2008.01.10, Автор: Игорь Терентьев3278 прочтений

МАГИЯ термобумаги

Теги: Бумага Consum

Созданные полвека назад термоматериалы для факсовых аппаратов, благодаря доступности и удобству применения, завоёвывают и другие сферы - параллельно с внедрением современных технологий логистики, маркировки и регистрации.

Созданные полвека назад термоматериалы для факсовых аппаратов, благодаря доступности и удобству применения, завоёвывают и другие сферы — параллельно с внедрением современных технологий логистики, маркировки и регистрации.

Бумага возгорается при температуре 233 градуса по Цельсию, или при 451 по Фаренгейту и Брэдбери. Увы, сгорает не только бумага, но и всё, что на ней написано. Поэтому современные технологии печати работают при заведомо более низких температурах. Например, модуль закрепления в монохромном лазерном принтере запекает тонер при температуре около 170 °С. Расходные материалы — бумага и тонер. А нельзя ли как-нибудь сэкономить? Оказывается, можно: в устройствах, работающих по принципу прямой термопечати, расходный материал только один — термобумага.

Термопринципы

В середине прошлого века появилась возможность передавать графику по телефонным каналам — нужна была надёжная и недорогая технология печати принятых изображений. Принципы работы факса остались неизменными по сей день: сигнал развёртывается на горизонтальные строки в виде последовательности нулей и единиц. Бумага подаётся с ролика в направлении, перпендикулярном линейке термоэлементов. Единички в развёртке строки «включают» микросекундные тепловые импульсы на соответствующих элементах термоголовки. Реакция в специальном термопокрытии после расплавления связующего полимера или воска формирует точку чёрного цвета. Пальма первенства в изобретении термобумаги принадлежит компании NCR (США, 1963 г.). В 1969 г. компания Appleton Papers (США), сотрудничавшая с NCR, выпустила первую коммерческую партию. Appleton и поныне остаётся крупнейшим производителем термоматериалов на американском континенте.

Структура термобумаги на примере Koehler (у других производителей состав термоактивного слоя может отличаться)

Приведённая на рисунке структура термобумаги типа ECO (именно из неё делают рулончики для факсов и чековые ленты) — базовая для всех материалов с термоактивным покрытием. Иногда вместо бумаги-основы используются плёнка или более сложный ламинат. Для защиты термоматериала от внешних воздействий на него наносятся дополнительные слои: только сверху — SEMI, снизу и сверху — TOP.

Поскольку бумага для факсов обычно попадает к пользователю девственно чистой, минуя типографии, основное внимание мы уделим материалам, которые предварительно запечатываются традиционными способами: офсетным и флексографским. Хотя при заказе продукции обсуждение часто ограничивается выбором массы 1 м╡ и типа (ECO, SEMI или TOP), полезно знать о важнейших характеристиках, уникальных для термоматериалов.

Динамическая чувствительность — скорость протекания реакции формирования цвета (не обязательно чёрного — есть материалы, проявляющиеся красным, синим или зелёным) при воздействии определённым количеством тепловой энергии. Выражается в единицах оптической плотности (например, 1,1±0,05 D для факсовой бумаги). Обычно также приводится в виде графика (по горизонтальной оси — энергия в мДж/точку или мДж/мм╡, по вертикальной — оптическая плотность в D). Фактически определяет максимальную скорость, с которой материал запечатывается в термопринтере.

Статическая чувствительность — температура в градусах, при которой бумага начинает чернеть. Имеет значение, если планируется эксплуатация продукта из термобумаги в среде с повышенной температурой.

Устойчивость к воздействию внешних факторов (влажности, света, химических реагентов, времени) — способность термобумаги сохранять изображение. Измеряется в процентах потери оптической плотности при воздействии нормированных величин влажности, света, ПВХ, распространённых пищевых продуктов (масла, алкоголя, молока) и т. п. Большинство производителей гарантируют читаемость термоизображения в течение пяти и более лет.

Печатные свойства — описывают поведение материала при предварительном запечатывании традиционными полиграфическими способами.

