2000.04.01, Автор: Джо Фарас2546 прочтений

Профессионалы не любят автоматику

Теги: Цифровая студия Publish

Вавтомобильном мире существует тенденция устанавливать в спортивных седанах все больше ручных органов управления - даже в моделях, оборудованных автоматической трансмиссией.

Что происходит, когда цифровые фотоаппараты начинают выглядеть и работать так же, как пленочные?

В автомобильном мире существует тенденция устанавливать в спортивных седанах все больше ручных органов управления — даже в моделях, оборудованных автоматической трансмиссией. Подобные процессы наблюдаются и в области разработки цифровых камер, которые становятся менее автоматизированными. Все начиналось вполне невинно — со стремления выпускать цифровые камеры, как можно более похожими на традиционные фотоаппараты. Самые первые цифровые «мыльницы» по стилю напоминали скорее бинокли, чем обычные камеры. Теперь, в период мегапиксельных моделей стоимостью 300 долл., цифровые камеры не только выглядят похожими на пленочные аппараты, но и обладают такими функциями «реальных» камер, как ручное управление выдержкой, бракетирование, «горячие башмаки» и разъем для подключения внешней вспышки.

Управляя изображением

Внедрение ручных органов управления в цифровых камерах имеет одну цель: обеспечить для пользователей больший контроль над тем, как выглядит захваченное изображение. Во всех цифровых «мыльницах» и полевых камерах реализованы различные варианты автоматического экспонирования и, в большинстве случаев, они работают точно, но могут ошибаться в ситуациях со сложными условиями освещения (например, при боковой или задней подсветке). Если задача состоит в том, чтобы с помощью цифровых камер захватывать изображения такого же качества, которое дают пленочные модели, конструкторы должны обеспечить управление количеством света, падающего на сенсор ПЗС при широком диапазоне условий освещенности. Одна из наиболее общих для цифровых камер проблем возникает при задней подсветке, когда источник света находится позади объекта съемки. При таких обстоятельствах большинство цифровых камер с автоматической экспозицией настраиваются на освещенность фона, в результате чего объект съемки оказывается недоэкспонирован. Вы, конечно, можете применить различные ухищрения в пакете Photoshop — такие, как создание дублирующего слоя и применение функции Multiply (Умножение) для увеличения плотности изображения — но это срабатывает не всегда. Да и функции Curves (Кривые), Brightness (Яркость) и Contrast (Контраст) также не всегда могут компенсировать шумы, созданные в цифровых изображениях с недостаточной экспозицией.

Некоторые люди, расстроенные качеством недоэкспонированных фотографий, перестают снимать цифровые изображения в тяжелых условиях освещения, или перемещают объект таким образом, чтобы свет на него падал только спереди, а такие снимки не всегда интересны. Лучшее решение — использовать органы ручного управления камеры для увеличения экспозиции. С появлением ручных органов управления в цифровых камерах задача выбора экспозиции снова ложится на самих фотографов. Например, в Fuji MX-2900 Zoom имеется только два устанавливаемых вручную значения величины диафрагмы (f8 или f4), но зато реализована возможность выбора выдержки в широком диапазоне от 1/1000 секунды до трех секунд. С помощью органов управления зеркальной цифровой камеры Olympus C-2500L вы можете варьировать величину диафрагмы и выдержки — почти также, как это происходит в обычных пленочных зеркальных фотоаппаратах.

Измерение: средневзвешенное, матричное и точечное

Свет имеет два основных компонента: количество и качество. Количество света важно потому, что, если на сенсор ПЗС попадет недостаточно световых лучей, изображение окажется недоэкспонированным. Слишком большое количество света приводит к переэкспонированию изображения. Самые лучшие цифровые изображения получаются при выборе правильного режима экспонирования. Не менее важно и качество света. Это одна из характеристик, которые отделяют фотографию как искусство (цифровую или любой другой ее вид) от обычных работ.

