2003.07.10, Автор: Игорь Терентьев2262 прочтений

С ШИРОКО ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ

Теги: От редактора От редактора Publish

Большая советская энциклопедия, несмотря на вызывающую идеологизированность, остаётся классикой жанра. Согласно БСЭ, "диверсификация - расширение сфер деятельности, номенклатуры продукции, производимой монополистич. объединениями..."

Терентьев Игорь

Тот, кто видит возможность и ничего не делает, спит с открытыми глазами.
Житейская мудрость фрименов
Б. Херберт и К. Дж. Андерсон «Дюна. Дом Коррино»

Большая советская энциклопедия, несмотря на вызывающую идеологизированность, остаётся классикой жанра. Согласно БСЭ, «диверсификация — расширение сфер деятельности, номенклатуры продукции, производимой монополистич. объединениями. В результате они превращаются в многоотраслевые комплексы, подразделения которых не связаны между собой технологически».

Как справедливо заметила Наталья Журавская в статье «Высокая печать для высоких целей», проникновение полиграфических компаний в другие отрасли (если владелец типографии решит открыть ещё и турагентство) — тема для макроэкономистов. Нас же диверсификация в полиграфии интересует, прежде всего, с точки зрения расширения или даже смены ассортимента печатной продукции. В секторах, где совсем недавно это проявилось, наблюдается бурное развитие. Яркая иллюстрация — пластиковые карты, для изготовления которых предлагается множество решений: от обычных струйных принтеров до специализированных офсетных машин. Подробности — в статье Максима Добровенского «Карты, деньги…».

Хотя, на первый взгляд, диверсификация для отечественной полиграфии и нехарактерна, за примерами далеко ходить не придётся. Крупнейшая российская типография «Пресса-1» прекратила книжное производство и наладила выпуск цветных газет, параллельно развивая малотиражную журнальную печать. В планах на следующий год — выход в сектор крупнотиражного журнального производства способом глубокой печати. «Дом печати ,,Столичный бизнес,,», начинавший с цифровой печати, расширяет ассортимент услуг за счёт традиционной офсетной и струйной широкоформатной. «Типография ,,Арес,,», занимающаяся оперативной полиграфией, открыла направление тампонной печати. Есть и общие тенденции: всё меньше типографий не имеют собственного цифрового препресса. А это тоже диверсификация.

Есть и направления, ждущие первопроходцев. Специализирующихся на выводе плёнок компаний у нас немало. Но по мере внедрения CtP «плёночный» рынок неминуемо будет сокращаться. Самый вероятный вариант расширения ассортимента услуг или даже полного перепрофилирования — вывод готовых офсетных форм. Это сложнее, ведь плёнки универсальнее форм и менее «машинно-зависимы», но логика развития технологии подсказывает, что путь перспективен.

Но для тех, кто не хочет «спать с открытыми глазами» и видит в диверсификации не способ раскладки яиц по разным корзинам (в смысле минимизации бизнес-риска), а возможность создания прибыльных и эффективных производств, намечается проблема.

Как оценить рынок, на который планируется выйти? Как точно просчитать, на что сделать ставку? Увы, официальная статистика выпуска полиграфической продукции здесь не поможет. Во-первых, она недостаточно структурирована. Это касается как распределения по видам продукции, так и разбивки по регионам. Во-вторых, даже имеющаяся информация Госкомстата доверия не вызывают. Зная особое устройство родного края, и самые наивные не станут утверждать обратное.

Далеко не все при выборе направления развития готовы опираться на статистику от крупных поставщиков печатного оборудования. Просто потому, что не считают их независимыми и незаинтересованными её источниками.

Во всём цивилизованном мире сбор и анализ детальных данных о выпуске некоего вида продукции — прерогатива индустриальных ассоциаций и специализированных консалтинговых компаний. К сожалению, в полиграфии у нас нет ни того, ни другого. То есть формально ассоциации существуют, но ни одна пока не в состоянии сгенерировать достоверную статистику производства. Видимо, масштабы не те, да и задача не из простых.

А консалтинг? Есть! Но — общий, не ориентирующийся в специфике полиграфии. Проще прикинуть число будущих конкурентов в выбранном секторе на пальцах. С гарантированно меньшею погрешностью. Или лучше немного подождать?

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Путеводитель по широкому формату

    Тема номера — FESPA 2018. Эта выставка, когда-то бывшая нишевой и нацеленной на специальные виды печати — трафаретную, тампонную и др., вместе с индустрией пережила успешную цифровую трансформацию и активно растёт. Теперь основу её экспозиции составляют широкоформатные принтеры, а также необходимые для их нормального функционирования решения — от RIP и полномасштабных систем автоматизации до послепечатного оборудования, запечатываемых материалов и чернил.

     

  • Самая личная полиграфия

    Четверть века назад, когда миру были представлены первые цифровые печатные машины, одной из главных сфер их будущего применения была заявлена персонализированная печать. Это было вполне разумно, ведь именно способность «цифры» свободно менять содержание каждого отпечатанного экземпляра являлась неоспоримым преимуществом новой технологии по сравнению с привычными аналоговыми способами печати, «отягощёнными» формными процессами.

     

  • Материализация «Матрицы»

    Упаковка считается тихой гаванью для полиграфии. Ей явно не угрожают опасности, которым подвергается издательская и рекламная печать. Все понимают, что упаковка часто оказывается для покупателей решающим фактором при выборе того или иного товара. Как следствие, владельцы брендов просто вынуждены увеличивать свои вложения в упаковку. Её сложность и разнообразие постоянно растут.

     

  • Открытия года

    Задумывая тему первого в этом году номера, мы не ожидали, что окажемся провидцами. То есть думали мы совсем о другом — о лучших продуктах, открытых нам за прошедший год различными международными конкурсами в области полиграфии. И статья в тему номера действительно про это — рекомендуем ознакомиться, если вы находитесь в поиске инновационных продуктов для развития своей типографии.

     

  • По восходящему мячу

    Это термин из моего любимого вида спорта — тенниса. Когда игрок бьёт по мячу после его отскока от корта, многое зависит от того, где находится точка удара. Современных игроков учат бить как можно раньше — пока мяч находится на восходящей траектории после отскока. Это требует хорошей координации, скорости реакции и отличной «физики» — вы должны быстрее и точнее подходить к мячу. Зато у вас появляется больше шансов завладеть инициативой — мяч возвращается на сторону соперника быстрее, к тому же на восходящей траектории энергия мяча, летящего к вам, больше. Значит, её можно использовать для более сильного ответа. Поэтому игра по восходящему мячу считается залогом победы и хорошо ложится в современную концепцию максимально агрессивного тенниса.

     

  • Цифровая этикетка: вопросы и ответы

    Готовил статью в тему номера и в последние два месяца с головой погрузился в происходящее в секторе цифровой этикетки. Там есть вещи очевидные, которые становятся понятны после анализа представленных за последний год решений. Но есть вопросы, на которые, вероятно, пока нет ясных ответов даже у лидеров рынка.

     


comments powered by Disqus