Существенен стандартный для любой бумаги показатель гладкости — чем он выше, тем дольше проживёт термоголовка принтера. Хотя есть нюансы, касающиеся предварительной запечатки, о которых ниже.

Термооборот

Прежде чем перейти к обсуждению рынка, взглянем на схему жизненного цикла термоматериалов. На протяжении всей переработки (за небольшим исключением) термобумага остаётся в виде ролей, постепенно уменьшающихся в размерах.

Ключевая роль принадлежит производителям термобумаги (здесь и далее компании представлены в алфавитном порядке) — JTK (Jujo Thermal Ltd), Kanzan Spezialpapiere GmbH, Koehler Kehl GmbH, Torraspapel, Mitsubishi HiTec Paper Flensburg GmbH, Ricoh Industrie France и Sihl. Перечислены лишь фирмы, располагающие фабриками в Европе (см. таблицу), — продукция заокеанских предприятий в Россию не поступает. Как сообщили нам в представительстве Ricoh, продукты французской фабрики Ricoh Industrie France в Россию официально также не поставляются. Большинство производителей располагают собственными мощностями по изготовлению бумаги-основы, но она закупается и у других бумажных фабрик и предприятий, выпускающих спецматериалы. По словам директора по продажам компании JTK Хейки Сеппала, на фабрике в Кауттуа выпускается собственная бумага-основа с массой 1 м╡ до 100 г, более плотная закупается у других поставщиков. Примерно половина объёмов JTK поставляется производителям самоклеящихся материалов (в основном — Avery Dennison и Raflatac, играющих ведущие роли на российском рынке). Среди самоклеящихся термоматериалов в России присутствуют также марки Arconvert и Herma. В структуре поставок ролевой самоклейки термоматериалы обычно составляют 8-12%. Интересно, что в качестве дополнительной услуги опрошенные нами поставщики самоклеящихся материалов снабжают клиентов и термокартоном.

Генеральный представитель Avery Dennison по России Николай Москальчук пояснил, что это часть программы Fasson Rapid-Roll «Этикеточная бумага без клея».

«Ролевые» клиенты компании Raflatac при заказе самоклеящейся термобумаги часто используют специальный сервис по поставке термокартонов различной плотности с клеем и без.

Аналогичные услуги оказывает и ГК «Дубль В», примерно год назад начавшая поставку ролевой самоклейки Arconvert.

Часть материалов через оптовых продавцов перерабатывается в факсовые рулоны и чековые ленты, после чего поступает пользователям. Среди таких переработчиков — «Берег-Политрейд», «Комус», «Синий Апельсин» (марка Orange), «Синеус» (Lomond), «Экорт».

Однако большая часть самоклеящейся бумаги, термокартона (обычно таковым считают бумажный термоматериал с массой 1 м╡ 130 г и более) и пока ещё незначительная доля кассовой ленты предварительно запечатываются. Здесь ведущая роль принадлежит специализированным переработчикам, располагающим собственным рулонным печатным оборудованием (чаще флексографским, реже — офсетным). Как правило, компании занимаются комплексным обслуживанием торговых сетей либо входят в группы (примеры — «РАМсервис» и «Сервис Плюс Принт»). Как отметила руководитель отдела ролевых самоклеящихся материалов компании «Александр Браун» Наталья Павлова, именно специализированные типографии — самые крупные заказчики термоматериалов.

Терморынок

По данным Mikulski Hall, в 1999 г. мировое потребление термоматериалов составило 444 тыс. т, из которых 27 тыс. приходилось на Восточную Европу. При этом распределение по секторам потребления выглядело так: бумага для факсов — 45%, этикеток — 22%, регистрационная — 24%, билетов — 8% и САПР — 1%. В 2003 г., по прогнозам крупнейшего производителя термобумаги в мире Koehler, потребление должно достичь 675 тыс. т. Одновременно наблюдается заметное изменение структуры потребления: постоянное снижение спроса на бумагу для факсов компенсируется ростом в других областях, особенно повышением потребления чековой ленты. Комментарий представителя Koehler в России Сергея Чупракова: «Девять лет назад, когда мы только начинали, бумага для факсов составляла примерно 90%, сейчас же около 80% термобумаги перерабатывается в чековые ленты». По его оценкам, доля продукции Koehler на российском рынке бумаги для факсов и кассовых аппаратов составляет около двух третей. 95% поставок Koehler приходится на стандартную термобумагу (55 г/м╡), продажи термокартона (140 г/м╡) невелики.