В большинстве цифровых камер применяется средневзвешенный метод измерения, при котором параметры экспонирования выбираются на основе усреднения условий освещения всей сцены. В другой системе, которую иногда называют Matrix Metering (Матричное измерение), используются статистические методы вычисления среднего значения по результатам измерения определенных точек в видоискателе камеры, после чего они сравниваются с базой данных условий освещения для оценки параметров экспонирования. Компания Nikon придумала название для этой технологии, которая была реализована в модели Coolpix 950 с ручными функциями управления и стала ее главным популяризатором. В точечной системе измеряется крошечная (обычно в одноградусном сегменте) часть видоискателя камеры, что может быть особенно полезно в условиях задней подсветки. В большинстве моделей-«мыльниц» реализованы различные варианты средневзвешенной системы измерения, в нескольких — используется Matrix Metering, а точечное измерение применяется еще реже. Вероятно, ситуация вскоре изменится: вначале многорежимные системы измерения появятся в моделях высшего класса, а позже — и в камерах средней ценовой группы.

Внешние вспышки

Другой способ контроля количества и качества света основан на использовании вспышки. Конструкции некоторых цифровых камер повторяют пленочные модели с разъемом типа «горячий башмак», где «горячий» означает электрическое соединение цепей затвора и вспышки, а «башмак» — наличие специального механического крепления на корпусе камеры для установки переносной электронной вспышки, обеспечивающей более мощное освещение, чем встроенные вспышки большинства цифровых фотоаппаратов. Это совсем не значит, что маленькие встроенные, иногда — выдвигающиеся, вспышки бесполезны. Они обеспечивают отличные «заполняющие» вспышки для съемок людей в помещениях, и, если вы еще не использовали встроенные вспышки для подобных целей, мы настоятельно рекомендуем попробовать — вы сразу заметите, насколько улучшается качество портретных снимков. Внешние вспышки, монтируемые на разъем камеры, хороши в тех случаях, когда, скажем, нужно сфотографировать большую группу людей в помещении, или когда объект съемки удален на некоторое расстояние и необходим более мощный источник света, чем встроенная вспышка. Для всех вспышек, как встроенных, так и внешних, декларируется максимальная дальность действия, и мы рекомендуем прочесть и запомнить эту характеристику перед тем, как делать снимки со вспышкой.

Горячие башмаки имеют и другое применение, не связанное со вспышкой. При фотографировании в условиях бокового или заднего освещения, солнце может светить прямо в объектив камеры, порождая блики на изображении, с которыми цифровые камеры справляются несколько хуже, чем пленочные. Если у вашей камеры есть дополнительная солнечная бленда или нарезка на объективе для крепления бленд, возьмите себе за правило использовать их для уменьшения бликов. Если вы не можете установить солнечную бленду, тогда попробуйте присоединить к горячему башмаку другое полезное приспособление — Gran View Flare Buster стоимостью менее 20 долл. Этот продукт крепится к башмаку и содержит стержень изменяемой длины, который позволяет затенить объектив и избавиться от бликов.

Существует еще одна тенденция: в некоторые модели полупрофессиональных камер, таких как Olympus D-620L, — производители устанавливают разъемы Prontor-Compur (PC), которые позволяют подключать кабели от студийных вспышек прямо к камерам. При нажатии спускового затвора по кабелю посылается сигнал для срабатывания студийных вспышек. В дополнение к возможности управления количеством и качеством света, студийные вспышки обеспечивают почти безграничный контроль над характером освещения. Если у вас нет разъема PC, но есть горячий башмак, то вы и в этом случае можете использовать студийные вспышки с помощью специального, устанавливаемого в башмак, переходника, имеющего нужный разъем. Адаптеры для горячего башмака выпускают производители 35-мм пленочных камер, — Canon, Minolta и Nikon, а также такие компании, как Hama, занимающиеся фотоаксессуарами. Горячие башмаки цифровых камер можно применять и для синхронизации студийных вспышек без проводов. Наиболее известными среди таких устройств являются комплекты Wein производства Calumet Photographic. Некоторые студийные вспышки, например Visatec, содержат подобные адаптеры в качестве стандартного или опционального оборудования.

Тенденции

Появление в цифровых камерах возможности ручной настройки параметров съемки можно расценивать как эффективный способ повышения объемов продаж камер. Многие начинающие профессиональные фотографы не в состоянии приобрести дорогие цифровые студийные или полевые камеры, но обычные цифровые «мыльницы» не обеспечивают необходимого уровня контроля над съемкой. Новое поколение цифровых камер, обладающих ручными настройками и богатым набором функций, в сочетании с мегапиксельным разрешением, может оказаться оптимальным решением для специалистов-новичков и опытных фотографов-любителей.

