2003.07.10, Автор: Игорь Терентьев2801 прочтений

С ШИРОКО ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ

Теги: От редактора От редактора Publish

Большая советская энциклопедия, несмотря на вызывающую идеологизированность, остаётся классикой жанра. Согласно БСЭ, "диверсификация - расширение сфер деятельности, номенклатуры продукции, производимой монополистич. объединениями..."

Терентьев Игорь

Тот, кто видит возможность и ничего не делает, спит с открытыми глазами.
Житейская мудрость фрименов
Б. Херберт и К. Дж. Андерсон «Дюна. Дом Коррино»

Большая советская энциклопедия, несмотря на вызывающую идеологизированность, остаётся классикой жанра. Согласно БСЭ, «диверсификация — расширение сфер деятельности, номенклатуры продукции, производимой монополистич. объединениями. В результате они превращаются в многоотраслевые комплексы, подразделения которых не связаны между собой технологически».

Как справедливо заметила Наталья Журавская в статье «Высокая печать для высоких целей», проникновение полиграфических компаний в другие отрасли (если владелец типографии решит открыть ещё и турагентство) — тема для макроэкономистов. Нас же диверсификация в полиграфии интересует, прежде всего, с точки зрения расширения или даже смены ассортимента печатной продукции. В секторах, где совсем недавно это проявилось, наблюдается бурное развитие. Яркая иллюстрация — пластиковые карты, для изготовления которых предлагается множество решений: от обычных струйных принтеров до специализированных офсетных машин. Подробности — в статье Максима Добровенского «Карты, деньги…».

Хотя, на первый взгляд, диверсификация для отечественной полиграфии и нехарактерна, за примерами далеко ходить не придётся. Крупнейшая российская типография «Пресса-1» прекратила книжное производство и наладила выпуск цветных газет, параллельно развивая малотиражную журнальную печать. В планах на следующий год — выход в сектор крупнотиражного журнального производства способом глубокой печати. «Дом печати ,,Столичный бизнес,,», начинавший с цифровой печати, расширяет ассортимент услуг за счёт традиционной офсетной и струйной широкоформатной. «Типография ,,Арес,,», занимающаяся оперативной полиграфией, открыла направление тампонной печати. Есть и общие тенденции: всё меньше типографий не имеют собственного цифрового препресса. А это тоже диверсификация.

Есть и направления, ждущие первопроходцев. Специализирующихся на выводе плёнок компаний у нас немало. Но по мере внедрения CtP «плёночный» рынок неминуемо будет сокращаться. Самый вероятный вариант расширения ассортимента услуг или даже полного перепрофилирования — вывод готовых офсетных форм. Это сложнее, ведь плёнки универсальнее форм и менее «машинно-зависимы», но логика развития технологии подсказывает, что путь перспективен.

Но для тех, кто не хочет «спать с открытыми глазами» и видит в диверсификации не способ раскладки яиц по разным корзинам (в смысле минимизации бизнес-риска), а возможность создания прибыльных и эффективных производств, намечается проблема.

Как оценить рынок, на который планируется выйти? Как точно просчитать, на что сделать ставку? Увы, официальная статистика выпуска полиграфической продукции здесь не поможет. Во-первых, она недостаточно структурирована. Это касается как распределения по видам продукции, так и разбивки по регионам. Во-вторых, даже имеющаяся информация Госкомстата доверия не вызывают. Зная особое устройство родного края, и самые наивные не станут утверждать обратное.

Далеко не все при выборе направления развития готовы опираться на статистику от крупных поставщиков печатного оборудования. Просто потому, что не считают их независимыми и незаинтересованными её источниками.

Во всём цивилизованном мире сбор и анализ детальных данных о выпуске некоего вида продукции — прерогатива индустриальных ассоциаций и специализированных консалтинговых компаний. К сожалению, в полиграфии у нас нет ни того, ни другого. То есть формально ассоциации существуют, но ни одна пока не в состоянии сгенерировать достоверную статистику производства. Видимо, масштабы не те, да и задача не из простых.

А консалтинг? Есть! Но — общий, не ориентирующийся в специфике полиграфии. Проще прикинуть число будущих конкурентов в выбранном секторе на пальцах. С гарантированно меньшею погрешностью. Или лучше немного подождать?

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Чего хотят полиграфисты?

    Каждый раз, затевая очередной опрос, мы пытаемся хотя бы чуть-чуть влезть в головы наших читателей, чтобы понять, чего они хотят, — подобно тому, как это удалось Мелу Гибсону в фильме «Чего хотят женщины», но без ужасных последствий… Наш очередной опрос в номере с темой «FESPA для всех» был, конечно, посвящён широкоформатной печати. И на этот раз вопрос был сформулирован предельно прямо: «Какого прогресса в широкоформатной печати вы больше всего ждёте?»

     

  • Четвёртая промышленная для полиграфистов, или На пути к «бесчеловечному» производству

    Четвёртая промышленная революция (она же Индустрия 4.0) всё чаще упоминается производителями решений для полиграфистов. Если заглянуть в «Википедию», то там это понятие объясняют так: «Прогнозируемое событие, массовое внедрение киберфизических систем в производство и обслуживание человеческих потребностей, включая быт, труд и досуг.

     

  • Без повторов

    Этот номер посвящён цифровой упаковке и этикетке. Важными движущими силами этого рынка являются персонализация и вариативность. И мы подумали, почему бы не продемонстрировать это на примере обложки номера, являющейся нашей упаковкой в глазах читателей. Пусть каждая обложка будет вариативной и уникальной. Задумано — сделано. В этом сложном проекте объединили свои усилия несколько компаний и много людей.

     

  • Будничные достижения

    Тема этого номера — «Достижения года». В заглавной статье мы попросили представителей производителей и поставщиков рассказать о том, что они считают своими достижениями в ушедшем году. В опросе номера о своих победах рассказывают типографии. В статье «Итоги 2018 года в полиграфии» мы вспоминаем о самых важных событиях для нашей индустрии, произошедших в России и мире. Пожалуй, и нам стоит рассказать о том, чего удалось добиться за год небольшой редакции Publish.

     

  • Перемены широкоформатного ландшафта

    Сектор широкоформатной печати, который уже много лет опирается преимущественно на цифровые технологии, не высечен в камне. В нём регулярно происходят перемены. Какие-то из них обусловлены «внешним» влиянием, другие определяются изменениями в технологиях. И всё происходящее имеет прямое отношение к деятельности рекламно-производственных компаний и типографий, использующих оборудование для широкоформатной печати. Ведь всё то, что вы покупаете, должно служить и окупаться не один год. А значит, всегда существует риск, что ставка будет сделана не на ту «лошадь»…

     

  • Струйное будущее печати

    Новейшая история полиграфии — в части, касающейся развития струйной технологии, — неплохо документирована, но некоторые факты в ней уже слегка позабыты. Например, первый патент на печатающую головку с непрерывным истечением чернил якобы был выдан Вильяму Томпсону ещё в 1867 г. Понятно, что тогда не шла речь о физическом воплощении принтера на основе этой технологии, и первую модель с непрерывным истечением чернил выпустила… Siemens только в 1951 г. Но в следующие 30 лет, до появления импульсных технологий — термо- и пьезоструйной, вряд ли кто-то всерьёз считал, что струйные устройства смогут стать базой для настоящих полиграфических машин.

     


comments powered by Disqus