К сожалению, мы не располагаем официальными данными об общем объёме российского рынка термоматериалов, включая самоклеящиеся, но косвенные подсчёты дают число не менее 6 тыс. т в год, а Хейки Сеппала (JTK) оценивает более оптимистично — 10 тыс. т в год. При этом в текущем году он предполагает рост на 10%: «Россия обладает хорошим потенциалом — при достижении среднеевропейского уровня потребления на душу населения в 4 м╡ в год, объём продаж термоматериалов увеличится в 3-5 раз». Поставки продукции JTK на наш рынок осуществляются через партнёров компании Ahlstrom, а отдельным крупным клиентам — напрямую.

На фабрике Kanzan считают, что рынки термоматериалов России и Польши в ближайшие несколько лет ожидает стабильный рост

Другой известный поставщик термоматериалов, Kanzan Spezialpapiere, пока не имеет собственного представительства в России, осуществляя прямые продажи. Менеджер отдела региональных продаж Kanzan Томас Виртц сообщил: «Сейчас мы прекратили выпуск бумаги для факсов, сосредоточив усилия на термокартоне и спецматериалах. Хотя основной объём продаж приходится на Центральную Европу, мы регулярно поставляем в Россию термокартон типа SEMI и TOP для изготовления билетов. Готовы поставлять и бумагу ECO для кассовых лент (60 г/м╡). Российский рынок пока недостаточно развит, поэтому потребление термоматериалов будет расти по мере освоения сфер применения, давно задействованных в Европе».

Интересно, что наибольший рост продаж наблюдается на рынке самоклеящихся термоматериалов. По словам Н. Москальчука (Avery Dennison), за 8 месяцев текущего года они выросли более чем на 20%: «В Avery Dennison причисляют российский рынок к ключевым. Когда цифры в годовых отчётах продаж перестали фигурировать в категории «Другие», в Москве было открыто представительство компании. Расширению нашего присутствия способствовало и завершение покупки Jackstadt. До конца 2003 г. реорганизацией ассортимента должна быть закончена трёх-этапная интеграция компаний. Марка Fasson-Jac превратится в Fasson, пересекающиеся продукты исчезнут, а новые вберут в себя все лучшие качества нынешних марок».

Директор по маркетингу материалов для печати переменной информации Avery Dennison Барбара Бергер отмечает, что в Европе темпы роста продаж термоматериалов замедлились до 2% в год. При этом повышается интерес к бумаге с высокой стойкостью и максимальной скоростью печати, а также двухцветным материалам. Бергер подтвердила, что для Avery Dennison российский рынок будет ключевым на ближайшие годы: «Он только начал развиваться, и я предполагаю, что ежегодный рост превысит 60% — ведь ныне потребление термоматериалов в вашей стране на душу населения составляет менее 2 м╡ в год. К тому же, всё больше российских типографий оснащается самой передовой техникой».

Леонид Зиченков, представитель компании Raflatac, также сообщает о высоких темпах роста в секторе термоматериалов — 25-30% в год. Хотя отмечает и такую тенденцию рынка, как критично низкие цены: «В 2002 г. заметно упали цены на готовую термоэтикетку. Причина — всё чаще появляются типографии, ранее не имевшие опыта работы с термоматериалами. Но качество материала и правильная его переработка очень важны, иначе у потребителя обязательно возникнут проблемы».

