1999.01.19, Автор: Юлия Захарова1136 прочтений

Dura lex

Теги: Форум Publish

Возможная отмена льгот для средств массовой информации и полиграфии в целом вызвало у редакции журнала Publish, как и у многих, негативную редакцию. Мы считаем, что лишать средства массовой информации таможенных и налоговых льгот нельзя. Такое решение нанесло бы ощутимый урон издательской деятельности в России. Как гласит американская поговорка, журналисты не делают деньги, они делают истину. И если, в случае отмены льгот, отечественные "фабрики по производству истины" станут убыточными, они мгновенно поменяют владельцев и переключатся на производство более ходового товара: скрытой рекламы или политической конъюнктуры. Однако парадокс ситуации состоит в том, что продление льгот для средств массовой информации, в случае если аналогичные льготы не будут распространяться на материалы и оборудование для полиграфической промышленности, похоронит последнюю - все заказы на печать будут уходить за границу. Конечно же, необходимо развивать отечественную полиграфию, но простое введение пошлин и налогов приведет к весьма печальным для средств массовой информации результатам. Печататься в России заставлять нельзя, и властям следует не вводить пошлины и налоги, а максимально пытаться создать выгодные условия для печати дома. Сейчас российские типографии оснащены устаревшим оборудованием и не могут конкурировать с европейскими по уровню качества (открывшаяся недавно в Москве типография "Алмаз-Пресс", оснащенная по последнему слову полиграфической науки, - исключение, которое только подчеркивает правило). И эта ситуация сможет измениться только если российские и зарубежные типографии окажутся в равных условиях. Пока же печать за границей обходится дешевле, ожидать серьезных инвестиций в российскую полиграфию, без которых невозможно обновление ее производственной базы, не приходится.

А что делают власти, бессильные поднять ту или иную отрасль цивилизованным экономическим путем? Правильно: вводят таможенные пошлины на иномарки, чтобы "развивать" отечественные автомобильные заводы, или на готовую издательскую продукцию, которая печатается за рубежом, чтобы "поддерживать" отечественную полиграфию. Причем эта поддержка, естественно, не означает, что собранные с разных изданий пошлины пойдут на закупку нового оборудования и расходных материалов в помощь полиграфическим комбинатам.

Событие, взволновавшее полиграфическую общественность, состоялось 14 октября 1998 года - Советом Федерации рассматривалось продление Федерального закона "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" еще на три года. На этом заседании были продлены сроки действия наиболее важных статей: 2 ("Налоговое регулирование"), 3 ("Таможенное регулирование") и 5 ("Иное финансовое и хозяйственное регулирование") до 1 января 2002 года. Однако следовало принять еще и соответствующие изменения в законодательстве о налоговых и таможенных льготах.

Поэтому 16 ноября 1998 был продлен до 1 января 2002 года Закон "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах", касающийся НДС с оборотов по реализации продукции и полученной прибыли, который платили редакции средств массовой информации, издательства и т. д. И сейчас налоговые службы по-прежнему руководствуются Письмом ГНС РФ от 21 марта 1996 года № ВГ-4-03/22н "О порядке применения налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции". Это письмо разъясняет, в частности, следующее: "При закупке бумаги редакциями (издательствами), выпускающими необлагаемую книжную продукцию, периодические печатные издания, включая газеты и журналы, оплата счетов поставщикам производится с налогом на добавленную стоимость. В этом случае уплаченные поставщикам суммы налога на добавленную стоимость <...> относятся на издержки производства данной печатной продукции". Кроме того, существует еще Письмо ГНС РФ от 7 июня 1996 года № ПВ-6-03/393, которое называется "Разъяснение о применении налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции". В нем сказано, что "в случае, если продукция была приобретена с налогом на добавленную стоимость, сумму налога на добавленную стоимость по остаткам товаров на 01.01.96 должны относить на увеличение стоимости продукции. Если указанная сумма налога на добавленную стоимость не была включена в цену реализации продукции (как указано выше), то ее следует относить на издержки обращения".

