2001.11.13, Автор: Игорь Терентьев2051 прочтений

Последний рубеж

Теги: От редактора От редактора Publish

Шестивековое относительно неспешное развитие полиграфических технологий в последние пятнадцать лет стало просто взрывным. Все происходило на наших глазах: "цифра" буквально ворвалась сначала в препресс, а затем и в печать.

Терентьев Игорь Шестивековое относительно неспешное развитие полиграфических технологий в последние пятнадцать лет стало просто взрывным. Все происходило на наших глазах: «цифра» буквально ворвалась сначала в препресс, а затем и в печать. Один за другим аналоговые этапы технологического процесса уступали под натиском прогрессивных цифровых решений.

Первую брешь пробило рождение «святой троицы» DTP — Macintosh, PostScript и PageMaker, — которое революционно изменило процесс подготовки макетов для печати. Логичным продолжением цифрового наступления стал легендарный Linotronic — фотонаборный автомат с поддержкой PostScript. Сканеры и программы для обработки растровой графики позволили отказаться от трудоемких аналоговых операций по подготовке к печати оригиналов. Появление цифровых фотоаппаратов и их совершенствование вселяет надежду на то, что доля аналоговых оригиналов для репродуцирования рано или поздно если и не сойдет на нет, то окажется пренебрежимо мала (например для редакции Publish — это уже свершившийся факт). И хотя внедрение «цифры» не привело к существенному улучшению качества печатной продукции (хорошо готовить к печати и печатать люди умели уже давно), оно позволило увеличить производительность труда (иногда многократно) и полностью отказаться от множества операций допечатного процесса.

Прогресс не стоит на месте: готовый макет уже можно напечатать, не создавая вещественной формы. К вашим услугам — многочисленные цифровые печатные устройства. В некоторых форма присутствует в виде заряда на барабане, в других ее не существует вовсе — ряд экспертов прочат струйной технологии печати прекрасное будущее. Здесь «цифра» уже победила, смяв на своем пути все преграды, — чаще весь процесс до момента нанесения изображения на запечатываемый материал является цифровым.

Однако, если речь идет о тиражах в десятки тысяч экземпляров и более, конкурентов у традиционных видов печати пока нет. А значит, нужны формы. Самый распространенный способ получения офсетных форм — «переконтакт» с пленок. Технология эта старая и проверенная, но аналоговая. Потери качества неминуемы (хотя и не всегда заметны). По сути, вывод пленок для получения с них форм — еще один промежуточный этап, от которого можно и нужно отказаться, используя возможности «цифры».

Технологически это не проблема. Практически все ведущие производители фотонаборных автоматов уже освоили выпуск систем Computer-to-Plate (CTP), обеспечивающих прямой вывод как металлических, так и полиэстровых офсетных форм. Внедрение таких устройств на Западе идет полным ходом. Например, большинство газетных типографий у «них» уже оснащены CtP. Выпускаются «газетные» CtP-системы производительностью до 240 форм в час, чего вполне достаточно даже для самой крупной типографии. Коммерческий офсет, где нужны формы более высокого разрешения, несколько отстает, но и здесь мало кто сомневается в необходимости отказа от пленки. Уже работают множество сервисных бюро, изготавливающих для заказчиков не комплекты пленок, а наборы форм. Вторая функция пленок — получение с них контрактных цветопроб — также не является препятствием, поскольку разработана масса цифровых цветопробных решений любого класса: выбирают то, под чем готов подписаться заказчик.

Такова перспектива. Но в России немедленного и повсеместного внедрения CtP пока ожидать не приходится. Единичные крупные проекты открытия новых типографий и модернизации старых — не в счет. Самое главное препятствие — нужны очень солидные инвестиции, причем не только в выводное устройство, но и в наладку полностью цифрового технологического процесса. Кроме того, у традиционного ФНА все-таки есть преимущество перед «чистым» CtP-устройством — универсальность: в некоторых типографиях, где используются разные виды печати (например, офсетная и флексо), для каждого из них потребуется «свой» CtP, зато можно обойтись всего одним фотонабором — лишь бы позволял формат. Поэтому момент преодоления «последнего рубежа» — отказа от пленок — откладывается на неопределенное время. Это значит, что вопросы выбора подходящего ФНА по-прежнему актуальны. Читайте тему номера на стр. 78.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Путеводитель по широкому формату

    Тема номера — FESPA 2018. Эта выставка, когда-то бывшая нишевой и нацеленной на специальные виды печати — трафаретную, тампонную и др., вместе с индустрией пережила успешную цифровую трансформацию и активно растёт. Теперь основу её экспозиции составляют широкоформатные принтеры, а также необходимые для их нормального функционирования решения — от RIP и полномасштабных систем автоматизации до послепечатного оборудования, запечатываемых материалов и чернил.

     

  • Самая личная полиграфия

    Четверть века назад, когда миру были представлены первые цифровые печатные машины, одной из главных сфер их будущего применения была заявлена персонализированная печать. Это было вполне разумно, ведь именно способность «цифры» свободно менять содержание каждого отпечатанного экземпляра являлась неоспоримым преимуществом новой технологии по сравнению с привычными аналоговыми способами печати, «отягощёнными» формными процессами.

     

  • Материализация «Матрицы»

    Упаковка считается тихой гаванью для полиграфии. Ей явно не угрожают опасности, которым подвергается издательская и рекламная печать. Все понимают, что упаковка часто оказывается для покупателей решающим фактором при выборе того или иного товара. Как следствие, владельцы брендов просто вынуждены увеличивать свои вложения в упаковку. Её сложность и разнообразие постоянно растут.

     

  • Открытия года

    Задумывая тему первого в этом году номера, мы не ожидали, что окажемся провидцами. То есть думали мы совсем о другом — о лучших продуктах, открытых нам за прошедший год различными международными конкурсами в области полиграфии. И статья в тему номера действительно про это — рекомендуем ознакомиться, если вы находитесь в поиске инновационных продуктов для развития своей типографии.

     

  • По восходящему мячу

    Это термин из моего любимого вида спорта — тенниса. Когда игрок бьёт по мячу после его отскока от корта, многое зависит от того, где находится точка удара. Современных игроков учат бить как можно раньше — пока мяч находится на восходящей траектории после отскока. Это требует хорошей координации, скорости реакции и отличной «физики» — вы должны быстрее и точнее подходить к мячу. Зато у вас появляется больше шансов завладеть инициативой — мяч возвращается на сторону соперника быстрее, к тому же на восходящей траектории энергия мяча, летящего к вам, больше. Значит, её можно использовать для более сильного ответа. Поэтому игра по восходящему мячу считается залогом победы и хорошо ложится в современную концепцию максимально агрессивного тенниса.

     

  • Цифровая этикетка: вопросы и ответы

    Готовил статью в тему номера и в последние два месяца с головой погрузился в происходящее в секторе цифровой этикетки. Там есть вещи очевидные, которые становятся понятны после анализа представленных за последний год решений. Но есть вопросы, на которые, вероятно, пока нет ясных ответов даже у лидеров рынка.

     


comments powered by Disqus