2001.12.041621 прочтений

Photoshop: история успеха

Теги: Допечатные процессы Publish

Нет такого человека в издательской индустрии, который бы не слышал о Photoshop. Кажется, что эта программа существовала всегда.

Нет такого человека в издательской индустрии, который бы не слышал о Photoshop. Кажется, что эта программа существовала всегда. Но все когда-то случается в первый раз…

В прошлом году Adobe Systems вышла на второе место в софтверном бизнесе США с годовым доходом 1,2 млрд долл. В ее штате около 3 тысяч сотрудников, занимающихся разработкой, продвижением и поддержкой программных продуктов. Став локомотивом революции в издательском деле в начале 90-х годов, компания продолжает лидировать и сейчас, при буме сетевых технологий. Значительную роль в достижении крупных финансовых успехов сыграл ее флагманский продукт — Photoshop.

Общеизвестно, что Photoshop — лучшая программа для редактирования растровых изображений как на Масintosh, так и на РС. Его ближайшими конкурентами (Corel PhotoPAINT, Jasc PaintShop Pro) пользуется значительно меньшая часть графического сообщества, причем им отдают предпочтение в основном новички. А для профессионалов существует только Photoshop, и ничего кроме. Равных ему по возможностям и удобству работы сейчас просто нет, и, впрочем, вряд ли таковые появятся в ближайшем будущем. Именно поэтому уровень продаж Photoshop по всему миру — наиболее высокий среди всех графических редакторов.

Том Кнолл

Сейчас над программой работает значительный штат сотрудников, а начиналось все четырнадцать лет назад одним энтузиастом. Осенью 1987 года в Энн-Арбор (шт. Мичиган) выпускник University of Michigan Том Кнолл (Thomas Knoll) при подготовке к защите диссертации по отображению информации на дисплеях написал несколько строк кода, который позволял отображать полутоновые изображения на черно-белых мониторах. Программка не была связана с темой диссертации напрямую, просто Тома это направление интересовало, и он написал ее дома в свободное время на своем простеньком Mac Plus. Вряд ли он полагал тогда, что эти строки станут прообразом профессионального растрового редактора, которым Phоtoshop является сейчас.

Джон Кнолл

Удивительно, как часто в истории появление чего-либо значительного обязано Его Величеству Случаю. Не стал исключением и Phоtoshop. Дело в том, что Том по своему характеру скептик, чего нельзя сказать о его брате Джоне (John Knoll) — более напористом, оптимистичном и, что самое главное, имеющем чутье настоящего предпринимателя. Именно благодаря его деловым качествам этим нескольким строкам суждено было увидеть свет, привлечь внимание воротил софтверного бизнеса и за очень короткое время разрастись в отдельное направление. Джон работал в калифорнийской компании Industrial Light and Magic (ILM), которая занималась созданием визуальных эффектов для студии Lucasfilm, известной своими блокбастерами. По словам владельца студии, Джорджа Лукаса, грандиозный успех “Звездным войнам” принесли именно компьютерные спецэффекты. Неудивительно, что с выходом картины на ILM обрушился поток заказов, и Джону пришлось проводить за компьютером дни и ночи напролет. Это был весьма трудоемкий процесс, требующий способностей настоящего художника, поскольку разрисовывать эффекты приходилось покадрово. Случайно увидев “творение” Тома, Джон сразу же понял, что это как раз то, чего ему так не хватает в работе.

Как только начали появляться Macintosh II с цветным дисплеем, Джон через отца, профессора Мичиганского университета, сразу же приобретает новинку. После небольшой переделки Display (так Том назвал свою программу), работавшая ранее только в черно-белой палитре, стала “понимать” и цвет.

После этого, первого в истории будущего Photoshop апгрейда вскоре последовали и другие. По настоянию Джона Том включает в Display поддержку различных форматов файлов, а сам тем временем занимается концепцией подключаемых дополнительных модулей (plug-ins), став, по сути, родоначальником этой идеи. Сосредоточившись на проблеме изменения цветов только в выбранной области изображения, Том разрабатывает алгоритм создания областей выделения с мягкими краями (soft-edged), что позволило при многократной обработке картинки сохранять практически неизменным ее качество. Тогда же в программе появились такие возможности для корректировки цветов, как существующие сейчас в практически неизмененном виде Levels, Color Balance, Hue and Saturation, а также инструменты для рисования. Том, считавший эту программку своим хобби, не придавал ей особого значения, и Джону приходилось буквально уговаривать брата продолжать занятия, поскольку она весьма помогала ему в работе. Несмотря на их споры о перспективах развития Display, за полгода программа сделала крупный шаг вперед.

