2008.01.10, Автор: Игорь Терентьев3832 прочтений

Картон для эксклюзива

Теги: Бумага Consum

Каковые признаки эксклюзивной упаковки? Какие виды картона применяются для её изготовления? Эти и другие вопросы с точки зрения поставщиков материалов.

Каковые признаки эксклюзивной упаковки? Какие виды картона применяются для её изготовления? Эти и другие вопросы с точки зрения поставщиков материалов.

Среди многочисленных особенностей эксклюзивной упаковки — пристальное внимание ко всем аспектам творческого и технологического процесса: от выбора материала до особенностей логистики. Прежде чем перейти к обсуждению картонов, попытаемся создать обобщённый «портрет» элитной упаковки.

Простая по форме рекламная коробочка сделана из дизайнерской бумаги Gmund Reaction, играющей цветом в зависимости от освещения. Конечно, для массовой упаковки телефонов она не предназначена

Сразу оговоримся: точного определения предмета не существует. Ответ на вопрос «что же такое элитная упаковка?» всегда субъективен, и точных параметров, по которым можно однозначно отнести то или иное изделие к элитному классу, нет. Даже по самым, казалось бы, бесспорным признакам найдётся пример-исключение. Но, беседуя с представителями ведущих российских бумажных оптовиков, нам всё же удалось нащупать некоторые закономерности.

При расчёте подобных конструкций не обойтись без сопромата

Прежде всего, и в этом сходятся все, эксклюзивная упаковка призвана сформировать имидж товара. «Можно говорить о том, что она становится элементом фирменного стиля», — отмечает менеджер по дизайнерским коллекциям ГК «Регент» Елена Березина. Поэтому нередко особая упаковка создаётся для первоначального вывода продукта на рынок (рекламных акций, продажи первой партии), а затем меняется на массовую и простую по исполнению.

Чаще эксклюзивная упаковка сопровождает дорогие товары. Здесь вне конкуренции парфюмерия и косметика, высококачественные алкогольные напитки: коньяк, виски, вина. Поэтому руководитель отдела рекламы и маркетинга компании «Комус» Сергей Моргульцев считает: «Элитная упаковка занимает заметную долю в структуре цены продаваемой продукции». Его коллега из компании «Берег» Кирилл Усов вспоминает, что, будучи в одной из типографий, занимающейся упаковкой, обратил внимание на дизайнерский картон «Тинторетто». Оказалось, что из стоившего тогда 1,7 долл. за лист материала изготавливали коробки для тортов (по крою на одну уходило два листа). Но сам торт стоил 200 долл. — экономить на выборе материала действительно не стоило.

По мнению главного технолога ГК «Регент» Сергея Чурусова, элитной упаковку часто делает сложное техническое исполнение: многокрасочная печать дополняется несколькими послепечатными операциями, также играющими роль защитных элементов.

На месте фальсификаторов я бы не стал связываться с подделкой такой «простенькой» на вид коробочки

Например, коробочка для духов Sunflower из Англии кажется простой только на первый взгляд. Песочного цвета бумага Cordenons с тиснением запечатана в две краски (оранжевый фон и чёрный штрих-код). Для полного удовольствия заказчика и покупателей тексты вытиснены белой и пурпурной фольгой, а сложная высечка воспроизводит контуры цветка подсолнечника.

Автор изящного «горшочка без мёда» — частный предприниматель из Самары Константин Приходько

Очевидная прерогатива эксклюзивной упаковки — подарки. Порой такие товары уже нельзя отделить от упаковки — настолько органично сочетание, а каждый элемент подчёркивает особый характер изделия, предназначенного для праздничного события. Не придёт же в голову дарить конфеты в кулёчке, поэтому для коробок применяются сложная вырубка, прозрачные окошки, тиснение.

Помните, как медвежонок Пух убеждал ослика Иа-Иа, что лучший подарок — горшочек без мёда? Некоторые «горшочки» действительно того заслуживают. Например, подарочная коробка, изготовленная из картона типа FBB, а снаружи отделанная двумя видами бумаги Sirio. Это нетиражное изделие выглядит просто замечательно. Счастливый получатель подарка торжественно вручит коробочку детям или будет хранить в ней письма любимой женщины.

История создания пакета с надписью «Аврора Голд» необычна. Предположительно, вначале наносилась надпись лаком, которую ещё до сушки присыпали крупным золотым порошком. Тиснением такого эффекта не добиться

То же касается и подарочных пакетов. Массовые изделия из Италии и Китая обычно сделаны из предварительно запечатанной бумаги, ламинированной плёнкой. Эксклюзивные пакеты заказывают бутики, ювелирные салоны, крупные сувенирные компании. В ход идут переплётные материалы (Efalin, Evelin, Imitlin) и дизайнерские картоны. При необходимости внутри пакеты усиливают дополнительными картонными вкладками. Популярное оформление — тиснение золотом, печать чаще трафаретная.