Похожее мнение высказал и Александр Ряховский, генеральный директор компании «РАМсервис», одна из специализаций которой — печать термоэтикеток: «Мы несколько лет копили опыт в этой области и гарантируем качество готовой продукции, а также максимальный срок службы термоголовок, работающих с нашими этикетками». Он подчёркивает, что низкие цены, предлагаемые типографиями, берущимися за любые заказы, могут сыграть с клиентами злую шутку.

Термотонкости

Как рассказал главный технолог типографии «Сервис Плюс Принт» Илья Кошелев, компания входит в группу «Сервис Плюс» и с 1999 г. специализируется на печати по термоматериалам. В ассортименте продукции — термоэтикетки и билеты, выполненные флексографским способом. Около 70% — термоэтикетка, запечатываемая в 1–4 цвета; остальные — билеты, ярлыки, бирки красочностью от 1+1 до 4+5. Оборудование — новейшая 5-красочная машина MPS EP-410 (установлена в начале 2002 г.) и Edale E 250S. Конструкция первой позволяет за 15 мин сменить вид печати (например, флексо — на роторную трафаретную).

При печати по материалам типа ECO в типографии всегда используют только водные краски, а для TOP — как водные, так и УФ-краски. Поскольку цена термоматериала намного выше близкого ему по характеристикам обычного, ошибаться дорого. Самый распространённый случай, когда заказчики и сотрудничающие с ними дизайнеры приходят в типографию уже с готовым дизайном. «Наш опыт позволяет с большой вероятностью предсказать, будет ли макет «работать» с выбранным материалом на определённой модели термопринтера, поэтому я настоятельно рекомендую обращаться в типографию и билетную службу заказчика до начала творческого процесса — так вы сможете избежать потерь времени и денег», — советует Кошелев. Другие полезные рекомендации — на сайте «Сервис Плюс Принт» http://www.spprint.ru/experts.shtml.

В «Сервис Плюс Принт» работали с материалами почти всех известных в России марок — Fasson и Raflatac, Kanzan, Mitsubishi, Sihl

Оснащённая узкорулонными флексомашинами KDO (одной 6-красочной и двумя 1-красочными) и работающая на этом рынке с 1995 г. типография «РАМсервис» накопила немалый опыт печати по самоклеящимся термоматериалам. Как рассказал А. Ряховский, им удалось подобрать оптимальное сочетание — самоклейка Fasson и специальные краски Akzo Nobel Termokett-TC. «Нам очень удобно получать все материалы от одного поставщика — Art Mark Labels, это даёт дополнительную гарантию стабильности качества для нас и заказчиков», — объясняет он. Около 80% термоэтикеток печатается на бумаге ECO, остальные — на SEMI, которая в России считается элитной. Бумага TOP пока применяется лишь в единичных случаях.

В типографии «РАМсервис» заботятся о качестве — получены сертификаты соответствия готовых термоэтикеток для электронных весов со встроенными термоголовками распространённых марок Cas и Digi

Главный технолог «РАМсервис» Ольга Орлова напомнила о важнейших аспектах дизайна для термоэтикеток. «Прежде всего, дизайнеру следует ознакомиться с расположением знакомест для выбранных программ термопринтера или термовесов. Наложение насыщенных деталями элементов предварительной запечатки на области, где должна наноситься переменная информация, недопустимо», — объясняет она. Хотя каких-либо рекомендаций по максимальной плотности заливок на термоэтикетках нет, в типографии заранее могут сказать, будет ли читаться переменная информация при том или ином варианте дизайна.

Большинство термоматериалов обладают высокой впитываемостью, как следствие — выбранный по каталогу Pantone цвет в печати оказывается менее насыщенным. Типография может маневрировать, подбирая анилоксовые валики с различной линиатурой, но повысить плотность удаётся лишь в небольших пределах. Есть нюансы и при заказе высечных штампов — угол заточки ножей отличается от принятого для обычных самоклеящихся материалов. Здесь он составляет 90°, что объясняется повышенной абразивностью термопокрытия.