Поворотным стал следующий, 1988 год. Джон, который имел коммерческую жилку, стал подумывать о том, что Display, с заложенными в нее возможностями, будет полезна всем, кто занимается обработкой изображения, и что на ней можно попробовать заработать. А после того как однажды ему на глаза попалась реклама редактора изображений PhotoMac, который, в принципе, делал то же самое, что и Display, Джон понял: их программа будет востребована.

Джон и Том, как это необходимо для успеха, оказались в нужном месте в нужное время: создание Display совпало с переходом издательств от технологий, основы которых были заложены еще в прошлом веке, в новую, компьютерную эпоху. Использование персональных компьютеров в многочисленных издательствах позволяло совершить количественный и качественный скачок, кардинально сократив время верстки, повысив точность размещения элементов на странице и сделав возможным быстрый и добротный фотомонтаж.

Отправившись на конференцию SIGGRAPH, где демонстрировались возможности PhotoMac, Джон был крайне удивлен: программа, в которой не было многих возможностей Display, а другие были весьма плохо реализованы, предлагалась как завершенный редактор. Желание Джона сделать из Display нормальный коммерческий продукт значительно окрепло. Однако проблем было много. Например, дать программе запоминающееся название. Помните? “Как вы яхту назовете, так она и поплывет!” После долгих поисков кто-то (доподлинно неизвестно, кто) предложил назвать ее Photoshop. Братьям название понравилось, и с тех пор вопрос о переименовании редактора не возникал.

Гораздо более сложным было найти инвестора, который выложил бы деньги на начальном этапе продвижения программы. Пока Том продолжал совершенствовать код, Джон сбился с ног, демонстрируя Photoshop десяткам компаний, которые под разными предлогами отказывались от сотрудничества. Так, бывшая в то время у всех на слуху Aldus сама разрабатывала нечто подобное, а Adobe, хоть и проявила определенную заинтересованность, заняла выжидательную позицию. Наконец усилия братьев увенчались успехом. Производитель сканеров компания Barneyscan согласилась с условиями, выдвинутыми Томом и Джоном, и около 200 копий программы под коммерческим названием Barneyscan ХР было поставлено покупателям сканеров. Это был Photoshop версии 0.87.

Однако Джон был уверен, что потенциал программы гораздо мощнее. Не прекращая сотрудничества с Barneyscan, он показывает Photoshop в Apple Computer. Редактор производит на руководство компании настолько сильное впечатление, что их просят оставить пару копий — для более детального ознакомления. Вроде ничего особенного, если бы не один нюанс: Apple сама работала над созданием подобного редактора, так что эпизод вполне можно расценивать как один из первых случаев пиратства программного обеспечения. Но Джон об этом не знает — он окрылен оказанным приемом. Не довольствуясь пустыми обещаниями, он не прекращает поисков достойного инвестора и договаривается в Adobe о демонстрации Photoshop повторно. И тут, наконец, судьба благоволила братьям. Рассел Браун, тогдашний арт-директор Adobe, просто поражен возможностями программы: по своим ресурсам она оставляла далеко позади ColorStudio — конкурирующий продукт, который несколько раньше им предоставила для ознакомления компания Letraset. После непродолжительных согласований по финансовым и авторским вопросам в сентябре 1988 года братья Кнолл подписывают соглашение о передаче Adobe лицензии на распространение программного продукта. Настойчивость Джона была вознаграждена!

Ни те, ни другие от этой сделки не прогадали. Братья оставляли за собой авторские права на Photoshop (что дало им в дальнейшем возможность иметь гонорары с продаж), а со временем, полностью продав их, получили весьма и весьма кругленькие суммы. Что касается Adobe, то во многом именно благодаря Photoshop акции компании начали постоянно расти в цене, открыв возможность создавать и развивать другие приложения, превращая Adobe в настоящую империю софтверного бизнеса. Вполне возможно, не будь у Adobe ее Photoshop, вряд ли оборот компании достиг бы 1,2 млрд долл. Причем немалую популярность программе добавляла ее способность работать с внешними подключаемыми модулями сторонних разработчиков, хотя в свое время многие в Adobe считали это занятие Джона бесперспективной тратой времени.

