2000.06.13, Автор: Денис Самсонов4157 прочтений

К вопросу о перспективах офсетной печати

Теги: От редактора От редактора Publish

Вопрос, сможет ли цифровая печать отнять часть рынка у офсета, потерял актуальность - это уже произошло.

Самсонов Денис

Вопрос, сможет ли цифровая печать отнять часть рынка у офсета, потерял актуальность.

«Вопрос, сможет ли цифровая печать отнять часть рынка у офсета, потерял актуальность — это уже произошло. Вопрос, который стоит сегодня, — сохранит ли офсет достаточный рынок для относительно здорового существования», — пишут наши коллеги из журнала Seyold, в статье, посвященной Drupa 2000. По завершении выставки стало ясно, что вопрос о «здоровье» офсета также не ко времени. Технология переживает расцвет, пик, эпоху максимального развития. Другое дело, что после пика неизбежно следует спад. Но это уже совсем другой вопрос, да и спадать можно долго, медленно и незаметно.

При всей технологической заманчивости, перспективах и новых горизонтах, цифровая печать представляется мне чем-то вроде десерта. Очень вкусно, заманчиво, свежо, но в качестве альтернативы первому-второму и закускам совершенно не рассматривается. Пока цифровая печать при всех своих достижениях — это ниша, причем не столько технологического, сколько психологического свойства. В одном из прошлых номеров журнала мы публиковали статью о том, как работают московские типографии, оснащенные цифровыми машинами. Один из поразивших меня результатов состоял в том, что средний срок исполнения заказа на печать тысячи листовок А4 в этих компаниях составил два-три дня. Примерно столько же, сколько уходит на печать нашего журнала. Т.е. оказалось, что преимущество в оперативности преимуществом, по крайней мере на сегодняшний день, не является.

И все же цифровые машины находят своего покупателя. На мой взгляд, дело здесь в том, что цифровая машина по большому счету — принтер. Так же как офсетный пресс — станок. Соответственно, основные покупатели систем цифровой печати — люди, чувствующие себя более комфортно в окружении офисного оборудования, чем в заводском цеху. А значит, до тех пор, пока основная масса полиграфистов воспринимает свое ремесло с традиционных позиций — офсету ничего не угрожает.

Если что-то и должно измениться в ближайшие годы — то это наше представление о том, что такое офсетная печать. Собственно, меняется оно просто на глазах. 74Karat и целый выводок машин на базе технологии DI — все это еще один шаг от станка к принтеру — черному ящику, выдающему готовые оттиски, как — не наше дело. Еще одна интересная новинка — попытка Heidelberg скрестить печатную машину и струйный принтер; традиционную печать и возможность авторизации отдельных полей оттиска. Еще более интересная технология — Man Roland DICO. Начало процесса очень похоже на печать в лазерном принтере — изображение экспонируется на барабан. Только вместо тонера барабан начинает печатать офсетными красками. Схема очень упрощенная, но кое-какие идеи у лазерной печати при разработке DICO инженеры Man Roland позаимствовали почти наверняка.

Если провести аналогию с дарвиновской теорией эволюции, то глубокая и высокая печать — это, по моему мнению, тупиковые ветви. Направления, которые уже исчерпали свои возможности, изменятся и больше никуда не ведут. Тогда как офсет — ветвь живая и развивающаяся, которой есть куда расти и которая надолго переживет наши представления о традиционном офсетном прессе — символе полиграфии уходящего двадцатого века. 

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Струйное будущее печати

    Новейшая история полиграфии — в части, касающейся развития струйной технологии, — неплохо документирована, но некоторые факты в ней уже слегка позабыты. Например, первый патент на печатающую головку с непрерывным истечением чернил якобы был выдан Вильяму Томпсону ещё в 1867 г. Понятно, что тогда не шла речь о физическом воплощении принтера на основе этой технологии, и первую модель с непрерывным истечением чернил выпустила… Siemens только в 1951 г. Но в следующие 30 лет, до появления импульсных технологий — термо- и пьезоструйной, вряд ли кто-то всерьёз считал, что струйные устройства смогут стать базой для настоящих полиграфических машин.

     

  • На пути к этикеточному чёрному ящику

    Судя по ответам в нашем традиционном опросе на сайте, общее направление движения к «цифре» для большинства руководителей флексотипографий — дело решённое. Конечно, мы ставили гораздо более узкий вопрос, чем заявленная тема номера по итогам нашей конференции «Цифровая трансформация во флексотипографии». Мы предлагали только высказать мнение на тему «Стоит ли внедрять цифровую печать во флексотипографии?», не касаясь перехода на цифровые техпроцессы и послепечать.

     

  • Бублик автоматизации и другие вкусности

    Продолжаем заботиться об удовлетворении интеллектуального голода наших читателей. По заветам всех бабушек особое внимание уделяем мучному. Да, мы в курсе, что десерт подаётся последним и к чаю, но в нашем случае сладкое оказалось темой номера. Не спрашивайте, почему на обложке бублик. Так тему автоматизации интерпретировало причудливое воображение одного из дизайнеров прекрасной студии Tomatdesign. Наш вариант объяснения — это метафора идеальной (но недостижимой) автоматизации, охватывающей все аспекты деятельности типографии. Не только на 360° по окружности, но ещё замыкающейся в трёхмерную фигуру — тор. Впрочем, вы можете придумать и собственное объяснение…

     

  • Зачем нам рекорды?

    Когда мы готовили тему номера, казалось, что собрать в неё достаточное количество рекордов, имеющих отношение к полиграфии, будет сложно. Ведь у нас — индустрия, а не спорт, сама суть которого заключается в достижении всё новых и новых рекордов. Однако это оказалось совсем не так. Причём некоторые рекорды по разным причинам даже не попали в статью.

     

  • Точки оцифровки

    В процессе подготовки к нашим конференциям на общую тему цифровой трансформации, но для разных аудиторий — офсетных и флексографских типографий — я обращал больше внимания на то, как полиграфисты, не относящие себя к «цифровикам», на самом деле уже давно и много пользуются преимуществами цифровых технологий. Да, безусловно, цифровая печать находится в сердце цифровой трансформации отрасли. Однако цифровые технологии уже пронизывают полиграфию сверху донизу. Причём даже на предприятиях, которые не особенно торопятся в цифровую эпоху, точек цифровизации — множество!

     

  • Путеводитель по широкому формату

    Тема номера — FESPA 2018. Эта выставка, когда-то бывшая нишевой и нацеленной на специальные виды печати — трафаретную, тампонную и др., вместе с индустрией пережила успешную цифровую трансформацию и активно растёт. Теперь основу её экспозиции составляют широкоформатные принтеры, а также необходимые для их нормального функционирования решения — от RIP и полномасштабных систем автоматизации до послепечатного оборудования, запечатываемых материалов и чернил.

     


comments powered by Disqus