2008.01.10, Автор: Игорь Терентьев2333 прочтений

Дефиле в XL-формате

Теги: Бумага Consum

Хотя производителям запечатываемых материалов для широкоформатной печати трудно состязаться с модными домами одежды, полностью обновляющими коллекции каждый сезон, в 2003 г. владельцы широкоформатников получили в своё распоряжение более сотни новых н

Хотя производителям запечатываемых материалов для широкоформатной печати трудно состязаться с модными домами одежды, полностью обновляющими коллекции каждый сезон, в 2003 г. владельцы широкоформатников получили в своё распоряжение более сотни новых носителей — от универсальных микропористых до пока ещё экзотических, вроде бумаги с покрытием для фотопечати сольвентными чернилами.

Рынок широкоформатной печати похож на айсберг. Его впечатляющая, видимая часть (наружная реклама) гордо возвышается над водой, но скрытая от глаз поверхностью океана (интерьерные применения) намного масштабнее. По данным консалтингового агентства I.T. Strategies, в 2002 г. общемировой объём розничных продаж продукции широкоформатной печати составил 19 млрд долл. (прогноз на 2007 г. — 30 млрд долл.). Но самое интересное, что доля наружной рекламы составила всего 8%, остальное приходится на относительно «небольшие» (если сравнивать с привычными для «наружки» форматами 6х3 м и больше) интерьерные отпечатки. Нетрудно посчитать, что в деньгах это составило внушительные 17,48 млрд долл.

Примерно такое же соотношение и между технологиями изготовления широкоформатных отпечатков. Доля доминирующей на рынке «наружки» сольвентной (по типу чернил) составила 8% (1,5 млрд долл.), традиционно применяемой для интерьерной продукции водорастворимой (чернила на основе красителя и пигментные) — 89% (16,8 млрд долл.), остальное было изготовлено электростатическим способом (0,68 млрд долл.).

Основные расходные материалы для широкоформатной печати — чернила и носители, причём цена последних в пересчёте на квадратный метр обычно больше. Спектр запечатываемых материалов очень велик, и попытка рассказать даже только о новинках последнего года обречена на неудачу, если не выделить один из секторов. Учитывая красноречивые числа I.T. Strategies, мы посвятим обзор главным образом новым носителям для печати водорастворимыми (на основе красителя и пигментными) и масляными чернилами. Рассмотрим и пока немногочисленные материалы с покрытиями для печати сольвентными и экосольвентными чернилами. Последние предназначены для сольвентных широкоформатных принтеров с шириной печати менее двух метров (известных также как принтеры формата XL).

На этом рынке есть две ярко выраженные группы поставщиков. К первой относятся компании-производители широкоформатных принтеров, чернил для них и запечатываемых материалов. Лидер по количеству инсталляций — компания Hewlett-Packard, также в группе присутствуют Agfa; Canon; Encad Inc., A Kodak Company (принтеры Encad, материалы Kodak); Epson; MacDermid ColorSpan; Mutoh; Roland; Xerox (здесь и далее компании и марки перечислены в алфавитном порядке). Интересно, что некоторые предлагают материалы и для принтеров конкурентов. Например, на сайте Encad inc., A Kodak Company есть многостраничные и подробные руководства по настройке принтеров HP и Epson для печати на носителях Kodak. У Xerox, кроме бумаги для собственных моделей, существует специальная группа «Материалы для печати на струйных плоттерах HP и оборудовании других производителей».

Ко второй группе относятся независимые компании-производители запечатываемых материалов. Как правило, они специализируются на технологиях нанесения покрытий, не занимаясь изготовлением материалов-основ. Появились компании, нарезающие под заданные форматы готовые мастер-роли и поставляющие их под собственной торговой маркой (например, российская «Фомос»). Перечислим фирмы, продукция которых представлена в России: InteliCoat Technologies, Felix Schoeller, Folex, H & E Ink Jet Paper, Kimoto, Kintex Sign Systems, Lomond, Nesсhen, Orafol, Sihl, Tepede, Yupo, «Славич». Вероятно, этот список неполон — в последнее время нашим рынком заинтересовались производители из Китая, Южной Кореи и других стран этого региона. К сожалению, найти информацию о таких компаниях удаётся не всегда…

Какова же XL-мода-2003?