Практически полгода продолжалась доработка программы. Рассел как арт-директор непосредственно руководил этим процессом, внося свои ценные предложения. Наконец в феврале 1990 года состоялся официальный выход версии Photoshop 1.0. Этот дебют стал первым крупным успехом программы Тома Кнолла. Впереди были мировая известность и признание, которые пришли с выходом следующих версий редактора.

Дальше

Мало написать хорошую программу: ее нужно продвигать, грамотно рекламировать. Именно этим и занялся отдел общественных связей, причем значительный вклад в популяризацию Photoshop сыграл талант арт-директора Adobe. Бывая на многочисленных выставках, он в шутливой манере демонстрировал возможности программы и тем самым сумел представить Photoshop как графический редактор для всех и каждого, кто только имеет Мас. А конкуренты, продвигавшие ColorStudio, наоборот, позиционировали свой редактор как продукт для профессионалов, что резко сужало сферу его применения.

Безусловно, только благодаря правильной позиции руководства Adobe, продуманному маркетингу и профессионально сделанной рекламе Photoshop смог не только выжить в жестоком мире конкуренции, но и стать лидером. Тщательно готовилось любое публичное мероприятие, и результаты не замедлили сказаться. Когда журнал MacWorld решил провести сравнительное тестирование обоих продуктов на реальных задачах, чтобы выяснить наконец, какой из них предпочтительнее, руководство Fractal Design, например, не смогло придумать ничего лучше, чем отправить на тестирование обычного программиста, никогда не державшего в руках кисточки. А Adobe выставила энергичного Джона Кнолла, который имел, ко всему прочему, неплохие художественные способности. Результат был очевиден. Естественно, что у читателей, не посвященных во все нюансы закулисной борьбы и не догадывающихся о том, что тестирование было, в общем-то, не совсем честным, сложилось благоприятное мнение о PhotoShop.

"Ронина" помнит своих героев

Вскоре стало ясно, что Том в одиночку не сможет дальше поддерживать и развивать программу. Из множества кандидатов отбирают Марка Гамбурга (Mark Hamburg), который до этого занимался кривыми Безье (он, кстати, тоже выпускник Мичиганского университета — может, это обстоятельство и сыграло основную роль при его выборе?). Поскольку для Adobe Illustrator, тоже переживавшего бурное развитие, потребовался растеризатор файлов, то Марк был отличной кандидатурой для решения такой задачи. А с приходом Стива Гатмана (Steven Guttman), ставшего главным менеджером по развитию Photoshop, началась традиция присвоения бета-версиям редактора имен.

Fast Eddy, как называлась рабочая версия Photoshop 2.0, вышла в свет в июне 1991 года. Поскольку переходящим от традиционных к компьютерным технологиям издательствам потребовался быстрый и точный расчет компонентов типографской краски для воссоздания качественного изображения на различных типах бумаги с различным растискиванием, разработчики включили в Photoshop поддержку цветовых моделей CMYK и Duotone: теперь можно было задать все необходимые типографские параметры, а цветоделение программа выполняла сама. Тогда это стало настоящей революцией. Уровень продаж Photoshop взмыл просто фантастически.

На PC, 2.5, 3.0…

К тому времени парк IBM-совместимых компьютеров резко вырос и игнорировать его было уже нельзя. Руководство Adobe решает параллельно с Mac-версией создать и версию для работы под Windows. Команда разработчиков делится на подразделения: Mac-направление возглавил Джеф Паркер (Jeff Parker), а новое — Брайан Лэмкин (Bryan Lamkin). К удвоившемуся объему работ добавилась еще одна проблема: код, написанный Томом Кноллом, уже нуждался в коренной переделке, что существенно замедляло разработку очередной версии. Тем не менее все прошло относительно благополучно, и программа, в которую были добавлены поддержка палитр и работа с 16-разрядными изображениями, получила версию номер 2.5. Надо отдать должное маркетологам из Adobe: наверняка понимая, что “половинную” версию будут слабо покупать, они не поддались амбициям и честно признали, что нововведения “не тянут” на полноценный релиз.

