Формат "больше среднего" *
    6-страничные печатные машины становятся крупнее и быстрее, а на листах появляется больше свободного места для макетов- битва за производительность в самом разгаре.
  • Планирование простым не бывает *
    Типографии строят планы на оборудование, обзаводятся стратегиями повышения квалификации, но возможно, для конкурентоспособности не хватает системы планирования ресурсов предприятия...
  • Послепечать на "ПолиграфИнтер": новинки и тенденции
    Большую часть новинок выставки мы анонсировали в № 8. Обзор посвящён основным тенденциям и особенностям техники.

comments powered by Disqus