Под одной маркой

Вряд ли на рынке одежды присутствуют компании, предлагающие не только ткани, но и инструменты для шитья, нитки, застёжки — весь ассортимент для производства готового платья. А для широкоформатки это вполне обыденное явление. Главные аргументы в пользу применения всего набора (принтер, носитель, чернила) одной марки — гарантированная совместимость, стабильность параметров материалов, удобство настройки печати, максимальная предсказуемость результатов, информационная поддержка.

Новинок от Epson немного. Появились Premium Semigloss Photo Paper (250 г/м╡) и матовый картон Enhanced Matte Poster Board толщиной 1,3 мм. Как отметил менеджер Epson по профессиональным устройствам Андрей Лыгун, последний материал позволяет сразу получить готовый постер, без необходимости последующего ламинирования на более плотную основу.

Успешный выпуск принтера HP DesignJet 5500 спровоцировал рост спроса на специальные материалы от HP — отныне они доступны и в России

Главная новость от Hewllett-Packard — начаты поставки полного ассортимента цветопробных и специальных материалов: баннеров, плёнок, тканей и т. п. Ранее они номинально присутствовали в прайсе компании, но фактически стали доступны российским покупателям только в этом году: серии цветопробной бумаги — полуглянцевая Proofing Semi Gloss (теперь и в 610-мм рулонах), новые глянцевая Proofing Gloss (А3+, А2, А1, 610-мм рулон) и матовая Proofing Matte (А3+ и 610-мм рулон); несколько десятков специальных материалов из 22-й серий — Scrim banner и Opaque Scrim, Backlit reverse print, Photo RC, Proofing Paper RC, Polyester Film Opaque, Billboard Blue Back, Canvas, Fine Art, Embossed Paper, Outdoor Paper, Indoor Self-Adhesive, Polyester Film white matte, Heat transfer, Paper Backed Polyester, Paper Backed Silk, Paper Backed Viscose, Cotton matte, Polypropylene, Coloured yellow paper, Two view cling, ткань и акварельная бумага от Hahnemuhle. В ноябре появился особо стойкий материал Durable Scrim. Кроме того, ассортимент HP расширен форматной (А1 и А2) бумагой с покрытием Coated Paper.

Как отметил представитель отдела расходных материалов HP по работе с дилерами, отвечающий за широкоформатные материалы, Александр Винокуров, активным продвижением спецносителей будет заниматься компания Bernully Computer Empire. Её президент Юрий Зорин считает это направление очень перспективным: «Хотя такие носители продаются буквально по одному рулону или даже листу, что осложняет жизнь поставщику, они существенно расширяют сферу применения широкоформатной печати, а значит — растёт количество потенциальных покупателей». В HP уверены, что предлагаемые материалы будут популярны не только у владельцев широкоформатников этой фирмы.

В объединённой компании Encad Inc., A Kodak Company носители предлагаются под маркой Kodak Wide-Format InkJet. Как рассказал менеджер официального дистрибьютора Encad Inc., A Kodak Company компании «Экспо-Графика» Сергей Кудинов, наиболее интересны два новых микропористых материала серии Rapid Dry: Glossy и Satin (оба 200 г/м╡). Они универсальны, поскольку подходят для пьезо- и термоструйной печати. Полуглянцевая Economy Photo Satin (160 г/м╡) дополняет глянцевую версию.

Летом было объявлено о восьми новых носителях: водостойком самоклеящемся Water-Resistant Self-Adhesive Economy Vinyl, полуглянцевом и глянцевом постерном материале на основе полипропилена Poly Poster Satin/Gloss, его матовой водостойкой версии Water-Resistant Poly Poster Matte (в обычном и самоклеящемся исполнении), баннере Water-Resistant Reinforced Flex Banner для интерьерного и наружного использования, плёнке Reverse Print Backlit Film VS и водостойкой Water-Resistant Backlit.

