2003.12.11, Автор: Михаил Николенко1917 прочтений

PDF/X: подарок, которого ждали

Теги: Допечатные процессы Publish

Всё чаще в публикациях, посвящённых допечатной подготовке, стала появляться доселе незнакомая аббревиатура PDF/X.

Всё чаще в публикациях, посвящённых допечатной подготовке, стала появляться доселе незнакомая аббревиатура PDF/X. И хотя в ней угадывается родство с PDF, это не снимает закономерный вопрос: зачем издательской индустрии понадобился ещё один формат?

Чтобы разобраться, давайте вспомним историю. Как известно, изначальное предназначение Portable Document Format (PDF) — быть межплатформенным средством для обмена документацией. Именно эту цель преследовал исполнительный директор Adobe Systems Джон Ворнок, когда в 1991 г. осознал необходимость разработки универсального формата для документов (тем, кто хочет ознакомиться с аргументами мэтра, рекомендую познавательную статью по адресу http://www.planetpdf.com/ mainpage.asp?webpageid=1851). У компании уже была интересная разработка — язык описания страниц PostScript, под управлением которого вполне успешно работали лазерные принтеры и ФНА, эксплуатировавшиеся на всех существовавших платформах. Этот язык и был взят за основу нового формата.

Следовательно, PDF был нацелен, в первую очередь, на корпоративный рынок, больше всего страдавший от проблем с открытием документов, созданных в различных программах. Разработка была быстро взята на вооружение, и время, которое армия клерков ранее тратила на эту примитивную операцию, стало расходоваться более эффективно.

Итак, PDF был совершенно не предназначен для использования в полиграфии. Позже Adobe адаптировала его под нужды печатающей братии, и ныне формат всё чаще выступает как альтернатива традиционным способам. Оценивая сегодняшнее положение PDF, можно констатировать, что он состоялся именно как межплатформенное средство обмена цифровой информацией. «Сваяв» своё творение в любом пакете, каждый через PDF может сохранить его для всемирной истории, сделав доступным для просмотра, архивации, поиска из любой среды, в т. ч. и поисковыми машинами Интернета. Замечательно!

Несколько иная картина вырисовывается, если отдать это творение для печати. Как правило, люди малознакомые с полиграфией не могут создать PDF так, чтобы в итоге получилось именно то, что они хотели. Налицо конфликтная ситуация.

PDF стал неотъемлемой частью процесса допечатной подготовки благодаря предсказуемости результатов. Корректно созданные файлы невелики по размеру и быстро выводятся на печать. Однако PDF может содержать чуждые для препресса элементы (аннотации, комментарии, изображения в модели RGB), бывает, отсутствуют шрифты. Приведённый пример показывает: то, что файл имеет расширение PDF, ещё ни о чём не говорит, — кто знает, как его делали? Разумеется, в таком случае ничего хорошего на печати ожидать не приходится.

Во избежание подобных недоразумений и была введена отдельная спецификация формата — PDF/Х, описывающая требования исключительно для допечатной подготовки. Предполагается, что его использование позволит ввести в обиход издательского сообщества понятие blind exchange («слепой обмен», или «без входного контроля»).

Разновидности PDF/X

PDF/Х разработан Комитетом по стандартизации графических технологий (CGATS) при Американском институте национальных стандартов (ANSI) и основывается на спецификации Adobe формата PDF. Фактически, это не один стандарт, а целых три: PDF/Х-1, PDF/Х-2, PDF/Х-3. Первоначальная редакция PDF/Х-1 (PDF/Х-1:1999, основана на спецификации PDF 1.2) исключала использование цветов RGB, аннотаций, полей электронных форм и комментариев. Это упростило процедуру приёма PDF и сократило время запуска их в работу, гарантировав надлежащее качество.

Паспорт документа: к печати годен!

Редакция PDF/Х-1:2001 появилась после выхода Acrobat 4 и стала поддерживать возможности новой спецификации PDF 1.3. Самая поздняя из семейства PDF/Х-1 — редакция PDF/Х-1а, в ней запрещено использование OPI (Open Prepress Interface) и шифрование (encryption). Таким образом, PDF/Х-1 является базовым форматом, принятым издательской индустрией в качестве стандарта.

Настройки параметров PDF/X-1а в Enfocus PitStop

Но жизнь вносит свои коррективы… Дело в том, что поддержка исключительно CMYK и Duotone накладывает определённые ограничения на применение PDF/Х-1а. Многие, особенно крупные издательства, предпочитают изображения в модели sRGB. Тогда, в отличие от CMYK (строго привязанного к определённому типу бумаги, растискиванию растровой точки и прочим меняющимся параметрам), при помощи ICC-профилей можно учитывать особенности допечатных и печатных процессов, следовательно, при любых условиях получать оттиски наилучшего качества.

Эти поправки и составили основу стандарта PDF/Х-2, который отличается от предшественника гораздо меньшей «дисциплинированностью». Он поддерживает цветовую модель LAB, управление цветом с помощью профилей ICC, разрешает применение OPI и даже допускает отсутствие внедрённых шрифтов. Базируясь на спецификации PDF 1.4, позволяет использовать полупрозрачные объекты.

В общем, получился довольно гибкий формат, ориентированный исключительно на профессионалов. Однако «техника в руках дикаря — груда металла». Представив, сколько проблем возникнет, когда он попадёт к не самым компетентным людям, учёные мужи разработали промежуточный вариант между PDF/Х-2 и PDF/Х-1а (ближе к последнему). Кроме возможностей, поддерживаемых PDF/Х-1 (и, конечно же, прозрачности), по стандарту PDF/Х-3 позволено использовать палитру LAB с цветокорректирующими профилями. Поскольку утверждён совсем недавно, он только начинает распространяться.