После появления Macintosh на процессорах PowerPC был написан дополнительный модуль (plug-in), который реализовывал преимущества новой скоростной архитектуры и давал определенное преимущество перед РС.

С выпуском версии 2.5 Photoshop становится все более распространенным, практически вытесняя с рынка своего самого серьезного конкурента — PhotoStyler — разработку небезызвестной Aldus. Оставаясь идейным вдохновителем команды, Том включает в следующую версию поддержку слоев (Layers), что дало пользователям практически неограниченные возможности для монтажа изображений любой степени сложности. По своему опыту знаю, ко скольким ухищрениям приходилось прибегать, рисуя в Photoshop 2.5 несколько фаз бегущего человека: тогда еще не было ни прозрачности, ни направляющих — для совмещения фаз движения пользовались только линейкой.

Однако, несмотря на все усилия разработчиков, по своим возможностям и скорости работы Windows-версия уступала Macintosh — ведь ее пришлось писать “с нуля”. Для выравнивания положения приглашают Ситу Нараянана (Seetharaman Narayanan). За весомый вклад в совершенствование программы сейчас он идет третьим в списке разработчиков. На финальной стадии к команде присоединяется Син Перент (Sean Parent) из Apple — он занимается механизмом поддержки пользовательских сценариев (Actions). Вскоре появляется и Марк Полиджер (Marc Pawliger) из IBM — в его компетенцию вошли сетка и направляющие (Grid and Guides); в когорте разработчиков он сейчас значится под номером “четыре”. Вышедший в сентябре 1994 года Photoshop 3.0 и его Windows-версия, появившаяся в ноябре, имели безусловный успех.

Четвертый

Надо сказать, что во время тестирования программы между разработчиками и отделом контроля качества иногда возникали определенные трения. Во многом из-за этого документация была плохо подготовлена, масса недоделок пропущена, в результате чего Adobe пришлось выпускать целых пять обновлений к этой версии. Не обошлось и без увольнений.

Компания тогда вела уже достаточно большое количество разработок — причем каждая имела свой, мало похожий на другие продукты, интерфейс. Да и названия команд, выполнявших одни и те же действия, отличались. Все это причиняло неудобства пользователям, поэтому руководство решает переработать дизайн программ — с тем чтобы вся линейка продуктов имела один и тот же легко узнаваемый интерфейс с одинаково оформленными однотипными элементами. Для выполнения этой задачи из Specular Collage переманивают Андрея Герасимчука. Андрей проводит целую серию психологических экспериментов и вносит существенные изменения в “поведение” множества инструментов. С его подачи практически заново создается панель инструментов, а для некоторых команд меняются клавиатурные сокращения. Первой реакцией графического сообщества был шок… Однако, несмотря на столь значительные перемены, пользователи достаточно быстро к ним привыкают, поскольку новшества учитывают особенности человеческой психологии и подчиняются жесткой внутренней логике.

С новым, четвертым Photoshop, вышедшим осенью 1996 года, связан один весьма любопытный факт. Известно, что разработчики частенько, кроме официального “лица” редакторов (splash screen), включают в них свою, альтернативную заставку (чтобы оценить фантазию разработчиков Photoshop, нужно нажать ALT+CTRL и перейти Help, About). На заставке четвертой версии красовался Big Electric Cat — эдакий котяра с вытаращенными усищами и неповторимыми глазами на фоне устрашающих разрядов молнии. Удивительно, что и сейчас этот же кот, потеряв свою былую агрессивность (старость не радость), красуется на “андерграундной” заставке Photoshop 6 (Venus in Furs — Венера в мехах).

При разработке четвертой версии большое внимание уделялось повышению быстродействия, для чего и введен алгоритм кэширования видеоданных, отображающий на экране копию высококачественного изображения с низким разрешением. Давно витавшая в воздухе идея сохранения информации о цветокоррекции в виде корректирующих слоев, а также возможность свободной трансформации были восприняты почитателями редактора на ура.

