2002.03.11, Автор: Ольга Варнавская3122 прочтений

ПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ, или Как не превратить достоинства материала в недостатки конечной продукции

Теги: Допечатные процессы Publish

Учесть все факторы, влияющие на технологические процессы в полиграфии, невозможно! И это не признание собственного бессилия. Просто констатация факта.

В нашей семье я — первый полиграфист. А жаль. Если бы кто-нибудь взрослый и опытный сказал мне в тот момент, когда я собралась поступать на технологический факультет Московского полиграфического института, что результаты будущей работы на 99,9% будут зависеть не от меня, а от качества расходных материалов, класса оборудования и квалификации персонала, я, наверное, выбрала бы другую профессию. Такую, в которой мои личные способности влияли бы на итог в большей степени, чем все вышеперечисленное.

Учесть все факторы, влияющие на технологические процессы в полиграфии, невозможно! И это не признание собственного бессилия. Просто констатация факта. Даже с одних и тех же пленок на одной и той же офсетной машине не получить два совершенно одинаковых тиража. Потому как в наше время название знакомой марки бумаги на упаковке еще не гарантия ее стабильного качества. К сожалению.

Нужно стремиться: оптимально стандартизировать процессы, добиваться максимального контроля над климатом в помещении, покупать расходники заранее и только у проверенных поставщиков, доверять самые сложные работы одной и той же смене печатников. Нужно. Но все это позволит лишь грубо управлять процессом и предполагать результат с большой степенью вероятности. При этом критерии качества — понятие весьма относительное, зависимое от типографии. Кто-то пользуется щадящими ГОСТами, справедливо считая, что выше головы не прыгнешь — и не надо: такой круг заказчиков. Кто-то, ориентируясь на ISO, изо всех сил вытягивает максимум из того, что имеет, и год от года печатает все лучше и лучше. И пока нет такого полиграфического экспертного совета, который дал бы объективную и одинаково удовлетворяющую как заказчика, так и исполнителя, оценку качества конкретной продукции.

Хуже всех приходится менеджерам, работающим с заказчиками: как объяснить клиенту, далекому от наших отраслевых проблем, что его фирменный цвет на «Полилите» никогда не будет выглядеть так же, как на бумаге? Или что синие «пантоны» высыхают гораздо медленнее остальных, а на готовых конвертах нельзя запечатать традиционным офсетом фон навылет во все четыре стороны за один прогон. От знания подобных нюансов зависит профессиональная состоятельность принт-менеджера и его зарплата. Больше всех зарабатывает тот, кто хорошо ориентируется на полиграфическом рынке и грамотно выбирает типографию под уже подготовленный конкретный дизайн (а не наоборот — огромный привет адептам профилей!) и кто понимает, что лучше заплатить один раз и много, чем два раза, но мало, сорвав при этом сроки из-за перепечатки.

Назревает простой вопрос: что делать? И банальный ответ: учиться. У опытных специалистов, на своих и чужих ошибках. Дешевле на чужих. То есть на ОПЫТЕ! Такого предмета нет в институтской программе, но без него тяжело устроиться на приличную работу даже с дипломом. Многие нынешние студенты это понимают и начинают с самых низов типографского дела еще на 2-3 курсе. Нужно не меньше года, чтобы вчерашний выпускник начал осмысленно применять на практике то, чему его учили в институте. А может, и больше. Мне вообще кажется, что вот уже почти 10 лет после окончания альма-матер каждый день сдаю экзамен… Какой опыт нужно иметь, чтобы учесть все возможные и невозможные нюансы?! Такое количество переменных в уравнении, что любой математик запаникует!

Но если без паники, то есть одна константа, с которой начинается любой полиграфический проект, — запечатываемый материал. Попробуем отвлечься от проблем влияния климата в помещении на поведение бумаги в момент печати и отделки (тема слишком серьезна для краткого ознакомления) и предположим, что с этим всегда все в порядке. Что нужно помнить в общих чертах об особенностях бумаги еще до того, как вы начали работать над проектом? (Заранее прошу не рассматривать указание конкретных марок как скрытую или явную рекламу: это просто примеры для наглядности.)

Бумага и не бумага

Современная офсетная печать достигла таких высот, что ей под силу очень широкий спектр запечатываемых материалов, в том числе и то, что собственно бумагой не является: алюминиевая фольга, синтетическая бумага, пластик и самоклеящиеся пленки. Их основное достоинство — потребительские характеристики, недоступные для обычной бумаги, а отличие — в невозможности закрепления краски путем впитывания. Следовательно, и оптические параметры оттиска на таком материале будут отличаться от «бумажного» офсета, для которого существуют достаточно жесткие и широко известные стандарты. И если можно найти шкалы цветового охвата для разных видов бумаги и учесть параметры конкретного печатного процесса уже при цветоделении, то с невпитывающими материалами все гораздо сложнее. Печатать надо специальными фолиевыми красками, активно использовать противоотмарывающие порошки, тираж раскладывать небольшими пачками, а плотности печати подбирать опытным путем. Единственный способ «предохранения» от глобального непопадания в цвет — аналоговая цветопроба: хороший печатник всегда найдет способ максимально приблизить оттиск к этому образцу.