Термоэкзотика

Благодаря внедрению современных технологий логистики и регистрации данных, бурно развиваются всё новые сферы применения термоматериалов. Появляются экзотические новинки. Менеджер отдела ролевых материалов ГК «Дубль В» Ольга Галкина рассказала, что для самоклеящихся багажных ярлычков в аэропорту был заказан специальный материал — высокоустойчивый на разрыв ламинат из термобумаги на полипропиленовой плёнке 20 мкм — Arconvert TERST 80-OPP35/GB63.

Представитель Raflatac сообщил о регулярных поставках специальных термоматериалов, таких как Thermal Top Strong (термоматериал, усиленный ПП-плёнкой 30 мкм), Synthermal (ПП-плёнка для термопечати). Их применяют в аэропортах для багажных бирок и в любой области, где важна прочность на разрыв.

Недавно Avery Dennison начала поставки материала Fasson Thermal Linerless. Его особенность в том, что подложки нет, поэтому при одинаковой площади материала роли оказываются существенно меньшего размера. Он эффективнее с точки зрения затрат на логистику и переработку, но лицевую сторону предварительно запечатать нельзя — она покрыта слоем силикона.

Как рассказал С. Чупраков (Koehler), в Россию уже поставлялись тонированные в массе чековые ленты. Но, поскольку они были на несколько процентов дороже обычных, особого спроса не вызвали.

Время от времени появляются чековые ленты с рекламой на обороте. Как рассказал А. Ряховский («РАМсервис»), в Европе к этому уже привыкли и пошли дальше: в некоторых супермаркетах на обороте ленты помещают рецепты, которые с удовольствием собирают домохозяйки. По мнению владельцев магазинов, это способствует привлечению покупателей.

Уже не один год существуют двухцветные термоматериалы (чёрно-красные, чёрно-синие и чёрно-зелёные). Реакция по формированию каждого из цветов начинается при различной температуре, как следствие — нужны специальные принтеры, о которых в России никто не слышал.

На Западе нередко используют широкоформатные термопринтеры, позволяющие быстро и недорого изготовить небольшие тиражи двухцветных плакатов. Для них часто применяют цветную термобумагу. Тогда чёрное изображение проявляется, скажем, на красном фоне.

Компания Ricoh разработала специальную обращаемую термобумагу, позволяющую не только наносить, но и стирать отпечатанное изображение.

Термоперспектива

Самый тиражный российский продукт на термокартоне

Хотя термоматериалы пока занимают совсем небольшую долю в общем объёме выпускаемой бумаги для печати, они всё прочнее входят в нашу жизнь. И тенденция будет только усиливаться — ведь термоматериалы, благодаря уникальному набору свойств, являются неотъемлемыми элементами инфраструктуры современного общества, всё больше зависящего от информационных технологий.

Автор благодарит за помощь в подготовке публикации представителей компаний Ahlstrom, Art Mark Labels Systems, Avery Dennison, Itraco, JTK, Kanzan, Koehler, Raflatac, «Александр Браун», ГК «Дубль В», «РАМсервис», «Сервис Плюс Принт», «Синеус» и «Синий Апельсин».


Плюсы и минусы: прямая термопечать

Достоинства:
экономичность - расходный материал только один, устройства недороги;
скорость - от 60 до 400 мм/с, не зависит от ширины рулона;

переменная печать цифровых данных;
низкий уровень шума;

высокая надёжность - минимальные количество движущихся частей и стоимость владения;
малое энергопотребление - применимость портативных устройств с автономным питанием;

выбор цветов изображения - чёрный, синий, красный, зелёный, двухцветная печать (необходимы специальный принтер и материал);
простота обслуживания.

