2002.10.11, Автор: Игорь Терентьев2158 прочтений

Дизайн, верстка и... расходные материалы

Теги: От редактора От редактора Publish

В советские времена было почти невозможно найти книгу, сверстанную с обилием "воздуха". Все делалось очень плотненько, абзацы выделялись красными строками, иллюстрации - в оборку к тексту...

Терентьев Игорь В советские времена было почти невозможно найти книгу, сверстанную с обилием «воздуха». Все делалось очень плотненько, абзацы выделялись красными строками (а не отбивками сверху и снизу, пришедшими к нам из западной типографики), иллюстрации — в оборку к тексту. Макеты, где можно было найти значительные незапечатанные площади, браковались, виновные беспощадно наказывались. Потому что «воздух» — это неэкономное использование бумаги. И правильно — экономика, как говаривал классический персонаж, должна быть…

Советские времена канули известно куда, но актуальность экономии расходных материалов, коими является не только бумага, но и пленки, краски, формы, растворы и проч., отнюдь не стала меньше. Даже наоборот — настоящий хозяин своего дела никогда не перестает думать о том, как бы снизить себестоимость продукции.

Здравый смысл подсказывает, что экономность работы печатного цеха зависит исключительно от возможностей оборудования, профессионализма печатников и специалистов-снабженцев, выбирающих оптимальные расходные материалы.

Но свой вклад в это достойное дело могут и должны внести дизайнеры и верстальщики. Как? Например, вспомнить опыт советских времен — совсем не обязательно копировать «воздушный» стиль верстки переводного издания. «Там» издают роскошные и дорогие книги на мелованной бумаге, где обширные незапечатанные пространства действительно уместны, лишний раз подчеркивая избранность читателя-профессионала, выложившего за свой экземпляр несколько десятков долларов. А здесь все печатается на газетной (в лучшем варианте — офсетной) бумаге. Думаю, в этом случае можно смело вернуться к традициям русской типографики — удобочитаемость не пострадает, заметно сократится объем книги и количество затраченной на ее печать бумаги. Впрочем, об этом еще можно поспорить.

Зато есть и другие примеры: большая часть рекламной продукции печатается в четыре краски. Но ведь на CMYK свет клином не сошелся? Существуют отличные примеры работ, напечатанных в две и три краски. И не только штриховых — технология двух- и трехцветных полутонов позволяет получать очень интересные эффекты. Более того, подобные работы часто выгодно выделяются в ряду полноцветных собратьев. Опять же экономия: на формных процессах, на печатной краске, на приладке.

Еще один, я бы сказал, экзотический способ экономии. Если вы хотя бы раз видели фирменную рекламу Apple (это не реклама компании, это пример), то наверняка запомнили ее стиль: белое поле, а в центре — рекламируемый продукт и небольшой текст. Никаких плашек. Но можно легко представить и другую рекламу, почти такую же, где вместо белого незапечатанного пространства будет большая, занимающая всю доступную площадь, плашка. С точки зрения затраченных «расходников», разница лишь в проценте красочного заполнения. Умножим ее на тираж и получим разницу в стоимости затраченной на печать краски. Экзотичность этого способа в том, что мне не известно о его практическом применении. Поясню: не знаю ни одной типографии или печатного салона, которые бы ставили цену на печатную работу в зависимость от процента заполнения красками. Хотя эта связь совершенно очевидна. Возможно, подобные вещи могут быть реализованы в компаниях, занимающихся цифровой печатью, — многие ЦПМ и даже просто цветные принтеры позволяют очень точно рассчитывать расход тонера на печатный лист для определенной работы. Существуют и специализированные программные продукты, дающие возможность с высокой точностью оценить расход тонера, чернил или красок для конкретного заказа.

Думаю, есть и другие способы заложить снижение себестоимости изготовления заказа еще на этапе дизайна и верстки, без ухудшения потребительских свойств продукции. Было бы желание! Интересно, есть ли директора, поощряющие подобную изобретательность дизайнеров хотя бы в размере процента от стоимости сбереженных материалов?

Впрочем, главный рецепт наибольшей экономии за счет дизайна известен давно — просто нужно делать свою работу профессионально, чтобы ее можно было вывести и отпечатать с первого раза.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Путеводитель по широкому формату

    Тема номера — FESPA 2018. Эта выставка, когда-то бывшая нишевой и нацеленной на специальные виды печати — трафаретную, тампонную и др., вместе с индустрией пережила успешную цифровую трансформацию и активно растёт. Теперь основу её экспозиции составляют широкоформатные принтеры, а также необходимые для их нормального функционирования решения — от RIP и полномасштабных систем автоматизации до послепечатного оборудования, запечатываемых материалов и чернил.

     

  • Самая личная полиграфия

    Четверть века назад, когда миру были представлены первые цифровые печатные машины, одной из главных сфер их будущего применения была заявлена персонализированная печать. Это было вполне разумно, ведь именно способность «цифры» свободно менять содержание каждого отпечатанного экземпляра являлась неоспоримым преимуществом новой технологии по сравнению с привычными аналоговыми способами печати, «отягощёнными» формными процессами.

     

  • Материализация «Матрицы»

    Упаковка считается тихой гаванью для полиграфии. Ей явно не угрожают опасности, которым подвергается издательская и рекламная печать. Все понимают, что упаковка часто оказывается для покупателей решающим фактором при выборе того или иного товара. Как следствие, владельцы брендов просто вынуждены увеличивать свои вложения в упаковку. Её сложность и разнообразие постоянно растут.

     

  • Открытия года

    Задумывая тему первого в этом году номера, мы не ожидали, что окажемся провидцами. То есть думали мы совсем о другом — о лучших продуктах, открытых нам за прошедший год различными международными конкурсами в области полиграфии. И статья в тему номера действительно про это — рекомендуем ознакомиться, если вы находитесь в поиске инновационных продуктов для развития своей типографии.

     

  • По восходящему мячу

    Это термин из моего любимого вида спорта — тенниса. Когда игрок бьёт по мячу после его отскока от корта, многое зависит от того, где находится точка удара. Современных игроков учат бить как можно раньше — пока мяч находится на восходящей траектории после отскока. Это требует хорошей координации, скорости реакции и отличной «физики» — вы должны быстрее и точнее подходить к мячу. Зато у вас появляется больше шансов завладеть инициативой — мяч возвращается на сторону соперника быстрее, к тому же на восходящей траектории энергия мяча, летящего к вам, больше. Значит, её можно использовать для более сильного ответа. Поэтому игра по восходящему мячу считается залогом победы и хорошо ложится в современную концепцию максимально агрессивного тенниса.

     

  • Цифровая этикетка: вопросы и ответы

    Готовил статью в тему номера и в последние два месяца с головой погрузился в происходящее в секторе цифровой этикетки. Там есть вещи очевидные, которые становятся понятны после анализа представленных за последний год решений. Но есть вопросы, на которые, вероятно, пока нет ясных ответов даже у лидеров рынка.

     


comments powered by Disqus