По информации менеджера по маркетингу и коммуникациям MacDermid ColorSpan Бэзила Фаттала, в 2003 г. были представлены микропористая полуглянцевая бумага UltraDry Satin Micropore Paper, матовая фотобумага Matte Photobase PXM, плёнки — полупрозрачная EnduraChrome Plus Backlit Film и белая непрозрачная White Opaque Film, а также бумага для художественной печати FineArt PermaColor Paper 100% Rag Paper.

Новинки Roland были объявлены в феврале. Два вида микропористой фотобумаги: глянцевая и полуглянцевая PCM-PGP Photobase Gloss/Semi-Gloss. Интересна новая матовая бумага PCM-DSMP Double Side Matte Paper (170 г/м╡) с двусторонним покрытием.

В компании Xerox выделяют три основных группы материалов для широкоформатной печати: инженерные, для цветной печати на принтерах Xerox X2/Xpress и совместимые для принтеров HP. Как рассказала менеджер по бумаге «Ксерокс (Россия и СНГ)» Мария Попова, основные изменения произошли в 2002 г., когда появилось более двух десятков новых материалов, в нынешнем году их меньше.

На смену бумаге Graphic Art для инженерных машин XES пришла Hi White повышенной белизны и непрозрачности. Для X2/Xpress предназначены новая Outdoor Blue Back (120 г/см╡) с синим оборотом и высокой непрозрачностью и оформительская Presentation Paper (115 г/см╡). Появляются новинки в группе материалов для принтеров HP: глянцевая фотобумага Photo Paper Glossy (190 г/см╡) и прозрачная плёнка для ч/б чертежей Transparent InkJet Film толщиной 0,1 мм. Как отметила Попова, в самое ближайшее время ожидается выпуск ещё нескольких материалов для X2 и совместимых для HP.

Только носители

Основной аргумент независимых производителей запечатываемых материалов — доступные, по сравнению с аналогами из ассортимента «принтерных» компаний, цены. Кроме того, у многих специализированных фирм огромный ассортимент, а их сотрудничество в рамках OEM-контрактов с известными на рынке принтеров брендами, хотя обычно и является предметом коммерческой тайны, становится дополнительным плюсом с точки зрения покупателей. Причём большинство производителей заверяют, что тестируют свои продукты с различными принтерами не меньше, чем их фирмы-поставщики.

Справедливости ради отметим, что и внутри этой группы бытует практика работы по OEM-соглашениям, когда материал производит одна компания, а продвигает его под своей торговой маркой другая. Это логично — у кого-то лучше получаются синтетические материалы, кто-то поднаторел в производстве носителей на бумажной основе, а хороший ассортимент стремятся предложить все…

Менеджер по региональным продажам InteliCoat Technologies Менно Бос сообщил, что в начале 2004 г. ожидается выпуск целой серии новых текстурированных носителей для художественных применений. Количество и характеристики материалов в серии пока не раскрываются

Как заявил менеджер по региональным продажам InteliCoat Technologies Менно Бос, компания является лидером на рынке носителей для струйной широкоформатной печати, специализируясь на нанесении покрытий. Серия Magic, в которую входят материалы для печати водорастворимыми и сольвентными чернилами, а также электростатическим способом, в этом году существенно обновлена. Появилось 3 новых баннера: полиэфирный FAB-6 и полиэтиленовый DMPB10C2S. Фотоносители пополнились микропористыми глянцевыми и матовыми DMPDQU-G/L и DMPDQ2-G/L, полуглянцевым плотным (200 г/м╡) Poster-Pro. Перспективный материал, не имеющий аналогов в мире, — запечатываемый ламинат PRINTLAM2-G/L — выпускается в глянцевом и матовом виде. Две новых ткани: полиэфирная FAB-6 и толстая (508 мкм) хлопковая DMCVM2OUV. Самоклеящаяся полипропиленовая LOTAK 7 снабжена съёмным клеем. Появилась и бумага для сольвентной печати — GFIOP140 (140 г/м╡). Особая гордость InteliCoat — первая фотобумага для сольвентной печати — GFPHOTO/SIJ. Она должна поступить в продажу до конца текущего года.