Мелованная и немелованная

Или, как это указано в атласах цветов, Coated & Uncoated. Основное отличие в составе. Покрытие добавляет плотности бумаге, и ее поверхностная отделка отличается особенной гладкостью (хотя бывают и немелованные, но суперкаландрированные марки). Как правило, при одинаковой массе квадратного метра (так уж сложилось, что в обиходе полиграфистов этот параметр часто неправильно называют плотностью) мелованная бумага будет тоньше немелованной. Самое главное — на мелованной бумаге можно не бояться высокой линиатуры и получить максимальный контраст печати. Это плюс, а минус в том, что темная насыщенная плашка на ней выкатывается только при идеальном балансе краска-вода, а лучше двойным накатом (или с двух форм) либо за два прогона.

На рыхлой же немелованной бумаге такие плашки получаются просто блеск! Даже эмульгирование не будет заметно, но растровые изображения, по объективным причинам, теряют детализацию в тенях гораздо раньше, чем на мелованной бумаге. Для тех, кто хочет хорошо разбираться в тонкостях цветоделения на разных видах бумаги, советую почитать книгу «Препрессресурсы» Дэна Маргулиса. Пересказывать не вижу смысла, вся третья глава Makeready — об этом, а от себя добавлю таблицу плотностей печати и параметров растискивания (стандарт ISO).

1

Обобщенный вывод: мелованная бумага лучше подходит для дизайна с большим количеством растровых переходов и светлых плашек, с успехом выдерживая суммарный процент краски при цветоделении в районе 300-350%. Немелованная — для печати изображений с невысокой линиатурой (до 150 lpi), для насыщенного темными фонами и нерастровой графикой дизайна. Суммарный процент при цветоделении не больше 280. Один и тот же цвет на мелованной бумаге будет чище и ярче, чем на немелованной. И эту разницу будет видно даже на мониторе (рис. 1 и 2).

2

Кроме того, металлические краски на немелованной бумаге будут не такими блестящими, как на мелованной.

Мелованная глянцевая и мелованная матовая

Glossy & Matt (Art & Silk, а также другие варианты названий, в зависимости от конкретной марки). Самые популярные виды бумаги в общей массе всех тиражей. И как следствие — самые стабильные и предсказуемые результаты печати. И не только из-за огромного разнообразия современных цветопроб, но и благодаря готовым профилям и стандартам. Немецкая полиграфия предпочитает матовую, финская и российская — глянцевую бумаги. И дело тут не в менталитете, как мне кажется. Просто глянцевые оттиски сохнут гораздо быстрее. Зато матовые не бликуют, выглядят контрастней, плотнее на ощупь при одинаковой массе квадратного метра бумаги и, по общему впечатлению, гораздо благородней. Из особенностей подготовки — только суммарный процент при цветоделении: для матовых около 300%, для глянцевых — до 350% (обращаю внимание читателя на то, что указанные цифры могут меняться в зависимости от конкретного печатного процесса).

Все остальное — на вкус дизайнера. Очень хорошо на матовой бумаге выглядят высокоглянцевые краски — в насыщенных изображениях создается иллюзия местного лакирования. Еще лучше — лакировка матовым лаком (особенно шелковисто-матовым): он приглушает блеск краски и придает бумаге ощущение ткани. Глянцевая же бумага вообще по нятие нарицательное: ей «идут» любые виды печатной и послепечатной отделки.

Бумага дорогая

Это единственное, что объединяет все разнообразие дизайнерских коллекций бумаги. Она сама по себе уже содержит элементы дизайна, которые подчеркнут (или угробят) вашу идею. Подробная классификация займет немало места и в наши задачи не входит, но при некоторой унификации с точки зрения допечатной подготовки можно добиться следующего деления.

С вкраплениями (светлая с темными)

3
Например, коллекции Kaschmir фабрики Gmund, Tintoretto Melange фабрики Fedrigoni, Mineral Granite фабрики Arjo Wiggins, Ingres от Svenskt Papper AB (рис. 3). Даже ничем не запечатанный лист — произведение полиграфического искусства! Это немелованная бумага, с повышенной впитывающей способностью. Ее не стоит обременять «наворотами»: четкая графика, однокрасочное тиснение или термопечать, конгрев, невысокая линиатура, побольше воздуха в дизайне... и будет хорошо.