При этом Совет Федерации не одобрил трехгодовое продление таможенных льгот редакциям средств массовой информации, издательствам, полиграфическим предприятиям и т. д., связанных с импортом и экспортом печатных изданий и книжной продукции, а также льгот на бумагу, полиграфические материалы и полиграфическое оборудование. Произошло это - страна должна знать своих героев - не без активного участия губернатора Самары, председателя бюджетного комитета СФ Константина Титова. Его основное возражение было такое: "Действие этого закона отрицательно сказывается на нашей отечественной полиграфии - ряд изданий и книг, издаваемых в нашей стране, печатаются за границей, и доходы от них получают зарубежные полиграфисты".

Этому возражению можно привести несколько контраргументов. Главное, что российские полиграфические мощности технически не готовы справиться со всем объемом изданий. И при нынешнем положении дел не будут готовы никогда - отсутствие льгот на бумагу и оборудование лишает отрасль возможности развиваться.

Арифметика печати в России очень проста. НДС на оборудование и материалы, который относится на себестоимость продукции, автоматически предполагает ее удорожание. Для некоторых изданий такое удорожание может стать материально невыносимым. А это означает конец их независимости. И правда для читателей снова станет дефицитным товаром.

Также не следует забывать, что пока в России из-за отсутствия необходимого оборудования все еще существуют ограничения на некоторые виды печати. Если ролевая печать еще вполне возможна, и по относительно невысоким ценам (за счет использования устаревшего оборудования), то, например, напечатать длинные тиражи способом глубокой печати невозможно.

Рассматривая ситуацию с полиграфическим оборудованием и материалами, можно сделать четкий вывод: ни таможенных пошлин на них, ни НДС быть не должно. В России и так существует реальная проблема с инвесторами, вызванная неблагоприятным инвестиционным климатом. Зачем же ее усложнять? Кто же, спрашивается, будет вкладывать деньги в производство, которое заведомо неконкурентоспособно? Сейчас западные инвесторы предпочитают вкладывать средства в развитие полиграфии в Польше, но никак не в России. А ведь полиграфия - эта та отрасль, в которой мы можем и должны на равных конкурировать с европейскими производителями.

Одним из решений проблемы развития полиграфии может стать приравнивание ее по льготам к издательской деятельности. Как ни парадоксально это звучит, но введение подобных льгот означает дополнительные поступления для бюджета. Одна печатная машина, ввезенная в страну, - это десятки новых рабочих мест, а значит дополнительные налоговые поступления. Введение льгот на бумагу и расходные материалы будет означать исчезновение для отечественных изданий материального стимула печататься за рубежом. Значит, большая часть из тех 500 млн. долл., которые ежегодно уходят на оплату зарубежных полиграфистов (по минимальным оценкам), останется дома - опять-таки не без выгоды для бюджета страны.

Аргументы Совета Федерации, что-де необходимо поднимать отечественную полиграфию, конечно, вполне понятны. И все-таки это должен быть некий комплекс мер, включающий, например, налаживание инвестиционного климата, хотя бы в рамках отрасли, и возможно даже дополнительные льготы для отечественных полиграфических комбинатов.

Сейчас Государственный таможенный комитет РФ руководствуется постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.94 № 795 "О присоединении Российской Федерации к Соглашению о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера и к Протоколу к нему". Ряд положений "Соглашения о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера" от 22 ноября 1950 года и Протокола к нему от 26 ноября 1976 года, принятых нашим Правительством, обязывает Россию не облагать таможенными пошлинами и налогами перечисленные в этом Соглашении материалы культурного характера - в частности СМИ, являющиеся предметом культурного обмена, полиграфические материалы и машины. В связи с этим постановлением ГТК РФ распространил приказ от 30 ноября 1998 года № 800 "О некоторых вопросах применения норм Соглашения о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера и Протокола к нему" за подписью председателя ГТК России В. Г. Драганова.

В этом приказе, опирающемся также на Закон РФ "О налоге на добавленную стоимость" и Федеральный закон "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации", запрещено применять ввозную таможенную пошлину и налог на добавленную стоимость в случаях, предусмотренных Соглашением о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера и Протоколом к нему. Однако соответствующая инструкция находится пока в стадии разработки.

Реальная ситуация в настоящее время такова: с готовой продукции не взимаются как таможенные пошлины, так и НДС. С расходных материалов, бумаги и оборудования взимается и НДС, с последующим отнесением на себестоимость, и таможенные пошлины.