Порой сам продукт настолько необычен, что подразумевает совершенно особенную упаковку. По мнению Евгения Седова («Берег»), «если товар имеет звонкое имя, любой изыск дизайнера будет рассматриваться как новое слово в искусстве. Материалы могут быть любые…

Фирменный стиль конфет «Коркунов» — прозрачные окошки, сложная развёртка с клапанами. Чистоцеллюлозный картон Invercote традиционно относится к классу полиграфических, а не упаковочных, но здесь его выбор вполне оправдан

В бытность голосования финнами за вступление в ЕС была сделана коробка из необработанной целлюлозы с двумя шкаликами водки по 0,125 л. На правом — «да», на левом — «нет». Надпись гласила: «За» или «против», всё равно голова болеть будет».

Случается, и необычная упаковка переводит вполне традиционный товар в разряд эксклюзивных. Набор компакт-дисков, упакованный не в традиционный пластик, а в полиграфический картон, сразу привлекает внимание.

Cделанная из картона Invercote упаковка для подборки классической музыки на CD вполне достойна претендовать на эксклюзив

Как отметил Сергей Чурусов, не все возможности создания эксклюзивных образцов упаковки активно используются на российском рынке. Что может быть более эксклюзивным, чем уникальная бумага, созданная для одного заказчика? Подобную услугу оказывает компания Gmund, где можно выбрать отсутствующее в стандартных каталогах дизайнерских коллекций сочетание цвета, фактуры и плотности. Ко всему прочему упаковка становится почти непреодолимой степенью защиты. Хотя на Западе это не редкость, у нас такого пока не было.

Сергей Моргульцев отмечает необходимость особых режимов складского хранения: «В отличие от неприхотливых коробок из гофрокартона, элитная упаковка из бумаги и картона более капризна». И во многих случаях сложная упаковка собирается только вручную.

Что выбрать?

Благодаря разумному подходу к крою коробку удалось исполнить на относительно недорогом макулатурном картоне с небелёным оборотом. Но необычная форма, качество печати и тиснение выгодно выделяют продукт в ряду ему подобных

Никаких ограничений в выборе материалов для эксклюзивной упаковки нет — всё зависит от конкретного проекта, бюджета и взглядов людей, ответственных за его воплощение. Как объяснила старший менеджер департамента «Упаковка» ГК «Дубль В» Ольга Морозова, заказчик, представляющий интересы крупной международной компании, часто приходит с уже готовыми спецификациями по материалам, вплоть до марки. Она указывает (и с ней согласны все коллеги) на устойчивую тенденцию роста интереса производителей к высококачественным материалам, включая дизайнерские коллекции. По мнению Павла Кожедуба (MAP Paper), заказчики эксклюзивных продуктов особенно ценят высокую белизну картонов SBB, аромостойкость и стабильность их параметров. Менеджер по представительской бумаге компании «Комус» Наталья Бахарева отмечает, что благодаря широкой цветовой гамме дизайнерские коллекции позволяют подобрать готовый материал, соответствующий фирменному стилю компании-заказчика.

В последние годы набирает силу производство эксклюзивной упаковки из пластика, но эта тема выходит за рамки статьи. Ниже приводятся сферы применения, которые, по мнению Евгения Седова, оптимальны для определённых видов картона (подробнее о классификации картона и терминологии — см. врезки «Классификация картона» и «Популярный картонный словарь»).

Макулатурные картоны мелованные либо кашированные мелованной бумагой — общая упаковка пищевых и непищевых продуктов, коробки под штучный товар, подарочная упаковка (коньяк, ликеры).

Макулатурные картоны с барьерными свойствами — упаковка стиральных порошков, кормов, других агрессивных и гигроскопичных веществ.

Картоны на основе древмассы — общая упаковка пищевых и непищевых продуктов, парфюмерии, фармацевтики, CD, DVD, комплектующих компьютеров, запчастей, небольшие коробки для бытовой техники.

Картоны FBB с барьерными свойствами — упаковка влажных, замороженных и жирных продуктов, гигроскопичных сыпучих веществ, продуктов «из холодильника — в микроволновку», мыла.

Картоны мелованные из крафт-целлюлозы — упаковка влажных предметов (запотевающих бутылок) и групповая.

Чистоцеллюлозные картоны — элитная упаковка, изделия, требующие послепечатной обработки (конгрев, тиснение фольгой, термография и т. п.).