Но — осторожнее с фотографиями: представьте себе лицо, засыпанное ворсинками. То ли веснушки, то ли повышенная волосатость, то ли неизлечимая болезнь...

С водяными знаками
4 5
6 7

Самые известные — печатаются в типографиях ГОЗНАКа и Федерального казначейства США (а мы их зарабатываем). Из более доступных — сорта производства Zanders и марка Conqueror от Arjo Wiggins. Отличаются цветом, тиснением и размером; похожи плотностью и назначением (деловые письма, бланки). Это, а также количество и расположение водяных знаков в пределах печатного листа, сильно ограничивает их использование: на бумаге Gohrsmuhle (рис. 4) четыре водяных знака в виде герба с надписью, которые после раскроя на формат А4 окажутся по центру листа. На бумаге Bankpost знак после подрезки будет смещен к нижнему левому углу формата А4. На бумаге Reflex Speсial (рис. 5) водяной знак в виде полосы-надписи через весь лист, которая после раскроя будет в нижней части бумаги формата А4. На бумаге ZETA Mattpost (рис. 6) водяных знаков десять. Но расположены они таким образом, что получить десять одинаковых тиражных листов очень сложно, а восемь близкого к формату А5 — без проблем. Conqueror (рис. 7) — это целая коллекция бумаги с разными тиснениями и цветами, но на всех видах по четыре водяных знака, которые после раскроя на четыре части окажутся по центру внизу листа. И если по идее дизайнера водяной знак играет особую роль, то надо четко представлять его изначальное местоположение на листе и не забыть предупредить о своих задумках типографию.

Тонированная в массе

Большинство видов дизайнерской бумаги окрашены в массе на фабрике. В этом тоже их отличие от обычных. Даже не стану приводить примеры, такое их множество. Нет никаких проблем для офсета при печати темной краской на светлых, средних или темно-окрашенных бумагах. Но если надо отпечатать светлой краской или, не дай Бог (т. е. художник), полноцветом по темному материалу, то одним офсетом не обойтись. Под изображение необходимо нанести трафаретом белую маску. А то и два раза, если бумага очень темная, очень рыхлая или сильно впитывает краску. Иначе получится эффект «оверпринта» — толщины одного красочного слоя обычного офсета недостаточно для того, чтобы перекрыть цвет бумаги, и результат непредсказуем. Само собой, при подготовке файла нужно это учесть и сделать дополнительный слой с белой краской. Только металлическая краска выглядит одинаково убедительно как на светлых, так и на темных тонированных бумагах.

Как максимально приблизить дизайн к результатам печати? Отсканировать кусок бумаги и подложить его как фон под рисунок. Если на тонированной бумаге будет печататься краска Pantone — «загрязнить» в файле краску с учетом цветной составляющей бумаги. Или вообще не упираться: все равно ни один принтер не сможет идеально передать цвет. Все зависит от вашего клиента. Можно ведь в случае необходимости и серебряным/золотым фломастером отрисовать желаемое на тиражной бумаге, но только пробой для печатника это не станет!

С тиснением

У многих подобных марок бумаги тиснение одностороннее (например, Tatjana фабрики Gmund) или имеющее четко выраженные лицевую и оборотную стороны (как в коллекции Grand Style). На такой бумаге нельзя отпечатать тираж с одной формы. Лицо и оборот должны быть отдельными приладками, иначе получатся два разных тиража: на одной половине тиснение будет с лица, на другой — с оборота. Если же смысловая нагрузка на обе стороны одинаковая (предположим, визитки), то во избежание лишних вопросов к принт-менеджеру на макете лучше сразу отметить сторону тиснения.

С нерегулярным тиснением/рисунком

Конечно, бумаги с хаотическим тиснением/рисунком не бывает. Разве только ручного отлива. Но если тиснение/рисунок достаточно крупные или бесформенные, то можно назвать и так. Я имею в виду бумагу следующего типа: коллекции Tatjana (Gmund), материалы от August Koehler c тиснением «перо» и «мороз», кальки Nuage и Fleur из коллекции Transparence (Gmund), всю коллекцию Marmor (August Koehler).

Какую опасность таит печать на такой бумаге? Если обрезной формат издания не попадет в период с тиснением/рисунком этого материала, то добиться, чтобы все оттиски были одинаковыми, практически невозможно. Для кого-то это несомненный плюс. Но если тиснение/рисунок достаточно активны, а в дизайне присутствуют мелкие, но сюжетноважные элементы (надписи, логотипы или конгрев), то часть тиража, возможно, будет выглядеть совсем не так, как было задумано. Вот такая нечаянная «персонализация»!