Новинки от Felix Schoeller (Германия) — микропористые глянцевые бумаги Foto Budget 180g Glossy и Foto Premium 200g Glossy.

Kintex Sign Systems (Южная Корея) — новичок на российском рынке в рассматриваемом классе материалов. Как рассказал менеджер московского офиса компании Дмитрий Усачёв, в ноябре достигнуто соглашение, по которому эксклюзивным дистрибьютором серии Kintex InkJet Media становится фирма «Ареан» (Санкт-Петербург). В ассортименте — 15 наименований, включая баннеры (в т. ч. двухсторонний), фотобумагу, самоклеящуюся полипропиленовую плёнку.

Специализирующаяся на технологических плёнках Kimoto (Япония) представила 4 новинки для сольвентной печати: самоклеящиеся глянцевые плёнки VGS Vinyl glossy standard (80 г/м╡) и Vinyl fleet 60 mkm, водостойкие глянцевый и матовый виниловые баннеры Banner glossy standard (370 г/м╡) и Banner matt premium (450 г/м╡).

Марка Lomond получила известность на рынке бумаги для настольных принтеров, а недавно дошла очередь и до широких форматов. В ассортименте — микропористая полуглянцевая и глянцевая бумага (170 и 250 г/м╡), матовая для САПР и ГИС (90 г/м╡), матовая (105, 120, 140 и 180 г/м╡), шелковисто-матовая (150 и 190 г/м╡), глянцевая по методу «Кромкоат» (130, 150, 180 и 230 г/м╡), а также холсты на льняной основе (400 г/м╡). По мнению поставщиков материалов Lomond, соотношение цена-качество для матовых марок — наилучшее в своём классе. Совсем недавно к названным позициям добавлена серия Silk. Водостойкая и универсальная бумага этой серии имеет все достоинства глянцевых в части глубины цветопередачи, но не бликует и стоит дешевле.

Существенно пополнилась серия Fine Art: помимо льняного холста, она представлена теперь натуральными акварельными марками и бумагой с различными типами тиснения.

Одновременно с более чем 30% снижением цены расширяется серия микропористых марок. Выпущено сразу несколько позиций по самоклеящимся материалам, включая матовый винил. Он подходит для печати водорастворимыми и пигментными чернилами, эластичен, водостоек и устойчив к царапинам.

Как отметил представитель компании в России Дмитрий Мацкуляк, последние обновления ассортимента широкоформатных материалов Lomond — только начало реализации новой стратегии, направленной на значительную активизацию присутствия в этом секторе рынка за счёт постоянного расширения ассортимента и гибкой ценовой политики. По его мнению, это приведёт к существенному изменению структуры продаж на рынке в пользу Lomond.

Nesсhen (Германия) представила серию баннерных текстильных материалов Printex C (200 и 300 г/м╡) на хлопковой основе для интерьерного оформления, Printex PES banner light B1/heavy B1 — баннеров на полиэфирной основе. Самоклеящаяся глянцевая плёнка Printlux PVC glossy reversible adh снабжена съёмным клеем, универсальная матовая Printlux nolite 175 universal обладает высокой непрозрачностью и запечатывается любыми чернилами.

Представленная в сентябре Printac outdoor system для наружных применений включает самоклеящийся носитель и ламинат. Носитель снабжён чёрным клеем, что исключает просвечивание поверхности, на которую наклеен плакат. Как отметил Михаил Курочкин («ВэМаТек»), Nesсhen обеспечивает неплохую поддержку — на сайте www.neschen.com доступны ICC-профили для сочетаний распространённых моделей принтеров, RIP, чернил и носителей.

Printlux CityLight Premium — полиэфирная водостойкая плёнка для интерьерных и наружных применений, Printlux Satin/Glossy Paper Instant Dry — микропористая универсальная полуглянцевая и матовая бумага (200 г/м╡) для интерьерной печати.