Дизайнерские картоны, литого мелования, тонированные в массе, перламутровые, металлизированные — суперэлитная упаковка.

Высота этой «коробочки» около 80 см. Поэтому она сделана из гофрокартона, ламинированного дизайнерской бумагой Stardream

Разумеется, воспринимать эти рекомендации как буквальное руководство к действию не следует. Из любого правила бывают исключения — лишь бы они были оправданы. Даже богато исполненную конфетную коробку совсем не обязательно делать из картона SBB.

Всё большую популярность набирают ламинированные материалы. Интересен совместный проект компаний «Линия Графика» и ГК «Регент» (см. врезку «Картон по заказу»). Ламинаты сочетают эстетические свойства лайнера и жёсткость подложки. Хорошо себя зарекомендовало тиснение фольгой, особенно голографической. Начальник отдела маркетинга и рекламы ГК «Дубль В» Екатерина Подобед подчеркивает, что применение голографической фольги не только привлекает внимание к изделию, но и повышает его защитные свойства.

Порой заказчики предъявляют необычные требования к картону для упаковки. Как рассказала Елена Березина, для свадебного салона потребовался pH-нейтральный картон. Оказалось, что по замыслу дизайнера в коробках из такого материала должны храниться свадебные платья, причём десятки лет: от мамы к дочери. Известно, что pH-нейтральная бумага называется архивной, она не желтеет от времени и применяется для реставрации книг.

Золотая середина

Прошли те времена, когда заказчики сорили деньгами. Ныне позиционирование эксклюзивной упаковки нередко рассчитывается по обоснованным научным методикам, с прицелом на чётко очерченные целевые группы. Поэтому поиск золотой середины — баланса между стоимостью материалов и качеством конечного продукта — как никогда актуален. Но всегда в цене умение дизайнеров и печатников найти и воплотить свежее, уникальное решение, выбрав идеально для него подходящий материал.

Автор благодарит за помощь при подготовке статьи работников компаний MAP Paper, «Берег», ГК «Дубль В», ГК «Регент», «Комус».


Картон по заказу

Для эксклюзивной, сувенирной упаковки, в особенности для косметической и парфюмерной продукции, компании «Линия График» и ГК «Регент» предлагают использовать картон, ламинированный цветными или металлизированными плёнками. Это альтернатива дизайнерским картонам — красивым, но зачастую не обладающим необходимыми для упаковки свойствами. Сконструировать материал можно из картона, поставляемого ГК «Регент», и плёнок толщиной 14-24 мкм от компаний Clarifoil и Mag Data. Изготавливают цветные плёнки из древесно-целлюлозной массы с одной стороны матовыми, с другой — глянцевыми. Материал, произведённый на промышленном ламинаторе Steinemann Lotus SF (F), легко сгибается, разрезается, вырубается, бигуется, запечатывается офсетом и трафаретом, поддаётся УФ-лакированию и тиснению фольгой. Есть плёнки пастельных тонов, перламутровые, голографические, золотистые, серебристые и др. В серии кремов Lacrima использован картон, ламинированный перламутровой плёнкой, с последующим тиснением «серебряной» фольгой. Клиент даже может заказать плёнку уникального цвета, не присутствующего в стандартном наборе. Ламинированный картон сам по себе необычен и практически не требует графического дизайна с многоцветной печатью. — С. Дацко


Популярный картонный словарь

Значительная часть применяемых в производстве упаковки картонов — импорт. Ниже — переводы названий материалов и краткие описания.

Coated Kraft Back Board (CKB) — мелованный крафт-картон. Состоит либо из отбелённой химической целлюлозы, либо из пигментированного покрытия и среднего слоя или оборотного слоя из неотбелённой механической (крафт) целлюлозы.

Coreboard — гильзовый картон. Макулатурный, без покрытия; применяется для изготовления гильз бумажных ролей и подобной продукции.

Сorrugated board — гофрированный картон.

Cup Stock — картон для одноразовой посуды. Картон FBB и SBS используется для изготовления и контейнеров для пищи. Для придания влагостойкости и жёсткости наносится пластиковое покрытие.

Geschtrichener Chromokarton (нем.; GC1, GC2) — многослойный упаковочный картон из 100% первичных волокон. Слои содержат химическую и механическую целлюлозу. Обычно имеет покрытие лица и оборота (GC1) или пропитку оборота (GC2).

Geschtrichener Duplex (нем.; GD1, GD2) — многослойный упаковочный картон из 100% вторичных волокон, GD2 — с лицевым покрытием.

Greyboard, Chipboard — упаковочный картон без покрытия. На 100% состоит из вторичных волокон.

Folding Boxboard (FBB) — упаковочный картон (хром-эрзац). Часто применяется с картонами из первичных волокон.