Создание PDF/X

Самый удобный способ создать PDF/X-совместимый документ — использовать Acrobat 6.0 Professional. Acrobat Distiller может создавать файлы по стандартам PDF/X1-a и PDF/X-3 (необходимый тип выбирается из предустановок программы Adobe PDF Settings). В процессе создания файлов Distiller проверяет полученный PostScript на соответствие принятым нормам. При полном их соблюдении в документ дописывается соответствующая информация. Если PDF, удовлетворяющий выбранному стандарту, из PostScript создать невозможно, Distiller прекращает работу и в отчёте (log file) перечисляет все обнаруженные проблемы.

Кроме Adobe, продукты, создающие PDF/X-совместимые документы, выпустили все известные игроки рынка: Agfa (Apogee Series 3), Apago, Callas, CGS, Creo, Dalim, Fujidilm, Global Graphics и Heidelberg.

Удостовериться, что перед вами действительно PDF, получивший «добро» на печать, можно в Acrobat. Например, при использовании его пятой версии и Enfocus PitStop достаточно зайти в меню Certified PDF/Show Status. У Acrobat 6.0 Professional соответствующая информация находится в Document/Preflight/Validate.

Несмотря на то, что формирование PDF согласно новым спецификациям гарантирует корректное цветоделение, от некачественного результата PDF/X не убережёт (низкое разрешение, ошибки с overprint и т. п.). Поэтому анализ файлов средствами предварительной проверки — такая же неотъемлемая процедура, как и для любых других, подготовленных к выводу.

В Acrobat 6.0 Professional проверка выполняется из меню Document/Preflight. Сначала выбирается определённый профиль, а после завершения инспекции появляется окно с её результатами. Объект, вызвавший проблему (пометки красными символами), можно просмотреть, дважды щёлкнув на её описании. При этом Acrobat перейдёт на необходимую страницу и вокруг некорректного элемента появится красная прерывистая рамка. Если проблем не обнаружено, тут же из исходного файла можно сделать PDF/X-совместимый (Save as PDF/X). Затем желательно готовый файл снабдить сертификатом подлинности (Validate) — это избавит персонал сервисного бюро от траты времени на его очередную инспекцию. В файл дописывается информация о результатах проверки, выбранном профиле и дате проверки.

Выводы

PDF/X, являясь подмножеством PDF, обезопасит всех участников технологической цепочки допечатной подготовки от гипотетической головной боли. Он должен придти на смену существующему способу генерации PDF, когда сервисные бюро сохраняют требуемые настройки Distiller (Job options) в виде файла (*.joboptions) и затем распространяют их всем клиентам, ориентирующимся на использование этого формата. О широких перспективах PDF/X свидетельствует тот факт, что в недавно вышедшем Adobe InDesign CS уже присутствуют опции для создания публикаций по обеим спецификациям (PDF/Х-1а и PDF/Х-3).

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Мир графических открытий–2018

    Самый подробный обзор новых возможностей популярнейшего графического пакета CorelDRAW Graphics Suite 2018 и множество полезным советов по его освоению.

     

     

  • Apple iPad Pro 2017

    iPad Pro 2017, Pencil

    Заключение: хотя по производительности новый планшет iPad Pro может конкурировать с ноутбуками, полностью заменить рабочие станции планшетами в издательском деле пока не получится. Однако появление полнофункциональных приложений для создания и обработки изображений позволяет дизайнерам, иллюстраторам и фотографам уже сейчас сделать своим основным рабочим инструментом iPad Pro с Apple Pencil. Главные недостатки планшета — традиционно высокая цена и всё ещё недостаточное внимание к нему со стороны разработчиков приложений.

     

  • Вывод офсетных форм как услуга 3.0

    Ситуация в секторе коммерческого вывода форм за последние годы стала сложнее: офсетный полиграфический рынок находится явно не на подъёме, типографии стараются экономить каждый рубль, а собственные мощности для вывода форм у некоторых компаний даже выросли. Закономерно повысилась конкуренция.

     

  • Какую выгоду даёт внедрение АСУП?

    Занимаясь плотно темой автоматизации типографий, заметил интересный феномен: почти все руководители типографий думают и хотят двигаться в этом направлении, но мало кто делает практические шаги. В некоторых типографиях издавна и безрезультатно пишут своей софт, кто-то приобрёл лицензионный продукт и годами мучается с его внедрением и адаптацией под техпроцессы своего предприятия.

     

  • Мультипаспорт

    Региональный менеджер по продажам и технологиям GMG в странах EMEA Стивен Акку с инженером по печати отдела технического развития Анастасией Власовой во время выставки Printech 2017 объяснили нам, почему разработанные их компанией новейшие технологии мультикрасочного профилирования могут стать для типографий универсальным пропуском в мир гарантированно точного воспроизведения цветов.

     

    На фото — Стивен Акку и Анастасия Власова на стенде GMG на drupа 2016

     

  • CtFP c перспективой

    Система экспонирования флексографских форм Kodak Flexcel NX 3548/Wide-C — компактное и универсальное решение для различных объемов производства и форматов экспонируемых форм. Система состоит из экспонирующего устройства Trendsetter NX Wide, термочувствительной плёнки, ламинатора для прикатки маскирующего слоя на пластину, пластин Flexcel NX и программного обеспечения Kodak TIFF Front End с системой Kodak DigiCap NX Patterning, повышающей эффективность краскопереноса за счет создания микротекстур на поверхности пластины.

     


comments powered by Disqus