Купив к тому времени своего основного конкурента — компанию Aldus, Adobe добавляет в Photoshop придуманные ими эффекты для художественной обработки изображений — Artistic (имитация разных художественных техник), Brush Strokes (имитация работы с кистью), Sketch (набросок). Интерес, проявленный Adobe к фильтрам обработки изображения, подтолкнул многие мелкие компании к созданию разнообразных внешних модулей, расширяющих функциональность основного приложения (plug-ins для Photoshop и Illustrator, add-on для PageMaker). Постепенно это направление развилось в самостоятельную индустрию, а многие компании, вовремя уловив конъюнктуру рынка, вполне на нем преуспели. Самый яркий тому пример — Kai Power Tools, которая вскорости стала ворочать миллионами. Таким образом, правильность соображений Джона насчет дополнительных модулей была подтверждена временем и практикой, а дизайнеры получили в свои руки мощные инструменты для создания макетов любой направленности.

“Дом, который построил Photoshop”

Эволюция инструментальных панелей Photoshop

Тем временем Photoshop, подмяв под себя по очереди PhotoStyler, x-Res, Picture Publisher и Live Picture, становится полноправным хозяином на рынке продуктов для обработки растровой графики. Его успех как магнит втягивал в свою орбиту все большее число людей. Значительную долю в книгоиздательстве стала составлять Photoshop-ориентированная инфраструктура — количество разных библий, секретов, советов и руководств перевалило за сотню. Росло число курсов, где обучали работе с программой, стали появляться видеокассеты с уроками. И хотя цена на редактор была достаточно высокой, он расходился очень хорошо. Деньги текли рекой. Монопольное владение рынком позволило руководству Adobe окончательно выкупить права на программу у братьев Кнолл и завершить строительство в Сан-Хосе нового просторного 12-этажного офиса компании (его так и называют — “дом, который построил Photoshop”).

Разработка новой, пятой версии программы началась задолго до того, как увидел свет Photoshop 4.0, и продолжалась почти полтора года. Появившийся в мае 1998 года на полках магазинов Photoshop 5.0 закрепил за редактором славу лучшего на обеих платформах и привел к существенному росту акций компании — до 51 долл. за штуку. Среди основных его новшеств было появление многоуровнего отката назад (Multiply Undo) — причем предыдущие фазы работы над макетом фиксировались в палитре History, что облегчало возврат к требуемому месту (справедливости ради нужно отметить, что эта возможность наверняка было позаимствована из DRAW! 8, вышедшего несколько раньше, в конце 1997 года). Наконец-то Photoshop стал поддерживать редактирование и форматирование текста (Text Layer). Тогда же появились и слои со спецэффектами (Shadow, Glow, Bevels), в результате чего отпала необходимость в кропотливой ручной работе по созданию реалистичных теней и свечения — что, в свою очередь, привело к постепенному увяданию компаний типа Alien Skin. Были введены дополнения в способы выделения определенной части изображения из основной композиции (Magnetic Lasso и Magnetic Pen), хотя, с моей точки зрения, автоматизация этого процесса широкого применения так и не нашла.

В Web!

Продажи шли просто великолепно, однако разразившийся вскоре после выхода Photoshop 5.0 финансовый кризис в Азии за несколько месяцев обесценил акции Adobe более чем вдвое — до 25 долл. В Сан-Хосе настали трудные времена: не обошлось без реорганизации, многим сотрудникам пришлось уйти. Ситуация усугублялась еще и тем, что компания проглядела момент бурного роста интереса к Интернету, в то время как более поворотливые типа Macromedia и Ulead уже предлагали свои FireWorks и SmartSaver для оптимизации сетевой графики, перетягивая часть пользователей на себя. Adobe хоть и не успела снять самые жирные сливки с ажиотажного спроса, но вскоре тоже включилась в борьбу за кошельки потребителей.

В связи с маркетинговыми соображениями руководство Adobe решает отказаться от дальнейшего раздельного распространения ImageReady и Photoshop, который к тому моменту обзавелся развитой функцией экспорта Save for Web, и сливает их в один пакет — Photoshop 5.5. Новая концепция “два в одном” предлагала готовое решение для создания графической части сайтов из одних рук, что с учетом быстрорастущей армии создателей Web-страниц вскоре восстановило предкризисный status quo редактора.

В шестой версии Photoshop, появившейся в конце лета прошлого года, усилился крен в сторону Интернета. Были расширены возможности уже существовавших эффектов и корректирующих слоев, внесены дополнительные (Stroke, Gradient, Pattern), а также добавлена удобная работа с векторными объектами. Из-за сжатого срока выхода Photoshop 6 редактор хорошо протестировать не успели, и он вышел довольно сырым, чего за Adobe уже давно не наблюдалось.

