2003.10.27, Автор: Игорь Терентьев2092 прочтений

А зачем нам кузнец?

Теги: От редактора От редактора Publish

Посмотрим в глаза суровой правде: офсет нынче не в моде. Особенно листовой... Окинем взглядом ландшафт полиграфического рынка и технологий печати, по живости и разнообразию не уступающий богатству флоры и фауны джунглей Амазонки.

Терентьев Игорь Посмотрим в глаза суровой правде: офсет нынче не в моде. Особенно листовой… Окинем взглядом ландшафт полиграфического рынка и технологий печати, по живости и разнообразию не уступающий богатству флоры и фауны джунглей Амазонки. Претендентов на кусочек от сладкого офсетного пирога — хоть отбавляй, и у каждого — свои уловки и хитрости. Поэтому и рост объёма продукции намного ниже, чем у конкурентов. У офсета — единицы процентов в год, у цифровых способов — десятки.

На рынок оперативной и рекламной полиграфии наступает легион цифровых видов печати. Это ч/б и цветная электрография на основе твёрдого тонера и жидких красок, здесь превалируют листовые лазерные и светодиодные устройства в форматах до А3+ и рулонные с шириной печати до 50 см. А ещё в наличии обильное поголовье ризографов, которые, благодаря дешевизне печати и простоте обслуживания, оттянули на себя немалый объём заказов на малотиражную продукцию с относительно невысокими требованиями к качеству (учебные пособия, бланки, документация и т. п.). Пока не сказали своего слова такие молодые технологии, как элкография, магнитография и др.

Продолжающий динамично развиваться сектор наружной рекламы, интерьерного оформления и, в некоторой степени, POS-материалов неумолимо пожирается широкоформатными рулонными и листовыми струйными устройствами с шириной печати до 5 м. Последний писк — планшетные модели с УФ-чернилами, способные запечатать практически любой материал, толщиной до нескольких сантиметров и шириной до нескольких метров. Неплохой темп в освоении упаковочной (к которой мы традиционно относим и этикетку) ниши набрала флексография. В её активе — отличная производительность, широкий диапазон гибких запечатываемых материалов и качество, вплотную приблизившееся к офсетному.

Да и темпы развития самой офсетной технологии, кажущейся старушкой на фоне более молодых и активных цифровых соперников, на первый взгляд, не впечатляют. Перелистайте новости в Publish: свежие модели офсетных машин — редкость, их объявляют единицы в год, и то, в основном, улучшенные модификации ранее выпускавшихся версий. Зато цифровые устройства появляются, как грибы после дождя.

Так что же, ответ на отнюдь нериторический вопрос в названии статьи: «Офсет нам не нужен!» Правильно? Предвидя бурные протесты многочисленных читателей, не мыслящих жизни без офсетной печати, тороплюсь их успокоить: куда ж мы без него…

Для начала — о долях рынка по способам печати.

Не смотря на всё многообразие технологий, офсетом (листовым и рулонным) в мире печатают, по разным данным, от 60 до 80% всей полиграфической продукции. Поэтому даже несколько процентов роста в год означают совсем другие абсолютные числа, чем те, что приходятся на долю цифровых альтернатив. Офсет остаётся и будет оставаться в обозримом будущем основной технологией печати.

Далее: превалирующий способ является эталоном качества печати. Именно этого качества заказчики ожидают (и далеко не всегда получают) от других технологий. У офсетной как базовой есть и другое преимущество — на неё в первую очередь ориентируются разработчики программных средств для допечатной подготовки (это касается алгоритмов цветоделения, цветовых библиотек и др.) и специалисты по «допечатке». Поэтому кадровые вопросы в компаниях, занимающихся флексографией или цифровой печатью, решить намного сложнее.

Хорошая офсетная машина служит годами, её ресурс рассчитан на десятки миллионов оттисков, и даже через несколько лет рыночная стоимость составляет весьма значительную сумму. Чего не скажешь о цифровых машинах, которые быстро устаревают не только физически, но и морально — новые, более производительные аппараты появляются слишком часто. Расходные материалы для офсета — самые массовые продукты на полиграфическом рынке, поэтому недороги, а их ассортимент необычайно широк (как и запечатываемых материалов). Никакому производителю офсетных машин не придёт в голову настоятельно рекомендовать заказчику использовать краски или формы только одной марки.

Но и на этом достоинства офсетной технологии не исчерпываются. Перечислять их можно долго, а вывод прост: всё-таки офсет нам нужен. Даже если кому-то кажется, что он не в моде…

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Точки оцифровки

    В процессе подготовки к нашим конференциям на общую тему цифровой трансформации, но для разных аудиторий — офсетных и флексографских типографий — я обращал больше внимания на то, как полиграфисты, не относящие себя к «цифровикам», на самом деле уже давно и много пользуются преимуществами цифровых технологий. Да, безусловно, цифровая печать находится в сердце цифровой трансформации отрасли. Однако цифровые технологии уже пронизывают полиграфию сверху донизу. Причём даже на предприятиях, которые не особенно торопятся в цифровую эпоху, точек цифровизации — множество!

     

  • Путеводитель по широкому формату

    Тема номера — FESPA 2018. Эта выставка, когда-то бывшая нишевой и нацеленной на специальные виды печати — трафаретную, тампонную и др., вместе с индустрией пережила успешную цифровую трансформацию и активно растёт. Теперь основу её экспозиции составляют широкоформатные принтеры, а также необходимые для их нормального функционирования решения — от RIP и полномасштабных систем автоматизации до послепечатного оборудования, запечатываемых материалов и чернил.

     

  • Самая личная полиграфия

    Четверть века назад, когда миру были представлены первые цифровые печатные машины, одной из главных сфер их будущего применения была заявлена персонализированная печать. Это было вполне разумно, ведь именно способность «цифры» свободно менять содержание каждого отпечатанного экземпляра являлась неоспоримым преимуществом новой технологии по сравнению с привычными аналоговыми способами печати, «отягощёнными» формными процессами.

     

  • Материализация «Матрицы»

    Упаковка считается тихой гаванью для полиграфии. Ей явно не угрожают опасности, которым подвергается издательская и рекламная печать. Все понимают, что упаковка часто оказывается для покупателей решающим фактором при выборе того или иного товара. Как следствие, владельцы брендов просто вынуждены увеличивать свои вложения в упаковку. Её сложность и разнообразие постоянно растут.

     

  • Открытия года

    Задумывая тему первого в этом году номера, мы не ожидали, что окажемся провидцами. То есть думали мы совсем о другом — о лучших продуктах, открытых нам за прошедший год различными международными конкурсами в области полиграфии. И статья в тему номера действительно про это — рекомендуем ознакомиться, если вы находитесь в поиске инновационных продуктов для развития своей типографии.

     

  • По восходящему мячу

    Это термин из моего любимого вида спорта — тенниса. Когда игрок бьёт по мячу после его отскока от корта, многое зависит от того, где находится точка удара. Современных игроков учат бить как можно раньше — пока мяч находится на восходящей траектории после отскока. Это требует хорошей координации, скорости реакции и отличной «физики» — вы должны быстрее и точнее подходить к мячу. Зато у вас появляется больше шансов завладеть инициативой — мяч возвращается на сторону соперника быстрее, к тому же на восходящей траектории энергия мяча, летящего к вам, больше. Значит, её можно использовать для более сильного ответа. Поэтому игра по восходящему мячу считается залогом победы и хорошо ложится в современную концепцию максимально агрессивного тенниса.

     


comments powered by Disqus