Это означает, что ввозить в страну бумагу и краски и оплачивать работу отечественного печатника стало тем более невыгодно. А ввезти те же объемы бумаги и красок, но в виде готовой продукции, оплатив работу печатника финского - выгодно. Мы внимательно следим за развитием этой парадоксальной ситуации. И обязательно расскажем обо всех новостях в следующих номерах Publish.

P. S. Последней законодательной инициативой в этой области полиграфии и средств массовой информацией является законопроект, внесенный депутатом Е. В. Паниной, в котором отсутствуют таможенные льготы на ввозимую в страну печатную продукцию, а оставлены только льготы на мелованную бумагу. По нему вскоре должно последовать заключение Правительства.

Список законодательных актов

  1. Федеральный закон Российской Федерации "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" от 1 декабря 1995 года № 191-ФЗ.
  2. Федеральный закон Российской Федерации "О внесении изменения и дополнения в статью 10 Федерального закона "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" от 22 октября 1998 года № 159-ФЗ.
  3. Федеральный Закон Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах" от 30 ноября 1995 года № 188-ФЗ (с изменениями на 16 ноября 1998 года Федеральным законом от 16 ноября 1998 года № 170-ФЗ).
  4. Федеральный Закон "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах".
  5. Постановление Правительства РФ от 6 июля 1994 года № 795 "О присоединении Российской Федерации к Соглашению о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера и Протоколу к нему" (с изменениями от 17 июля 1996 года).
  6. Приказ ГТК РФ от 30 ноября 1998 года № 800 "О некоторых вопросах применения норм Соглашения о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера и Протокола к нему".
  7. Письмо ГНС РФ от 21 марта 1996 года № ВГ-4-03/22н "О порядке применения налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции".
  8. Письмо ГНС РФ от 7 июня 1996 года № ПВ-6-03/393 "Разъяснение о применении налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции".

Эксклюзив

Корреспондент журнала Publish побеседовал с заместителем председателя Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи Габидуллиным Ринатом Гиндулловичем (КПРФ).

- Ринат Гиндуллович, как Вы относитесь к продлению льгот для полиграфии и средств массовой информации?

- В целом положительно, но на мой взгляд, в целях защиты нашей полиграфической промышленности необходимо отменить льготы на книги, периодику, которая издается у нас, а печатается за границей.

- Справится ли российская полиграфическая база, хватит ли мощностей устаревшего оборудования?

- Мощностей для печати в России достаточно, речь идет о качестве и о цене. Ведь раньше цветные журналы у нас издавались миллионными тиражами, и для этого мощностей хватало. А оборудование просто не успело устареть, потому что почти не используется. Другой вопрос в качестве и цене.

- А как же читатели, ведь качество их журналов ухудшится?

- Да, читатели потерпят урон. Но число читателей таких журналов, как "Огонек", "Итоги", "Власть" и другие, от силы 1-2 миллиона - ну и что? А поддержка нашей полиграфической промышленности даст более полную загрузку типографий и работу большому количеству людей.

В последнее время полиграфия из-за существования этих льгот неплохо развилась. А льготы ведь все хотят.

- Однако печать за границей вызвана и таким моментом, как отсутствие в стране налаженного производства качественной бумаги, в частности мелованной. Вам известно что-нибудь о состоянии российского рынка бумаги?

- Что касается целлюлозно-бумажных комбинатов - по имеющейся информации, их мощности довольно значительные, однако они не производят в необходимых объемах конкурентоспособную продукцию. Производят они в основном сырье, которое затем вывозится за границу, в том числе и для производства мелованной бумаги. И вопрос о том, сохранять ли таможенные льготы для бумаги или нет, зависит от того, хватает ли у нас бумаги. У меня сложилось мнение, что в России не хватает не то что мелованной, но и обычной газетной бумаги, и, скорее всего, сейчас бумага значительно подорожает. Поэтому данные льготы лучше оставить.

- То есть Вы считаете, что льготы на бумагу следует оставить?

- Да, их следует сохранить. Вот тут уже не скажешь, что надо в интересах собственной бумажной промышленности устанавливать высокие таможенные пошлины. Во-первых, непонятно, наша ли это уже бумажная промышленность. А во-вторых, ее так быстро не раскрутишь, как полиграфию, которую только загрузить, и все будет в порядке.

- Имеет ли Комитет и лично Вы информацию о количестве строящихся или новых типографий?