С выхода шестой версии прошло уже немало времени, так что работа над Photoshop 7 сейчас, надо полагать, в самом разгаре.

Продолжение следует…

Таким образом, история успеха Photoshop в очередной раз подтверждает старую истину о том, насколько важно появиться в нужном месте и в нужное время. Хотя, конечно, только этого для успеха недостаточно. Настойчивость и коммерческое чутье Джона, программистский талант Тома — только собранные вместе, эти качества смогли дать жизнь их детищу. Не менее важен был и поиск достойного инвестора: передав Photoshop в крепкие руки, братья Кнолл обеспечили себе вполне безбедное существование — достаточно сказать, что Том построил особняк площадью более 1200 м2, да и Джон в обиде не остался.

Разумеется, Photoshop не смог бы стать тем, чем он является сейчас, без скоординированных усилий всех отделов Adobe и безусловного таланта руководства (в связи с этим достаточно вспомнить весьма поучительную историю с Майклом Коуплендом, своими бесцельными скупками всего и вся умудрившегося привести крепко стоявшую на ногах Corel на край финансовой пропасти). Именно благодаря профессионализму руководства Photoshop стал ключевым продуктом и основным финансовым “насосом” компании. Ее оборот уже превышает 1,2 млрд долл., а сама Adobe стала настоящей графической империей, диктующей свои правила игры остальным участникам рынка.

Об авторе: Михаил Борисов (mborisovv@yahoo.com) независимый автор.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • 20 наивных, но важных вопросов про CTP и их выбор

    Сейчас все офсетные типографии сталкиваются с похожими проблемами: тиражи падают, расходы растут. В этой ситуации встаёт вопрос: каким образом строить стратегические планы по развитию производства? Одним из простых и эффективных решений можно считать смену технологии вывода печатных форм с аналогового способа на CTP. Даже аппараты начального уровня — сравнительно недорогой способ заметно увеличить оборот и прибыль типографии, получить импульс для рывка в конкурентной борьбе. За кажущейся простотой решения скрывается множество подводных камней и вопросов, которые лучше всего прояснить на самом раннем этапе. И не на все вопросы есть очевидные ответы. Вместе с компанией «МакЦентр» мы разбираемся, всем ли нужны CTP, какая технология предпочтительнее, и надо ли переживать о стране происхождения вашего аппарата.

     

  • Стремление к лидерству в «тяжёлом» сегменте

    Ricoh Rus провела 31 мая 2018 г. в Санкт-Петербурге второе заседание Клуба полиграфистов под названием «Смена лидера в мире цифровой полиграфии». Выступавшие на нём сотрудники компании и владельцы оборудования доказали: это не просто слова.

     

  • CorelDRAW Graphics Suite 2018

    Заключение: вы можете не согласиться с утверждением разработчиков о «самом радикальном обновлении в истории пакета», зато спорить с тем, что он стал ещё более полезен и незаменим, не приходится. А ещё вы можете купить его любым удобным способом — по подписной модели или обычным образом навсегда, заплатив только один раз.

     

  • Мир графических открытий–2018

    Самый подробный обзор новых возможностей популярнейшего графического пакета CorelDRAW Graphics Suite 2018 и множество полезным советов по его освоению.

     

     

  • Apple iPad Pro 2017

    iPad Pro 2017, Pencil

    Заключение: хотя по производительности новый планшет iPad Pro может конкурировать с ноутбуками, полностью заменить рабочие станции планшетами в издательском деле пока не получится. Однако появление полнофункциональных приложений для создания и обработки изображений позволяет дизайнерам, иллюстраторам и фотографам уже сейчас сделать своим основным рабочим инструментом iPad Pro с Apple Pencil. Главные недостатки планшета — традиционно высокая цена и всё ещё недостаточное внимание к нему со стороны разработчиков приложений.

     

  • Вывод офсетных форм как услуга 3.0

    Ситуация в секторе коммерческого вывода форм за последние годы стала сложнее: офсетный полиграфический рынок находится явно не на подъёме, типографии стараются экономить каждый рубль, а собственные мощности для вывода форм у некоторых компаний даже выросли. Закономерно повысилась конкуренция.

     


comments powered by Disqus