2001.11.13, Автор: Игорь Терентьев2187 прочтений

Последний рубеж

Теги: От редактора От редактора Publish

Шестивековое относительно неспешное развитие полиграфических технологий в последние пятнадцать лет стало просто взрывным. Все происходило на наших глазах: "цифра" буквально ворвалась сначала в препресс, а затем и в печать.

Терентьев Игорь Шестивековое относительно неспешное развитие полиграфических технологий в последние пятнадцать лет стало просто взрывным. Все происходило на наших глазах: «цифра» буквально ворвалась сначала в препресс, а затем и в печать. Один за другим аналоговые этапы технологического процесса уступали под натиском прогрессивных цифровых решений.

Первую брешь пробило рождение «святой троицы» DTP — Macintosh, PostScript и PageMaker, — которое революционно изменило процесс подготовки макетов для печати. Логичным продолжением цифрового наступления стал легендарный Linotronic — фотонаборный автомат с поддержкой PostScript. Сканеры и программы для обработки растровой графики позволили отказаться от трудоемких аналоговых операций по подготовке к печати оригиналов. Появление цифровых фотоаппаратов и их совершенствование вселяет надежду на то, что доля аналоговых оригиналов для репродуцирования рано или поздно если и не сойдет на нет, то окажется пренебрежимо мала (например для редакции Publish — это уже свершившийся факт). И хотя внедрение «цифры» не привело к существенному улучшению качества печатной продукции (хорошо готовить к печати и печатать люди умели уже давно), оно позволило увеличить производительность труда (иногда многократно) и полностью отказаться от множества операций допечатного процесса.

Прогресс не стоит на месте: готовый макет уже можно напечатать, не создавая вещественной формы. К вашим услугам — многочисленные цифровые печатные устройства. В некоторых форма присутствует в виде заряда на барабане, в других ее не существует вовсе — ряд экспертов прочат струйной технологии печати прекрасное будущее. Здесь «цифра» уже победила, смяв на своем пути все преграды, — чаще весь процесс до момента нанесения изображения на запечатываемый материал является цифровым.

Однако, если речь идет о тиражах в десятки тысяч экземпляров и более, конкурентов у традиционных видов печати пока нет. А значит, нужны формы. Самый распространенный способ получения офсетных форм — «переконтакт» с пленок. Технология эта старая и проверенная, но аналоговая. Потери качества неминуемы (хотя и не всегда заметны). По сути, вывод пленок для получения с них форм — еще один промежуточный этап, от которого можно и нужно отказаться, используя возможности «цифры».

Технологически это не проблема. Практически все ведущие производители фотонаборных автоматов уже освоили выпуск систем Computer-to-Plate (CTP), обеспечивающих прямой вывод как металлических, так и полиэстровых офсетных форм. Внедрение таких устройств на Западе идет полным ходом. Например, большинство газетных типографий у «них» уже оснащены CtP. Выпускаются «газетные» CtP-системы производительностью до 240 форм в час, чего вполне достаточно даже для самой крупной типографии. Коммерческий офсет, где нужны формы более высокого разрешения, несколько отстает, но и здесь мало кто сомневается в необходимости отказа от пленки. Уже работают множество сервисных бюро, изготавливающих для заказчиков не комплекты пленок, а наборы форм. Вторая функция пленок — получение с них контрактных цветопроб — также не является препятствием, поскольку разработана масса цифровых цветопробных решений любого класса: выбирают то, под чем готов подписаться заказчик.

Такова перспектива. Но в России немедленного и повсеместного внедрения CtP пока ожидать не приходится. Единичные крупные проекты открытия новых типографий и модернизации старых — не в счет. Самое главное препятствие — нужны очень солидные инвестиции, причем не только в выводное устройство, но и в наладку полностью цифрового технологического процесса. Кроме того, у традиционного ФНА все-таки есть преимущество перед «чистым» CtP-устройством — универсальность: в некоторых типографиях, где используются разные виды печати (например, офсетная и флексо), для каждого из них потребуется «свой» CtP, зато можно обойтись всего одним фотонабором — лишь бы позволял формат. Поэтому момент преодоления «последнего рубежа» — отказа от пленок — откладывается на неопределенное время. Это значит, что вопросы выбора подходящего ФНА по-прежнему актуальны. Читайте тему номера на стр. 78.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • На пути к этикеточному чёрному ящику

    Судя по ответам в нашем традиционном опросе на сайте, общее направление движения к «цифре» для большинства руководителей флексотипографий — дело решённое. Конечно, мы ставили гораздо более узкий вопрос, чем заявленная тема номера по итогам нашей конференции «Цифровая трансформация во флексотипографии». Мы предлагали только высказать мнение на тему «Стоит ли внедрять цифровую печать во флексотипографии?», не касаясь перехода на цифровые техпроцессы и послепечать.

     

  • Бублик автоматизации и другие вкусности

    Продолжаем заботиться об удовлетворении интеллектуального голода наших читателей. По заветам всех бабушек особое внимание уделяем мучному. Да, мы в курсе, что десерт подаётся последним и к чаю, но в нашем случае сладкое оказалось темой номера. Не спрашивайте, почему на обложке бублик. Так тему автоматизации интерпретировало причудливое воображение одного из дизайнеров прекрасной студии Tomatdesign. Наш вариант объяснения — это метафора идеальной (но недостижимой) автоматизации, охватывающей все аспекты деятельности типографии. Не только на 360° по окружности, но ещё замыкающейся в трёхмерную фигуру — тор. Впрочем, вы можете придумать и собственное объяснение…

     

  • Зачем нам рекорды?

    Когда мы готовили тему номера, казалось, что собрать в неё достаточное количество рекордов, имеющих отношение к полиграфии, будет сложно. Ведь у нас — индустрия, а не спорт, сама суть которого заключается в достижении всё новых и новых рекордов. Однако это оказалось совсем не так. Причём некоторые рекорды по разным причинам даже не попали в статью.

     

  • Точки оцифровки

    В процессе подготовки к нашим конференциям на общую тему цифровой трансформации, но для разных аудиторий — офсетных и флексографских типографий — я обращал больше внимания на то, как полиграфисты, не относящие себя к «цифровикам», на самом деле уже давно и много пользуются преимуществами цифровых технологий. Да, безусловно, цифровая печать находится в сердце цифровой трансформации отрасли. Однако цифровые технологии уже пронизывают полиграфию сверху донизу. Причём даже на предприятиях, которые не особенно торопятся в цифровую эпоху, точек цифровизации — множество!

     

  • Путеводитель по широкому формату

    Тема номера — FESPA 2018. Эта выставка, когда-то бывшая нишевой и нацеленной на специальные виды печати — трафаретную, тампонную и др., вместе с индустрией пережила успешную цифровую трансформацию и активно растёт. Теперь основу её экспозиции составляют широкоформатные принтеры, а также необходимые для их нормального функционирования решения — от RIP и полномасштабных систем автоматизации до послепечатного оборудования, запечатываемых материалов и чернил.

     

  • Самая личная полиграфия

    Четверть века назад, когда миру были представлены первые цифровые печатные машины, одной из главных сфер их будущего применения была заявлена персонализированная печать. Это было вполне разумно, ведь именно способность «цифры» свободно менять содержание каждого отпечатанного экземпляра являлась неоспоримым преимуществом новой технологии по сравнению с привычными аналоговыми способами печати, «отягощёнными» формными процессами.

     


comments powered by Disqus