Имеющая хорошие позиции по самоклеящимся плёнкам, включая цветные для плоттерной резки, компания Orafol (Германия) разработала Orajet 1915 PVC с односторонним микропористым, влагостойким покрытием.

Известная высокотехнологичными продуктами компания Sihl (Германия) выпустила водостойкую плёнку Aquarius Backlit WR, серию художественной бумаги для постеров с различными текстурами (семь типов) и три марки материалов для сольвентной печати: полуглянцевую и матовую бумагу Strella paper satin/matt (140 г/м╡), а также матовую с голубой подложкой Lagoon paper matt (120 г/м╡).

Как рассказал Владимир Серёженко, коммерческий директор компании «Галис» — эксклюзивного дистрибьютора фирмы Tepede (Голландия), среди новинок года — акварельная бумага с различными текстурами Art paper dutch rug и Art paper old delft linen; цветопробная Digiproof satin 185 г/м╡; супермикропористая, водоустойчивая, глянцевая и полуглянцевая SM Photo gloss/satin 190 г/м╡ и HQ gloss/satin г/м╡, натуральные и искуственные ткани для струйной печати; универсальные материалы для печати всеми видами чернил включая масляные: самоклеящаяся бумага High Color Contrast (140 г/м╡), матовая Zenith photo matt (180 г/м╡) с барьерным рецептивным покрытием для струйной печати и с антирасслаивающимся полиэтиленовым покрытием на обороте; самоклеящийся матовый винил повышенной белизны и стойкости к воздействию УФ-лучей Vinyl white matt adh PMO; холст Canvas roma; прочная матовая полипропиленовая плёнка Polyprop matt; водостойкий баннер Poly-screen; плёнки light-stop DISPAY FILM WGF 0,17 и 0,34 мм.

Неожиданная новость: как нам сообщили в компании «Экспо Графика», начаты продажи новой фотобумаги UPM-Kymmene (Финляндия) — крупнейшего бумажного концерна, впервые выходящего на рынок широкоформатной печати. Photo Silk 180g и Photo Semi Gloss 180g — настоящие (True Photo Base) фотобумаги для струйной печати (между бумажной основой и впитывающим слоем находится полиэтиленовая пленка, позволяющая печатать заливками высокой плотности, при этом цена установлена на уровне экономичных марок фотобумаги).

Наконец в России появился собственный производитель бумаги для широкоформатной печати — компания «Славич». В 1999 г. производство, выпускающее более 100 наименований продукции, прошло сертификацию по стандарту ISO 9001. Как рассказал генеральный директор НТЦ «Автоним» (московское представительство «Славич») Сергей Антонов, продукция включает три группы: бумага для САПР (без покрытия) — «Славич М1» (80 г/м╡), «Славич М2» (90 г/м╡), «Славич М3» (100 г/м╡) и «Славич Графика» (120, 160 г/м╡) — наиболее экономичная серия для вывода чертежей, «Графика» имеет специальную пропитку, которая повышает устойчивость к влажным условиям хранения архива, улучшает чёткость линий и УФ-стойкость); универсальная с матовым покрытием «Славич Дизайн» (100, 120, 140, 180 г/м╡) — универсальная бумага для струйной печати дизайн-проектов и плакатов с плотными цветными заливками, покрытие обеспечивает наибольшую чёткость тонких линий, точность цветопередачи, высокую водостойкость, УФ-стойкость; фотобумаги «Славич Фотоджет» (на RC-основе; глянцевая и структурная; 210 г/м╡) и «Славич Фотоджет Оригинал» (полуглянцевая; 210 г/м╡) — плотный материал для вывода фотоизображений при изготовлении вывесок, оформлении торговых и выставочных помещений, легко ламинируются горячим способом, структурная бумага практически не бликует.

Все материалы поставляются в прочной, водостойкой упаковке. По мнению Антонова, занимающегося формированием дилерской сети, продукты «Славич», особенно из группы САПР и универсальная бумага, будут востребованы на российском рынке, учитывая отличное соотношение цена/качество.