- Нет, информации о строящихся или уже имеющихся новых типографиях у нас нет. Я даже сомневаюсь, возможно ли эту информацию найти сейчас в принципе. Вряд ли сейчас строят много новых, ведь так много незагруженных старых полиграфических комбинатов. Особенно простаивают региональные полиграфические базы, причем не из-за неумения привлекать клиентов, как может показаться, а поскольку нет востребованности в их услугах.

За счет общего спада промышленности и экономики снижен покупательский спрос - его просто, можно сказать, нет, на книги и журналы особенно. А кроме того, отечественные типографии по качеству не могут конкурировать с западными.

Мое мнение - не загружая свою полиграфическую промышленность, мы никогда ее не поднимем и не сделаем конкурентоспособной. Необходимо идти на некоторые жертвы, например удорожание, но развивать свою отрасль.

Архив журналов в свободном доступе.

На ту же тему:
  • Типография под ключ

    Основатель московской типографии MDMprint Руслан Галифанов сообщил об открытии направления франчайзинга под своей маркой. Один из первых копировальных салонов по этой модели бизнеса заработал в середине августа 2018 г. в московском ТЦ «Звёздочка». Через неделю после открытия мы встретились на месте действия с Русланом и первым франчайзи MDMprint Диляном Башевым.

     

  • Печать 2025: сделать мир «умнее»

    План на 2025 г.: как индустрия печати изобретает себя заново, чтобы насытить мир интеллектуальными продуктами и сервисами.

     

  • 20 наивных, но важных вопросов про CTP и их выбор

    Сейчас все офсетные типографии сталкиваются с похожими проблемами: тиражи падают, расходы растут. В этой ситуации встаёт вопрос: каким образом строить стратегические планы по развитию производства? Одним из простых и эффективных решений можно считать смену технологии вывода печатных форм с аналогового способа на CTP. Даже аппараты начального уровня — сравнительно недорогой способ заметно увеличить оборот и прибыль типографии, получить импульс для рывка в конкурентной борьбе. За кажущейся простотой решения скрывается множество подводных камней и вопросов, которые лучше всего прояснить на самом раннем этапе. И не на все вопросы есть очевидные ответы. Вместе с компанией «МакЦентр» мы разбираемся, всем ли нужны CTP, какая технология предпочтительнее, и надо ли переживать о стране происхождения вашего аппарата.

     

  • Трёхсторонняя синергия: оборудование, бумага, сервисы

    27 июня, во время выставки Printech 2018, было объявлено, что «Konica Minolta Россия», Mondi и компания Europapier подписали договор о трёхстороннем сотрудничестве в сфере развития бизнеса на российском рынке. В рамках соглашения компании будут развивать рынок цифровой производительной печати, проводить совместные маркетинговые активности и мероприятия для российских заказчиков. После церемонии подписания мы задали несколько вопросов её участникам — главе Konica Minolta Business Solutions Russia Николаю Дмитриеву, генеральному директору Europapier Дмитрию Цветкову и генеральному директору «Монди Сейлз СНГ» Алексею Шамину.

     

  • Цифровые горизонты для офсетных типографий

    Совместная конференция Publish и «ITE Москва» продемонстрировала для представителей офсетных типографий разнообразные варианты развития с опорой на цифровые технологии — от внедрения цифровой печати и отделки до автоматизации и перехода к новым бизнес-моделям.

     

  • Screen всё ближе...

    Японская Screen завоевала отличную репутацию у отечественных полиграфистов ещё со времён, когда компания выпускала профессиональные сканеры и фотонаборные автоматы. Позже наступила эпоха прямого вывода форм, и в наших типографиях стали появляться CTP этого производителя, причём не только под собственной маркой, но и под другими известными брендами. Мы также стали свидетелями поставки в Россию рулонной промышленной ЦПМ Screen и широкоформатного УФ-принтера. Послушав выступление регионального директора Screen Europe Франца Копса на нашей конференции во время RosUpack 2018, мы решили узнать о перспективах развития бизнеса компании в мире и нашей стране и, в частности, сроках начала появления у нас первой этикеточной ЦПМ этого производителя. На этот раз Франц приехал в сопровождении своего руководителя — президента Screen Europe Таканоре Какита.

     


comments powered by Disqus