2002.04.11, Автор: Игорь Терентьев2110 прочтений

Эпитафия фотопленке

Теги: От редактора От редактора Publish

Черно-белых телевизоров нет. Виниловые пластинки почти забыты. VHS пока держится, но постепенно сдает свои позиции под натиском DVD. А как насчет обычной фотопленки?

Терентьев Игорь Черно-белых телевизоров нет. Виниловые пластинки почти забыты. VHS пока держится, но постепенно сдает свои позиции под натиском DVD. А как насчет обычной фотопленки?

Во втором квартале 2000 г. без особой помпы произошло знаменательное событие: общий объем продаж (в денежном исчислении) цифровых фотоаппаратов в мире превысил аналогичный показатель для традиционных. Хотя пленочных камер по-прежнему продается больше (они дешевле), с 2000 года начался массовый переход потребителя на «цифру». Уже сейчас вполне приличную (по меркам большинства пользователей обычных «мыльниц») двухмегапиксельную цифровую камеру можно купить долларов за 150-200. Интерес покупателей умело подогревается производителями, существенно снижающими цены на модели предыдущих поколений по мере вывода на рынок более совершенных аппаратов, причем происходит это очень быстро — каждые пару месяцев. Не менее сумасшедшими темпами развивается и сопутствующая индустрия — от сменных носителей и фотопринтеров до цифровых минилабов и разнообразных интернет-услуг для владельцев цифровых камер. Появляются совершенно новые продукты, типа миниатюрных фотоаппаратов для подключения к мобильным телефонам, универсальных карт-ридеров и компактных «фотоальбомов» с жесткими дисками. Все довольны: производители с радостью вкладывают деньги в быстро растущую отрасль; потребители покупают хорошие продукты с недоступными ранее возможностями, отлично вписывающиеся в современную информационную цивилизацию.

Только профессиональные фотографы, поставляющие оригинальные изображения специалистам по препрессу, не спешат. Они более консервативны, их традиционные претензии к «цифре» — недостаточное качество и разрешение снимков, отсутствие ручных настроек, низкая скорость серийной съемки, слишком высокая стоимость самих камер, ограниченная емкость сменных носителей, невозможность использования стандартных аксессуаров (объективов, насадок, внешних вспышек). Однако большая часть этих претензий основана на опыте «общения» с моделями первых поколений, когда пионеры рынка цифровых камер снимали сливки, продавая свои несовершенные и малопригодные для профессиональной работы аппараты по заоблачным ценам.

Сейчас ситуация кардинально иная. В диапазоне от одной до 15 тыс. долл. (это профессиональная техника!) можно подобрать модель цифровой камеры, подходящую почти для любой из традиционных сфер применения. Разрешения матриц ПЗС в 5-6 мегапикселей вполне достаточно для заполнения журнального разворота, скорострельности 3 кадра в секунду — для репортажной съемки, а емкости сменных носителей в 1 Гбайт за глаза хватит для самых длительных сеансов (откровенно неудавшиеся снимки удаляем сразу — это «цифра»). Ручные настройки — какие душе угодно. Для бережливых: уже есть несколько моделей, совместимых со стандартными сменными объективами, насадками и внешними вспышками от пленочных камер. Так в чем же дело?

Похоже, в уже упомянутом консерватизме: далеко не все фотографы в состоянии преодолеть психологический барьер, отказаться от привычной пленки, сесть за компьютер и научиться доводить цифровые изображения до ума. Проще сделать умное лицо: использовать на всю катушку профессиональные термины, объясняя работодателю, что «цифра» — ерунда и не способна дать «настоящего» качества. Это срабатывает... Пока вашему работодателю не предложат снятые цифровой камерой высококачественные изображения, уже подготовленные для размещения в полосе (и даже цветоделенные с учетом его технологического процесса). А стоить они будут дешевле слайдов. Угадайте, кого предпочтут?

Как скоро это случится? Думаю, окончательно хоронить фотопленку пока рановато. Ей еще жить и жить — лет пять-семь.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Путеводитель по широкому формату

    Тема номера — FESPA 2018. Эта выставка, когда-то бывшая нишевой и нацеленной на специальные виды печати — трафаретную, тампонную и др., вместе с индустрией пережила успешную цифровую трансформацию и активно растёт. Теперь основу её экспозиции составляют широкоформатные принтеры, а также необходимые для их нормального функционирования решения — от RIP и полномасштабных систем автоматизации до послепечатного оборудования, запечатываемых материалов и чернил.

     

  • Самая личная полиграфия

    Четверть века назад, когда миру были представлены первые цифровые печатные машины, одной из главных сфер их будущего применения была заявлена персонализированная печать. Это было вполне разумно, ведь именно способность «цифры» свободно менять содержание каждого отпечатанного экземпляра являлась неоспоримым преимуществом новой технологии по сравнению с привычными аналоговыми способами печати, «отягощёнными» формными процессами.

     

  • Материализация «Матрицы»

    Упаковка считается тихой гаванью для полиграфии. Ей явно не угрожают опасности, которым подвергается издательская и рекламная печать. Все понимают, что упаковка часто оказывается для покупателей решающим фактором при выборе того или иного товара. Как следствие, владельцы брендов просто вынуждены увеличивать свои вложения в упаковку. Её сложность и разнообразие постоянно растут.

     

  • Открытия года

    Задумывая тему первого в этом году номера, мы не ожидали, что окажемся провидцами. То есть думали мы совсем о другом — о лучших продуктах, открытых нам за прошедший год различными международными конкурсами в области полиграфии. И статья в тему номера действительно про это — рекомендуем ознакомиться, если вы находитесь в поиске инновационных продуктов для развития своей типографии.

     

  • По восходящему мячу

    Это термин из моего любимого вида спорта — тенниса. Когда игрок бьёт по мячу после его отскока от корта, многое зависит от того, где находится точка удара. Современных игроков учат бить как можно раньше — пока мяч находится на восходящей траектории после отскока. Это требует хорошей координации, скорости реакции и отличной «физики» — вы должны быстрее и точнее подходить к мячу. Зато у вас появляется больше шансов завладеть инициативой — мяч возвращается на сторону соперника быстрее, к тому же на восходящей траектории энергия мяча, летящего к вам, больше. Значит, её можно использовать для более сильного ответа. Поэтому игра по восходящему мячу считается залогом победы и хорошо ложится в современную концепцию максимально агрессивного тенниса.

     

  • Цифровая этикетка: вопросы и ответы

    Готовил статью в тему номера и в последние два месяца с головой погрузился в происходящее в секторе цифровой этикетки. Там есть вещи очевидные, которые становятся понятны после анализа представленных за последний год решений. Но есть вопросы, на которые, вероятно, пока нет ясных ответов даже у лидеров рынка.

     


comments powered by Disqus