Несмотря на обнадеживающие тенденции, не стоит надеяться на скорый выпуск цифровых камер с настоящими сменными объективами и стоимостью менее 1000 долл., ваше ожидание может затянуться. Вместо этого рекомендую обратить внимание на цифровые камеры с нарезками на объективе, которые позволяют устанавливать дополнительные объективы других производителей, таких как Tiffen. Если вы хотите увидеть, как широкоугольный, суперширокоугольный или телефотообъективы Converter Lenses компании Tiffen могут изменить вид изображения по сравнению со стандартным объективом, загляните на узел www.tiffen.com. Примеру Nikon и Olympus, видимо, последуют и другие компании, которые также начнут выпускать собственные дополнительные объективы. Кроме широкоугольного и телефотообъективов для Coolpix 950, Nikon предлагает объективы «рыбий глаз» для экстремально-широкоугольной съемки. Дополнительные линзы обеспечивают возможности широкоугольной съемки или режима телефото-, но, строго говоря, эти продукты не являются настоящими сменными объективами. Самая недорогая цифровая камера со сменными объективами — это Nikon D1 стоимостью 5580 долл.

Разрыв в возможностях наиболее совершенных «мыльниц», таких как Fuji MX-2900 Zoom, и недорогих полевых моделей, которые сейчас представлены «промежуточными» камерами Fuji DS-330 и Polaroid PDC 3000, по-видимому, будет сокращаться. Появятся ли в этих камерах сменные объективы, сказать трудно. Частично проблема заключается в том, чтобы найти способ установки в камеры обычных объективов с пленочных моделей. Это обусловлено разницей в размерах матрицы ПЗС и формата пленки. При использовании Kodak DCS 315 захватывается менее половины изображения, которое показывается в видоискателе, причем эта камера основана на формате Advanced Photo System, который намного меньше 35-мм пленки. Это может быть связано с тем, что объем продаж цифровых камер пока недостаточно велик, чтобы оправдывать создание отдельных линий для выпуска исключительно цифровых объективов. Со времени появления первых моделей, цифровые камеры прошли значительный путь как с точки зрения функциональных возможностей, так и внешнего вида, и теперь мы видим камеры, которые выглядят — и работают как традиционные пленочные модели. Вот к чему приводит небольшой технический прорыв одной компании, недовольной сложившимся порядком вещей.

Профессионалы в области цифровой фотосъемки, подобно всем остальным фотографам, создают свои шедевры с помощью света. Функции ручной настройки передают управление светом от анонимной микросхемы, упрятанной в недрах корпуса камеры, самому фотографу, который получает больше возможностей реализовать свои творческие замыслы. 

Джо Фарас — писатель и фотограф из Колорадо. Он является автором Capturing the Image, первой из четырех книг серии, посвященной цифровой съемке, вышедшей в издательстве Silver Pixel Press.

Камера Nikon Coolpix 950, захватывающая 2,11 мегапикселов, оснащена многими функциями ручного управления процессом съемки, включая матричную систему замера (Matrix Metering system), содержащую 256 элементов и обеспечивающую более точный выбор режима экспонирования, а также возможность установки дополнительных (но не сменных) объективов: широкоугольного, телефото- и «рыбьего глаза».
Цифровая камера Kodak DCS 330 стоимостью 5995 долл. является одной из недорогих моделей, обладающих такими возможностями «настоящих» фотоаппаратов, как сменные объективы. Функции управления экспонированием обеспечивают программируемое экспонирование в базовом режиме, когда камера выбирает одно из заранее заданных сочетаний значений диафрагмы и выдержки, и в расширенном режиме, где пользователю предоставляются некоторые возможности ручной настройки.
Более похожая на обычный фотоаппарат, чем ее цифровые предшественники потребительского уровня, камера Kodak DC280 обеспечивает как автоматическое, так и ручное управление параметрами экспонирования.
В зеркальной камере Olympus C-2500L реализованы такие возможности ручного управления, которые имеются в обычных пленочных моделях. Одна из наиболее полезных функций — компенсация экспозиции, которая позволяет автоматически добавлять или вычитать значения экспозиции с заданными приращениями при сложных условиях освещения. В 2500L можно изменять диапазон экспонирования от плюс двух до минус двух единиц диафрагмы с приращениями в одну треть. В дополнение, компания предлагает специальную вспышку, которая может прикрепляться к горячему башмаку камеры, — весьма вероятно, что этому примеру последуют и другие компании, выпускающие традиционные пленочные камеры.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:

comments powered by Disqus