Linerboard — лайнер. Внешний картонный слой в гофрокартоне (иногда так называют верхний картонный слой в ламинированных материалах).

Liquid Packaging Board (LPB) — картон для жидкой упаковки. В качестве основы используется любой картон с защитными синтетическими покрытиями.

Plastic Coated, Laminated Board — ламинированные материалы. Бумага и картон с покрытиями из пластика или других видов бумаги или картона. Благодаря сочетаемости и возможности достижения разнообразных свойств находит всё большее применение в производстве упаковки.

Solid Bleached Sulphate (SBS) Board (SBB) — картон из отбелённой химической целлюлозы. Состоит из одного или нескольких слоёв, содержащих не менее 80% химической целлюлозы; чаще всего — с мелованным покрытием.

Solid Unbleached Sulphate Board (SUS) — картон из неотбелённой химической целлюлозы.

White Lined Chipboard (WLC) — макулатурный мелованный картон. Содержит значительную долю или состоит из 100% вторичных волокон. Лицевой слой отбелённых макулатурных волокон может также иметь мелованное покрытие.


Классификация картона

Очевидный критерий классификации, принятой у европейских производителей картона и учитывающей состав и особенности производства, — стоимость материала.

SBB (преимущественно из химической целлюлозы):

GGZ — литого мелования;
GZ — мелованный;
UZ — немелованный (без покрытия).

FBB (из первичных волокон разных видов):

GG1 — литого мелования с белёным оборотом;
GG2 — литого мелования с пропиткой оборота;
GC1 — мелованный, с белёным оборотом;
GC2 — мелованный, с пропиткой оборота;
GC3 — мелованный, с пропиткой оборота, повышенной пухлости;
UC1 — немелованный, с белёным оборотом;
UC2 — немелованный, с белёным оборотом.

WLC (макулатурный):

GT — мелованный, с пропиткой оборота;
GD1 — мелованный, повышенной пухлости;
GD2 — мелованный;
GD3 — мелованный, пониженной пухлости;
UT1 — немелованный, с пропиткой оборота, повышенной пухлости;
UT2 — немелованный, с пропиткой оборота;
UD1 — немелованный, лицевой слой из белёной химической древмассы;
UD2 — немелованный, лицевой слой преимущественно из белёной химической древмассы;
UD3 — немелованный, лицевой слой с добавлением механической древмассы.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Трёхсторонняя синергия: оборудование, бумага, сервисы

    27 июня, во время выставки Printech 2018, было объявлено, что «Konica Minolta Россия», Mondi и компания Europapier подписали договор о трёхстороннем сотрудничестве в сфере развития бизнеса на российском рынке. В рамках соглашения компании будут развивать рынок цифровой производительной печати, проводить совместные маркетинговые активности и мероприятия для российских заказчиков. После церемонии подписания мы задали несколько вопросов её участникам — главе Konica Minolta Business Solutions Russia Николаю Дмитриеву, генеральному директору Europapier Дмитрию Цветкову и генеральному директору «Монди Сейлз СНГ» Алексею Шамину.

     

  • От листов к применениям

    В январе 2018 г. Ирина Романенко назначена исполняющей обязанности директора департамента дистрибуции бумаги и расходных материалов «Xerox Евразия». Тогда же департамент подвёл итоги 2017 г.: вырос объём продаж на всех ключевых направлениях, компания заняла более трети российского рынка материалов для цифровой печати.

     

  • Форум 2.0: будущее полиграфии — в автоматизации

    Полиграфисты собрались 9 февраля в парк-отеле Tulip Inn Sofrino, расположенном в одном из самых красивых мест Подмосковья, на Второй всероссийский полиграфический форум, чтобы обсудить, какой будет полиграфия будущего.

     

  • ТЕСТ: Насколько хорошо вы разбираетесь в бумаге?

    Редакция Publish совместно с партнёром — MONDI PRINT CLUB — разработала тест, в котором мы предлагаем проверить ваши знания в области бумаги и подготовиться к вступлению в закрытый Клуб полиграфистов.

  • ТЕСТ: Как выбрать бумагу для цифровой печати или Почему что-то пошло не так...

    Редакция Publish совместно с партнёром — Xerox — разработала тест, в котором мы предлагаем проверить ваши знания в области бумаги для цифровой печати и её воздействия на качество.

  • Бумага UPM DIGI: выразительность самого белого
     

    Цена бумаги — значительная часть стоимости заказа. Можно ли сэкономить, взяв для цифровой печати обычную бумагу, или стоит потратиться на цифровую? Ответ на этот вопрос получили участники встречи «Соцветие UPM DIGI: выразительность белого».

     


comments powered by Disqus