Недостатки:
ограниченное время жизни изображений;
повышенная чувствительность к окружающим воздействиям;

только штриховая печать - невозможность реалистичной передачи полутонов и полноцветной печати;
нужны специальные бумага и устройства печати;

при нарушении технологий предварительной печати термоголовка преждевременно выходит из строя


Термоориентиры

Arconvert
TER и TER AV - ECO (AV - высокочувствительная)
TER ST - SEMI
TER TOP - TOP

Avery Dennison (FASSON-JAC)
Относятся к материалам для печати изменяемой информации, раздел "Материалы для прямой термопечати"
Общая маркировка: Fasson Thermal (Eco, Semi, Top)
Top Card, Card Direct Thermal - термокартон (без клея)

JTK
Пример: AP50KS-FZ
AF - для факсов и кассовых аппаратов
AP - для принтеров и в качестве бумаги-основы для самоклейки (AP62KM-A, AP62KS-H, AP63KS-W)

Herma
Term:
923, 925, 929 - TOP
918 - SEMI
924 - ECO

Koehler
Пример: KT 55 F 20
KT - Koehler Thermal
55 - г, масса 1 м╡
F - факс, кассовая лента
HS - высокая чувствительность
P - средняя чувствительность
TCS - средняя чувствительность, стойкость изображения 10 лет
EC - средняя чувствительность, преимущественно бумага-основа для самоклейки

Mitsubishi HiTec Paper Flensburg
Thermoscript
Разделена на 6 категорий:
Fax and POS (факсы и кассовая лента)
Topcoated POS (кассовая лента SEMI)
Ticket (билетная)
Topcoat (универсальная SEMI)
Topcoat Printability (повышенной гладкости SEMI)
Topcoat Stampable (SEMI, с возможностью простановки печатей)

Torraspapel
Termax LNC - бумага-основа для "самоклейки"
Termax SF1 - стандартная для факсов (55 г/м╡)

Sihl
Две группы:
RI-tickets - термокартон для билетов и т. п.
RI-labels - бумага-основа для самоклейки

Raflatac
Три группы: термобумаги ECO, SEMI (с начала 2003 г.), TOP
Термокартоны типа ECO и TOP
Термоплёнки (Synthermal, Thermal Top Strong и др.)
Цветная термобумага (с цветным флуоресцентным покрытием)
Thеrmal tyre (термоматериал для этикетирования шин)


Термозапреты

Нельзя использовать белила, флуоресцентные и металлизированные краски!

Нельзя допускать повышения температуры сушки до значения начала термореакции!

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • От листов к применениям

    В январе 2018 г. Ирина Романенко назначена исполняющей обязанности директора департамента дистрибуции бумаги и расходных материалов «Xerox Евразия». Тогда же департамент подвёл итоги 2017 г.: вырос объём продаж на всех ключевых направлениях, компания заняла более трети российского рынка материалов для цифровой печати.

     

  • Форум 2.0: будущее полиграфии — в автоматизации

    Полиграфисты собрались 9 февраля в парк-отеле Tulip Inn Sofrino, расположенном в одном из самых красивых мест Подмосковья, на Второй всероссийский полиграфический форум, чтобы обсудить, какой будет полиграфия будущего.

     

  • ТЕСТ: Насколько хорошо вы разбираетесь в бумаге?

    Редакция Publish совместно с партнёром — MONDI PRINT CLUB — разработала тест, в котором мы предлагаем проверить ваши знания в области бумаги и подготовиться к вступлению в закрытый Клуб полиграфистов.

  • ТЕСТ: Как выбрать бумагу для цифровой печати или Почему что-то пошло не так...

    Редакция Publish совместно с партнёром — Xerox — разработала тест, в котором мы предлагаем проверить ваши знания в области бумаги для цифровой печати и её воздействия на качество.

  • Бумага UPM DIGI: выразительность самого белого
     

    Цена бумаги — значительная часть стоимости заказа. Можно ли сэкономить, взяв для цифровой печати обычную бумагу, или стоит потратиться на цифровую? Ответ на этот вопрос получили участники встречи «Соцветие UPM DIGI: выразительность белого».

     

  • Многомерность бумаги
     

    При всей кажущейся простоте и «плоскости» бумага на самом деле — сложная, многомерная вещь, способная вызывать у людей сильные эмоции.  И на организованной 5 апреля компанией «Берег» в Москве презентации «Бумага и чувства» владелец фабрики Gmund — харизматичный Флориан Колер — это убедительно доказал.

     


comments powered by Disqus