2002.10.11, Автор: Игорь Терентьев2532 прочтений

Дизайн, верстка и... расходные материалы

Теги: От редактора От редактора Publish

В советские времена было почти невозможно найти книгу, сверстанную с обилием "воздуха". Все делалось очень плотненько, абзацы выделялись красными строками, иллюстрации - в оборку к тексту...

Терентьев Игорь В советские времена было почти невозможно найти книгу, сверстанную с обилием «воздуха». Все делалось очень плотненько, абзацы выделялись красными строками (а не отбивками сверху и снизу, пришедшими к нам из западной типографики), иллюстрации — в оборку к тексту. Макеты, где можно было найти значительные незапечатанные площади, браковались, виновные беспощадно наказывались. Потому что «воздух» — это неэкономное использование бумаги. И правильно — экономика, как говаривал классический персонаж, должна быть…

Советские времена канули известно куда, но актуальность экономии расходных материалов, коими является не только бумага, но и пленки, краски, формы, растворы и проч., отнюдь не стала меньше. Даже наоборот — настоящий хозяин своего дела никогда не перестает думать о том, как бы снизить себестоимость продукции.

Здравый смысл подсказывает, что экономность работы печатного цеха зависит исключительно от возможностей оборудования, профессионализма печатников и специалистов-снабженцев, выбирающих оптимальные расходные материалы.

Но свой вклад в это достойное дело могут и должны внести дизайнеры и верстальщики. Как? Например, вспомнить опыт советских времен — совсем не обязательно копировать «воздушный» стиль верстки переводного издания. «Там» издают роскошные и дорогие книги на мелованной бумаге, где обширные незапечатанные пространства действительно уместны, лишний раз подчеркивая избранность читателя-профессионала, выложившего за свой экземпляр несколько десятков долларов. А здесь все печатается на газетной (в лучшем варианте — офсетной) бумаге. Думаю, в этом случае можно смело вернуться к традициям русской типографики — удобочитаемость не пострадает, заметно сократится объем книги и количество затраченной на ее печать бумаги. Впрочем, об этом еще можно поспорить.

Зато есть и другие примеры: большая часть рекламной продукции печатается в четыре краски. Но ведь на CMYK свет клином не сошелся? Существуют отличные примеры работ, напечатанных в две и три краски. И не только штриховых — технология двух- и трехцветных полутонов позволяет получать очень интересные эффекты. Более того, подобные работы часто выгодно выделяются в ряду полноцветных собратьев. Опять же экономия: на формных процессах, на печатной краске, на приладке.

Еще один, я бы сказал, экзотический способ экономии. Если вы хотя бы раз видели фирменную рекламу Apple (это не реклама компании, это пример), то наверняка запомнили ее стиль: белое поле, а в центре — рекламируемый продукт и небольшой текст. Никаких плашек. Но можно легко представить и другую рекламу, почти такую же, где вместо белого незапечатанного пространства будет большая, занимающая всю доступную площадь, плашка. С точки зрения затраченных «расходников», разница лишь в проценте красочного заполнения. Умножим ее на тираж и получим разницу в стоимости затраченной на печать краски. Экзотичность этого способа в том, что мне не известно о его практическом применении. Поясню: не знаю ни одной типографии или печатного салона, которые бы ставили цену на печатную работу в зависимость от процента заполнения красками. Хотя эта связь совершенно очевидна. Возможно, подобные вещи могут быть реализованы в компаниях, занимающихся цифровой печатью, — многие ЦПМ и даже просто цветные принтеры позволяют очень точно рассчитывать расход тонера на печатный лист для определенной работы. Существуют и специализированные программные продукты, дающие возможность с высокой точностью оценить расход тонера, чернил или красок для конкретного заказа.

Думаю, есть и другие способы заложить снижение себестоимости изготовления заказа еще на этапе дизайна и верстки, без ухудшения потребительских свойств продукции. Было бы желание! Интересно, есть ли директора, поощряющие подобную изобретательность дизайнеров хотя бы в размере процента от стоимости сбереженных материалов?

Впрочем, главный рецепт наибольшей экономии за счет дизайна известен давно — просто нужно делать свою работу профессионально, чтобы ее можно было вывести и отпечатать с первого раза.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Четвёртая промышленная для полиграфистов, или На пути к «бесчеловечному» производству

    Четвёртая промышленная революция (она же Индустрия 4.0) всё чаще упоминается производителями решений для полиграфистов. Если заглянуть в «Википедию», то там это понятие объясняют так: «Прогнозируемое событие, массовое внедрение киберфизических систем в производство и обслуживание человеческих потребностей, включая быт, труд и досуг.

     

  • Без повторов

    Этот номер посвящён цифровой упаковке и этикетке. Важными движущими силами этого рынка являются персонализация и вариативность. И мы подумали, почему бы не продемонстрировать это на примере обложки номера, являющейся нашей упаковкой в глазах читателей. Пусть каждая обложка будет вариативной и уникальной. Задумано — сделано. В этом сложном проекте объединили свои усилия несколько компаний и много людей.

     

  • Будничные достижения

    Тема этого номера — «Достижения года». В заглавной статье мы попросили представителей производителей и поставщиков рассказать о том, что они считают своими достижениями в ушедшем году. В опросе номера о своих победах рассказывают типографии. В статье «Итоги 2018 года в полиграфии» мы вспоминаем о самых важных событиях для нашей индустрии, произошедших в России и мире. Пожалуй, и нам стоит рассказать о том, чего удалось добиться за год небольшой редакции Publish.

     

  • Перемены широкоформатного ландшафта

    Сектор широкоформатной печати, который уже много лет опирается преимущественно на цифровые технологии, не высечен в камне. В нём регулярно происходят перемены. Какие-то из них обусловлены «внешним» влиянием, другие определяются изменениями в технологиях. И всё происходящее имеет прямое отношение к деятельности рекламно-производственных компаний и типографий, использующих оборудование для широкоформатной печати. Ведь всё то, что вы покупаете, должно служить и окупаться не один год. А значит, всегда существует риск, что ставка будет сделана не на ту «лошадь»…

     

  • Струйное будущее печати

    Новейшая история полиграфии — в части, касающейся развития струйной технологии, — неплохо документирована, но некоторые факты в ней уже слегка позабыты. Например, первый патент на печатающую головку с непрерывным истечением чернил якобы был выдан Вильяму Томпсону ещё в 1867 г. Понятно, что тогда не шла речь о физическом воплощении принтера на основе этой технологии, и первую модель с непрерывным истечением чернил выпустила… Siemens только в 1951 г. Но в следующие 30 лет, до появления импульсных технологий — термо- и пьезоструйной, вряд ли кто-то всерьёз считал, что струйные устройства смогут стать базой для настоящих полиграфических машин.

     

  • На пути к этикеточному чёрному ящику

    Судя по ответам в нашем традиционном опросе на сайте, общее направление движения к «цифре» для большинства руководителей флексотипографий — дело решённое. Конечно, мы ставили гораздо более узкий вопрос, чем заявленная тема номера по итогам нашей конференции «Цифровая трансформация во флексотипографии». Мы предлагали только высказать мнение на тему «Стоит ли внедрять цифровую печать во флексотипографии?», не касаясь перехода на цифровые техпроцессы и послепечать.

     


comments powered by Disqus