В компании «Фомос» налажена переработка импортной бумаги из мастер-ролей. Пока фирмой «Грас» поставляются глянцевая фотобумага Special Coated paper glossy (180 г/м╡) и самоклеящаяся водостойкая Self-adhesive paper (120 г/м╡). Ширина рулонов — 610, 914, 1060 и 1270 мм.

Тенденции и перспективы

Внимательный читатель, наверняка, заметил, что некоторые поставщики из первой группы в этом году не выводили на рынок новых материалов. Похоже, они решили сосредоточиться на продаже принтеров и чернил, оставив в ассортименте носителей только выигрышные позиции, не имеющие аналогов на рынке. В секторе универсальных материалов становится по-настоящему жарко: конкурировать по всему ассортименту с компаниями, специализирующимися на выпуске носителей, могут позволить себе только крупные производители принтеров. Зато на этом рынке впервые появился представитель крупнейших бумажных производителей — UPM-Kymmene. Это знаковое событие, которое должно повлиять на расклад сил в наступающем году.

Абсолютный хит года уходящего — микропористые материалы. Они быстро сохнут, подходят для печати водорастворимыми чернилами на основе красителя и пигментными, более удобны в обработке (на них не остаётся следов от пальцев). Постепенно растёт спрос на специальные и художественные материалы: холсты, текстурированные виды бумаги. Начали появляться носители с двухсторонним покрытием. Сразу несколько компаний представили материалы для сольвентной печати — появление сольвентных принтеров шириной менее 2 м не прошло незамеченным.

Российский рынок перспективен — в этом сходятся все: прогнозируемый рост в секторе носителей для широкоформатной печати — от 10 до 25% в год.

Автор благодарит за помощь при подготовке статьи представителей компаний Bernully Computer Empire, Epson, Expo-Graphica, Hewlett-Packard, Kintex Sign Systems, НТЦ «Автоним», «ВэМаТек», «Галис», «Грас», «Ксерокс (Россия и СНГ)», «Лир», «МакЦентр», «Синэус», «Славич».

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • От листов к применениям

    В январе 2018 г. Ирина Романенко назначена исполняющей обязанности директора департамента дистрибуции бумаги и расходных материалов «Xerox Евразия». Тогда же департамент подвёл итоги 2017 г.: вырос объём продаж на всех ключевых направлениях, компания заняла более трети российского рынка материалов для цифровой печати.

     

  • Форум 2.0: будущее полиграфии — в автоматизации

    Полиграфисты собрались 9 февраля в парк-отеле Tulip Inn Sofrino, расположенном в одном из самых красивых мест Подмосковья, на Второй всероссийский полиграфический форум, чтобы обсудить, какой будет полиграфия будущего.

     

  • ТЕСТ: Насколько хорошо вы разбираетесь в бумаге?

    Редакция Publish совместно с партнёром — MONDI PRINT CLUB — разработала тест, в котором мы предлагаем проверить ваши знания в области бумаги и подготовиться к вступлению в закрытый Клуб полиграфистов.

  • ТЕСТ: Как выбрать бумагу для цифровой печати или Почему что-то пошло не так...

    Редакция Publish совместно с партнёром — Xerox — разработала тест, в котором мы предлагаем проверить ваши знания в области бумаги для цифровой печати и её воздействия на качество.

  • Бумага UPM DIGI: выразительность самого белого
     

    Цена бумаги — значительная часть стоимости заказа. Можно ли сэкономить, взяв для цифровой печати обычную бумагу, или стоит потратиться на цифровую? Ответ на этот вопрос получили участники встречи «Соцветие UPM DIGI: выразительность белого».

     

  • Многомерность бумаги
     

    При всей кажущейся простоте и «плоскости» бумага на самом деле — сложная, многомерная вещь, способная вызывать у людей сильные эмоции.  И на организованной 5 апреля компанией «Берег» в Москве презентации «Бумага и чувства» владелец фабрики Gmund — харизматичный Флориан Колер — это убедительно доказал.

     


comments powered by Disqus