2002.04.11, Автор: Игорь Терентьев2291 прочтений

Эпитафия фотопленке

Теги: От редактора От редактора Publish

Черно-белых телевизоров нет. Виниловые пластинки почти забыты. VHS пока держится, но постепенно сдает свои позиции под натиском DVD. А как насчет обычной фотопленки?

Терентьев Игорь Черно-белых телевизоров нет. Виниловые пластинки почти забыты. VHS пока держится, но постепенно сдает свои позиции под натиском DVD. А как насчет обычной фотопленки?

Во втором квартале 2000 г. без особой помпы произошло знаменательное событие: общий объем продаж (в денежном исчислении) цифровых фотоаппаратов в мире превысил аналогичный показатель для традиционных. Хотя пленочных камер по-прежнему продается больше (они дешевле), с 2000 года начался массовый переход потребителя на «цифру». Уже сейчас вполне приличную (по меркам большинства пользователей обычных «мыльниц») двухмегапиксельную цифровую камеру можно купить долларов за 150-200. Интерес покупателей умело подогревается производителями, существенно снижающими цены на модели предыдущих поколений по мере вывода на рынок более совершенных аппаратов, причем происходит это очень быстро — каждые пару месяцев. Не менее сумасшедшими темпами развивается и сопутствующая индустрия — от сменных носителей и фотопринтеров до цифровых минилабов и разнообразных интернет-услуг для владельцев цифровых камер. Появляются совершенно новые продукты, типа миниатюрных фотоаппаратов для подключения к мобильным телефонам, универсальных карт-ридеров и компактных «фотоальбомов» с жесткими дисками. Все довольны: производители с радостью вкладывают деньги в быстро растущую отрасль; потребители покупают хорошие продукты с недоступными ранее возможностями, отлично вписывающиеся в современную информационную цивилизацию.

Только профессиональные фотографы, поставляющие оригинальные изображения специалистам по препрессу, не спешат. Они более консервативны, их традиционные претензии к «цифре» — недостаточное качество и разрешение снимков, отсутствие ручных настроек, низкая скорость серийной съемки, слишком высокая стоимость самих камер, ограниченная емкость сменных носителей, невозможность использования стандартных аксессуаров (объективов, насадок, внешних вспышек). Однако большая часть этих претензий основана на опыте «общения» с моделями первых поколений, когда пионеры рынка цифровых камер снимали сливки, продавая свои несовершенные и малопригодные для профессиональной работы аппараты по заоблачным ценам.

Сейчас ситуация кардинально иная. В диапазоне от одной до 15 тыс. долл. (это профессиональная техника!) можно подобрать модель цифровой камеры, подходящую почти для любой из традиционных сфер применения. Разрешения матриц ПЗС в 5-6 мегапикселей вполне достаточно для заполнения журнального разворота, скорострельности 3 кадра в секунду — для репортажной съемки, а емкости сменных носителей в 1 Гбайт за глаза хватит для самых длительных сеансов (откровенно неудавшиеся снимки удаляем сразу — это «цифра»). Ручные настройки — какие душе угодно. Для бережливых: уже есть несколько моделей, совместимых со стандартными сменными объективами, насадками и внешними вспышками от пленочных камер. Так в чем же дело?

Похоже, в уже упомянутом консерватизме: далеко не все фотографы в состоянии преодолеть психологический барьер, отказаться от привычной пленки, сесть за компьютер и научиться доводить цифровые изображения до ума. Проще сделать умное лицо: использовать на всю катушку профессиональные термины, объясняя работодателю, что «цифра» — ерунда и не способна дать «настоящего» качества. Это срабатывает... Пока вашему работодателю не предложат снятые цифровой камерой высококачественные изображения, уже подготовленные для размещения в полосе (и даже цветоделенные с учетом его технологического процесса). А стоить они будут дешевле слайдов. Угадайте, кого предпочтут?

Как скоро это случится? Думаю, окончательно хоронить фотопленку пока рановато. Ей еще жить и жить — лет пять-семь.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • На пути к этикеточному чёрному ящику

    Судя по ответам в нашем традиционном опросе на сайте, общее направление движения к «цифре» для большинства руководителей флексотипографий — дело решённое. Конечно, мы ставили гораздо более узкий вопрос, чем заявленная тема номера по итогам нашей конференции «Цифровая трансформация во флексотипографии». Мы предлагали только высказать мнение на тему «Стоит ли внедрять цифровую печать во флексотипографии?», не касаясь перехода на цифровые техпроцессы и послепечать.

     

  • Бублик автоматизации и другие вкусности

    Продолжаем заботиться об удовлетворении интеллектуального голода наших читателей. По заветам всех бабушек особое внимание уделяем мучному. Да, мы в курсе, что десерт подаётся последним и к чаю, но в нашем случае сладкое оказалось темой номера. Не спрашивайте, почему на обложке бублик. Так тему автоматизации интерпретировало причудливое воображение одного из дизайнеров прекрасной студии Tomatdesign. Наш вариант объяснения — это метафора идеальной (но недостижимой) автоматизации, охватывающей все аспекты деятельности типографии. Не только на 360° по окружности, но ещё замыкающейся в трёхмерную фигуру — тор. Впрочем, вы можете придумать и собственное объяснение…

     

  • Зачем нам рекорды?

    Когда мы готовили тему номера, казалось, что собрать в неё достаточное количество рекордов, имеющих отношение к полиграфии, будет сложно. Ведь у нас — индустрия, а не спорт, сама суть которого заключается в достижении всё новых и новых рекордов. Однако это оказалось совсем не так. Причём некоторые рекорды по разным причинам даже не попали в статью.

     

  • Точки оцифровки

    В процессе подготовки к нашим конференциям на общую тему цифровой трансформации, но для разных аудиторий — офсетных и флексографских типографий — я обращал больше внимания на то, как полиграфисты, не относящие себя к «цифровикам», на самом деле уже давно и много пользуются преимуществами цифровых технологий. Да, безусловно, цифровая печать находится в сердце цифровой трансформации отрасли. Однако цифровые технологии уже пронизывают полиграфию сверху донизу. Причём даже на предприятиях, которые не особенно торопятся в цифровую эпоху, точек цифровизации — множество!

     

  • Путеводитель по широкому формату

    Тема номера — FESPA 2018. Эта выставка, когда-то бывшая нишевой и нацеленной на специальные виды печати — трафаретную, тампонную и др., вместе с индустрией пережила успешную цифровую трансформацию и активно растёт. Теперь основу её экспозиции составляют широкоформатные принтеры, а также необходимые для их нормального функционирования решения — от RIP и полномасштабных систем автоматизации до послепечатного оборудования, запечатываемых материалов и чернил.

     

  • Самая личная полиграфия

    Четверть века назад, когда миру были представлены первые цифровые печатные машины, одной из главных сфер их будущего применения была заявлена персонализированная печать. Это было вполне разумно, ведь именно способность «цифры» свободно менять содержание каждого отпечатанного экземпляра являлась неоспоримым преимуществом новой технологии по сравнению с привычными аналоговыми способами печати, «отягощёнными» формными процессами.

     


comments powered by Disqus