С полосатым тиснением

Речь идет о бумаге типа Diabolo с тиснением «лайн» от KNP Meersen, Sirio (Fedrigoni), Keaykolour Embossed с тиснением Fusilier фабрики Arjo Wiggins и др. Высота рельефа тиснения на них весьма значительна, из-за чего такие материалы зрительно имеют два оттенка цвета. Нет нужды говорить, что дизайн обязательно должен учитывать направление линий, а типография — кроить бумагу в соответствии с дизайном.

Хочу предупредить: отпечатанные на такой бумаге наклонные линии (например, под 45° по отношению к тиснению) выглядят оптически неровно («лесенкой»). Особенно если толщина линии меньше ширины тиснения. Хорошо, если дизайн такой, что его ничем не испортишь. А если нет?

Послесловие

Продолжать тренировать память можно до бесконечности: продукция, отпечатанная на этикеточной бумаге, после смачивания клеем должна скручиваться вокруг бутылки. Припрессовка пленки меняет цвет оттиска на любой бумаге: матовая — приглушает, глянцевая — подчеркивает. Тиснение и конгрев на рельефной бумаге способны изменить ее структуру. Калька после печати может «усесть» так сильно, что это будет видно невооруженным глазом и т. д. и т. п.

Дизайнерские бумаги дают массу идей талантливому художнику. Но чтобы не попасть впросак (читай — на деньги), надо помнить о полиграфической зависимости и согласовывать свои творческие амбиции со свойствами запечатываемого материала. Для этого есть масса способов. Производители бумаги, как правило, представляют свою продукцию не только в виде нарезки с указанием названия и массы 1 м2, но и в виде альбома с различными образцами печати и отделки. В некоторых — подробное описание технологических процессов и рекомендации по печатной и послепечатной обработке. Такой альбом (при известной настойчивости его можно получить у поставщиков бумаги) должен стать «библией» дизайнера. Не всегда, но можно найти в типографии образцы печати на конкретной бумаге. А самое надежное — заказать печатную пробу. Возможно, это будет слишком дорого для конкретного проекта, но перепечатка обойдется еще дороже.

Вопросы автору можно задать по адресу olga-varnavskaya@rambler.ru.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Мир графических открытий–2018

    Самый подробный обзор новых возможностей популярнейшего графического пакета CorelDRAW Graphics Suite 2018 и множество полезным советов по его освоению.

     

     

  • Apple iPad Pro 2017

    iPad Pro 2017, Pencil

    Заключение: хотя по производительности новый планшет iPad Pro может конкурировать с ноутбуками, полностью заменить рабочие станции планшетами в издательском деле пока не получится. Однако появление полнофункциональных приложений для создания и обработки изображений позволяет дизайнерам, иллюстраторам и фотографам уже сейчас сделать своим основным рабочим инструментом iPad Pro с Apple Pencil. Главные недостатки планшета — традиционно высокая цена и всё ещё недостаточное внимание к нему со стороны разработчиков приложений.

     

  • Вывод офсетных форм как услуга 3.0

    Ситуация в секторе коммерческого вывода форм за последние годы стала сложнее: офсетный полиграфический рынок находится явно не на подъёме, типографии стараются экономить каждый рубль, а собственные мощности для вывода форм у некоторых компаний даже выросли. Закономерно повысилась конкуренция.

     

  • Какую выгоду даёт внедрение АСУП?

    Занимаясь плотно темой автоматизации типографий, заметил интересный феномен: почти все руководители типографий думают и хотят двигаться в этом направлении, но мало кто делает практические шаги. В некоторых типографиях издавна и безрезультатно пишут своей софт, кто-то приобрёл лицензионный продукт и годами мучается с его внедрением и адаптацией под техпроцессы своего предприятия.

     

  • Мультипаспорт

    Региональный менеджер по продажам и технологиям GMG в странах EMEA Стивен Акку с инженером по печати отдела технического развития Анастасией Власовой во время выставки Printech 2017 объяснили нам, почему разработанные их компанией новейшие технологии мультикрасочного профилирования могут стать для типографий универсальным пропуском в мир гарантированно точного воспроизведения цветов.

     

    На фото — Стивен Акку и Анастасия Власова на стенде GMG на drupа 2016

     

  • CtFP c перспективой

    Система экспонирования флексографских форм Kodak Flexcel NX 3548/Wide-C — компактное и универсальное решение для различных объемов производства и форматов экспонируемых форм. Система состоит из экспонирующего устройства Trendsetter NX Wide, термочувствительной плёнки, ламинатора для прикатки маскирующего слоя на пластину, пластин Flexcel NX и программного обеспечения Kodak TIFF Front End с системой Kodak DigiCap NX Patterning, повышающей эффективность краскопереноса за счет создания микротекстур на поверхности пластины.

     


comments powered by Disqus